Развитие действия планирования, как условие успешной учебной деятельности младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы развития действия планирования в учебной деятельности младших школьников 7
1.1 Сущность, структура и требования к учебной деятельности младших школьников 7
1.2 Развитие действия планирования как задача начального образования 18
1.3 Характеристика технологий развития действия планирования у младших школьников 24
2. Практические пути развития действия планирования в младшем школьном возрасте 30
2.1 Диагностика уровня сформированности действия планирования в младшем школьном возрасте 30
2.2 Особенности реализации технологий развития действия планирования в учебных действиях 40
2.3 Контрольный этап эксперимента 51
Заключение 60
Список используемых источников 63
Каждый проект включает несколько этапов. Этап 1. Организационный. Этап 2. Подготовительный.Этап 3. Технологический.Этап 4. Заключительный.На первом этапе происходит выбор темы, то есть целеполагание. Главная задача педагога – это понять, что интересует детей в данный момент, что может быть актуальным и интересным для развития детей. Прием: «модель трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?).Следующий этап – это разработка проекта. Младшие школьники выбирают тему, составляют план проектной деятельности, определяют продукт, который планируется получить. Подготовка продукта проекта осуществляется совместно с учителем и с поддержкой родителей.Третий этап – выполнение или реализация проекта через различные виды детской деятельности. Задача педагога – создание условий для реализации проекта. На занятиях во внеурочной деятельности младшие школьники демонстрируют продукты проекта.Четвертый этап – подведение итогов (презентация проекта). Итоговой формой работы на занятиях во внеурочной деятельности является игра-викторина.Таким образом, в процессе урокови занятий внеурочной деятельности технологии применялись приемы формирования действия планирования младших школьников с применением технологии проблемного обучения, игровой технологии, технологии проектной деятельности.2.3Контрольный этап экспериментаДля оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика действия планирования у младших школьников.Цель контрольного эксперимента: оценить эффективность работы по формированию действияпланирования у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.Задачи:1. Провести повторную диагностику действия планирования младших школьников.2. Определить динамику в развитии действия планирования младших школьников.3. Проанализировать полученные результаты, обобщить их и сформулировать выводы.Результаты диагностики действия планирования младших школьниковпредставлены в Приложении 3 и в таблице 3.Таблица 3 – Уровни сформированности действия планирования у младших школьников (%)МетодикаГруппаУровнивысокийсреднийнизкий«Диагностика сформированности действий целеполагания путем наблюдения» (А.Г. Асмолов)Экспериментальная385012Контрольная215029«Диагностика особенностей развития поискового планирования» (А.З. Зак)Экспериментальная315415Контрольная255025«Сложная фигура» (А. Рей)Экспериментальная355411Контрольная185032По методике «Диагностика сформированности действий целеполагания путем наблюдения» (А.Г. Асмолов) выявлено, что у половины обучающихся учебные действия сформированы на среднем уровне – 50% обучающихся экспериментальной группы и у 50% обучающихся контрольной группы. Высокий уровень выявлен у 38% обучающихся экспериментальной группы и у 21% обучающихся контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 12% обучающихся экспериментальной группы и у 29% обучающихся контрольной группы (рисунок 9).Рисунок 9 – Результаты диагностики по методике А.Г. Асмолова, в %По сравнению с констатирующий этапом, в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем сформированности действия планирования увеличилось с 19% до 38%.По методике «Диагностика особенностей развития поискового планирования» (А.З. Зак) выявлено, что действия планирования сформированы на высоком уровне у 31% обучающихся экспериментальной группы и у 25% обучающихся контрольной группы. Средний уровень выявлен у 54% обучающихся экспериментальной группы и у 50% обучающихся контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 15% обучающихся экспериментальной группы и у 25% обучающихся контрольной группы (рисунок 10).Рисунок 10 – Результаты диагностики по методике А.З. Зака, в %По сравнению с констатирующий этапом, в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем сформированности действия планированияувеличилось с 23% до 32%.