Оценка эффективности логистической деятельности АО "Лента"
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты анализа и повышения эффективности логистической деятельности 6
1.1 Понятие и сущность логистической деятельности предприятия 6
1.2 Методы оценки эффективности логистической деятельности 13
2 Анализ эффективности логистической деятельности ритейла АО «Лента» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ритейла АО «Лента» 19
2.2 Анализ показателей и уровня эффективности логистической деятельности в АО «Лента» 25
2.3 Исследование эффективности логистической деятельности АО «Лента» 30
2.4 Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности АО «Лента» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Товар привозят с других филиалов автомобили с логотипом «Лента», которые находятся в собственности главного распределительного центра. Основной транспорт это фуры от 10 до 20 тонн. Смоленский филиал компании АО «Лента» пользуется услугами автотранспорта для отгрузки иприёмки товаров с других филиалов. Весь спектр автомобильного парка представлен в таблице 5. Таблица 5 - Автомобили, находящиеся в распоряжении распределительных центров компании АО «Лента»Тип машины ГрузоподъемностьМАЗ 10 тоннКАМАЗ 10 тоннIVECO 10 тоннMAN 10 тоннMERCEDES 10-20 тоннVOLVO 10-20 тоннSCANIA 10-20 тоннВ филиале компании "Лента" в Смоленске ежедневно поступают товары из других филиалов, что свидетельствует о эффективной работе распределительного центра с широким автопарком. На территории компании размещаются 10 складов, из которых 8 представлены холодильными камерами с различными температурными режимами. Для анализа складского помещения был выбран склад отдела бытовой химии, который отличается своими размерами и составом - здесь установлены 4 трёхъярусных стеллажа.В отделе с 4 полками одна сторона отведена для товаров домашнего интерьера и одежды и обуви. Товары с наименьшим спросом или в избытке размещены на верхних полках, их доставка не планируется в ближайшем будущем. На среднем ярусе находятся отработанные паллеты, товары, недавно поступившие в отдел, а также товары, на которые скоро будет акция. На нижних полках размещены самые популярные товары, требующие постоянной дозаполнения, новые поступления и акционные товары.При обработке товаропотоков на складе, организация учитывает различные факторы, которые помогут эффективно разместить товар на местах хранения. В магазине доступны три автоматических погрузчика и подвижные конструкции типа "рохля", облегчающие перемещение товаров. Для размещения товаров на верхние полки стеллажей используется электроподъемный штабелер. Основная часть товаров поступает в магазин из распределительных центров, обеспечивая непрерывный товаропоток.Начальник конкретной секции отвечает за организацию и планирование товаров на складе. В России находится 13 распределительных центров и филиалы компании. Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, где расположен главный распределительный центр. Это позволяет компании быстро распределять товары между центрами и филиалами.Руководители секций должны быть хорошо знакомы с расположением товаров на складе и количеством товаров. Однако из-за большой загрузки они часто не могут контролировать это. Главным фактором, влияющим на запасы, является учет потребностей в товаре. Важно также обращать внимание на качество товара, поскольку некачественный товар может навредить репутации магазина и оставаться непроданным. Каждая секция имеет своего руководителя, который отвечает за организацию работы в своем отделе.Иногда отсутствует ТСД у продавцов-логистов, что приводит к тому, что паллеты описываются вручную маркером на бумажном листе. Каждый человек имеет свой почерк, поэтому иногда возникают ошибки в написании штрих-кода товара. Это усложняет идентификацию товаров на паллете. Сезонные товары выставляются в зал в зависимости от времени года, исходя из этого определяется необходимый размер запаса для закупки и размещения на складе.Сотрудники склада тратят слишком много времени на проверку содержимого паллет. Определение наличия товара может занять от 5 до 15 минут из-за мелочей. Если товар отсутствует, его нужно переписать и переупаковать, что занимает еще 20 минут. В среднем, на опись каждой паллеты уходит около 10-15 минут. Это свидетельствует о неоптимизированности склада и необходимости изменить алгоритм работы. Также рекомендуется создать новую должность, которая будет отвечать за управление непродовольственными товарами на складе.2.3 Исследование эффективности логистической деятельностиАО «Лента»Компания имеет собственную транспортно-логистическую систему с минимальной аутсорсинговой составляющей, что позволяет значительно сократить транспортные издержки; собственную дистрибьюторскую сеть из 25 складских распределительных центров для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины. Общая площадь распределительных логистических центров компании в 2023 г. составила 721587 м (табл. 6).