"Понятие, цели и виды государственной социальной помощи".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория государства и права
  • 64 64 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 26.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Общие положения об оказании государственной социальной помощи 6
1.1 Понятие государственной социальной помощи 6
1.2 Цели, задачи и принципы государственной социальной помощи 11
1.3 Нормативно-правовая основа государственной социальной помощи 15
Глава 2. Практические вопросы оказания государственной социальной помощи на примере Камчатского края 25
2.1 Виды и формы оказания государственной социальной помощи в Камчатском крае 25
2.2 Субъекты оказания государственной социальной помощи в Камчатском крае 35
2.3 Лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи в Камчатском крае 40
Заключение 51
Глоссарий 56
Список сокращений 57
Список использованных источников 58
Приложение 65

Фрагмент для ознакомления

Содержание указанных нормативных актов позволяет сказать, что полномочия по социальной защите многодетных семей в большей степени стали сосредоточены на уровне субъектов РФ. Тенденция на закрепление полномочий в сфере социального обеспечения многодетных семей на государственном и региональном уровне получила реализацию в связи с принятием Закон об основах социального обслуживания граждан и внесением изменений в Закон о государственной социальной помощи. Необходимо обратить внимание на то, что в систему законодательства о социальном обеспечении многодетных семей были внесены подзаконные нормативные акты, к числу которых, в первую очередь, необходимо отнести Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым установлены положения относительно перечня компенсаций, пособий и субсидий, семьям, признанным многодетными. Главную роль в сфере нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений занимают акты, принимаемые органами законодательной власти субъектов государства. Этими нормативными актами регламентированы вопросы отнесения семей к категории многодетных, а также установлен порядок присвоения семье статуса многодетной, закреплен перечень социальных гарантий для многодетных семей. В соответствии с Законом Камчатского края многодетной семьей является семья, в которой не менее трех детей в возрасте до 18 лет или в возрасте т 18 до 23 лет, если они являются инвалидами или обучаются по очной форме. Здесь также можно назвать, например, Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Областной закон Ленинградской области «Социальный кодекс Ленинградской области» и аналогичные нормативные акты в каждом регионе страны.Изложенное позволяет сделать вывод о том, что законодательство о социальном обеспечении многодетных семей в России представляет собой недостаточно развитый инструмент. Данное утверждение основано на том, что отсутствуют единые для всего государства правовые гарантии для многодетных семей, закрепленные федеральным законодательством и иными нормативными актами, применимыми на территории всего государства. То есть, многодетная семья, изменив место жительства, может получить гораздо меньший перечень социальных гарантий, чем в регионе предыдущего проживания. Законодательство в рассматриваемой сфере требует реформирования, которое привело бы к более полному обеспечению конституционного принципа равенства граждан, поскольку государственные полномочия в сфере социального обеспечения многодетных семей позволили уравнять степень социальной защищенности граждан в различных субъектах и муниципальных образованиях, так как обеспеченность перестала основываться на финансовых возможностях государства. Круг мер социальной защиты, предоставляемой многодетным семьям, формируется, в большей степени путем их закрепления законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. При этом в литературе часто отмечается, что система льгот и пособий, а также компенсационные выплаты семьям с детьми не позволяет утверждать, что их роль в экономическом и социальном положении семьи велика. То есть, пособия и льготы не определяют положение многодетной семьи.В настоящее время основное место в регулировании сферы социальной защиты многодетных семей играет Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В связи с этим необходимо отметить, что разграничение полномочий органов власти недопустимо указами Президента РФ, о чем неоднократно упоминал в принимаемых актах Конституционный Суд РФ. В частности, в одном из постановлений указывается на то, что указанный способ регулирования допустим лишь в том случае, когда необходимо восполнить существующий в законодательстве пробел, при этом действие указа, которым такой пробел восполняется, ограничивается принятием соответствующего нормативно-правового акта. Одновременно есть противоречие между нормами названного указа и Закона об общих принципах организации публичной власти, где решение вопросов социальной поддержки многодетных семей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов государства. Это значит, что в федеральные законы не могут быть включены положения, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации. Данные ограничение распространяется и на указы президента, поскольку, в соответствии со ст. 90 Конституции РФ, указы и распоряжения президента не могут вступать в противоречие с федеральными законами.В любом случае в отсутствие федерального закона указ Президента РФ является в определенном смысле эталоном уровня социальной защиты многодетной семьи, так как именно данный документ являлся базовым при принятии региональных нормативно-правовых актов.