По методике «Сложная фигура» (А. Рей) оценивались действия контроля и саморегуляции. Выявлено, что данные действия на высоком уровне сформированы у 35% обучающихся экспериментальной группы и у 18% обучающихся контрольной группы. Средний уровень выявлен у 54% обучающихся экспериментальной группы и у 50% обучающихся контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 11% обучающихся экспериментальной группы и у 32% обучающихся контрольной группы (рисунок 11).Рисунок 11 – Результаты диагностики по методике А. Рея, в %По сравнению с констатирующий этапом, в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем сформированности действия контроляувеличилось с 15% до 35%.Таким образом, экспериментальные данные показывают, что у обучающихся экспериментальной группы повысились показатели по всем учебным действиям планирования, контроль, что подтверждает эффективность проведенной работы.Результаты диагностики действия планирования младших школьников на уроках и внеурочной деятельности представлены в таблице 4.Таблица 4 – Уровни сформированности действия планирования у младших школьников (средний балл)КомпонентыГруппаэкспериментальнаяконтрольнаяУрок математики: умение составить план решения текстовой математической задачи2,01,8Урок русского языка: умение составить план (алгоритм) выполнения упражнения на знание и применение орфографического правила1,81,6Урок литературного чтения: умение составить план текста и выполнить пересказ с опорой на план1,41,3Урок окружающего мира: умение составить план проведения опыта 1,21,0Урок технологии: умение составить план работы по изготовлению поделки1,21,0Внеурочная деятельность «Мир проектов»: действие планирования в процессе проектной деятельности0,90,6Динамика развития действий планирования младших школьников представлена на рисунке 12 (экспериментальная группа) и 13 (контрольная группа).Рисунок 12 – Результаты диагностики действия планирования младших школьников ЭГ (средний балл)Рисунок 13 – Результаты диагностики действия планирования младших школьников ЭГ (средний балл)В экспериментальной группе стали выше показатели по действиям планирования по всем показателям. В контрольной группе наблюдается незначительная динамика.Обобщив полученные данные, мы распределили младших школьников по уровням сформированности действия планирования на уроках и внеурочной деятельности (рисунок 14).Рисунок 14 – Результаты диагностики действия планирования младших школьников ЭГ (%)В результате исследования у 35% обучающихсяэкспериментальной группы и 25% обучающихся контрольной группы был отмечен высокий уровень. Обучающиеся справились со всеми заданиями, у них сформированы умения составлять план действий при решении учебной задачи.У 50% обучающихся экспериментальной и контрольной группы выявлен средний уровень сформированности действия планирования. Сложности вызвали задания на самостоятельную разработку плана. Задания выполнялись с ошибками, но они самостоятельно исправлялись младшими школьниками.У 15% обучающихся экспериментальной группы экспериментальной группы и 25% обучающихся контрольной группы выявлен низкий уровень действия планирования. План не был составлен даже после помощи (дополнительных вопросов, повторной инструкции).Рассмотрим динамику в развитии действия планированияв каждой группе (рисунок 15 – экспериментальная группа, рисунок 16 – контрольная группа).Рисунок 15 – Динамика уровней сформированности действия планирования младших школьников ЭГ (%)Рисунок 16 – Динамика уровней сформированности действия планирования младших школьников ЭГ (%)В экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем действия планированияувеличилось на 16%: с 19% на констатирующем этапе до 35% на контрольном этапе. В контрольной группе количество обучающихся с высоким уровнем действия планированияувеличилось только на 4%. Также следует отметить, что снизилось количество обучающихся с низким уровнем действия планированияв экспериментальной группе на 20%, в контрольной группе – только на 4%.Таким образом, у младших школьниковэкспериментальной группы, которые на уроках и во внеурочной деятельности обучались на основе технологий развития действия планирования в учебных действиях, повысился уровень умений составлять план учебной деятельности. У обучающихся были сформированы умения составлять цель и план деятельности, выполнять задание по составленному плану, осуществлять контроль реализации плана действий. Полученные данные показали эффективность проведенной работы и подтвердили гипотезу исследования.ЗаключениеАнализ психолого-педагогической литературы показал, что учебная деятельность – это форма социальной активности, осуществляемая с помощью познавательных и предметных действий для решения учебных задач. В структуре учебной деятельности выделяется учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Результатов учебной деятельности выступают система знаний и комплекс умений. В структуру учебной деятельности входят учебные действия, среди которых выделяется действие планирования.