проявление агрессивности у студентов с разным уровнем интернет- зависимости.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 56 56 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 07.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Характеристика интернет-зависимости 6
1.2. Характеристика агрессивности в психологии 12
1.3. Психологические особенности студентов 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Результаты исследования 28
2.3. Анализ результатов исследования 35
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44


Фрагмент для ознакомления

30% учащихся чрезмерно агрессивны, эмоционально неуравновешенны и часто проявляют жестокость по отношению к другим. 20% студентов излишне дружелюбны, не уверены в своих силах и возможностях.4. Результаты сравнительного анализа показали, что у студентов с интернет-зависимостью значительно выше раздражение, уровень агрессивности и агрессия в отношениях, чем у студентов с отсутствием интернет-зависимости и выше раздражение и уровень агрессивности, чем у студентов со склонностью к интернет-зависимости. Таким образом, интернет-зависимые студенты отличаются повышенной агрессивностью по сравнению со студентами с минимальным риском развития зависимости и со склонностью к интернет-зависимости.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлось выявление особенностей проявления агрессивности у студентов с разным уровнем интернет-зависимости..В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что под интернет-зависимостью понимают такое расстройство поведения, которое в результате использования интернета, оказывает отрицательное влияние на личность и психику, больше чем другие виды деятельности. Это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности, и искусственному изменению своего психического состояния посредством фиксации внимания на интернет – ресурсах. Психологическими особенностями молодых людей, демонстрирующих признаки интернет-зависимости являются проблемы со сном и соответствующее поведение (раздражение, фрустрация, агрессия), нарушения в межличностных отношениях, нарушения эмоциональной сферы: тревога, депрессия, низкая самооценка.Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности). Агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая предрасположенность к агрессивному поведению агрессия мотивируется деструктивным поведением, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит ущерб объектам нападения и причиняет людям физический вред или вызывает у них психологический дискомфорт. Проявление агрессии объясняется биологическими и социальными факторами.Психологическими особенностями студентовявляются: стабилизация поведения, эмоциональных реакций, улучшение самооценки, самоопределение в профессиональной и личной сфере. Учебно-профессиональная деятельность играет ключевую роль в формировании личностного развития и профессионализации. Студенты стремятся получить высшее образование и построить карьеру, так как это является важной социальной ценностью. Адаптация студентов вузов зависит от условий обучения, их индивидуальных особенностей и особенностей молодежи.Результаты эмпирического исследования показали, что больше половины студентовимеют риск возникновения аддикции, у них отмечаются некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом.Количество студентов с минимальным риском возникновения интернет зависимости составляет меньшинство.Уровень агрессивности и враждебности у студентов в среднем соответствует нормальному. Наиболеераспространеннойформойагрессиисреди студентов является косвеннаяагрессия,направленнаянадругогочеловека/предмет илининакого,являетсяЗначительнораспространено среди учащихся физическоенасилиевотношениидругогочеловека,протестноеповедение, упрямство,обида,завистьиненавистькдругимлюдямкакзареальные,такизавымышленные действия.Половина группы студентов умеренно агрессивны в отношениях, они достаточно честолюбивы и самоуверенны.Есть учащиеся, которые чрезмерно агрессивны и которые излишне дружелюбны, не уверены в своих силах.Результаты сравнительного анализа показали, что у студентов с интернет-зависимостью значительно выше раздражение, уровень агрессивности и агрессия в отношениях, чем у студентов с отсутствием интернет-зависимости и выше раздражение и уровень агрессивности, чем у студентов со склонностью к интернет-зависимости. Таким образом, интернет-зависимые студенты отличаются повышенной агрессивностью по сравнению со студентами с минимальным риском развития зависимости и со склонностью к интернет-зависимости.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: уровень агрессивности у студентов с высоким уровнем интернет-зависимостивыше, чем у студентов с минимальным риском интернет-зависимости.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАвдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.Антошкина, Е.А.Психологические особенности студенческой группы / Е.А.Антошкина, В.В. Осипова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. –2020.– №16. –С. 96-97.Арчер, Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230. Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. – СПБ.: Питер, 2001. – 512 с.Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2000. – 351 с. Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский// Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2015. – №4(33). – С. 33-39.Гусейнов, Р.Д. Психологические особенности современного студенчества / Р.Д. Гусейнов, И.С. Гусейнова, Э.А. Пирмагомедова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №5. – С. 250 – 255. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов / О.С. Дровняшина// Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.Колесников, В.Н. Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте / В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник, Л.И. Теплова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 34–46.Коннор, Д.Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение / Д.Ф. Коннор. – СПБ.: Еврознак, 2005. – 288 с. Короленко, Ц.П. Стратегии коррекции созависимости / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2012. – 157с.Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц / Перевод Г.Ф. Швейник. – М.: Римис, 2009. – 352 с.Малыгин, В.Л. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопровождающих интернет-зависимость у подростков / В.Л. Малыгин, Ю.А. Меркурьева // Вопросы наркологии. – 2020. – №4 (187). – С. 63-77.Мамедова, А.Н. Компьютерная и интернет-зависимость как проблема социализации современных подростков / А.Н. Мамедова // Педагогический форум. – 2021. – №2 (8). – С. 250-252.Матасова, И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л. Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Том 2. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. – 138с.Москаленко, О.Л. Компьютерная зависимость у подростков: виды, признаки, профилактика // О.Л. Москаленко, С.Ю. Терещенко, Э.В. Каспаров // RussianJournalofEducationandPsychology. – 2023. – Т. 14. – №1-2. – С. 177-186.Неклюдова, В.В. Агрессивность игрозависимой студенческой молодежи / В.В. Неклюдова // Вестник ПСИ. – 2018. – № 1 (79). – C. 144-147.Пилецкий, С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилейкий// Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде /Е.М. Захарова,С.М. Берникова,М.И. Бакина, М.В. Андреева // AlmaMater (Вестник высшей школы). – 2020. – №12. – С. 82-86.Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т.1. – 407 с.Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.Солдаткин, В.А. Интернет-зависимость: проблема агрессии и аутоагрессии/ В.А. Солдаткин, А.А. Сидоров // Психическое здоровье. – 2020. – №8. – С. 39-52. Спановский, С.С. Некоторые методы определения и анализа интернет-зависимости среди молодежи / С.С. Спановский// На пути к гражданскому обществу. – 2020. – №1 (37). – С. 46-49. Суходолов, А.П. СМИ и виртуальная реальность: новые возможности и перспектив / А.П. Суходолов, С.В. Тимофеев // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7.– № 4. – С. 567-580.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386 с.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм/ Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2007. – 624с.Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с. Хуторянская, Т.В. Взаимосвязь интернет – зависимости и проявления агрессивности у старшеклассников / Т.В. Хуторянская / Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума – Саратов: Саратовский университет, 2022 – 314 с. – С. 216-222.Хуторянская, Т.В. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости /Т.В. Хуторянская, Л.Г. Петрова, А.М. Нургалиева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 3. – С. 25-27.Цой, Н.А. Социальные факторы феномена интернет зависимости: автореф. дис. … канд. социол. наук / Н.А. Цой. – Владивосток, 2012. – 23 с.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.Шаймакова, Ж.Б.Специфика становления профессионального сознания у студентов вуза / Ж.Б.Шаймакова. В сборнике: Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования. Материалы IV Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.В. Золиной. Астрахань, 2021. – С. 80-83. Young, K.S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports. – 1996. – № 79. – P. 899-902.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Шкала интернет-зависимости С. Чена (шкала CIAS) (адаптация В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова)Инструкция: Ниже приведен список вариантов занятий или описание ситуаций, связанных с Интернетом, с которыми могли бы согласиться люди, имеющие опыт пребывания в сети. Пожалуйста, прочитайте каждый из них внимательно, и отметьте галочкой тот ответ, который наиболее точно отражает характер Вашего пребывания в Интернете за последние 6 месяцев.Текст методикиСовсем не подходит (1)Слабо подходит (2)Частично подходит (3)Полностью подходит (4)1. Мне не раз говорили, что я провожу слишком много времени в Интернете2. Я чувствую себя некомфортно, когда я не бываю в Интернете в течение определенного периода времени3. Я замечаю, что все больше и больше времени провожу в сети4. Я чувствую, беспокойство и раздражение, когда Интернет отключен или недоступен5. Я чувствую себя полным сил, пребывая онлайн, несмотря на чувствовавшуюся ранее усталость6. Я остаюсь в сети в течение более длительного периода времени, чем намеревался, хотя я и планировал только «зайти на минутку»7. Хотя использование Интернета негативно влияет мои отношения с другими людьми, количество времени, потраченного на Интернет, остается неизменным8. Несколько раз (>1) я спал менее четырех часов из-за того, что «завис» в Интернете9. За последний семестр (или за последние 6 месяцев) я стал гораздое больше времени проводить в сети 10. Я переживаю или расстраиваюсь, если приходится прекратить пользоваться Интернетом на определенный период времени11. Мне не удается преодолеть желание войти в сеть12. Я отмечаю, что я выхожу в Интернет вместо личной встречи с друзьями13. У меня болит спина или я испытываю другого рода физический дискомфорт после сидения в Интернете14. Мысль зайти в сеть приходит мне первой, когда я просыпаюсь утром15. Пребывание в Интернете привело к возникновению у меня определенных неприятностей в школе или на работе16. Пребывая вне сети в течение определенного периода времени, я ощущаю, что упускаю что – то17. Мое общение с членами семьи сокращается из - за использования Интернета18. Я меньше отдыхаю из-за использования Интернета19. Даже отключившись от Интернета после выполненной работы, у меня не получается справиться с желанием войти в сеть снова20. Моя жизнь была бы безрадостной, если бы не было Интернета21. Пребывание в Интернете негативно повлияло на мое физическое самочувствие22. Я стараюсь тратить меньше времени в Интернете, но безуспешно23. Для меня становится обычным спать меньше, чтобы провести больше времени в Интернете24. Мне необходимо проводить всё больше времени в Интернете, чтобы получать то же удовлетворение, что и раньше25. Иногда у меня не получается поесть в нужное время из -за того, что я сижу в Интернете26. Я чувствую себя усталым днем из -за того, что ночью сидел в ИнтернетеОпросник уровня агрессивности А. Басса, А. ДаркиИнструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов.Текст методикиДаПожалуй, даПожалуй, нетНет1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.5. Не всегда получаю то, что мне положено.6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.15. Часто бываю не согласен с людьми.16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.18. В раздражении хлопаю дверьми.19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.21. Меня немного огорчает моя судьба.22. Думаю, что многие люди не любят меня.23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.26. Я не способен на грубые шутки.27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.30. Довольно многие завидуют мне.31. Требую, чтобы люди уважали мои права.32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.34. От злости иногда бываю мрачным.35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все что о нем думаю.47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.54. Неудачи огорчают меня.55. Дерусь не реже и не чаще других.56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.60. Ругаюсь только от злости.61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.67. Часто думаю, что живу неправильно.68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.69. Не огорчаюсь из-за мелочей.70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.72. В последнее время я стал занудой.73. В споре часто повышаю голос.74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.Методика оценки агрессивности в отношениях А. АссингераИнструкция. Внимательно читайте вопросы, каждый раз подчеркивая один их трех предложенных вариантов ответов, который больше всего вам подходит. Текст опросника I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? 1. Всегда 2. Иногда 3. НикогдаII. Как Вы ведете себя в критической ситуации? 1. Внутренне кипите 2. Сохраняете полное спокойствие 3. Теряете самообладаниеIII. Каким считают Вас коллеги? 1. Самоуверенным и завистливым 2. Дружелюбным 3. Спокойным и независтливымIV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность? 1. Примете ее с некоторыми опасениями 2. Согласитесь без колебаний 3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствияV. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу? 1. Выдадите ему "по первое число". 2. Заставите вернуть 3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного? 1. "Что это тебя так задержало?" 2. "Где ты торчишь допоздна?" 3. "Я уже начал(а) волноваться".VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля? 1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"? 2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло. 3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь? 1. Сбалансированными 2. Легкомысленными 3. Крайне жесткимиIX. Что Вы предпринимаете, если не все удается? 1. Пытаетесь свалить вину на другого человека 2. Смиряетесь 3. Становитесь впредь осторожнееX. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? 1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения". 2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать". 3. "И чего мы столько с ними возимся?"XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому? 1. "И зачем я только на это нервы тратил?" 2. "Видно, его физиономия шефу приятнее". 3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".XII. Как Вы смотрите страшный фильм? 1. Боитесь 2. Скучаете 3. Получаете искреннее удовольствиеXIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание? 1. Будете нервничать во время заседания 2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров 3. ОгорчитесьXIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам? 1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым 3. Очень сердитесь, если не везетXV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане? 1. Стерпите, избегая скандала 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание 3. Отправитесь с жалобой к директору ресторанаXVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе? 1. Поговорите с учителем 2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника". 3. Посоветуете ребенку дать сдачиXVII. Какой, по-вашему, Вы человек? 1. Средний 2. Самоуверенный 3. ПробивнойXVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами? 1. "Простите, это моя вина". 2. "Ничего, пустяки". 3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи? 1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!" 2. "Надо бы ввести телесные наказания". 3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!"XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда 2. Домашнюю кошку 3. МедведяПриложение 2Ответы испытуемых по шкалеинтернет-зависимости С. Чена (шкала CIAS) Ответы по опроснику уровня агрессивности А. Басса, А. ДаркиОтветы по методике оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера№ПолВозрастI. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?III. Каким считают Вас коллеги?IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?XII. Как Вы смотрите страшный фильм?XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?1ж20312113311231321312222м19333332213212132223313ж19313231221123221123134ж18311333211223233112335м18233313133333311311236ж20133331233112331311127ж18133132233322111113218ж18222132333133221221339м191331223111122231121310ж181321211232123133133311ж191223233212231333211112м203332231322231331123113ж202322211122231112131314ж191223133113222321221215ж193223122231111231313316м191322123311311221111317м181111221123211331122118ж193111333121111231211319м202223322211321231112120ж192321313131211113232321ж192112322222113212311222ж181231211332222312232323м203133121112111232121324м182211122223232231233225ж201332221133313223212326ж192231312113321313211127м193231132313311321133228ж191311232313221113213229м192113221223232132222230м203113111312213112313131м193323113133222212131132ж203321333331222113231333ж181332321333333113221334м201231212333321131111335м193212321332213232212236ж191313122222312312132137м192112313212212131131238ж193331333232111311232239м181323111113132312131140м1933211132322233311223

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.