В то же время перечень и виды мер социальной защиты существенно различаются в регионах и по количеству, и по содержанию, и по источникам финансирования. Например, закон Тверской области «О статусе многодетной семьи в Тверской области и мерах ее социальной поддержки»предполагает применение только двух видов социальной защиты, а например, закон Калужской области «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» двадцать две меры.В то же время необходимо отметить, что региональное законодательство, в отличие от федерального, в сфере регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Об этом свидетельствует немногочисленность правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах федерального уровня. Это, в первую очередь, касается самого определения многодетной семьи, которое, по сути, определяется региональным законодательством, так как основной критерий отнесения семьи к числу многодетных – количество детей в семье, определяется именно его нормами. Содержательность норм региональных актов также значительно шире в той части, в которой закрепляются основания и порядок предоставления поддержки многодетным семьям, размер выплат.Разнообразие же заключается в отсутствии единого подхода к понятию многодетной семьи, к перечню гарантий, предоставленных многодетным семьям. Представляется, что такое нормативное многообразие в определении многодетных семей, закреплении перечня мер социальной поддержки не вполне оправданно, поскольку при отсутствии гарантированного минимума мер социальной защиты может появиться ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы развитым в сфере предоставления гарантий многодетным семьям ни являлось законодательство определенных регионов, это не освобождает государство от обязанности обеспечить наличие единого государственного стандарта социальной защиты многодетной семьи.Кроме того, сходя из действующего законодательства сложно составить представление о перечне мер, которые предоставляются именно многодетным семьям. Единственным средством контроля за соблюдением интересов многодетных семей является соответствие региональных нормативно-правовых актов федеральным. В то же время, в связи с отсутствием единого нормативного акта, который бы обеспечивал функционирование системы социального обеспечения по отношению к многодетным семьям, сопоставление норм федеральной и региональной правовой базы усложняется.Решением данной проблемы, на наш взгляд, является принятие единого закона на федеральном уровне, который бы закрепил перечень нормативно-правовых актов, которыми осуществляется регулирование социальной защиты многодетных семей, принципы предоставления им социальной помощи, понятие многодетной семьи и другие основные понятия, круг субъектов, которые вправе и (или) обязаны получать социальную поддержку от государства, минимальные требования к мерам, принимаемым в субъектах государства, а также перечень мер социальной поддержки для многодетных семей, установил бы круг лиц, ответственных за неисполнение закрепленных законом требований. Таким образом, граждане как субъекты права социального обеспечения являются получателями социальной помощи различного характера, в зависимости от оснований и формы ее предоставления, а также нормативно-правовой основы предоставления социальной помощи. Граждане являются субъектами получения от государства помощи в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Граждане получают социальное обеспечение в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение между гражданами материальных ценностей в государстве. Под правовым статусом граждан как субъектов права социального обеспечения следует понимать организационно-правовую форму, состоящую из конституционных и других нормативных положений, направленную на обеспечение граждан средствами нормальной жизнедеятельности. Граждане, обладающие специальным правовым статусом (в связи с осуществлением служебной деятельности) являются субъектами права социального обеспечения в силу норм специального законодательства. ЗаключениеТаким образом, государственная социальная помощь является способом обеспечения государством социальных прав человека и гражданина, волеизъявление государства осуществляется через закрепление определенных норм в законодательстве. Основная часть социальных прав в России может осуществляться только гражданами, что следует из буквального толкования норм соответствующих законов. Государством для реализации указанных прав предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Цели, задачи и принципы государственной социальной помощи тесно связаны с реализацией гражданами – получателями социальной поддержки, конституционных прав человека, их реализация зачастую взаимообусловлена. Однако необходимо обратить внимание на то, что в Конституции РФ говорится о правах человека и гражданина, эти понятия не тождественны. Отсутствие тождественности имеет значение для правильного понимания социальных прав. В настоящее время в нормах законодательства наблюдается тенденция развития социальных направлений функционирования государства, что в сравнении с ранее действовавшими конституционными нормами в данной сфере, безусловно, стало значимым шагом к развитию социального государства, которым Россия провозглашена в Конституции РФ. Однако само по себе закрепление правовых норм, направленных на обеспечение социальных гарантий, не является достаточным средством их реализации, требуется формирование эффективных правовых механизмов, которые во взаимодействии с другими механизмами (организационными, экономическими) позволят действительно реализовать социальные права человека и гражданина. При этом закрепляемое государством в правовых актах право на социальное обеспечение является одним из наиболее важных с точки зрения выполнения функций государства