Теоретические основы исследования звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 52 52 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 08.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 6
1.1 Лингвистические основы изучения звукослоговой структуры слова 6
1.2 Формирование звукослоговой структуры слова 9
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.4 Состояние проблемы изучения звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Обобщение теоретических основ исследования 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 22
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы 22
2.2 Содержание методики констатирующего эксперимента 24
2.3 Особенности звукослоговой структуры слова у детей старшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 25
Обобщение результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 35
3.1 Организация и задачи логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 35
3.2 Содержание логопедической работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Фрагмент для ознакомления

Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры: логопед звенит колокольчиком 1, 2, 3 раза и просит ребенка ответить, сколько раз звенел колокольчик.
5. «Хлопни в ладоши»
Цель: воспроизведение простого ритма.
Ход игры: бросить кубик. Сколько выпадет точек на кубике, столько раз хлопнуть в ладоши.
6. «Сравни ритмы»
Цель: восприятие и анализ простых ритмов.
Ход игры: логопед воспроизводит простые ритмы (!-!!; !!-!!; !-!!!; !!-!!!) и просит посчитать, сколько раз хлопнула сначала, сколько потом.
7. «Повтори»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: послушай и повтори также (!!-!; !!-!; !!-!!; !!-!!!).
8. «Узнай ритм»
Цель: соотнесение рисунка с ритмом.
Ход игры: посмотри на рисунок и столько раз хлопни в ладоши.
9. «Похлопай-потопай»
Цель: чередование ритмических рисунков.
Ход игры: логопед воспроизводит определенный ритм и просит ребенка повторить заданный ритм.
10. «Длинный-короткий»
Цель: воспроизведение сложных ритмических рисунков.
Ход игры: логопед просит повторить услышанный ритм.
Логопедическая работа по развитию восприятия на вербальном материале включала следующие дидактические игры и упражнения:
1. «Кто за кем?»
Цель: формирование пространственных представлений.
Ход игры: вспомни сказку Репку, расскажи кто за кем.
2. «Первый-последний»
Цель: формирование понятий первый, последний.
Ход игры: выполнение инструкций: поставь куклу первой, мишку последним.
3. «Работа со схемой»
Цель: соотнесение схемы с понятиями первый, средний, последний.
Ход игры: посмотри на схему и скажи какой первый квадрат, какой средний, какой последний.
Цель основного (коррекционного) этапа заключается в формировании восприятия и точного воспроизведения слов разной слоговой структуры.
Логопедическая работа по развитию восприятия включала следующие дидактические игры и упражнения:
1. Игры, направленные на совершенствование слогового состава слова (А.К. Маркова [26], Т.А. Ткаченко [42]).
«Скажи, как я»
Цель: повторение цепочек из одинаковых слогов (сы-сы, ба-ба-ба).
Ход игры: логопед произносит цепочки слогов и просит повторить ребенка.
«Повтори»
Цель: повторение слогов с одинаковым согласным звуком (па-пы, па-по-пу, па-по-пу-пы).
«Повтори слоги»
Цель: воспроизведение слогов с меняющимся согласным звуком (ма-на, то-до-то).
«Кто больше»
Цель: воспроизведение прямых и обратных слогов со стечением согласных (шка, ост, спа, кла, уст).
Ход игры: логопед повторяет один слог, а ребенку надо повторить два заданных слога.
«Найди картинку и повтори предложение»
Цель: повторение предложений, состоящих из слов 8-ми типов слоговой структуры.
Ход игры: логопед называет предложение и просит ребенка найти соответствующую картинку, и повторить предложение.
«Пастушок»
Цель: воспроизведение слоговых цепочек.
Ход игры: доскажи слоговые цепочки.
Я на дудочке играю: «Ду-ду-ду!»
Всех коровок соберу: «Ду-ду-ду!»
Вы идите все за мной: «Ду-ду-ду!»
Скоро все придём домой: «Ду-ду-ду!»
«Гуси гогочут»
Цель: воспроизведение слоговых рядов.
Ход игры: повтори одинаковые слоги (га-га-га-га-…), разные чередующихся слоги (га-гы, га-гы …), повтори слоговые ряды (га-га-га-га-…), (га-гы, га-гы …).
2. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики и устранение нарушений, препятствующих правильному произношению (Н.С. Четверушкина [50])
«Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого выдоха.
Ход игры: чередование громкого и тихого произнесения «АУ»
«Повтори, как я»
Цель: развитие переключаемости артикуляционного аппарата.
