«Специфика и особенности музыкальной журналистики в России»
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 6
1.1 Возникновение и развитие музыкальной журналистики в России 6
1.2 Музыкальная журналистика и мультимедийные технологии: новые форматы взаимодействия с аудиторией 10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И КОНТЕНТА РОССИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ 18
2.1. Основные подходы к подаче информации в музыкальных журналах РФ 18
2.2. Музыкальные издания как компонент культурной политики Российской Федерации 22
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 30
Н.А. Иващенко в диссертации «Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой информации» разделяет понятие качественной прессы и прессы высокого качества. Действительно, некоторые издания выигрывают у других за счёт цветной печати, вёрстки, лучшего качества бумаги. Но внешняя сторона имеет все же второстепенное значение, основой остается контент. Термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции. Эти виды прессы отличаются друг от друга содержанием, формой подачи материалов. Однако определяющим в данном случае является аудиторный признак. Качественные СМИ предназначены для политиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Важным признаком качественной прессы является аналитический подход. Качественная журналистика России транслирует информацию о событиях в стране и за рубежом, опираясь на строгие факты, избегая конфликтов, таким образом переводя обсуждение той или иной проблемы в конструктивное русло. Крупные музыкальные издания, какими являются «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал», «Музыкальная академия» относятся к качественной прессе. Познавательные интервью с деятелями музыкального искусства о текущей геополитической ситуации, осмыслении роли искусства в сложный период политического противостояния стран могли бы сделать контент этих изданий подлинно публицистическим. В этой связи актуально упомянуть о таком явлении в культурной политике России, как фестивальное движение. Как известно, фестиваль как вид массовых праздников возник в Англии в начале XVIII века. Русская культура активно восприняла фестивальное движение, и в XIX веке получила мощный импульс развития. В ХХ веке, благодаря развитию средств массовой информации, фестивали получили международный статус и стали настоящей платформой для встреч творческих людей, формирования планов развития искусства в мировом масштабе. В России фестивальное движение активно поддерживалось в советское время. «Существовала четкая политика в области музыкального искусства: работала система государственных концертных организаций, основной функцией которых было планирование концертов и фестивалей, поддержка молодых исполнителей, организация зарубежных гастролей советских музыкантов». Деятельность фестивалей давала реальные результаты: общество приобщалось к классической музыке, билеты на концерты продавались по доступным ценам, формировался культурный уровень людей.В современный период очень важно возродить фестивальное движение как важную составляющую культурной политики РФ. Кроме того, фестивали формируют позитивный образ страны в СМИ, что очень важно в современный период информационной войны. Такие всемирно известные фестивали, как «Звезды белых ночей», «Звезды на Байкале», которые основали Валерий Гергиев и Денис Мацуев, формируют национальную идентичность России, ее «культурный код». Известно, какой резонанс вызвало открытие фестиваля «Площадь искусств» в Санкт – Петербурге. Событие было посвящено юбилею выдающегося российского музыканта, дирижера Юрия Темирканова. Поздравить юбиляра и открыть фестиваль приехал Президент РФ В.В. Путин. «Путин напомнил, что Санкт-Петербург всегда считался и остается культурной столицей. Одним из достояний Санкт-Петербурга стала филармония, стены которой помнят таких мастеров как Лист, Шуман, Вагнер, Римский-Корсаков, Шостакович, Чайковский, отметил глава государства. "Про церкви, святые места часто говорят "намоленное место"; этот зал для многих — такое намоленное место", — подчеркнул Путин. "Он обладает удивительной силой притяжения", — считает президент». Об этом событии сообщили РИА - Новости, но не музыкальные издания! Этот факт свидетельствует о том, что музыкальные издания избегают упоминания о политике, даже когда ньюсмейкерами являются знаковые личности. Вместе с тем интерес политических лидеров к музыке, их посещение концертов и спектаклей могут служить ярким примером для поддержки музыкальной культуры, ее продвижению в обществе, восприятию искусства как важной части не только культурной, но и государственной политики. «Музыкальный журнал» периодически размещает информацию о фестивалях, только косвенно переводя повод в общественно – политическое русло. Так, режиссер Георгий Исаакян, рассказывая о фестивале «Видеть музыку», отметил: «Наш фестиваль – это попытка вернуться к таким понятиям, как «театральное братство», «профессиональное сообщество» …»«Второй фестиваль музыкальных театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» собрал в своей афише более30 спектаклей. «Мы говорим: «Коллеги, давайте доверять друг другу. Мы хотим увидеть то, что вы считаете самым главным своим свершением, что вы считаете своей сегодняшней художественной программой. Мы не хотим диктовать. Мы хотим услышать ваш голос. Понять, какими вы себя ощущаете», — говорит президент АМТ Георгий Исаакян. — Наш фестиваль – это попытка вернуться к таким понятиям, как «театральное братство», «профессиональное сообщество». Наш фестиваль – это попытка вглядеться в страну. Я думаю, многие наши театральные, профессиональные проблемы связаны с тем, что мы не хотим знать страну, в которой живем. Это попытка вглядеться в себя и ничего при этом не бояться…»«Проект Свердловской филармонии «Концертный зал без границ» стал Чемпионом