прав, закрепленных конституционными нормами. Современное состояние норм Конституции РФ о социальном обеспечении, о гарантиях его предоставления человеку и гражданину, является следствием длительного развития социальной сферы государства, начиная от незначительной помощи категориям населения, которые были полностью лишены возможности к самостоятельному обеспечению себя, заканчивая закреплением достаточно широкого круга прав, направленных на равное положение социально незащищенных граждан с другим населением. Социальные права граждан осуществляются, в основном, через реализацию государством соответствующих обязанностей, связанных с предоставлением социальной помощи. Конституционные нормы о социальных правах, таким образом, являются основополагающими для социального обеспечения, однако, нуждаются в детализации и создании механизмов их применения. Государством для реализации права на социальную помощь гражданами предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. Субъектамиоказания государственной социальной помощи являются организации (юридические лица) и государственные органы. Организации могут участвовать в правоотношениях как субъекты предоставления социального обеспечения, а также как субъекты, материально участвующие в формировании фондов социального обеспечения. Государственные органы (к которым приравниваются органы местного самоуправления) в праве социального обеспечения реализуют властные полномочия, присущие государству. Это полномочия состоящие в реализации обязанности предоставления социального обеспечения граждан определенных категорий, а также в управлении иными субъектами права социального обеспечения. Граждане как субъекты права социального обеспечения являются получателями социальной помощи различного характера, в зависимости от оснований и формы ее предоставления, а также нормативно-правовой основы предоставления социальной помощи. Граждане являются субъектами получения от государства помощи в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Граждане получают социальное обеспечение в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение между гражданами материальных ценностей в государстве. Под правовым статусом граждан как субъектов права социального обеспечения следует понимать организационно-правовую форму, состоящую из конституционных и других нормативных положений, направленную на обеспечение граждан средствами нормальной жизнедеятельности. Граждане, обладающие специальным правовым статусом (в связи с осуществлением служебной деятельности) являются субъектами права социального обеспечения в силу норм специального законодательства. Региональное законодательство, в отличие от федерального, в сфере регулирования права на социальную помощь многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Об этом свидетельствует немногочисленность правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах федерального уровня. Это, в первую очередь, касается самого определения многодетной семьи, которое, по сути, определяется региональным законодательством, так как основной критерий отнесения семьи к числу многодетных – количество детей в семье, определяется именно его нормами. Содержательность норм региональных актов также значительно шире в той части, в которой закрепляются основания и порядок предоставления поддержки многодетным семьям, размер выплат.Разнообразие же заключается в отсутствии единого подхода к понятию многодетной семьи, к перечню гарантий, предоставленных многодетным семьям. Представляется, что такое нормативное многообразие в определении многодетных семей, закреплении перечня мер социальной поддержки не вполне оправданно, поскольку при отсутствии гарантированного минимума мер социальной защиты может появиться ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы развитым в сфере предоставления гарантий многодетным семьям ни являлось законодательство определенных регионов, это не освобождает государство от обязанности обеспечить наличие единого государственного стандарта социальной защиты многодетной семьи.Кроме того, сходя из действующего законодательства сложно составить представление о перечне мер, которые предоставляются именно многодетным семьям. Единственным средством контроля за соблюдением интересов многодетных семей является соответствие региональных нормативно-правовых актов федеральным. В то же время, в связи с отсутствием единого нормативного акта, который бы обеспечивал функционирование системы социального обеспечения по отношению к многодетным семьям, сопоставление норм федеральной и региональной правовой базы усложняется.Решением данной проблемы, на наш взгляд, является принятие единого закона на федеральном уровне, который бы закрепил перечень нормативно-правовых актов, которыми осуществляется регулирование социальной защиты многодетных семей, принципы предоставления им социальной помощи, понятие многодетной семьи и другие основные понятия, круг субъектов, которые вправе и (или) обязаны получать социальную поддержку от государства, минимальные требования к мерам, принимаемым в субъектах государства, а также перечень мер социальной поддержки для многодетных семей, установил бы круг лиц, ответственных за неисполнение закрепленных законом требований. ГлоссарийГосударственная социальная помощь – способ обеспечения государством социальных прав человека и гражданина, волеизъявление государства, осуществляемое через закрепление определенных норм в законодательстве. Компенсация – выплата, имеющая целевой характер, направленный на удовлетворение определенных потребностей.Полномочие – совокупность прав и обязанностей органа власти и должностных лиц органа власти в рамках предмета ведения соответствующего органа власти по выполнению государственных функций в сфере оказания социальной помощи гражданам.