Политико-правовые основы избирательного процесса в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 32 32 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
1. Политико-правовые основы избирательного процесса в Российской Федерации 5
1.1. История становления и развития избирательной системы в постсоветской России 5
1.2. Современная система выборов в России: правовое регулирование и организация на уровне федеральных выборов 10
2. Проблемы и перспективы развития избирательного процесса в России 16
2.1. Проблемы избирательного процесса в России 16
2.2. Перспективы совершенствования избирательного процесса в РФ 20
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

В стремлении к качественному управлению был введен процесс «муниципального фильтра», чтобы гарантировать, что только кандидаты, пользующиеся сильной поддержкой и авторитетом, имеют право на должности губернатора. Популисты, преступники, фальшивые кандидаты и случайные личности отфильтровываются с помощью этой процедуры, что упрощает процесс отбора. Кроме того, своим новаторским постановлением, принятым в 2014 году, Конституционный Суд Российской Федерации отменил ограничение на досрочное голосование, предоставив лицам, имеющим действительные препятствия, возможность участвовать в выборах посредством этого способа.Федеральный закон отменяет традиционную систему избирательных комиссий в муниципалитетах и вводит новый подход к контролю за электронным голосованием. Это включает в себя назначение дополнительных наблюдателей для замены членов комиссии, имеющих только консультативное право голоса. Кроме того, ответственность за организацию и надзор за муниципальными выборами и референдумами теперь ложится на территориальные и участковые комиссии, что децентрализует процесс и обеспечивает большую прозрачность.Новый закон накладывает ограничения на право голоса для лиц, осужденных за насильственные преступления против несовершеннолетних и другие насильственные действия в отношении лиц в возрасте до шестнадцати лет. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством кандидаты и политические партии обязаны сообщать избирателям и участникам референдумов о включении в агитационные материалы заявлений лиц, обозначенных как иностранные агенты. Кроме того, вводятся ограничения пассивных избирательных прав лиц, ранее совершивших экстремистские преступления, с периодом ожидания в пять лет с даты снятия или погашения судимости.В Федеральный закон введено новое положение о прекращении статуса кандидата. Если кандидат не уложится в срок подачи регистрационных документов, он автоматически потеряет свой статус. Аналогичным образом, если партия не предоставит необходимые документы для регистрации списка кандидатов, все ее кандидаты потеряют свой статус.Согласно федеральному закону, политические партии обязаны информировать Министерство юстиции Российской Федерации о любой партийной деятельности. Также важно, чтобы представители Министерства юстиции и соответствующих комиссий могли ознакомиться с документами, связанными с мероприятием, и предоставить копии такой документации.На Министерство юстиции Российской Федерации возложено ведение централизованной базы данных о лицах, причастных к деятельности иностранного влияния или связанных с лицами, осуществляющими такую деятельность, в порядке, установленном Федеральным законом.Положения, касающиеся изменений, вносимых в законодательство о выборах и референдумах в Российской Федерации, включаются в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".В Федеральный закон "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" вносятся дополнительные положения, касающиеся территории Федерации.В последнее время в нашем обществе разгорелась острая дискуссия относительно критериев муниципальных фильтров после наблюдения за недавними выборами. По словам члена группы наблюдателей Совета по наблюдению за выборами, современный политический ландшафт сделал вопрос о требованиях одобрения кандидатов муниципальными депутатами актуальным вопросом. В 2012 году Верховный Суд Российской Федерации вынес решение, подтвердившее прерогативу федеральных законодателей устанавливать особые условия для устранения конкурентов на выборах, не имеющих адекватной поддержки избирателей. В нормативных актах субъекта Российской Федерации указано, что кандидат должен заручиться поддержкой от 5 до 10 процентов всех муниципальных депутатов, которые будут рассматриваться для выдвижения.Сложность политического ландшафта в России проявляется в муниципальном фильтре, спорном дополнении к губернаторским выборам. Эксперты в области избирательного права, а также представители различных политических фракций выразили недовольство организацией этих выборов, несмотря на то, что Венецианская комиссия Совета Европы признала их одними из самых демократических в Европе. Во всем мире широко распространена практика навязывания конкретных квалификационных критериев кандидатам, претендующим на выборные должности.