Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 46 46 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 07.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1.Онтогенез слоговой структуры слова у дошкольников 5
1.2. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития 11
1.3.Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) 20
2.1. Программа проведения исследования 20
2.2. Методики исследования 22
2.3. Анализ результатов исследования 28
2.4. Рекомендации по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Фрагмент для ознакомления

Успешное произношение слов со сложной структурой слогов основывается на артикуляционных навыках, фонематическом восприятии, восприятии ритма, пространственной ориентации и процессах следования.Коррекционная работа по преодолению нарушений структуры слога состоит из двух этапов:Это подготовительный этап, цель которого - подготовить ребенка к усвоению ритмических аспектов речи. Работа ведется над вербальным и невербальным материалом.Коррекционный этап направлен на исправление слоговых нарушений ребенка. Работа ведется на устном материале.Этап пересмотра включает в себя работу с устным материалом и состоит из нескольких уровней:уровень гласных;уровень слога;уровень слов;уровень коротких предложений;ясность слов, уровень рифмы.Уровень гласных.Примеры игр и упражнений, связанных с гласными:Произносите серии из двух, трех или более звуков:сопровождаемые символами («Звуки»)без наглядных пособий.Произнесите ряд гласных с ударением на одной из них:визуальныйбез наглядных пособий, на слух.Распознавание и произношение ряда гласных из беззвучной артикуляции взрослого человека.Уровень слов.Примеры игр и упражнений для работы над слогами. Работа с различными типами слогов:с общим согласным (например, «Висит со снеговиком» - имитирует движение и говорит: ба-бо-ба-ба-ба-ба);с общим гласным (ка-та-ма-ва);Обратные слоги (произносите слог «Ав-ав» столько раз, сколько точек нарисовано);Закрытые слоги, наборы слогов и пары (различные имитации);Прямые и инвертированные слоги с противоположными звуками: твердость - мягкость, звонкость - беззвучность («Мы забиваем гвозди молотком: та-да-та-да, то-до-до»);слогов в наборе.Работайте с ритмическими рисунками.Упражнение «Цыпленок». (Ребенку показывают ритмический рисунок // / / / / / / /.Уровень слов.Примеры игр и упражнений.Игра «Счет слогов» (на дорожках есть дорожки - в зависимости от того, сколько слогов в слове, ребенок произносит слово и за каждый слог переходит на следующую дорожку).Игра «Дом - замок - изба». (Слова разделены по количеству слогов в этих зданиях: дом - слова из одного слога, замок - слова из двух слогов, изба - слова из трех слогов).Игра «Паровозик». (Паровозик состоит из нескольких вагонов, вагоны отличаются количеством окон, и слова распределяются в зависимости от количества окон - вагон с одним окном имеет слова из одного слога, вагон с двумя окнами имеет слова из двух слогов и т.д.).Уровень коротких предложений.Примеры игр на развитие словосочетаний.Игра называется «Сложение». (Перед детьми лежат картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, затем повторяет предложение. Например, колючий.... (ежик); воздушный шар ... (шарик); хитрая ... (лиса)).Комплексный подход предполагает работу над слоговой структурой слов с разными специалистами, а именно с логопедом, учителем, учителем музыки и учителем физкультуры.У логопедов и нейропсихологов много общих задач:Укрепление здоровья: укрепление опорно-двигательного аппарата; улучшение дыхания; развитие двигательной координации и моторных функций; правильная осанка и походка;Образование: развитие двигательных навыков и умений; развитие пространственного восприятия, координации движений; приобретение ритмических навыков;Воспитание: воспитание и развитие чувства ритма, восприятие ритмической выразительности музыки и движения, восприятие музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с образом;Коррекционные: развитие дыхания, артикуляции, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.Основной задачей коррекции ОНР является стимуляция психической речевой активности, которая в подавляющем большинстве значительно снижена. Это обусловлено недостаточностью функционирования глубинных подкорковых структур мозга, играющих большую роль в различных двигательных, соматорегуляционных и аффективных процессах. Слабость аффективной сферы и является основной причиной задержки психического и речевого развития.Стимулировать психическое и речевое развитие ребенка необходимо с рождения. Слабый, мало модулированный крик уже является основанием для того, чтобы сделать выводы о неполноценности голосового отдела артикуляционного аппарата или недостаточности аффективной сферы.Работа по преодолению этих недостатков выстраивается следующим образом:-взрослые должны любыми способами обратить внимание малышей, на звуки разного характера, как речевые, так и неречевые. Это может быть умышленное «озвучание» взрослого с ребенком, или звукоподражание, рассчитанное на вызов раннего «подражательного рефлекса». С нейропсихологической точки зрения необходимость этого процесса состоит в том, что в более позднем возрасте структуры мозга, отвечающие за подражательный рефлекс, становятся инертными: их очень тяжело, а иногда совсем невозможно приобщить к работе.