В учебной деятельности планирование выступает как учебное действие, направленное на составление плана решения учебной задачи, поиска ответа на вопрос. Младшие школьники осваивают действие планирования в процессе обучения, учатся работать по готовому плану, самостоятельно составлять план решения, план пересказа текста, план выполнения опыта и т.д. Умение планировать формируется в процессе обучения при выполнении различных заданий. К технологиям развития действия планирования относятся технология проблемного обучения, игровая технология, технология проектной деятельности. В процессе учебной деятельности младшие школьники учатся действовать по плану, который заранее составил учитель; далее осваивают умения по самостоятельному составлению плана учебной деятельности; учатся самостоятельно составлять учебный план по образцу или по собственному замыслу; учатся работать с планом с избыточными данными, с пропущенными действиями, с деформированным планом.В ходе экспериментальной работы были определены критерии исследования действия планирования младших школьников: умение ставить цель деятельности, умение составлять программу выполнения действий для достижения поставленной цели, умение осуществлять самоконтроль достижения цели и реализации разработанного плана, действие планирования на уроках и внеурочной деятельности при выполнении учебных задач. В результате проведенной диагностики был выявлен исходный уровень сформированности действия планирования у младших школьников. Полученные данные показывают, что у обучающихся преобладает средний уровень действия планирования, при этом почти каждый третий младший школьник имеет низкий уровень планирования при выполнении учебных действий. На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по развитию действия планирования у младших школьников. Работа проводилась в экспериментальной группе и осуществлялась на уроке и внеурочной деятельности. Развитие у младших школьников действия планирования проводилось с использованием следующих технологий: игровая технология, технология проектной деятельности, технология проблемного обучения. Для развития действия планирования у младших школьников были созданы следующие условия в соответствии с гипотезой данного исследования: каждый урок, каждое учебное задание включает в себя постановку учебной задачи (цели) и составление на этой основе плана учебных действий, т.е. развитие действия планирования выделяется в специальную задачу процесса обучения; составление плана решения учебной задачи или учебной деятельности осуществляется младшими школьниками на первом этапе под руководством учителя, а затем самостоятельно; закрепление действия планирования в учебной деятельности у младших школьников происходит с помощью такой образовательной технологии, как проектная деятельность; развитие и закрепление учебного действия планирования происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности младших школьников.В процессе уроков и занятий внеурочной деятельности технологии применялись приемы формирования действия планирования младших школьников с применением технологии проблемного обучения, игровой технологии, технологии проектной деятельности. Для оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика. В экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем действия планированияувеличилось на 16%: с 19% на констатирующем этапе до 35% на контрольном этапе. В контрольной группе количество обучающихся с высоким уровнем действия планированияувеличилось только на 4%. Также следует отметить, что снизилось количество обучающихся с низким уровнем действия планированияв экспериментальной группе на 20%, в контрольной группе – только на 4%.Результаты исследования показали, что у младших школьников экспериментальной группы, которые на уроках и во внеурочной деятельности обучались на основе технологий развития действия планирования в учебных действиях, повысился уровень умений составлять план учебной деятельности. У обучающихся были сформированы умения составлять цель и план деятельности, выполнять задание по составленному плану, осуществлять контроль реализации плана действий. Полученные данные показали эффективность проведенной работы и подтвердили гипотезу исследования.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Списокиспользуемых источниковАсмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл, 2023. – 448 с.– ISBN978-5-89357-388-6. – Текст : непосредственный.Барашкина, С. Б. Развитиеуниверсальныхучебныхдействийу младших школьников : монография / С. Б. Барашкина, Е. Л. Бабичева, О. П. Графова ; под ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. – Москва : РУСАЙНС, 2022. – 188с. –ISBN 978-5-4365-6746-4. – Текст : непосредственный.