Изучение особенностей навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 14.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы изучения нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием ………………… 6
1.1 Психофизиологические основы овладения чтением …………………… 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием…………..12
1.3 Особенности нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………. 18
Глава 2 Экспериментальная работа по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием ……… 24
2.1 Обследование состояния чтения у младших школьников фонетико-фонематическим недоразвитием ………………………………… 24
2.2 Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием ………………………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы…………………………………………. 39
Приложение 1………………………………………………………………….. 43
Фрагмент для ознакомления

Это позволило определить задачу формирующего этапа исследования: спланировать и провести коррекционную работу по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.На основании диагностического обследования мы выделяем следующие задачи коррекционной работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием:Формирование фонематических процессов.Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу.Формирование технической стороны чтения.Формирование навыков смысловой стороны чтения.Для каждого задания подбираем логопедические упражнения по выбранным направлениям (Бессонова Т.Б., Лагутина А.В., Садовникова И.Н., Ястребова А.В.).1. Формирование фонематических процессов включало работу по дифференциации фонем:мягкий знак и гласные, которые указывают на мягкость согласного;шипящие согласные и свистящие согласные;аффрикаты и их компоненты;звонкий;звонкие и глухие согласные.Формирование анализа и синтеза звуков и слогов включало в себя такие направления работы, как:звуки и буквы речи;звуковой анализ слов;два способа указать мягкость согласных при письме;устранение пропуска знака ь, обозначающего мягкость.Обучение технической стороне чтения включало в себя следующие направления:формирование беглого слогового чтения с целостным чтением отдельных слов;развивать умение читать целые слова и группы слов;развитие беглости чтения;развивать основы правильного чтения.Формирование навыков смысловой стороны чтения включало в себя следующие направления работы:попрактиковаться в понимании прочитанного (осознанности);потренировать выразительность произношения текста (правильную интонацию).2 Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.Наше обучение было построено с учетом результатов диагностики, индивидуальных и возрастных особенностей детей и основывалось на следующих принципах:Принцип системности и связности в изложении языкового материала. Этот принцип предполагает поэтапный подход к работе, что определяется представлением о речи как системе, усвоение элементов которой происходит взаимосвязанно и в определенной последовательности.Принцип комплексности в преодолении выявленных нарушений фонетико-фонематических нарушений речи. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний. Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медицинский, психолого-педагогический характер.Поэтапный принцип. Этот принцип представляет собой сложный процесс логопедического вмешательства, т.е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свои задачи, методы и приемы коррекции. Происходит постепенный переход от одного этапа к другому, от самого простого к самому сложному. Принцип учета индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, особенно ребенок с каким-либо видом инвалидности, индивидуален. Логопед должен уметь с учетом индивидуальных особенностей найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать его и вселить уверенность в овладении нормальной речью. Найти индивидуальный подход к ребенку – залог успешной логопедической работы.Принцип доступности предполагает отбор словесного и наглядного материала от простого к сложному. Логопед должен учитывать уровень познавательного и речевого развития ребенка дошкольного возраста.Принцип развития предполагает, что в ходе логопедической работы будут решаться задачи, находящиеся в зоне ближайшего развития младшего школьника с дизартрией.Эти принципы позволяют правильно организовать логопедическую работу по преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и усилить ее коррекционный эффект.При построении коррекционно-логопедической работы необходимо соблюдать следующие условия:С учетом результатов диагностической информации определить формы коррекционной работы.Систематическая работа по преодолению трудностей с чтением.Повторяемость заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.Нами составлен комплекс упражнений по преодолению трудностей чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, который апробирован на групповых логопедических занятиях. Для разработки этого комплекса мы взяли за основу научно-методические подходы Л.Н. Ефименкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Е.В. Мазанова, Е.А. Павлычева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова.Упражнения, входящие в комплекс по преодолению трудностей чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, представлены в приложении 1.В качестве примера возьмем фрагмент логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [в]», на котором выполняются упражнения «Хлопок», «Составь, напиши и прочитай слова из этих слогов», «Читать по цепочке», «Разделить текст на предложения. Поставьте правильный знак в конце каждого предложения». В упражнении «Хлопок» направлено на формирование фонематических процессов, с целью различения звонких и глухих согласных.Логопед называла детям слова и просила их, услышав звонкий [З], аплодировать, услышав глухой [С], топать ногами (используемые слова: сахар, постановление, гонка, долото, соты, зубр, зоопарк, загар, мусор, идея, сыр, добыча, сани, сажа, защита, султан, золото, сотня, зонтик, заяц, забота, сало, гостиная, сумка, замок».В упражнении «Составь, напиши и прочитай слова из определенных слогов», направленном на развитие у детей звуко-слогового анализа и синтеза, с целью развития навыков слогового анализа. Логопед дает детям набор слогов, из которых просит составить двусложные слова со звуками [З], [С] (используются слоги: ко, за, са, ко, зи, но, зу, ма , ля, а, да, было бы, вот).В упражнении «Цепное чтение», направленном на развитие технической стороны чтения у детей, с целью формирования беглого слогового чтения с целостным чтением отдельных слов. Логопед предлагает детям, сидящим за одной партой, прочитать по очереди указанные слоги. Логопед последовательно указывает на слоги указателем дифференциации [З]-[С], дети читают их по очереди: первый слог читает один из учащихся, их следующий партнер и т. д. Цепочка считается разорванной, если один из детей опаздывает и не успевает вовремя прочитать слог (слоги, используемые для чтения: са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зя, сё-зе, су-зю , си-зи, се-зе, за-са, зо-со, зу-су, зы-сы, зы-ся, зе-се, зю-сю, зи-си, зе-се).