взрослый предоставляет ребенку возможность послушать звучание разных предметов, рассчитывая на то, что малыш попытается подражать им или тому, кто намеренно делает это в преувеличенной форме.еще одним способом является привлечение внимания ребенка к своему лицу: к артикуляционным позам при произношении разных слогов так, чтобы малыши хорошо слышали звучание и видели артикуляционные особенности произношения: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Каждая цепочка слогов произносится четко, ритмично.Первая встреча с ребенком начинается с игр (для установления эмоционального контакта). Для этого детям предлагаются обычные «классики». Воспитатель с детьми поочередно прыгают, забрасывают мешочки. В этой игре можно многое увидеть: это и самое элементарное - или прыгает, или переключается, ведь надо прыгнуть и на 2 ноги и на одну... Умеет играть по очереди своим телом... Какая нога и какая рука ведущая... Знает ли цифры... И еще многое2. Так же, веревкой нарисованная улитка – несколько завитков – по нему идем передом, задом, как медведь, как мышка, перепрыгиваем через линии на одной ножке, на двоих.3. «Иди, беги, стой». И активизация, и распределение внимания, развитие навыка слышно взрослого.Варианты этой игры могут быть такими: «Воздух. Вода. Земля.» «Огонь. Вода.»4. »Сварим борщик». Игра на активизацию и распределение внимания. Печатный материал (кастрюля с борщом и ингредиенты для него). Капуста, морковь и картофель на огороде (разложенные по кабинету пластиковые овощи). Задание ребенка собрать овощи и принести на кухню. Есть препятствие: дождь (также есть разложенный зонтик). Ребенок отправляется на огород за овощами, но когда услышит шум дождя (включала аудиозапись, или звукоподражание: крап-крап-кроп ) должен быстро спрятаться под зонтик и подождать ( несколько секунд). Дождик закончился можно собрать морковь, второй раз – капусту , третий – картошку.5. Игра «Дом для киски»На одном стуле лежат кубики. На другом стуле нужно построить дом. Но для этого следует перейти мостик (между стульями выложена ортопедическая дорожка и т.п.). Ребенок с первого стула на тарелочку или поднос кладет 2-3 кубика и переносит их через мостик. На втором стуле начинает строить дом для кошки. Малыш носит кубики до тех пор, пока дом не будет построен.Далее следует отметить, что еще одной из обязательных задач является формирование и развитие связей межполушарного взаимодействия. По не сформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием мозга, каждое из которых познает внешний мир по-своему. Эти приемы стимулируют височные доли мозга, которые в конечном итоге становятся основными в формировании речевой функции.Кроме этого, программа работы с детьми с ОНР должна обязательно содержать такие разделы, как преодоление костной, пальцевой, оральной и артикуляционной апраксии; зрительной и слуховой агнозии; конструктивно-пространственных расстройств, т.д.На занятиях используется много упражнений для построения слоговых структур слов:упражнения для развития мелкой моторики, артикуляции и грубой моторики;упражнения для развития чувства ритма;упражнения по ориентированию в пространстве;упражнения для развития правильного речевого дыхания.Очень важно, чтобы логопеды и языковые терапевты и работники детских учреждений работали вместе. На основе оценки логопед и воспитатель составляют совместную программу со всеми необходимыми целями и заданиями. И логопед, и воспитатель работают над одной и той же лексической темой и повторяют множество заданий для закрепления материала. Логопед дает детям рекомендации и необходимые упражнения, над которыми работает педагог.Воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных ситуациях и положениях: в группе, во время игры, на прогулке и в повседневной жизни. Это означает, что у воспитателя есть возможность сравнить.Это означает, что у воспитателя есть возможность сравнивать навыки, умения и т.д. своих воспитанников в повседневном общении с ними.Таким образом, характер логопедической работы по развитию слоговой структуры слов определяется уровнем речевого развития ребенка.При разработке коррекционных занятий по улучшению слоговой структуры слов следует учитывать ведущую деятельность и использовать системный подход. Сотрудничество нескольких специалистов играет важную роль в достижении успешных результатов. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2В экспериментальной части исследования была организована коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы была адаптирована и дополнена общепринятая методика обследования слоговой стороны речи. Она включала три блока, каждый из которых имел по одной задаче. Коррекционная работа по преодолению нарушений структуры слога состоит из двух этапов:1. Подготовительный этап, цель которого - подготовить ребенка к усвоению ритмических аспектов речи. Работа велась над вербальным и невербальным материалом. 2. Коррекционный этап направлен на исправление слоговых нарушений ребенка. Этап пересмотра основывался на непосредственной работе с устным материалом и состоит из нескольких уровней:уровень гласных;уровень слога;уровень слов;уровень коротких предложений;ясность слов, уровень рифмы.