Таблица 6 - Показатели работы логистической системы сети магазинов «Лента»ПоказателиГоды2012201820192020202120222023Количество распределительных центров991114182225Средняя мощность распределительных центров, м2175 872186 695233 432323 431460 603634 997721587Количество грузовых автомобилей1165145326423906440155775674Уровень централизации (доля поставок через собственные распределительные центры). %72787982838587Источник: составлено автором В 2023 году ОАО "Лента" значительно увеличило объем поставляемых товаров через распределительные центры, достигнув отметки в 87%, что превышает показатель предыдущего года на 2%. Этот фактор стал ключевым в увеличении прибыли компании. Применение распределительных центров не только снижает закупочные цены, но и уменьшает нагрузку на магазины при приеме и хранении товаров, что способствует оптимизации бизнес-процессов. Кроме того, использование автоматизированной системы управления запасами позволяет увеличить оборачиваемость товаров и снизить издержки. Эффективное управление запасами и логистическими потоками помогает укрепить позицию компании как лидера по контролю над издержками в отрасли. Развитие собственного импорта, в том числе увеличение объема прямых поставок свежих овощей и фруктов, также способствует сокращению логистических издержек и улучшению операционной эффективности компании.Сотрудники сети магазинов "Лента" активно вовлечены в оптимизацию бизнес-процессов и ориентированы на потребителя. Организация успешно расширяется в регионах с помощью магазинов в малых городах и шаговой доступности. Для сокращения складских запасов, компания переводит их в грузовики, что позволяет снизить количество складских мощностей.Маленькие склады просто существуют, но большинство товаров находится прямо на полках. В каждой машине груз для нескольких магазинов, которые нужно посетить в определенное заранее назначенное время. Этот процесс называется кросс-докинг и представляет собой логистическую операцию, где отгрузка и доставка товара согласованы по времени, чтобы избежать необходимости хранения товара на складе.Для магазина быстро доставляют партию продукции из распределительного центра. Кросс-докинг позволяет сократить расходы на доставку на 20-30% за счет исключения необходимости хранения грузов на складах, что особенно важно для товаров, склонных к порче. Однако успешная реализация кросс-докинга требует от владельца товаров и логистического оператора способности прогнозировать движение товаров через склад, исходя из анализа спроса потребителей, грамотной подготовки товаров к отправке и эффективной организации транспортировки.Крупная розничная сеть «Лента» занимает лидирующие позиции на рынке продовольственных магазинов в России. Она отличается эффективной системой доставки товаров благодаря своей мощной логистической инфраструктуре. «Лента» является крупнейшим частным работодателем в стране, сотрудничая с надежными партнерами, предлагающими высококачественные товары и услуги, пользующиеся доверием на рынке.2.4 Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности АО «Лента»Для эффективного развития сети магазинов "Лента" необходимо внедрение инновационных логистических схем и инструментов, так как принцип "justintime" сталкивается с проблемами и потерями. Логистический процесс в сети "Лента" характеризуется линейностью и взаимозависимостью этапов, где каждый процесс зависит от завершения предыдущего. Например, после информации о закупке товара отделом закупок, РЦ организует место для хранения товара, а отдел таможенного оформления подготавливает документы на груз. После приемки товара департамент транспорта занимается поиском автомобилей для доставки товара в магазины.Для избежания потерь времени и средств на различных этапах необходимо провести реинжиниринг транспортно-логистических бизнес-процессов в соответствии с концепцией «бережливой логистики». Это можно достичь путем синхронизации действий различных департаментов с использованием общих информационных систем и технологий, что позволит ускорить выполнение задач и избежать задержек. Организационные регламенты также могут способствовать оптимизации работы и устранению лишних временных затрат.Использование электронного обмена данными, такого как электронный документооборот (EDI), может положительно влиять на процессы логистики и заменить традиционное использование бумажных документов. Оптимизация логистических процессов, включая двунаправленный транспорт между Россией и Европой, может способствовать более эффективной деятельности бизнеса. Электронный документооборот внедряется на различных этапах сделки, начиная от заключения договора до таможенного оформления и транспортировки товаров.В 2004 году в Европейском Союзе был введен обязательный электронный процесс декларирования товаров при таможенном контроле, что значительно улучшило и ускорило процесс прохождения таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности. Одна из основных проблем связана с риском потери времени, денег и товаров в случае форс-мажорных ситуаций, таких как неблагоприятные погодные условия при приемке грузов в портах Новороссийска и Санкт-Петербурга, аварии с участием водителей компании и другие неожиданные обстоятельства.