Вмешательство органов государственной власти в местное самоуправление, искажение воли избирателей, использование административного ресурса — ключевые проблемы, с которыми столкнулась Л. А. Андреева в ходе расследования муниципального фильтра на выборах глав субъектов Федерации. Барьер в избирательном процессе создает муниципальная цензура, отметила профессор М.С. Саликова, которая также отметила, что кандидаты, выдвинутые не правящей партией, сталкиваются с трудностями при получении поддержки на муниципальном уровне.Чтобы обеспечить успех в качестве кандидата на руководящую роль, крайне важно создать сильный имидж в глазах общественности, игнорируя оценку местного фильтра как непрактичную. Консенсус сообщества в отношении человека, претендующего на должность, играет ключевую роль в процедурах голосования. Примите прогресс с уверенностью в себе, не обращая внимания на размышления о прошедших временах. Необходимо двигаться вперед с оптимизмом. Остановка прогресса может привести к упущению возможностей для личностного роста. Помните, что каждое достижение служит ступенькой к новым победам.Чтобы повысить честность и прозрачность региональных выборов в России, крайне важно снизить муниципальный порог минимум до 5%, способствуя созданию более конкурентного политического ландшафта. Это потребует получения широкой поддержки со стороны депутатов различных муниципалитетов, что позволит обеспечить единую поддержку отдельных кандидатов, претендующих на престижные государственные должности.Более того, освобождение партий от ответственности должно быть распространено на парламентские и региональные законодательные органы. Применение этих законодательных поправок потенциально может укрепить общественное доверие, поддержать законность региональных выборов и, в конечном итоге, вызвать более активное участие избирателей в избирательном процессе.Таким образом, отсутствие финансового контроля над муниципальными избирательными кампаниями является серьезной проблемой для избирательных комиссий в России. В частности, во время местных выборов в Санкт-Петербурге в 2019 году были очевидны вопиющие нарушения в работе муниципальных избирательных комиссий. Это предполагает полное отсутствие надзора и руководства внутри этих комиссий. Основной причиной может быть полное игнорирование Центральной избирательной комиссией и региональными избирательными комиссиями возложенных на них обязанностей.ЗаключениеПодводя итог проведенного исследования, необходимо обратиться к поставленным в его начале целям и задачам. Ключевой целью и задачей настоящей работы было исследование политико-правовых основ избирательных систем Российской Федерации. Результаты изучения материала по данной теме позволяют заключить следующее. В результате решения первой задачи работы, было выяснено, что важнейшим аспектом выборов в местные органы власти в Российской Федерации является наличие разнообразных избирательных систем, которые в общих чертах можно разделить на мажоритарные и пропорциональные. Значительная эволюция произошла после того, как муниципалитеты по всей России приняли уставы, предоставляющие гражданам право демократически выбирать главу муниципалитета и других ключевых должностных лиц. Были закреплены принципы всеобщего избирательного права, равенства и прямого представительства, что изменило ландшафт местного самоуправления в каждом регионе.В итоге решения второй задачи работы мы пришли к выводу о том, что многообразие применения разных типов избирательных систем на выборах разного уровня в Российской Федерации обусловлено историческим опытом. Важно, чтобы поставленный вопрос был ясным и допускал ответы в виде «Да» или «Нет», поэтому используются оба типа мажоритарной системы.В результате решения четвертой задачи, был сделан вывод, что тщательный анализ этих систем имеет решающее значение для определения их пригодности для различных целей. Крайне важно выяснить отличительные особенности и преимущества каждой избирательной системы, поскольку избирательные права имеют значительный юридический вес и лежат в основе всей избирательной системы, установленной законом. Чтобы гарантировать эффективное функционирование избирательной системы, необходимо поощрять и стимулировать участие избирателей в избирательном процессе.В результате работы над пятой частью сделали вывод, что стабильность страны сталкивается с серьезной проблемой, когда граждане решают не участвовать в голосовании, подрывая демократические принципы, на которых построено общество. Для того чтобы поддержать конституционные стандарты и гарантировать легитимность выборов, установление минимального требования к участию становится обязательным. Поддержка программы правящей партии при воздержании от голосования противоречит демократическим идеалам и ставит под угрозу справедливость избирательной системы. Чтобы обеспечить надежный демократический контроль, граждане должны доверять не только кандидатам, но и государственным органам, контролирующим избирательный процесс.