В результате проведенной диагностики выяснили, что у всех детей старшего дошкольного возраст с ОНР III уровня нарушена слоговая структура слова. На основе полученных экспериментальных данных и проанализированных методик нами было определено содержание логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, а именно составлен комплекс логопедических игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова для логопедических занятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕЧисло детей с различными нарушениями речевого развития увеличивается с каждым годом. Большинство из этих детей имеют большую или меньшую степень нарушения слоговой структуры, которое считается основной и постоянной причиной структурных нарушений в языке детей с общей задержкой развития речи. Практика логопедической работы показала, что коррекция структуры слога является одной из самых важных и трудных задач в лечении первазивной задержки речевого развития у детей дошкольного возраста. Слог - это наименьшая единица речевого потока. Дети интенсивно осваивают слоговую структуру в раннем возрасте и завершают ее в младшем дошкольном возрасте.Усвоение звуков слов происходит позже, чем усвоение слогов. При нормальном развитии каждая структура проходит определенные стадии развития, прежде чем ребенок овладевает нормативными механизмами этой структуры. Искажение графем зависит от степени и характера задержки речевого развития ребенка. В некоторых случаях задержка речевого развития влияет на дефицит усвоения слоговой структуры слов через отклонения в сенсорной сфере и возникающие в результате этого трудности в дифференциации контуров слогов.В других случаях возникают трудности с воспроизведением контуров слогов и слиянием различных слоговых рядов из-за отсутствия тренировки артикуляционной сферы.В ходе обзора литературы мы обнаружили, что многие авторы согласны с тем, что невербальные процессы, такие как пространственная локализация зрения, способность организовывать временной ритм движений и действий и способность последовательно обрабатывать информацию, важны для формирования слоговой структуры слова. Необходимо начинать с более легких, выполнимых заданий и постепенно переходить к сложным заданиям, требующим максимальной концентрации и умственных усилий со стороны ребенка, в которых он может творчески манипулировать различными объектами.В исследовании приняли участие десять детей с общим низким уровнем развития речи и десять детей с нормальным уровнем развития речи. Результаты, полученные в течение диагностического периода, были проанализированы в баллах и уровнях. Анализ пунктов заключался в подсчете количества пунктов, на которые испытуемые дали правильные ответы, и их сравнении. Уровневый анализ заключался в разделении старших дошкольников по уровню обученности слоговой структуре слов. Проанализировав результаты данной методики, можно сделать вывод, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в воспроизведении слов различной структуры.Однако следует отметить, что эти проблемы бывают разной степени тяжести: от высокой до низкой. Комплексное исследование детей с использованием различных типов заданий позволило нам определить тип речи, который является наиболее проблемным для каждого ребенка, и на этом основывать нашу работу по специальному обучению. Мы выяснили, что дети испытывают трудности при выполнении заданий и что необходима систематическая коррекционная работа. В группе следует учитывать языковые особенности детей и использовать соответствующие игры и упражнения.При развитии слоговой структуры слов характер логопедической работы определяется уровнем развития речи ребенка. При разработке коррекционных занятий по развитию слоговой структуры слов следует учитывать основные виды деятельности и применять системный подход.Важную роль в достижении хороших результатов играет сотрудничество нескольких специалистов - логопедов, воспитателей и педагогов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ Астрель, 2016. –222 с.Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений дошкольников: практ. пособие – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 157 с.Болдырева Е.А. Взаимосвязь трудностей освоения чтения и недоразвития фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза // Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. - С. 397-399.Виноградова О. А. Развитие речевого общения дошкольников с нарушениями речи // Практическая логопедия и логопедия. - 2018. - № 2. - С.53 – 54.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2019. – 368 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 2006. – 470 сГлухов В. П. Онтогенез речевой деятельности: курс лекций: учеб.пособие / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва : МПГУ, 2017. –95 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Директ-медиа, 2008. – 1104 с.Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: кн. Для логопеда. –Екатеринбург : КнигоМир, 2016. – 320 сЖукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.-320 с.Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учеб.-метод. пособие. – М.: БИНОМ, 2018. – 78 сЛевина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2018. – 314 с.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии; под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2007. – 165 с.Леонтьев А А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психологи. – М.: Academia: Смысл, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 287 с.Лодыгина А.А. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития. В сборнике: Перспективы и реалии педагогического образования . 2019. С. 103.Макарова Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. – №2. – С.66-70.