Прожиточный минимум (ПМ) — это минимальная сумма доходов, которая необходима человеку для обеспечения базовых потребностей.Семья – малая группа, сплочение которой основано на браке либо кровных связях, в которой имеется общий быт, взаимная помощь.Социальное обеспечение – форма помощи для установленного законом круга лиц при наступлении названных законом случаев. Социальные услуги – процесс предоставления определенному получателю социальных услуг поставщиком социальной услуги (медицинский или бытовой уход). Список сокращенийАтомная электростанция – АЭС Минимальный размер оплаты труда – МРОТ Обязательное медицинское страхование – ОМС Органы местного самоуправления – МСУПраво социального обеспечения – ПСО Прожиточный минимум – ПМ Пункт – п. Российская Федерация – РФ Семейный кодекс – СКСоциальный фонд России – СФРСоюз советских социалистических республик – СССРСтатья – Ст. Часть – ч. Федеральный закон – ФЗ Список использованных источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2003. № 14. Ст. 1257.Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст. 4904.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 50. 12.03.2004.Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 10.07.2017) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 12. 25.01.2005. Постановление Правительства РФ от 30.01.2023 № 119 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» // Российская газета. 2023. № 23.Постановление Правительства РФ от 26.06.2021 № 1022 (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021.Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 1, 12.01.2015.Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 297, 29.12.2014.Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.Закон Камчатского края от 12.02.2014 № 390 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае» // https://docs.cntd.ru/document/460270594 (дата обращения: 02.04.2024).Закон Камчатского края от 17.06.2022 № 96«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственным полномочием Камчатского края по предоставлению гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае, социальной поддержки в форме материальной помощи» // http://publication.pravo.gov.ru/document/4100202206170006 (дата обращения: 02.04.2024).Закон Камчатского края от 16.12.2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» // https://docs.cntd.ru/document/446202849 (дата обращения: 08.04.2024).Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 17.04.2023) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 10.04.2023) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.Постановление Правительства Камчатского края от 28.12.2023 № 697-П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае»» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=182238723&backlink=1&&nd=182270906 (дата обращения: 02.04.2024).Постановление Правительства Камчатского края от 14.09.2023 № 490-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Камчатском крае на 2024 год» // https://www.garant.ru/hotlaw/kamchat/1650002/ (дата обращения: 08.04.2024).Постановление Правительства Камчатского края от 02.04.2021 № 118-П «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам» // https://docs.cntd.ru/document/574699119 (дата обращения: 02.04.2024). Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 05.02.1955, протокол № 3, п. 2) // Бюллетень ВЦСПС. 1955. № 4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313.Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. Ст. 340.Материалы судебной практики Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.04.2024). – Текст : электронный. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.07.2022 по делу № 33-10678/2022 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Рязанского областного суда от 01.04.2020 № 33-847/2020, 9-30/2020 // СПС Консультант Плюс.Литературные источникиБасниковО.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник Чувашского университета, № 4, 2010, С. 302-307.БатоболотоваЕ.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.Бекбулатов А., БекбулатовД.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.БыстренкоВ.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 622-625.Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2006. С. 271-272.Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2.  С. 406.КорсаненковаЮ.Б. К вопросу о социальной защите семей с детьми // Юриспруденция, № 18, № 2, 2010, С. 68-72.Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.МальчугинаО.С. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ в социальной сфере // Вестник магистратуры. 2019. № 7-2 (94). С. 146-149.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.МещерягинаВ.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Приходько В.А. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности // Вологдинские чтения, № 74, 2009, №. 189-192.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Сидоренко Е.Н., Ширинов Р.М. Проблемы взаимодействия государственного и муниципального управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-2. С. 104.Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 62-63.Социальный навигатор для жителей Камчатского края // https://soc.gosuslugi41.ru/anketa (дата обращения: 07.04.2024).Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.ЧанновС.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.ШкатуллаВ.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 21.Приложение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
6. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2003. № 14. Ст. 1257.
7. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Российская газета. 2022. № 278.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
9. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст. 4904.
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 50. 12.03.2004.
11. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 10.07.2017) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 12. 25.01.2005.
12. Постановление Правительства РФ от 30.01.2023 № 119 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» // Российская газета. 2023. № 23.
13. Постановление Правительства РФ от 26.06.2021 № 1022 (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021.
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 (ред. от 15.12.2014) «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. № 282. 21.12.2004.
15. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета, № 299, 31.12.2014.
16. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 1, 12.01.2015.
17. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета, № 297, 29.12.2014.
18. Информация Минтруда России от 25.11.2015 «Информация по организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Солидарность. № 46. 09 - 16.12.2015.
19. Закон Камчатского края от 12.02.2014 № 390 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае» // https://docs.cntd.ru/document/460270594 (дата обращения: 02.04.2024).
20. Закон Камчатского края от 17.06.2022 № 96
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственным полномочием Камчатского края по предоставлению гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Камчатском крае, социальной поддержки в форме материальной помощи» // http://publication.pravo.gov.ru/document/4100202206170006 (дата обращения: 02.04.2024).
21. Закон Камчатского края от 16.12.2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» // https://docs.cntd.ru/document/446202849 (дата обращения: 08.04.2024).
22. Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 17.04.2023) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.
23. Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 10.04.2023) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.
24. Постановление Правительства Камчатского края от 28.12.2023 № 697-П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае»» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=182238723&backlink=1&&nd=182270906 (дата обращения: 02.04.2024).
25. Постановление Правительства Камчатского края от 14.09.2023 № 490-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Камчатском крае на 2024 год» // https://www.garant.ru/hotlaw/kamchat/1650002/ (дата обращения: 08.04.2024).
26. Постановление Правительства Камчатского края от 02.04.2021 № 118-П «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам» // https://docs.cntd.ru/document/574699119 (дата обращения: 02.04.2024).
27. Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 05.02.1955, протокол № 3, п. 2) // Бюллетень ВЦСПС. 1955. № 4.
28. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
29. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313.
30. Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. Ст. 340.

Материалы судебной практики
31. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.04.2024). – Текст : электронный.
32. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.07.2022 по делу № 33-10678/2022 // СПС Консультант Плюс.
33. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 01.04.2020 № 33-847/2020, 9-30/2020 // СПС Консультант Плюс.

Литературные источники
34. Басников О.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник Чувашского университета, № 4, 2010, С. 302-307.
35. Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.
36. Бекбулатов А., Бекбулатов Д.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.
37. Буянова М.О. Государственная социальная помощь / Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 67.
38. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
39. Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 622-625.
40. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2006. С. 271-272.
41. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 406.
42. Корсаненкова Ю.Б. К вопросу о социальной защите семей с детьми // Юриспруденция, № 18, № 2, 2010, С. 68-72.
43. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
44. Мальчугина О.С. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ в социальной сфере // Вестник магистратуры. 2019. № 7-2 (94). С. 146-149.
45. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
46. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
47. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
48. Приходько В.А. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности // Вологдинские чтения, № 74, 2009, №. 189-192.
49. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
50. Сидоренко Е.Н., Ширинов Р.М. Проблемы взаимодействия государственного и муниципального управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-2. С. 104.
51. Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 62-63.
52. Социальный навигатор для жителей Камчатского края // https://soc.gosuslugi41.ru/anketa (дата обращения: 07.04.2024).
53. Хайдарова М.К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. 2023. № 1. С. 33-36.
54. Чаннов С.Е. О социальных правах и социальных стандартах // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 198-206.
55. Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.
56. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 21.