Для успешного разрешения сложных задач в логистике необходимо использовать инновационные подходы, включая страхование грузов от непредвиденных ситуаций, планирование маршрутов с учетом погоды и доступности других портов в Краснодарском крае. Одной из ключевых проблем, требующих внимания, является управление логистикой при огромном объеме закупок, производства и сбыта продукции, особенно в контексте лидерства сети магазинов "Лента" на рынке розничной торговли в России. Применение новаторских логистических решений обязательно, несмотря на возможные дополнительные расходы, чтобы эффективно справляться с вызовами современного бизнеса.Важно развивать логистические схемы, используя малотоннажные транспортные средства для доставки в ночное время, как это практикуется в Москве. Также необходимо организовать круглосуточную (многосменную) работу, особенно в связи с высокими объемами импорта через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Компания сейчас отказывается от складов в городе и переносит их в пригород. Она стремится приблизить хранение и обработку грузов к потребителю, распределяя объемы и создавая склады по географическим направлениям - например, «север» и «юг».Оптимизация материальных запасов является ключевой задачей для магазинов сети "Лента". Недостаток или избыток запасов может нанести серьезный ущерб бизнесу. Снижение запасов материальных ресурсов может привести к убыткам из-за неудовлетворенного спроса и потере прибыли. Накопление излишних запасов, в свою очередь, связывает оборотный капитал и замедляет его оборот, что отражается на общих издержках и финансовых результатах. Поэтому оптимизация запасов является важным аспектом эффективного управления магазинами.Для улучшения управления запасами в сети магазинов "Лента" предлагается следующее:•Разработать стандарт процесса управления запасами;•Обучить персонал использовать математические модели при управлении запасами на предприятии;•Применять различные математические модели управления запасами на практике;•Ускорить процесс отгрузки, оформления расчетных документов и сокращения времени расчетов благодаря применению различных форм безналичных расчетов и информационных технологий;•Усилить контроль за организацией материально-технического снабжения;•Разработать пути по сокращению сроков нахождения средств в дебиторской задолженности.Анализируя работу сети магазинов "Лента", можно заключить, что необходимо провести изменения в логистических процессах. Важно освоить новые технологии и улучшить схемы доставки с использованием JIT. Результатом внедрения такой системы будет увеличение числа клиентов, а, следовательно, увеличение объема продаж и прибыли. Постепенно современные информационные технологии становятся все более распространенными на предприятиях. Для достижения успеха необходимо организовать постоянный мониторинг потребителей, разработать критерии оценки работы ответственного за управление закупками и внедрить информационную систему поддержки логистического планирования на предприятии.Инновационные подходы и инструменты, основанные на использовании технологий JIT и IT-систем, способствуют повышению эффективности транспортно-логистической системы сети магазинов «Лента». Развиваясь дальше, компания может успешно конкурировать на рынке при условии внедрения существующих технологических новинок или создания собственных инноваций.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе были рассмотрены различные методы оценки эффективности логистической деятельности. Отмечается, что использование множества показателей предоставляет полную картину о результативности работы логистической системы. Ключевые показатели эффективности помогают выявить проблемные места и определить направления для улучшений.Один из методов оценки эффективности логистической деятельности - это анализ ключевых показателей производительности (KPI). В рамках этого метода определяются основные показатели, по которым можно измерить эффективность работы логистической системы. К таким показателям могут относиться процент выполнения заказов в срок, время доставки товаров, уровень запасов, процент отказов и другие. После определения показателей производительности, их можно систематически отслеживать и сравнивать с установленными нормами, чтобы выявить отклонения и принять меры по их устранению.Другой метод оценки эффективности логистической деятельности - это стоимостный анализ. В рамках этого метода производится оценка затрат на логистические процессы и услуги, а также определение их соотношения с полученной прибылью. Путем анализа стоимостей можно установить, какие затраты являются неэффективными и какие меры можно принять для их снижения.Также был рассмотрен метод использования информационных систем для оценки эффективности логистической деятельности. Современные информационные системы позволяют собирать, обрабатывать и анализировать большие объемы данных, связанных с логистическими процессами. Использование таких систем позволяет улучшить контроль над процессами, ускорить принятие решений и повысить эффективность работы всей системы.