2. Антошкина, Е.А.Психологические особенности студенческой группы / Е.А.Антошкина, В.В. Осипова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. –2020.– №16. –С. 96-97.
3. Арчер, Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. – СПБ.: Питер, 2001. – 512 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2000. – 351 с.
6. Войскунский, А.Е. Концепции зависимости и присутствия примени-тельно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский// Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2015. – №4(33). – С. 33-39.
7. Гусейнов, Р.Д. Психологические особенности современного студенче-ства / Р.Д. Гусейнов, И.С. Гусейнова, Э.А. Пирмагомедова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №5. – С. 250 – 255.
8. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов / О.С. Дровня-шина// Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
9. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с.
10. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.
11. Колесников, В.Н. Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте / В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник, Л.И. Теплова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 34–46.
12. Коннор, Д.Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение / Д.Ф. Коннор. – СПБ.: Еврознак, 2005. – 288 с.
13. Короленко, Ц.П. Стратегии коррекции созависимости / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2012. – 157с.
14. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц / Перевод Г.Ф. Швейник. – М.: Римис, 2009. – 352 с.
15. Малыгин, В.Л. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопровождающих интернет-зависимость у подростков / В.Л. Малыгин, Ю.А. Меркурьева // Вопросы наркологии. – 2020. – №4 (187). – С. 63-77.
16. Мамедова, А.Н. Компьютерная и интернет-зависимость как проблема социализации современных подростков / А.Н. Мамедова // Педагогический форум. – 2021. – №2 (8). – С. 250-252.
17. Матасова, И.Л. Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л. Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Том 2. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. – 138с.
18. Москаленко, О.Л. Компьютерная зависимость у подростков: виды, признаки, профилактика // О.Л. Москаленко, С.Ю. Терещенко, Э.В. Каспаров // RussianJournalofEducationandPsychology. – 2023. – Т. 14. – №1-2. – С. 177-186.
19. Неклюдова, В.В. Агрессивность игрозависимой студенческой молодежи / В.В. Неклюдова // Вестник ПСИ. – 2018. – № 1 (79). – C. 144-147.
20. Пилецкий, С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилейкий// Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.
21. Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде /Е.М. Захарова,С.М. Берникова,М.И. Бакина, М.В. Андреева // AlmaMater (Вестник высшей школы). – 2020. – №12. – С. 82-86.
22. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т.1. – 407 с.
23. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
24. Солдаткин, В.А. Интернет-зависимость: проблема агрессии и аутоаг-рессии/ В.А. Солдаткин, А.А. Сидоров // Психическое здоровье. – 2020. – №8. – С. 39-52.
25. Спановский, С.С. Некоторые методы определения и анализа интернет-зависимости среди молодежи / С.С. Спановский// На пути к гражданскому обществу. – 2020. – №1 (37). – С. 46-49.
26. Суходолов, А.П. СМИ и виртуальная реальность: новые возможности и перспектив / А.П. Суходолов, С.В. Тимофеев // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7.– № 4. – С. 567-580.
27. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386 с.
28. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм/ Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2007. – 624с.
29. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
30. Хуторянская, Т.В. Взаимосвязь интернет – зависимости и проявления агрессивности у старшеклассников / Т.В. Хуторянская / Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума – Саратов: Саратовский университет, 2022 – 314 с. – С. 216-222.
31. Хуторянская, Т.В. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости /Т.В. Хуторянская, Л.Г. Петрова, А.М. Нургалиева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 3. – С. 25-27.
32. Цой, Н.А. Социальные факторы феномена интернет зависимости: автореф. дис. … канд. социол. наук / Н.А. Цой. – Владивосток, 2012. – 23 с.
33. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
34. Шаймакова, Ж.Б.Специфика становления профессионального сознания у студентов вуза / Ж.Б.Шаймакова. В сборнике: Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования. Материалы IV Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.В. Золиной. Астрахань, 2021. – С. 80-83.
35. Young, K.S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports. – 1996. – № 79. – P. 899-902.