Бардашова, Н. В. Изучение способности младших школьников к самостоятельному формулированию познавательной цели / Н. В. Бардашова, А. В. Невзорова. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития общего и вузовского образования : сборник научных статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Ярославль, 2022. –С. 28–30.Барсук, Н. С. Проектная деятельность с использованием цифровых инструментов как способ формирования универсальных учебных действий / Н. С. Барсук, А. В. Бойко. – Текст : непосредственный // Цифровые технологии в науке и образовании : сборник статей по материалам VI Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2021. –С. 44–47.Батыршина, А. Р. 100 лет исследованию воли. Воля, волевые качества, волевая регуляция. Антология методик / А. Р. Батыршина. – Москва : ФЛИНТА, 2023. – 384 с. – ISBN 978-5-9765-5088-9. – Текст : непосредственный.Белошистая, А.В.Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 129с. – ISBN 978-5-534-11554-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/542374(дата обращения: 15.02.2024).Битянова, М. Р. Учимся учиться и действовать. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1 / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова. – Москва : Просвещение, 2023. – 40 с. – ISBN 978-5-09-106147-5. – Текст : непосредственный.Веракса, Н. Е. Проектнаядеятельность: пространство детской реализации, видыпроектнойдеятельности / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2022. – 59с. –ISBN 978-5-4315-1867-6.– Текст : непосредственный.Выготский, Л.С.Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский.– Москва: Издательство Юрайт, 2024.–160с.– ISBN 978-5-534-06998-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/538601(дата обращения: 15.02.2024).Галимуллина, Г. Г. Учебная деятельность как средство развития теоретического мышления / Г. Г. Галимуллина, Т. Н. Галич. – Текст : непосредственный // Студенческий вестник.– 2021.–№ 15-1 (160).– С. 56–59.Голубчикова, М. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников – основа развития самостоятельности личности / М. Г. Голубчикова, Г. М. Голубчиков, Е. Л. Федотова. – Текст : непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования.– 2020.– Т. 14. № 4.– С. 91–99.Гонина, О. А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. А. Гонина. – Москва : Флинта, 2023. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-1910-7. – Текст : непосредственный.Губанова, Н. Ф. Роль нестандартных арифметических задач в процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников / Н. Ф. Губанова, А. В. Белякова. – Текст : непосредственный // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы / под ред. И.В. Зеленковой, О.Б. Широких. – Коломна, 2021. – С. 153–158.Давыдов, В. В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). I-III классы / В. В. Давыдов. – Москва : МИРОС, 2000. – 32 с. –Текст : непосредственный.Долгова, В. И. Управление процессом саморегуляции у младших школьников / В. И. Долгова. – Текст : непосредственный // Психологические науки. – 2019. – № 1. – С. 203–205.Дружинин, В.Н.Психология общих способностей: учебное пособие для вузов/ В. Н. Дружинин.–Москва: Издательство Юрайт, 2024.– 349 с.–ISBN 978-5-534-09237-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/541200 (дата обращения: 15.02.2024).Дружинина, Л. Н. Готовность младших школьников к овладению регулятивными универсальными учебными действиями / Л. Н. Дружинина, Е. П. Доронина, Д. В. Степанова. – Текст : непосредственный //Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием.– Иркутск, 2021. –С. 109–116.Зак, А. З. Формирование действий планирования решения задач в начальной школе / А. З. Зак. – Текст : непосредственный // Наукосфера. –2024.–№ 2-2.– С. 87–96.Зауторова, Э. В. К вопросу о волевой саморегуляции личности / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля. – Текст : непосредственный // Культура. Наука. Образование. – 2020. – № 1 (54). – С. 90–93.Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. –Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 447 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0. – Текст : непосредственный.Иванова, Н. А. Методика организацииучебно-познавательнойдеятельностимладшихшкольниковс использованием современных образовательных технологий :учебноепособие / Н. А. Иванова, А. В. Стрельцова. – Воронеж : ВГПУ, 2022. – 107с.– ISBN 978-5-00044-876-2. –Текст : непосредственный.Илларионова, Н. А. Влияние воли на качество обучения / Н. А. Илларионова, Т. А. Макаренко. – Текст : непосредственный // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T8. – С. 141–145.Истомина, Н. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 30–34.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2014. – 152 с. – ISBN 978-5-09-022831-2. – Текст : непосредственный.