Ход игры: повторить за логопедом звуковые ряды: А-У-О-И, У-А-И-О, И-О-А-У, У-А-О-У.
«Задуй свечу»
Цель: выработка сильной воздушной струи.
Ход игры: подуть на свечи, так сильно, чтобы они погасли.
«Надуй шарик»
Цель: развитие длительности правильного выдоха.
Ход игры: надуть шарик.
«Поиграй на дудочке»
Цель: отработка целенаправленной воздушной струи.
Ход игры: звук подуть в дудочку, чтобы получился музыкальный звук.
«Хобот слоненка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Подражаю я слону губки хоботком тяну … у-у-у.
А теперь, как лягушата, растяну улыбку … и-и-и.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
«Пальчик мой»
Цель: развитие дыхания, голоса, переключаемости артикуляционного аппарата.
Ход игры: повтори речевки: Ой-ой-ой – уколола пальчик мой. Уй-уй-уй – ты на пальчик подуй. Ай-ай-ай – пальчик, ты, не подставляй.
Серия упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков
«Дразнилки». Цель: расслабление языка.
«Печем блинчики». Цель: удержание расслабленного языка.
«Остудим блинчик». Цель: формирование целенаправленной воздушной струи.
«Чистим зубки». Цель: активизация кончика языка.
«Желобок». Цель: образование средней линии на языке.
Серия упражнений по постановке звуков
«Аленка плачет». Цель: вызывание звука [А].
«Молоток». Цель: вызывание звука [Д].
«Чайник пыхтит». Цель: вызывание звука [П].
«Барабаны». Цель: вызывание звука [Б].
«Гусь гогочет». Цель: вызывание звука [Г].
«Насос». Цель: вызывание звука [С].
«Комарик». Цель: вызывание звука [З].
«Тишина» Цель: вызывание звука [Ц].
3. Игры, направленные на развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия (Т.А. Ткаченко [42]):
«Поймай звук»
Цель: выделять заданный звук хлопком в звуковом, слоговом, словесном рядах.
«Так или не так»
Цель: определять на слух правильность звучания отрабатываемого звука в словах с опорой на картинку.
«Эхо»
Цель: соотнесение акустического и артикуляторного восприятия поставленного звука
«Твоя картинка»
Цель: формирование фонематического восприятия заданного звука в словах в разной позиции с опорой на предметную картинку
«Прогулка»
Цель: развитие фонематического восприятия, воспроизведение слоговой структуры слов и предложений (с элементами логоритмики).
Ход игры: повтори стишок с одновременным отхлопыванием ритма.
Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)
По дорожке мы пошли (маршировка).
Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)
Вправо-влево посмотри (повороты).
Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)
Ты на небо посмотри (подъем головы вверх).
Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)
Бегом домой беги (имитация бега).
«Подбери рифму»
Цель: развитие восприятия, слухового анализа.
Ход игры: послушай слоги и придумай рифму (са-са – лиса, коса, роса).
«Повтори чистоговорки»
Цель: воспроизведение чистоговорок.
Кот-коток, серенький комок.
Ду-ду-ду – я песенку пою.
Гуси-гуси: га-га-га, Есть хотите: да-да-да.
Па-па-па – это мой папа.
Пы-пы-пы – у кошки лапы.
Сидит сова – большая голова.
Ночью летает, малышей пугает.
У зайки Бубы заболели зубы.
Реализация логопедической работы осуществлялась с помощью традиционных и нетрадиционных методов и приемов. К традиционным методам можно отнести игровые методы, метод артикуляционной гимнастики (пассивная и активная), методы постановки звуков (по подражанию, механический, смешанный).
Среди нетрадиционных использовались следующие методы:
метод биоэнергопластики, цель которого заключается в повышении результативности развития артикуляционного уклада;
метод логоритмических упражнений, цель которого развитие темпо-ритмической стороны речи; развитие акустического восприятия; закрепление навыков слогового воспроизведения на материале поставленных звуков в сочетании с двигательными упражнениями;
метод моделирования (конструктор Тико), цель которого заключается в использовании моделей (схем, кубиков, таблиц) для наглядного представления структуры слова.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретической литературы по теме исследования позволил рассмотреть основные аспекты исследования и коррекции слоговой структуры у детей с речевыми нарушениями.