В результате решения шестой задачи было отмечено, что участие в избирательной системе независимых лиц имеет решающее значение для обеспечения бесперебойного функционирования и эффективности процесса. Исследователи и политические эксперты сформулировали различные стратегии и теории, чтобы гарантировать надлежащее управление выборами. Результаты исследования подчеркивают доминирующий императивный подход, используемый государством в управлении избирательными процессами, определяющий поведение и участие всех вовлеченных сторон. Доверие является фундаментальным элементом осуществления избирательных прав и власти, влияющим на демократический надзор за деятельностью правительства.Таким образом, граждане играют решающую роль в определении того, насколько успешными являются идеи. Разнообразие способов, которыми голоса преобразуются в места в парламенте в различных избирательных системах, оказывает сложное влияние на конфигурацию правительства. Следует отметить, что не существует единой избирательной системы, подходящей для всех, что еще больше усложняет создание представительного правительства.Итак, подводя итоги, можно заключить, что цель работы была достигнута.Список литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2014. – 21 июля.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1 ; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 18 марта.3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 19 февраля.4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.02.2014. - № 8. - ст. 740; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 19 февраля.5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - ст. 171; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2017. – 05 декабря.6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 05 февраля.7. Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.Г. Головин. - М.: Норма, 2020. - 256 с.8. Избирательное право Российской Федерации / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2022. - 324 с.9. Люблинский, П.И. Преступления против избирательного права. Выборы и их уголовно-правовая защита / П.И. Люблинский. - М.: Ленанд, 2021. - 232 с.10. Акчурин, А.Р. Злоупотребление правом в избирательном процессе: проблемы противодействия / А.Р. Акчурин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 11. - С. 53 - 57.11. Аничикин, И.М. Повышение эффективности административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан: проблемы и перспективы / И.М. Аничикин // Современное право. - 2022. - № 10. - С. 26 - 29.12. Багмет, A.M. Особенности квалификации подкупа избирателей как вида электоральной коррупции / A.M. Багмет, Е.И. Бычкова // Юридический мир. - 2021. - № 2. - С. 9 - 12.13. Бычкова, Е.И. Совершенствование мер ответственности за преступления против избирательных прав граждан / Е.И. Бычкова // Современное право. - 2021. - № 5. - С. 109 - 112.14. Бычкова, Е.И. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ): особенности предмета преступления / Е.И. Бычкова // Российский следователь. - 2020. - № 7. - С. 26 - 29.15. Догадин, А.О. К вопросу об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства / А.О. Догадин // Административное право и процесс. - 2021. - № 6. - С. 73 - 75.16. Караев Р.Ш. Детерминанты электоральной пассивности в современной России / Р.Ш. Караев, Л.Р. Акопян // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С 46 - 48.17. Коновальчиков, Я.А. О контроле, осуществляемом политическими партиями в избирательном процессе / Я.А. Коновальчиков // Российский юридический журнал. - 2022. - № 4. - С. 74 - 80.18. Куликов, М.Ю. Злоупотребление избирательными правами избирателями, наблюдателями и иными участниками избирательного процесса / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2021. - № 2. - С. 25 - 32.19. Куликов, М.Ю. Формы и виды злоупотреблений избирательными правами (классификация злоупотреблений избирательными правами) / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2020. - № 4. - С. 16 - 25.20. Лакехин, М.А. Проблемы криминализации фактов фальсификации избирательных документов, документов референдума и итогов голосования: пути решения / М.А. Лакехин // Современное право. - 2021. - № 5. - С. 93 - 103.21. Макарцев, А.А. Злоупотребление избирательными правами: теоретико-правовые основы и проблемы правового ограничения / А.А. Макарцев // Избирательное право. - 2022. - № 1. - С. 12 - 18.22. Макарцев, А.А. Использование преимуществ должностного или служебного положения в ходе избирательной кампании как форма злоупотребления правами / А.А. Макарцев // Административное и муниципальное право. - 2021. - № 11. С. 895 - 901.23. Мастюков, Н.Ю. Ответственность как способ защиты избирательных прав граждан / Н.Ю. Мастюков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 6. - С. 37 - 42.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2014. – 21 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1 ; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 18 марта.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 19 февраля.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.02.2014. - № 8. - ст. 740; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 19 февраля.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - ст. 171; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2017. – 05 декабря.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253; Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ – 2018. – 05 февраля.
7. Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.Г. Головин. - М.: Норма, 2020. - 256 с.
8. Избирательное право Российской Федерации / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2022. - 324 с.
9. Люблинский, П.И. Преступления против избирательного права. Выборы и их уголовно-правовая защита / П.И. Люблинский. - М.: Ленанд, 2021. - 232 с.
10. Акчурин, А.Р. Злоупотребление правом в избирательном процессе: проблемы противодействия / А.Р. Акчурин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 11. - С. 53 - 57.
11. Аничикин, И.М. Повышение эффективности административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан: проблемы и перспективы / И.М. Аничикин // Современное право. - 2022. - № 10. - С. 26 - 29.
12. Багмет, A.M. Особенности квалификации подкупа избирателей как вида электоральной коррупции / A.M. Багмет, Е.И. Бычкова // Юридический мир. - 2021. - № 2. - С. 9 - 12.
13. Бычкова, Е.И. Совершенствование мер ответственности за преступления против избирательных прав граждан / Е.И. Бычкова // Современное право. - 2021. - № 5. - С. 109 - 112.
14. Бычкова, Е.И. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ): особенности предмета преступления / Е.И. Бычкова // Российский следователь. - 2020. - № 7. - С. 26 - 29.
15. Догадин, А.О. К вопросу об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства / А.О. Догадин // Административное право и процесс. - 2021. - № 6. - С. 73 - 75.
16. Караев Р.Ш. Детерминанты электоральной пассивности в современной России / Р.Ш. Караев, Л.Р. Акопян // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С 46 - 48.
17. Коновальчиков, Я.А. О контроле, осуществляемом политическими партиями в избирательном процессе / Я.А. Коновальчиков // Российский юридический журнал. - 2022. - № 4. - С. 74 - 80.
18. Куликов, М.Ю. Злоупотребление избирательными правами избирателями, наблюдателями и иными участниками избирательного процесса / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2021. - № 2. - С. 25 - 32.
19. Куликов, М.Ю. Формы и виды злоупотреблений избирательными правами (классификация злоупотреблений избирательными правами) / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2020. - № 4. - С. 16 - 25.
20. Лакехин, М.А. Проблемы криминализации фактов фальсификации избирательных документов, документов референдума и итогов голосования: пути решения / М.А. Лакехин // Современное право. - 2021. - № 5. - С. 93 - 103.
21. Макарцев, А.А. Злоупотребление избирательными правами: теоретико-правовые основы и проблемы правового ограничения / А.А. Макарцев // Избирательное право. - 2022. - № 1. - С. 12 - 18.
22. Макарцев, А.А. Использование преимуществ должностного или служебного положения в ходе избирательной кампании как форма злоупотребления правами / А.А. Макарцев // Административное и муниципальное право. - 2021. - № 11. С. 895 - 901.
23. Мастюков, Н.Ю. Ответственность как способ защиты избирательных прав граждан / Н.Ю. Мастюков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 6. - С. 37 - 42.