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961. 120 с.Овсянникова С.А. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с различным типом ОНР // Логопедия сегодня. - 2017. - №3. - С.11 -19.Окулова Ю. В. Игры по развитию фонематического восприятия и формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее. Сборник статей Всероссийской методико-практической конференции. - 2020. - С. 123-126.Попова И.И. Диагностический аспект коррекции слоговой структуры слова детей шестого года жизни // Гуманитарно–педагогическое образование. – 2018. – Т. 1. – № 2. – С. 49–54.Привалова С.Е. Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в ДОУ //Филологическое образование в период детства. – 2019. – Т. 21. – С. 88–94.Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте; Акад. мед. наук СССР. Ордена Труд. красного знамени ин-т педиатрии. - Москва : изд. и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948. - 200 с. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. - М.: Феникс, 2020. - 558 cСмирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 80 с.Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. – 191 с.Титова Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 143 с. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова; Дрофа. – М., 2004. – 40 с.Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, – 2018. – 48 с.Филичева Т.Б. Развиваем речь и мышление дошкольника: программнометодические указания и вариативные конспекты занятий. – М. В. Секачев, 2018. – 228 с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста . – М.: 2000. – 80 с.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, 2001. 289 с.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д, – 2019.– 96 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ Астрель, 2016. –222 с.
2. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений дошкольников: практ. пособие – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 157 с.
3. Болдырева Е.А. Взаимосвязь трудностей освоения чтения и недоразвития фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза // Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. - С. 397-399.
4. Виноградова О. А. Развитие речевого общения дошкольников с нарушениями речи // Практическая логопедия и логопедия. - 2018. - № 2. - С.53 – 54.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2019. – 368 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 2006. – 470 с
7. Глухов В. П. Онтогенез речевой деятельности: курс лекций: учеб.пособие / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва : МПГУ, 2017. –95 с.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Директ-медиа, 2008. – 1104 с.
9. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: кн. Для логопеда. –Екатеринбург : КнигоМир, 2016. – 320 с
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.-320 с.
11. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учеб.-метод. пособие. – М.: БИНОМ, 2018. – 78 с
12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2018. – 314 с.
13. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии; под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2007. – 165 с.
14. Леонтьев А А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психологи. – М.: Academia: Смысл, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 287 с.
15. Лодыгина А.А. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития. В сборнике: Перспективы и реалии педагогического образования . 2019. С. 103.
16. Макарова Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. – №2. – С.66-70.
17. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961. 120 с.
18. Овсянникова С.А. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с различным типом ОНР // Логопедия сегодня. - 2017. - №3. - С.11 -19.
19. Окулова Ю. В. Игры по развитию фонематического восприятия и формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее. Сборник статей Всероссийской методико-практической конференции. - 2020. - С. 123-126.
20. Попова И.И. Диагностический аспект коррекции слоговой структуры слова детей шестого года жизни // Гуманитарно–педагогическое образование. – 2018. – Т. 1. – № 2. – С. 49–54.
21. Привалова С.Е. Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в ДОУ //Филологическое образование в период детства. – 2019. – Т. 21. – С. 88–94.
22. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте; Акад. мед. наук СССР. Ордена Труд. красного знамени ин-т педиатрии. - Москва : изд. и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948. - 200 с.
23. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. - М.: Феникс, 2020. - 558 c
24. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 80 с.
25. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. – 191 с.
26. Титова Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 143 с.
27. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова; Дрофа. – М., 2004. – 40 с.
28. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, – 2018. – 48 с.
29. Филичева Т.Б. Развиваем речь и мышление дошкольника: программнометодические указания и вариативные конспекты занятий. – М. В. Секачев, 2018. – 228 с.
30. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста . – М.: 2000. – 80 с.
31. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, 2001. 289 с.
32. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д, – 2019.– 96 с.