Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста с овз
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты диагностики эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 6
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы развития эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР) 10
Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 19
2.1. Диагностика сформированности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 19
2.2 Рекомендации по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 25
Заключение 33
Список литературы 35
Одним из психолого-педагогических подходов к формированию доверия и открытости миру, развитию уверенности в себе, является направление, связанное с развитием представлений о собственных чувствах и эмоциях и постепенным становлении эмпатийности ребенка. Занятия проводятся с дошкольниками в течение 2 месяцев 2 раза в неделю по 20 минут в первой половине дня после завтрака. Программа мероприятий представлена в приложении 1.Целью программы стало развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии у детей, развитие коммуникативных навыков, а также развитие регулятивной и познавательной функций речи.Задачи программы:Привлечение внимания детей к миру эмоций;Обучение распознаванию и различению эмоций;Обогащение и расширение словаря детей;Пополнение предметно-развивающей среды играми, пособиями по знакомству детей с внешними проявлениями эмоций в различных образовательных центрах (экологическом, речевом, изобразительном и др.);Развитие способности устанавливать внутренний, скрытый смысл взаимоотношений героев рассказов и сказок;Развитие способности сопереживать и сочувствовать литературным героям, анализировать их эмоциональное состояние;Развитие сложных форм речи: доказательства, повествования, а также становление познавательной функции речи;Привлечение внимания родителей к миру переживаний собственного ребенка;Развитие регулятивной и коммуникативной функций речи;Совместное с родителями наблюдение за значимыми для ребенка переживаниями и их обсуждение.Методы и приемы работы:Развивающие игры;Эмоционально-образные этюды;Психогимнастика;Чтение, обсуждение;Беседы нравственно-этического содержания;Сочинение загадок, рассказов, сказок;Театрализованные игры, драматизация;Изобразительная деятельность, ручной труд;Целевые и нецелевые проблемные ситуации.Методические приемы и материалы:Использование проблемных ситуаций. Накопление банка нецелевых проблемных ситуаций для актуализации эмпатийного опыта ребенка в повседневной жизни.Создание книги детских рассказов на основе пережитых детьми эмоционально-ярких событий (книга создавалась с участием родителей).Создание дидактического пособия «Правила поведения в группе» в виде набора иллюстраций к рассказам и сказкам. Основой для подбора картинок, иллюстрирующих правила поведения стали наиболее частые конфликтные ситуации, возникающие к группе, предложенные детьми. При составлении правил учитывались индивидуальные особенности характера отдельных детей.Содержание работы.На начальном этапе работа с детьми была направлена на формирование понимания и осознания различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимике, позах. Для этого была осуществлена подборка разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы, а также на расширение и обогащение словаря детей. Также проводилось чтение произведений художественной литературы. Для осознания переживания литературных героев и определения их эмоциональных состояний, использовался прием – «прерванное чтение», позволяющий детям глубже дифференцировать состояние героев и отразить в речи свое отношение к ним. Таким образом, на данном этапе дети расширяют диапазон понимаемых и переживаемых эмоций. Появились предпосылки адекватной оценки нравственно-эмоционального содержания поступков героев. В повседневной деятельности дети стали чаще обращать внимание на проявления эмоционального состояния друг друга и пытаться объяснить причины, вызвавшие ту или иную эмоцию.Изменение сюжета сказки, влияние на ход событий с помощью приема «Волшебное зеркало», «Волшебный фонарик». Обогащение эмоционально-коммуникативного опыта детей.Участие у играх-драматизациях способствовало более полной индетификации с героем на фоне пережитого и выражению сочувствия. Так же у некоторых детей проявилось стремление оказать действенную помощь персонажу, которая выражалась в написании писем, подборе слов, в преобразовании сюжета. В рамках программы основное внимание было сконцентрировано на игротерапии.Программа занятий с применением игротерапии для дошкольников№ занятияСодержание11. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Давай-ка обнимемся, друг!»3. Игра «Я в мире эмоций»4. Релаксирующее упражнение «Я на море»5. Прощание21. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Я подарю тебе улыбку»3. Игра с мячом «Подари мне настроение»4. Релаксирующее упражнение «В мире птиц»5. Прощание31. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Лишний стульчик»3. Игра «Пантомима»4. Релаксирующее упражнение «Я хожу по песку»5. Прощание41. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Комплимент»3. Игра «А у нас в семье…»4. Релаксирующее упражнение «Слушай тишину»5. Прощание51. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Глухой телефон»3. Игра «Противоположные эмоции»4. Релаксирующее упражнение «Кошечки»5. Прощание61. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Я дарю тебе…»3. Игра «Если вдруг меня обидели…»4. Релаксирующее упражнение «Нежность»5. Прощание71. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Веселый танец»3. Игра «Построим лица»4. Релаксирующее упражнение «Муравьишки»5. Прощание81. Приветствие2. Игра с мячом, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Антонимы»3. Игра «Что я чувствую?»4. Релаксирующее упражнение «Воздушные пузыри»5. Прощание91. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Кошки-мышки»3. Игра «Угадай эмоцию»4. Релаксирующее упражнение «Мы в Китае»5. Прощание101. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Похвали друга»3. Игра «Почему надо быть добрым?»4. Релаксирующее упражнение «В лесу»5. Прощание111. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Лепим счастье»3. Игра «Театр»4. Релаксирующее упражнение «На море»5. Прощание121. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Хорошо-плохо»3. Игра «Домик, в котором живут эмоции»4. Релаксирующее упражнение «Песок»5. Прощание131. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Передай другому»3. Игра «Как бороться негативными эмоциями»4. Релаксирующее упражнение «Водопады мира»5. Прощание141. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Ты похож на героя из сказки…»3. Игра «Поменяемся местами»4. Релаксирующее упражнение «Выплесни эмоции»5. Прощание151. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Сделай доброе дело»3. Игра «Что мне мешает?»4. Релаксирующее упражнение «Свобода»5. Прощание161. Приветствие2. Игра, ориентированная на создание положительной психологической атмосферы «Как хорошо, что мы вместе»3. Игра «Повелитель эмоций»4. Релаксирующее упражнение «Я тебя благодарю…»5. Подведение итогов программы, прощание.Упражнения на развитие умений различать и понимать внутреннее содержание эмоций («Фотография», «Встреча эмоций»)«Веера» с пиктограммами (с использованием опыта работы О.С. Лиференко).«Кубик эмоций» - для различения и осознания возможной смены настроения и умения передавать эмоциональное состояние в речи.Игра «Притворщик» - для реализации возможности детей самостоятельно придумывать и составлять портреты людей с разным настроением, а также актуализации в речи личного опыта пережитых эмоций.«Добрый злой клоун» и «Кубик жестов» - направлены на различение эмоций и на умение соотносить эмоции, выраженные мимикой, с эмоциями, передаваемыми движением тела. Развитие пантомимике у детей способствовало придумыванию загадок об эмоциональных состояниях, выраженных позой, мимикой («Отгадай, что я делаю», «Что мы делаем, не скажем» и др.)Настольные игры: «Зоопарк настроения», «Встреча эмоций», «Театр настроения», «Сказочное лото». Игры помогали детям дифференцировать эмоциональные состояния сказочных героев, расширять диапазон понимаемых и переживаемых эмоциональных состояний в речи.ЗаключениеДошкольный возраст - период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.Дошкольное детство это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой.Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлятьЭмоциональное развитие дошкольника с ОНР связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется.Эмпирическое исследование показывает, у испытуемых преобладают следующие формы агрессии: спонтанная, защитно-ответная (оборонительная), активная (враждебная). Это позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе больше детей агрессивны.На основе выявленных результатов были разработаны методические рекомендации, основанные на индивидуальных психических особенностях детей с ОНР. Результат будет успешен только при использовании возможностей всех методов, их активном взаимодействии.Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась.Список литературыАстапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 160 с. С. 20Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2018. - 345 с. С. 90 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М. : Академия, 2016. - 180 с.Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. - Москва-Рига, 2000. - 184с. С. 89 Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты / Под ред. - М.: Академия, 2012. - 288 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2018. - 224 с. С. 66Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 295 сДанилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия», 1. - 160 с.Джеймс В. Психология. Часть IIСПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340.Заврожин С.А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993.- №5.- . с. 146. С. 65-72 Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, —М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил.] Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей. - СПб.: Питер, 2004. - 519 с. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002. Немов Р.С. Психология: в 3 Кн. Кн.2. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1999. - 608 с. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С.110-119. С. 89 Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с. С. 89 Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. С. 122 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2. 385 Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. -. с. 78 С. 11-14 Семенюк Л.М., Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 304 с. С. 78 Смирнова А.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / А.А. Смирнова // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - с. 53-62. С. 113 Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 312 с. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.Филичева, Т.Б. Основные направления педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопед в детском саду. – 2014. – № 3. – С. 78–82.Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с. Шапатина О.В. Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка: Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии». - Самара: Изд-во СамГУ, 2009. - 188 с. С. 78 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 416 с. С. 166
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2018. - 345 с. С. 90
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М. : Академия, 2016. - 180 с.
4. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. - Москва-Рига, 2000. - 184с. С. 89
5. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты / Под ред. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2018. - 224 с. С. 66
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 295 с
7.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия», 1. - 160 с.
9. Джеймс В. Психология. Часть II
СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340.
10. Заврожин С.А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993.- №5.- . с. 146. С. 65-72
11. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, —М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил.]
12. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей. - СПб.: Питер, 2004. - 519 с.
13. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
14. Немов Р.С. Психология: в 3 Кн. Кн.2. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1999. - 608 с.
15. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С.110-119. С. 89
16. Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с. С. 89
17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. С. 122
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2. 385
20. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. -. с. 78 С. 11-14
21. Семенюк Л.М., Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 304 с. С. 78
22. Смирнова А.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / А.А. Смирнова // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - с. 53-62. С. 113
23. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 312 с.
24. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
2. Филичева, Т.Б. Основные направления педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопед в детском саду. – 2014. – № 3. – С. 78–82.
3. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
25. Шапатина О.В. Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка: Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии». - Самара: Изд-во СамГУ, 2009. - 188 с. С. 78
26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 416 с. С. 166