Международного конкурса на соискание наград WSIS (World Summitonthe Information Society — Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества) Организации Объединенных Наций. Вхождение проекта «Концертный зал без границ» в число Чемпионов WSIS – значительная веха в развитии проекта и признание на международном уровне системной просветительской деятельности, которую Свердловская филармония осуществляет при грантовой поддержке губернатора Свердловской области и министерства культуры Свердловской области», - пишет «Музыкальный журнал». В этой заметке упомянута государственная структура – министерство культуры Свердловской области, а также информационные технологии, которые, как мы уже отмечали музыкальные издания используют не в полной мере. Сегодня, говоря о развитии культуры в обществе, продвижении классического искусства, необходимо упомянуть об информационной поддержке, которую должны оказывать в этом вопросе средства массовой информации музыкального направления. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:Музыкальные журналы сегодня являются весьма специфическим сегментом медиарынка, который рассчитан на профессиональную аудиторию и имеет свои характерные особенности. Конкуренция на медиарынке заставляет модернизировать работу редакций, более точно использовать специфику и возможности изданий разных типов и групп. Степень точности работающей модели того или иного издания зависит и от дополнительных корректирующих моментов: журналы отличаются по степени публицистичности, специфике языка, качеству полиграфии. Музыкальные издания являются важным компонентом культурной политики Российской Федерации. Поэтому они должны размещать на своих страницах помимо информационных публицистические и аналитические материалы на тему музыкального искусства. Также данные издания должны быть доступны в интерактивном режиме, чтобы приобщать к обсуждению широкие массы населения России. Музыкальные издания можно рассматривать как платформы для информационного обмена, аргументирования позиций по вопросам развития культуры и искусства, выработки решений для дальнейшего взаимодействия. В современный период очень важно возродить фестивальное движение как важную составляющую культурной политики РФ. Кроме того, фестивали формируют позитивный образ страны в СМИ, что очень важно в современный период геополитического противостояния. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ coвpeмeнный период эволюция коммуникаций коснулась и музыкального искусства, которое выполняет, помимо эстетической, также и социально созидающую функцию. Особенностью музыкальной журналистики в РФ можносчитать то, что информация о событиях в мире музыкального искусства всегда является отражением развития общественных процессов, культурной политики современной России. Речь не идет о политизации искусства, однако информация о событиях в мире музыки органично связана с мировыми тенденциями межкультурной коммуникации, а также с развитием национального самосознания россиян. Воспитание молодого поколения в духе сохранения национальной культуры и традиций сегодня является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации. В стране принята Государственная культурная политика Российской Федерации, в задачу которой входит сохранение и популяризация культуры российского общества на всех уровнях. Как отметил Президент РФ В.В. Путин на Международном культурном форуме, «именно культура передает будущим поколениям самые базовые ценности и ориентиры, позволяет создать прошлое, настоящее и будущее, сохранить самобытность, уникальность каждого народа и помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся культурном мире. И, наконец, культура, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации».В работе рассмотрены тенденции функционирования рынка российских музыкальных журналов. Установлено, что сегодня печатные варианты изданий по- прежнему востребованы аудиторией, хотя и имеют электронные версии. Однако проблема состоит в том, что аудитория музыкальных изданий все же ограничена. Это в основном преподаватели музыкальных учебных заведений, студенты, научные сотрудники. На медиарынке России сегодня нет массового популярного издания о музыке, которое бы охватывало все направления – от классики до «хип –хопа». Кроме того, музыкальные издания, которые позиционируют себя как публицистические, должны более активно реагировать на новейшие тенденции развития культуры в России и мире. Музыкальные журналы также должны размещать аналитические материалы о воспитании духовной культуры в обществе, об эстетическом образовании молодого поколения. На сайтах музыкальных журналов целесообразно было бы размещать видеолекции об искусстве, а также создавать группы для обсуждений событий в России и в мире в социальных сетях. В качестве основного вывода можно констатировать, что в современный период музыкальные журналы России должны выходить за рамки элитарного контента и предлагать читателям публицистические материалы на общественно – политическую тематику. Авторы, которые ясным и образным языком могут донести до аудитории важные идеи о развитии общества и искусства, сегодня как никогда востребованы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:1.Барабанов А. Фестивали классической музыки в культурной политике России//Государственная служба, № 3, 2014. –С.672.Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – С.1213.Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативные стратегии// Вестник МГУ серия журналистика, 2005 г. № 5.4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / Ким М. Н. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 20045. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., Просвещение, 2012. - С. 886. Курышева, Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-294 с.7. Семёнова А. Э. Тенденции развития музыкальной журналистики в России конца XIX начала XXI века //Учёные записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки. – Т. 156. - № 6. – 2014. – С. 121. 