В целом, оценка эффективности логистической деятельности является сложным и многогранным процессом, требующим анализа множества факторов и использования различных методов. Выбор метода оценки зависит от конкретной ситуации и задач, которые необходимо решить. Тем не менее, осознание важности оценки эффективности логистической деятельности и использование соответствующих инструментов позволяют достичь оптимальных результатов и повысить конкурентоспособность предприятия на рынке.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАфанасенко И. Д. Цифровая логистика : учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 269 с.Вольхин Е. Г. Интегрированная логистика : учеб. пособие. Ч. 1 Складская логистика ; Ч. 2. Транспортная логистика / Е. Г. Вольхин, Ю. В. Солдатова . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2018. - 178 с.Григорьев М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров . - Москва :Юрайт, 2018. - 507 с.Григорьев М. Н. Логистика : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — Москва :Юрайт, 2022. — 836 с.Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник : [в 2 ч.] :Ч.1 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — Москва :Юрайт, 2022. — 472 с.Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник : [в 2 ч.] :Ч.2 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — Москва :Юрайт, 2022. — 341 с.Каточков В. М. Логистика : учеб. пособие / В. М. Каточков, Г. В. Савин, С. Р. Царегородцева . - Екатеринбург :Изд-тво УрГЭУ, 2019. - 182 с.Коммерческая логистика : учебник / А. П. Тяпухин, В.А. Хайтбаев, В.К. Чертыковцев, Н.В. Ювица. - Москва :КноРус, 2019. – 318 с.Лазарев В. А. Логистика материальных потоков : учеб. пособие / В. А. Лазарев, Д. А. Карх, И. С. Кондратенко . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2018. - 281 с.Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум / Г. Г. Левкин. —Москва :Юрайт, 2022. — 187 с.Левкин Г. Г. Коммерческая логистика : учеб. пособие / Г. Г. Левкин. — Москва :Юрайт, 2022. — 375 с.Оценка конкурентоспособности логистических организаций : учеб. пособие / В. М. Каточков, Л. И. Трофимова, Г. В. Савин, Е. В. Топоркова . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2020. - 125 с.Сергеев В. И. Логистика снабжения : учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич . - Москва :Юрайт, 2016. - 398 с.Тарасов Д. Э. Информационные системы и технологии в логистике: информационно-аналитическая поддержка управленческих решений : учеб. пособие / Д. Э. Тарасов, О. Ф. Быстров . - Москва : РУСАЙНС, 2018. - 104 с.Теоретические и концептуальные проблемы логистики : монография / З. Б. Хмельницкая, Т. Е. Евтодиева, Е. С. Акопова [и др.] ; под науч. ред. З. Б. Хмельницкой. - Пенза : ПГАУ, 2021. – 209 с.
1. Афанасенко И. Д. Цифровая логистика : учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 269 с.
2. Вольхин Е. Г. Интегрированная логистика : учеб. пособие. Ч. 1 Складская логистика ; Ч. 2. Транспортная логистика / Е. Г. Вольхин, Ю. В. Солдатова . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2018. - 178 с.
3. Григорьев М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров . - Москва : Юрайт, 2018. - 507 с.
4. Григорьев М. Н. Логистика : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — Москва : Юрайт, 2022. — 836 с.
5. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник : [в 2 ч.] :Ч.1 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — Москва : Юрайт, 2022. — 472 с.
6. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс : учебник : [в 2 ч.] :Ч.2 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — Москва : Юрайт, 2022. — 341 с.
7. Каточков В. М. Логистика : учеб. пособие / В. М. Каточков, Г. В. Савин, С. Р. Царегородцева . - Екатеринбург : Изд-тво УрГЭУ, 2019. - 182 с.
8. Коммерческая логистика : учебник / А. П. Тяпухин, В.А. Хайтбаев, В.К. Чертыковцев, Н.В. Ювица. - Москва : КноРус, 2019. – 318 с.
9. Лазарев В. А. Логистика материальных потоков : учеб. пособие / В. А. Лазарев, Д. А. Карх, И. С. Кондратенко . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2018. - 281 с.
10. Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика : учебник и практикум / Г. Г. Левкин. —Москва : Юрайт, 2022. — 187 с.
11. Левкин Г. Г. Коммерческая логистика : учеб. пособие / Г. Г. Левкин. — Москва : Юрайт, 2022. — 375 с.
12. Оценка конкурентоспособности логистических организаций : учеб. пособие / В. М. Каточков, Л. И. Трофимова, Г. В. Савин, Е. В. Топоркова . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2020. - 125 с.
13. Сергеев В. И. Логистика снабжения : учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич . - Москва : Юрайт, 2016. - 398 с.
14. Тарасов Д. Э. Информационные системы и технологии в логистике: информационно-аналитическая поддержка управленческих решений : учеб. пособие / Д. Э. Тарасов, О. Ф. Быстров . - Москва : РУСАЙНС, 2018. - 104 с.
15. Теоретические и концептуальные проблемы логистики : монография / З. Б. Хмельницкая, Т. Е. Евтодиева, Е. С. Акопова [и др.] ; под науч. ред. З. Б. Хмельницкой. - Пенза : ПГАУ, 2021. – 209 с.