В психологии и психофизиологии речи минимальной произносительной единицей называется слог, а образование слога происходит за счет соединения звуков (компонентов слога) разной звучности. Cлоговая структура характеризует слово по количеству, последовательности и виду звуков и слогов, входящих в состав данного слова. Становление и развитие слоговой структуры слова проходит ряд последовательных возрастных этапов и обуславливается развитием речедвигательного и речеслухового анализаторов, а также моторного, познавательного и психического развития. Процесс усвоения слоговой структуры интенсивно происходит в период 2-2,5 года, после 2,5 лет изменение слогового состава отмечается редко. Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4-5 годам.
Общее недоразвитие речи – такое речевое нарушение, при котором не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи в разной степени сложности. У детей с ОНР отмечаются особенности формирования звукопроизносительной стороны, фонематических процессов, которые влияют на состояние слоговой структуры слова.
Организация исследования включала в себя диагностику уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи в количестве 10 человек. Для проведения практической части исследовательской работы была подобрана методика Р.И. Лалаевой, Т.А. Титовой, направленная на исследование компонентов слоговой структуры слова у детей с ОНР: артикуляционной моторики, моторной реализации во внешней речи, сенсорно-перцептивного уровня восприятия.
Методика позволила установить уровень развития ее компонентов у каждого ребенка с помощью серий заданий: у детей с ОНР преобладает средний уровень сформированности моторной реализации речи, артикуляционной моторики, фонематического восприятия.
Определение уровней развития каждого показателя позволило начать логопедическую работу с детьми, которая планировалась с учетом методик З.Е. Агранович, С.Е. Большаковой, А.К. Марковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной.
Проведенное исследование позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели, выдвинутой перед проведением логопедической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб: Детство-пресс, 2009. – 48 с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
Волкова Л.С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.
Выготский Л.С. Мышление и речь (сборник) / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АСТ, 2013. – 790 с.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.
Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 295 с.
Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2021. – 320 c.
Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: 1999. – 160 с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Р.Е. Левина ; [ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин]. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с.
Леонтьев A.A. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 232 с.
Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум, 2018. – 24 c.
Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1963. – 34 с.
Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно-литературных статей. – Киев, 1899.
Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. – М., 1982. – 98 с.
Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией : учебно-методическое пособие / Т.А. Титова. – Санкт-Петербург : ЛГУ, 2010. – 143 с.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2018. – 96 с.
Филичева Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, педагогов и родителей / Т.В. Туманова, А.В. Соболева; Т.Б. Филичева . – 2-е изд. – Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. – 200 с. 
Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б. // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.
Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис - Пресс, 2008. – 209 с.
Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 30–39.
Швачкин Н.Х. Возростная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика исследования слоговой структуры слова
(на основе методик Р.И. Лалаевой, Т.А. Титовой)

Исследования моторной реализации во внешней речи
Тест № 1. Изучение произношения слов разной слоговой структуры
Цель: определить состояние слоговой структуры слов разного слогового состава.
Процедура: экспериментатор предлагает выполнить ряд инструкций.
Инструкции: повтори за мной слова.
Речевой материал:
а) односложные слова со стечением и без стечения согласных
сад, жук, стол, шкаф, слон, зонт, шарф, хвост
б) двусложные слова
сани, каша, жираф, песок, фасоль, стая, глобус, сумка, щетка, масло, аист, карман, шишка, галстук, танкист
в) трехсложные слова
сапоги, радуга, воробей, сухари, ананас, барабан, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, рубашка, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт
г) четырехсложные слова
кукуруза, пуговица, поросенок, велосипед, столовая, земляника, сахарница
д) пятисложные слова
милиционер, колокольчики, водопроводчик, одуванчики
Тест № 2. Воспроизведение слоговой структуры слов во фразе
Цель: определить состояние слоговой структуры слов разного слогового состава.
Процедура: экспериментатор предлагает выполнить ряд инструкций.
Инструкция: повтори предложения.
Старый автомобиль оказался большим.
Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.
Летчик предупредил пассажиров о взлете.
Нам показали сломанный трансформатор.
Старенькие валенки лежали на крылечке.
Барабанщик бьет в барабан.
Смешной клоун выходит на арену цирка.
Брату подарили настоящие часы.
Критерием оценивания: количество правильно названных слов. Замены звуков, связанные с нарушением звукопроизношения, не учитываются.
Высокий уровень (4 балла) – правильный повтор всех слов.
Уровень выше среднего (3 балла) – неправильный повтор пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.
Средний уровень (2 балла) – неправильный повтор пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов разной звукослоговой структуры.
Уровень ниже среднего (1 балл) – правильный повтор только односложных и двусложных слов разного звукослогового состава.