Котькина, Е. А. Сущность регулятивных универсальных учебных ействий и этапы их формирования / Е. А. Котькина. – Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новыерешения».– 2022.–№ 1-2.– С. 271–277.Кравченко, У. А. Подбор диагностических методик развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 4-го класса / У. А. Кравченко. – Текст : непосредственный // Перспективы и реалии педагогического образования : сборник докладов IV Региональной научно-практической конференции / отв. редактор В.Ф. Поберезкая.– Сыктывкар, 2022. –С. 120–122.Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – Москва : Педагогика, 2000. – 216 с. –Текст : непосредственный.Мальцева, Е. В. Использование моделирования в процессе формирования общих умений младших школьников по решению текстовых задач / Е. В. Мальцева, М. А. Марсекеева. – Текст : непосредственный // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 168–172.Менькова, С. А. Формирование основ самоорганизации у обучающихся начальной школы в учебной деятельности / С. А. Менькова. – Текст : непосредственный // Научный поиск : первые шаги : материалы 73-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования. – Иркутск, 2019. – С. 76–80.Мишакина, Т. Л. Тренажер для учащихся 3 класса. Формированиеуниверсальныхучебныхдействий / Т. Л. Мишакина, С. Н. Новикова, С. Н. Александрова. – Москва : Просвещение, 2023. – 48с.– ISBN 978-5-09-098456-0. – Текст : непосредственный.Моро, М. И. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1 / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2024. – 111 с. – ISBN 978-5-09-103513-1. – Текст : непосредственный.Моро, М. И. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. – Москва : Просвещение, 2024. – 111 с. – ISBN 978-5-09-102465-4. – Текст : непосредственный.Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 212 c. – ISBN 978-5-9270-0104-0. – Текст : непосредственный.Муртазина, Н. А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи / Н. А. Муртазина. – Текст : непосредственный // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2015. – № 1 (2). – С. 68–74.Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии : учебник для студентов вузов / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 686 с. – ISBN 978-5-907482-19-7. – Текст : непосредственный.Низовцева, Л. А. Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач / Л. А. Низовцева. – Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7, № 1. – С. 94–102.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : Аст, 2024. – 736 с. – ISBN 978-5-17-083039-8. – Текст : непосредственный.Особенности формированияуниверсальныхучебныхдействийобучающихся : методологические рекомендации учителю / А. В. Молокова, Т. В. Смолеусова, Е. В. Погребняк.– Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2019. – 27с.– ISBN 978-5-87847-739-0. – Текст : непосредственный.Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2008. – 500 с. – ISBN 978-5-7695-5149-9. – Текст : непосредственный.Подласый, И.П.Педагогика: учебник для вузов/ И. П. Подласый. – Москва : Издательство Юрайт, 2024.– 575 с.–ISBN 978-5-534-03772-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/535418 (дата обращения: 15.02.2024).Рогов, Е. И. Педагогическая психология : учебник / Е. И. Рогов, И. И. Дроздова, Л. Д. Желдоченко. – Москва : Кнорус, 2022. – 363 c. – ISBN 978-5-406-08437-3. – Текст : непосредственный.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Аст, 2024. – 960 с. – ISBN 978-5-17-114740-2. – Текст : непосредственный.Санникова, М. С. Формирование прогнозирования у младших школьников в исследовательской деятельности / М. С. Санникова. – Текст : непосредственный // Студент – Исследователь – Учитель : материалы 23 Межвузовской студенческой научной конференции.– Санкт-Петербург, 2022. –С. 131–138.Сверлова, Т. Б. Формирование регулятивных действий самоорганизации и самоконтроля у младших школьников в процессе обучения / Т. Б. Сверлова. – Текст : непосредственный // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. –Иркутск, 2024. –С. 166–171.Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. Том 1 / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ Школьные технологии, 2019. – 818 с. – ISBN 978-5-91447-198-6. – Текст : непосредственный.Семина, М. В. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в рамках требований современного начального общего образования / М. В. Семина. – Текст : непосредственный //Современные тенденции развития общего и вузовского образования : сборник научных статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Ярославль, 2022. –С. 308–310.Стрига, М. Б. Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / М. Б. Стрига, Н. Н. Шурыгина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития начального образования : сборник статей по материалам 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. –Нижний Новгород, 2022. –С. 298–303.