8. Серов А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 19889. Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 197710. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. – М., 2002Диссертации11. Иващенко Н.А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой информации :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Иващенко. – СПб., 2009. – С. 3Удаленный доступ:12. Баяхунова Л. Б. Российские научно-музыкальные издания: развитие и современное состояние // Научная периодика: проблемы и решения. — 2014. — Том 4. — № 6. – С. 20 URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-nauchno-muzykalnye-izdaniya-razvitie-i-sovremennoe-sostoyanie?ysclid=luyd36bc11474040541 (дата обращения: 08.04. 2024 г.)13. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. URL:Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=TPVDAgAAQBAJ&pg=PA76&lpg=PA76&dq ( дата обращения: 08.04.2024)14. Путин назвал культуру ответом на вызовы нетерпимости и радикализма. URL: Режим доступа: https://ria.ru/culture/20171117/1509064370.html ( дата обращения: 10.04. 2024)15. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь.URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials ( дата обращения: 03.04. 2024 г.).16. Русская культура. URL: Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/russkaya-kultura.html (дата обращения: 02.04.2024)17. ТертычныйА.А.Жанры периодической печати. – М.: Аспект-Пресс, 2000. URL: www.novsu.ru/file/67363318. https://www.culture.ru/19.http://www.classicalmusicnews.ru/20. Путин пожелал Темирканову до 100 лет руководить филармонией. URL: https://ria.ru/culture/20131214/984132524.html (дата обращения: 08.04.2024)21. Видеть музыку.URL: http://www.themusicalmagazine.ru (дата обращения: 08.04.2024)http://mus-mag.ru/?ysclid=luyg5w2pv0742303535 https://xn--80aarcleidboc9a5ah7iep.xn--p1ai/?ysclid=luyg3wmvhk813126514Статьи22. Ганжа А. Советская музыка как объект сталинской культурной политики»//Логос, № 98, 2014 – С. 150. URL: http://www.logosjournal.ru/arch/74/98_6.pdf (дата обращения: 10.04.2024)23. Коломийцева Е.Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2015.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhurnalistika-v-sisteme-sotsialno-kulturnyh-protsessov ( дата обращения: 08.04. 2024 г.)24. Чурсинова М.Г. Музыкальная журналистика как особая область журналистского творчества: предпосылки возникновения//Знак: проблемное поле медиаобразования, 2015. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhurnalistika-kak-osobaya-oblast-zhurnalistskogo-tvorchestva ( дата обращения: 02.04.2024)
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – С.121
3.Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативные стратегии// Вестник МГУ серия журналистика, 2005 г. № 5.
4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / Ким М. Н. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004
5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., Просвещение, 2012. - С. 88
6. Курышева, Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -294 с.
7. Семёнова А. Э. Тенденции развития музыкальной журналистики в России конца XIX начала XXI века //Учёные записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки. – Т. 156. - № 6. – 2014. – С. 121.
8. Серов А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 1988
9. Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 1977
10. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. – М., 2002
Диссертации
11. Иващенко Н.А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой информации : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Иващенко. – СПб., 2009. – С. 3
Удаленный доступ:
12. Баяхунова Л. Б. Российские научно-музыкальные издания: развитие и современное состояние // Научная периодика: проблемы и решения. — 2014. — Том 4. — № 6. – С. 20 URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-nauchno-muzykalnye-izdaniya-razvitie-i-sovremennoe-sostoyanie?ysclid=luyd36bc11474040541 (дата обращения: 08.04. 2024 г.)
13. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. URL:Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=TPVDAgAAQBAJ&pg=PA76&lpg=PA76&dq ( дата обращения: 08.04.2024)
14. Путин назвал культуру ответом на вызовы нетерпимости и радикализма. URL: Режим доступа: https://ria.ru/culture/20171117/1509064370.html ( дата обращения: 10.04. 2024)
15. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials ( дата обращения: 03.04. 2024 г.).
16. Русская культура. URL: Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/russkaya-kultura.html (дата обращения: 02.04.2024)
17. Тертычный А.А.Жанры периодической печати. – М.: Аспект-Пресс, 2000. URL: www.novsu.ru/file/673633
18. https://www.culture.ru/
19. http://www.classicalmusicnews.ru/
20. Путин пожелал Темирканову до 100 лет руководить филармонией. URL: https://ria.ru/culture/20131214/984132524.html (дата обращения: 08.04.2024)
21. Видеть музыку. URL: http://www.themusicalmagazine.ru (дата обращения: 08.04.2024)
http://mus-mag.ru/?ysclid=luyg5w2pv0742303535
https://xn--80aarcleidboc9a5ah7iep.xn--p1ai/?ysclid=luyg3wmvhk813126514
Статьи
22. Ганжа А. Советская музыка как объект сталинской культурной политики»//Логос, № 98, 2014 – С. 150. URL: http://www.logosjournal.ru/arch/74/98_6.pdf (дата обращения: 10.04.2024)
23. Коломийцева Е.Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhurnalistika-v-sisteme-sotsialno-kulturnyh-protsessov ( дата обращения: 08.04. 2024 г.)
24. Чурсинова М.Г. Музыкальная журналистика как особая область журналистского творчества: предпосылки возникновения//Знак: проблемное поле медиаобразования, 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhurnalistika-kak-osobaya-oblast-zhurnalistskogo-tvorchestva ( дата обращения: 02.04.2024)