Низкий уровень (0 баллов) – правильный повтор только односложных и двухсложных слов без стечения согласных.

Исследование артикуляционной моторики
Тест № 3. Изучение кинестетической основы артикуляции
Цель: определить уровень кинестетической организации артикуляционных движений на основе ощущений при исключении зрительного восприятия артикуляции.
Процедура: экспериментатор предлагает выполнить ряд инструкций.
Инструкции:
- Скажи звук [Н], определи, за какими зубами (верхними или нижними) находится кончик языка;
- Скажи звук [С], определи, за какими зубами (верхними или нижними) находится кончик языка;
- Скажи звук [И], определи, на что похожи губы;
- Скажи звук [У], определи, за какими зубами (верхними или нижними) находится кончик языка
- Скажи звук [М] и [А], определи, при произношении какого звука сомкнуты губы;
- Скажи звук [Д] и [А], определи, при произношении какого звука кончик языка прижат к верхним зубкам.
Тест № 4. Изучение кинетических артикуляционных движений
Цель: выявить уровень развития статической и динамической организации артикуляционных движений на основе зрительного восприятия.
Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5.
а) выполнение статических упражнений
Инструкция: я показываю упражнение, а ты смотри и повтори его перед зеркалом
- растянуть губы в улыбке,
- вытянуть губы «трубочкой»,
- положить широкий язык на нижнюю губу «лопатка»,
- высунуть узкий язык «иголочка»,
- загнуть края язычка вверх «чашечка»,
б) последовательное выполнение серии движений (динамические упражнения)
Инструкция та же
- поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед «трубочкой»;
- поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам («качели»);
- поочередно делать язык широким и узким;
- поочередно двигать языком вперед-назад («болтушка»),
- поочередно двигать высунутым языком вправо – влево.
Параметры оценивания: тонус, активность, точность, объем движений, длительность удержания позы, темп, переключаемость, наличие сопутствующих движений, характер нарушения движений.
Критерии оценивания: 
высокий уровень (4 балла) – правильное, точное выполнение движений по всем параметрам,
уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение упражнений, но с помощью экспериментатора,
средний уровень (2 балла) – наличие незначительных нарушений отдельных параметров движений,
уровень ниже среднего (1 балл) – значительное нарушения по многим параметрам оценивания,
низкий уровень (0 баллов) – неумение выполнить движение.

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия
Тест № 5. Воспроизведение слогов
Цель: изучение восприятия слогов разной звуковой и слоговой структуры
Процедура: выполни инструкцию.
Инструкция: повтори слоги.
Речевой материал:
а) цепочки из двух слогов с фонетически близкими звуками
ба– па па – ба га – ка
во–фо фо–во та – да
за – са са – за са – ша
са – ца ца – са жу – шу
за – жа жа – за ша – жа
б) цепочки из трех слогов с фонетически близкими звуками
да–та–да ба–па–ба га–ка–га са–ша–са за–са–за ца–са–ца жа–ша–жа ча–тя–ча ща–ча–ща ра–ла–ра ла–ра–ла ва–фа–ва
в) слоговые таблицы (по Н.Б. Покровскому)
Няк пуль бущь мят свум сось пиц чтал дюр хач
Мюф зощ плись рыц дум нысь лут сич вость дыс
Фсен ряй бер чать выс гум прюх шеть втоть ёфь
Ёк стял тыпь геф бац трит шись деп здес торь
Вох жох эфт трух фек лефь вик щёх кась зех
Лир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кром
Дуч свар порь нар зунь сул пяф золь сель хил
Чтел лась хуф песть вый касть рёть ряс фыл урт
Жась кеш пыц гуть меш бяс тущь дес сых яс
Лень маф зюс чёф буф шеп длаф тёр непь шоль
Рон няш цый репь шох гипь сёй фсоф аст лер
Фсес чумь щал крыс вяф фай рир самь руфь дас
Юц пел тряпь тёщ мыл зах ность дёч тац прит
Лоч дыст пуч хас нип штись тум бяй ныф мям
Куй зич жик гом прас боть шарь нунь длин вафь
Зуфь стыч жен ер нярь знун гань оск сым лоц
Бюн холь дяф нень штоть люпь проц шич нящ щеть
Цуч кик моть дреть рюх чесь мифь трар зяк ноть
Плык фуч чтэт вак лен тух вур зас хет здап
Сёф кать дор пон тяч сусь бан вёнь тисть рул
Рек нищ зном рыс гек тань вуф треп мёх пась
Зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сях роц
Фок шусь хул штай изм дват трюль нуц рель ший
Дам пюм кац бёк синь шурь луф фиш сузнь прень
Стар бань вюр нах бем сах десь жус цой лорь
Тест № 6. Дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов
Цель: изучение способности различать на слух звуки, смешиваемые и несмешиваемые в произношении.