Строкина, Т.Д. Возможности уроков математики в формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Т. Д. Строкина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. –Чебоксары, 2019. –С. 204–207.Улановская, И. М. О некоторых развивающих эффектах обучения в начальной школе по программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – Текст : непосредственный / И. М. Улановская, М. А. Янишевская // Отечественная и зарубежная педагогика. –2023.– Т. 1. № 3 (93). –С. 29–43.Универсальныеучебныедействия: теория и практика проектирования / Т. В. Беглова, М. Р. Битянина, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. – Самара : Федоров, 2019. – 299с. – ISBN 978-5-393-02022-4. – Текст : непосредственный.Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – Москва : Вако, 2022. – 160 с. – ISBN978-5-408-05884-6. – Текст : непосредственный.Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии : учебное пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко – Москва : Диона, 2020. – 93 с. – ISBN 978-5-6043411-9-3. – Текст : непосредственный.Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике / Л. М. Фридман. – Москва : URSS, 2021. – 248 с. – ISBN 978-5-9710-7860-9. – Текст : непосредственный.Хаматгалеев, Э. Р. Урок ипроектнаядеятельностьучащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского : методика применения технологии развитияпроектнойкультуры на уроке и впроектнойдеятельностиучащихся / Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул : Петров : Книга. Ру, 2019. – 65 с. – ISBN 978-5-6043318-5-9. – Текст : непосредственный.Шохирева, А. Е. Диагностика сформированности действия оценки как регулятивного универсального учебного действия учащихся начальной школы / А. Е. Шохирева. – Текст : непосредственный // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе : сборник статей по материалам ХII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. –Пермь, 2021. –С. 151–154.Шталева, Н. Р. Целеполагание как регулятивное универсальное учебное действие / Н. Р. Шталева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : XV межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2019.– С. 30–34.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : RUGRAM, 2022. – 228 с.– ISBN 978-5-458-36048-7. – Текст : непосредственный.
1. Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл, 2023. – 448 с. – ISBN 978-5-89357-388-6. – Текст : непосредственный.
2. Барашкина, С. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников : монография / С. Б. Барашкина, Е. Л. Бабичева, О. П. Графова ; под ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. – Москва : РУСАЙНС, 2022. – 188 с. – ISBN 978-5-4365-6746-4. – Текст : непосредственный.
3. Бардашова, Н. В. Изучение способности младших школьников к самостоятельному формулированию познавательной цели / Н. В. Бардашова, А. В. Невзорова. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития общего и вузовского образования : сборник научных статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ярославль, 2022. – С. 28–30.
4. Барсук, Н. С. Проектная деятельность с использованием цифровых инструментов как способ формирования универсальных учебных действий / Н. С. Барсук, А. В. Бойко. – Текст : непосредственный // Цифровые технологии в науке и образовании : сборник статей по материалам VI Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2021. – С. 44–47.
5. Батыршина, А. Р. 100 лет исследованию воли. Воля, волевые качества, волевая регуляция. Антология методик / А. Р. Батыршина. – Москва : ФЛИНТА, 2023. – 384 с. – ISBN 978-5-9765-5088-9. – Текст : непосредственный.
6. Белошистая, А. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 129 с. – ISBN 978-5-534-11554-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/542374 (дата обращения: 15.02.2024).
7. Битянова, М. Р. Учимся учиться и действовать. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1 / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова. – Москва : Просвещение, 2023. – 40 с. – ISBN 978-5-09-106147-5. – Текст : непосредственный.
8. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность : пространство детской реализации, виды проектной деятельности / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2022. – 59 с. – ISBN 978-5-4315-1867-6. – Текст : непосредственный.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 160 с. – ISBN 978-5-534-06998-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/538601 (дата обращения: 15.02.2024).
10. Галимуллина, Г. Г. Учебная деятельность как средство развития теоретического мышления / Г. Г. Галимуллина, Т. Н. Галич. – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2021. – № 15-1 (160). – С. 56–59.