Процедура: выполни инструкцию.
Инструкция: покажи на картинке «Где мишка, а где миска?» (для исключения случайного показа задается 3-4 вопроса).
Слова-квазиомонимы:
а) дифференциация твердых и мягких звуков
зовет-завод, мишки-мышка, мыло-Мила, ел-ель, угол-уголь, лук-люк.
б) дифференциация звонких и глухих звуков
сова-софа, класс-глаз, картина-гардина,
в) дифференциация сонорных звуков
марка-майка, рама-яма, рот-йод, рожки-ложки, рак-лак, гроза-глаза, руковица-луковица, Марина-малина, жарит-жалит.
г) дифференциация шипящих и свистящих звуков
мишка-миска, усы-уши, сук-жук, косы-кожи, носы-ножи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь.
Критерием оценивания: количество правильно названных слогов, слов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех заданий.
Уровень выше среднего (3 балла) – задание выполнено не в полном объеме, допущены ошибки при выполнении не более 5 заданий (несистематические замены).
Средний уровень (2 балла) – ошибки при выполнении от 6 до 10 заданий (стойкие замены).
Уровень ниже среднего (1 балл) – ошибки при выполнении от 11 до 15 заданий, трудности дифференциации звуков.
Низкий уровень (0 баллов) – стойкие ошибки при выполнении более 15 заданий.








52













Лист3
Лист2
Лист1
Диаграмма1
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
уровень ниже среднего
70.00
30.00
63,3%
6,7%
7.00
33.00
60.00
70 %
30 %
средний уровень
уровень ниже среднего
70.00
30.00
Лист3
Лист2
Лист1
Диаграмма1
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
уровень ниже среднего
уровень выше среднего
14.00
46.00
27.00
13.00
63,3%
6,7%
7.00
33.00
60.00
46
27
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
14.00
46.00
27.00
13.00
Лист3
Лист2
Лист1
Диаграмма1
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
уровень ниже среднего
уровень выше среднего
14.00
46.00
27.00
13.00
63,3%
6,7%
7.00
33.00
60.00
10 %
50 %
30 %
10 %
уровень выше среднего
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
14.00
46.00
27.00
13.00
Лист1
Диаграмма1

Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
Артикуляционная моторика
Моторная реализация
Фонематическое восприятие
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
0.14
0.46
0.27
0.13
0.60
0.33
0.07
0.70
0.30
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
10%
50%
30%
30%
10%
10%
Артикуляционная моторика
Артикуляционная моторика
Артикуляционная моторика
Артикуляционная моторика
Моторная реализация
Моторная реализация
Моторная реализация
Моторная реализация
Фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие
0.14
0.46
0.27
0.13
0.60
0.33
0.07
0.70
0.30
Лист3
Лист2
Лист1
Диаграмма1
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
уровень ниже среднего
60.00
33.00
7.00
63,3%
6,7%
7.00
33.00
60.00
60%
30%
10%
средний уровень
уровень ниже среднего
низкий уровень
60.00
33.00
7.00

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб: Детство-пресс, 2009. – 48 с.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
5. Волкова Л.С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь (сборник) / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АСТ, 2013. – 790 с.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.
8. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
9. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 295 с.
10. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2021. – 320 c.
11. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: 1999. – 160 с.
12. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Р.Е. Левина ; [ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин]. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с.
13. Леонтьев A.A. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 232 с.
14. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум, 2018. – 24 c.
15. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
16. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1963. – 34 с.
17. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно-литературных статей. – Киев, 1899.
18. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. – М., 1982. – 98 с.
19. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией : учебно-методическое пособие / Т.А. Титова. – Санкт-Петербург : ЛГУ, 2010. – 143 с.
20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2018. – 96 с.
21. Филичева Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, педагогов и родителей / Т.В. Туманова, А.В. Соболева; Т.Б. Филичева . – 2-е изд. – Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. – 200 с.
22. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б. // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150.
23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
24. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.
25. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис - Пресс, 2008. – 209 с.
26. Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 30–39.
27. Швачкин Н.Х. Возростная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.