11. Голубчикова, М. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников – основа развития самостоятельности личности / М. Г. Голубчикова, Г. М. Голубчиков, Е. Л. Федотова. – Текст : непосредственный // Наука о человеке : гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 14. № 4. – С. 91–99.
12. Гонина, О. А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. А. Гонина. – Москва : Флинта, 2023. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-1910-7. – Текст : непосредственный.
13. Губанова, Н. Ф. Роль нестандартных арифметических задач в процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников / Н. Ф. Губанова, А. В. Белякова. – Текст : непосредственный // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы / под ред. И.В. Зеленковой, О.Б. Широких. – Коломна, 2021. – С. 153–158.
14. Давыдов, В. В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). I-III классы / В. В. Давыдов. – Москва : МИРОС, 2000. – 32 с. – Текст : непосредственный.
15. Долгова, В. И. Управление процессом саморегуляции у младших школьников / В. И. Долгова. – Текст : непосредственный // Психологические науки. – 2019. – № 1. – С. 203–205.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 349 с. – ISBN 978-5-534-09237-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/541200 (дата обращения: 15.02.2024).
17. Дружинина, Л. Н. Готовность младших школьников к овладению регулятивными универсальными учебными действиями / Л. Н. Дружинина, Е. П. Доронина, Д. В. Степанова. – Текст : непосредственный // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Иркутск, 2021. – С. 109–116.
18. Зак, А. З. Формирование действий планирования решения задач в начальной школе / А. З. Зак. – Текст : непосредственный // Наукосфера. – 2024. – № 2-2. – С. 87–96.
19. Зауторова, Э. В. К вопросу о волевой саморегуляции личности / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля. – Текст : непосредственный // Культура. Наука. Образование. – 2020. – № 1 (54). – С. 90–93.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 447 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0. – Текст : непосредственный.
21. Иванова, Н. А. Методика организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с использованием современных образовательных технологий : учебное пособие / Н. А. Иванова, А. В. Стрельцова. – Воронеж : ВГПУ, 2022. – 107 с. – ISBN 978-5-00044-876-2. – Текст : непосредственный.
22. Илларионова, Н. А. Влияние воли на качество обучения / Н. А. Илларионова, Т. А. Макаренко. – Текст : непосредственный // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T8. – С. 141–145.
23. Истомина, Н. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 30–34.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2014. – 152 с. – ISBN 978-5-09-022831-2. – Текст : непосредственный.
25. Котькина, Е. А. Сущность регулятивных универсальных учебных ействий и этапы их формирования / Е. А. Котькина. – Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире : новое время – новые решения». – 2022. – № 1-2. – С. 271–277.
26. Кравченко, У. А. Подбор диагностических методик развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 4-го класса / У. А. Кравченко. – Текст : непосредственный // Перспективы и реалии педагогического образования : сборник докладов IV Региональной научно-практической конференции / отв. редактор В. Ф. Поберезкая. – Сыктывкар, 2022. – С. 120–122.
27. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – Москва : Педагогика, 2000. – 216 с. – Текст : непосредственный.
28. Мальцева, Е. В. Использование моделирования в процессе формирования общих умений младших школьников по решению текстовых задач / Е. В. Мальцева, М. А. Марсекеева. – Текст : непосредственный // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 168–172.
29. Менькова, С. А. Формирование основ самоорганизации у обучающихся начальной школы в учебной деятельности / С. А. Менькова. – Текст : непосредственный // Научный поиск : первые шаги : материалы 73-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования. – Иркутск, 2019. – С. 76–80.
30. Мишакина, Т. Л. Тренажер для учащихся 3 класса. Формирование универсальных учебных действий / Т. Л. Мишакина, С. Н. Новикова, С. Н. Александрова. – Москва : Просвещение, 2023. – 48 с. – ISBN 978-5-09-098456-0. – Текст : непосредственный.
31. Моро, М. И. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1 / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2024. – 111 с. – ISBN 978-5-09-103513-1. – Текст : непосредственный.
32. Моро, М. И. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. – Москва : Просвещение, 2024. – 111 с. – ISBN 978-5-09-102465-4. – Текст : непосредственный.
33. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 212 c. – ISBN 978-5-9270-0104-0. – Текст : непосредственный.
34. Муртазина, Н. А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи / Н. А. Муртазина. – Текст : непосредственный // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2015. – № 1 (2). – С. 68–74.
35. Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии : учебник для студентов вузов / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 686 с. – ISBN 978-5-907482-19-7. – Текст : непосредственный.
36. Низовцева, Л. А. Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач / Л. А. Низовцева. – Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7, № 1. – С. 94–102.
37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : Аст, 2024. – 736 с. – ISBN 978-5-17-083039-8. – Текст : непосредственный.
38. Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся : методологические рекомендации учителю / А. В. Молокова, Т. В. Смолеусова, Е. В. Погребняк. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2019. – 27 с. – ISBN 978-5-87847-739-0. – Текст : непосредственный.
39. Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2008. – 500 с. – ISBN 978-5-7695-5149-9. – Текст : непосредственный.
40. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 575 с. – ISBN 978-5-534-03772-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/535418 (дата обращения: 15.02.2024).
41. Рогов, Е. И. Педагогическая психология : учебник / Е. И. Рогов, И. И. Дроздова, Л. Д. Желдоченко. – Москва : Кнорус, 2022. – 363 c. – ISBN 978-5-406-08437-3. – Текст : непосредственный.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Аст, 2024. – 960 с. – ISBN 978-5-17-114740-2. – Текст : непосредственный.
43. Санникова, М. С. Формирование прогнозирования у младших школьников в исследовательской деятельности / М. С. Санникова. – Текст : непосредственный // Студент – Исследователь – Учитель : материалы 23 Межвузовской студенческой научной конференции. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 131–138.
44. Сверлова, Т. Б. Формирование регулятивных действий самоорганизации и самоконтроля у младших школьников в процессе обучения / Т. Б. Сверлова. – Текст : непосредственный // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. – Иркутск, 2024. – С. 166–171.
45. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. Том 1 / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ Школьные технологии, 2019. – 818 с. – ISBN 978-5-91447-198-6. – Текст : непосредственный.
46. Семина, М. В. Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в рамках требований современного начального общего образования / М. В. Семина. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития общего и вузовского образования : сборник научных статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ярославль, 2022. – С. 308–310.
47. Стрига, М. Б. Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / М. Б. Стрига, Н. Н. Шурыгина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития начального образования : сборник статей по материалам 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2022. – С. 298–303.
48. Строкина, Т. Д. Возможности уроков математики в формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Т. Д. Строкина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии : теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 204–207.
49. Улановская, И. М. О некоторых развивающих эффектах обучения в начальной школе по программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – Текст : непосредственный / И. М. Улановская, М. А. Янишевская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1. № 3 (93). – С. 29–43.
50. Универсальные учебные действия : теория и практика проектирования / Т. В. Беглова, М. Р. Битянина, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. – Самара : Федоров, 2019. – 299 с. – ISBN 978-5-393-02022-4. – Текст : непосредственный.
51. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – Москва : Вако, 2022. – 160 с. – ISBN 978-5-408-05884-6. – Текст : непосредственный.
52. Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии : учебное пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко – Москва : Диона, 2020. – 93 с. – ISBN 978-5-6043411-9-3. – Текст : непосредственный.
53. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике / Л. М. Фридман. – Москва : URSS, 2021. – 248 с. – ISBN 978-5-9710-7860-9. – Текст : непосредственный.
54. Хаматгалеев, Э. Р. Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского : методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся / Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул : Петров : Книга. Ру, 2019. – 65 с. – ISBN 978-5-6043318-5-9. – Текст : непосредственный.
55. Шохирева, А. Е. Диагностика сформированности действия оценки как регулятивного универсального учебного действия учащихся начальной школы / А. Е. Шохирева. – Текст : непосредственный // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе : сборник статей по материалам ХII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Пермь, 2021. – С. 151–154.
56. Шталева, Н. Р. Целеполагание как регулятивное универсальное учебное действие / Н. Р. Шталева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : XV межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2019. – С. 30–34.
57. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : RUGRAM, 2022. – 228 с. – ISBN 978-5-458-36048-7. – Текст : непосредственный.