В упражнении «Раздели текст на предложения.Поставьте в конце каждого предложения нужный знак», цель которого – развивать у детей умения смысловой стороны чтения, находить границу предложения в непунктуированном тексте по интонационным и смысловым вопросам. Логопед раздает детям карточки с текстом для различения [З]-[С] и просит разделить их на предложения, используя знаки препинания (текст упражнения: «В лесу росла сосна. В дупле сосны. На дереве было беличье гнездо. Всю зиму белка запасалась едой.Таким образом, мы систематизируем содержание логопедической работы по преодолению недостатков чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, в рамках которой составляем комплекс упражнений по преодолению недостатков чтения по следующим направлениям: формирование фонетики . процессов, формирование звуко-слогового анализа и синтеза, формирование технической стороны чтения, формирование навыков смысловой стороны чтения.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью нашего исследования было теоретически изучить, определить и эмпирически обосновать необходимость организации коррекционной работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.Для достижения цели мы определили ряд задач.При выполнении задачи исследования, заключавшейся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме, мы рассмотрели психофизиологические основы овладения чтением, особенности нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с фонетическим недоразвитием - фонематическим. В результате мы утверждаем, что чтение – это процесс перекодирования графически записанного текста в звуковую речь, его осмысление или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления. В процессе овладения чтением выделяют два аспекта: смысловой и технический. Фонетико-фонематическое недоразвитие считается нарушением произношения у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием составляют группу риска по развитию фонематической дислексии. Трудности и ошибки чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием объясняются недостатками в произношении и различении противоположных звуков, недостаточным усвоением звукового состава слова и неполноценностью в анализе и синтезе звука.Для реализации второй задачи исследования, заключавшейся в экспериментальном изучении особенностей чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, мы взяли за основу методику, предложенную Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншакова по пяти критериям: скорость чтения, способ чтения, ошибки (виды и количество ошибок), выразительность чтения, смысловая оценка. По результатам диагностического обследования установлено, что у детей наблюдался средний (33,3%) и ниже среднего (66,7%) уровень навыка чтения. При этом у детей обнаруживаются специфические ошибки, характерные для фонематической формы дислексии:отсутствие беглости при чтении;ошибки при смешении и замене букв, сходных по произношению по слухо-артикуляционному строению;ошибки в стрессе;искажение звукослоговой структуры слова.В рамках третьей задачи исследования мы систематизировали содержание коррекционной работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, в рамках которой составили комплекс логопедических упражнений, апробированных в логопедической практике. . занятия по следующим направлениям:формирование фонематических процессов;формирование анализа и синтеза звуков и слогов;формирование технической стороны чтения;формирование навыков смысловой стороны чтения.Таким образом, цели исследования были достигнуты и цель достигнута. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Сфера, 2008. – 125 с. Безруких, М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе [Текст] / Марина Безруких. – Москва : «Первое сентября», 2009. – 84 с. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. Васильева, Е. Е. Ринолалия [Текст] : учебное пособие / Елена Васильева. – Ярославль, 2007. – 256 с. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Лариса Венедиктова. – Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2003. – 203 с. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Елена Винарская. ˗ Москва : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. ˗ 142 с. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия [Текст] / Лариса Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 245 с. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. – Москва, 2010. – 345 с. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст] : пособие для учителей / Любовь Горбушина. – Москва : Просвещение, 1981. – 160 с. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – Москва: ИНРФА-М, 2011. – 256 с. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. – Москва, 2012. – 257 с. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Тихон Егоров. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 296 с. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст] / Людмила Ефименкова. – Москва, 2011. – 224 с. Зенцова, О.Н. Навык чтения [Текст] / Оксана Зенцова. – Москва: Просвещение, 2009. – 140 с. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / Ирина Зимняя. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2010. – 447 с. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] / Галина Каше. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция [Текст] / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 160 с. Костромина, С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению [Текст] / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 165 с. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Санкт-Петербург. – 286 с. Корнев, А. Н. Нарушение письменной речи у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Москва, 2007. – 250 с. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Санкт-Петербург: Экспо, 2011. – 190 с. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с. Лагутина, А. В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Анастасия Лагутина. – Москва, 2007. – 24 с. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. [Текст] / Римма Лалаева. – Санкт-Петербург, 2012. – 175 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] : монография / Роза Левина. – Москва : Просвещение,2007 – 216 с. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / Михаил Львов. – Тула : Родничок, 2003. – 238 с. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии [Текст] / Евгения Мазанова. – Москва: Аквариум, 2014. – 178 с. Мартынова, Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позицией комплексного подхода [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) / Р. И. Мартынова. – Москва, 1972. – 20 с. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин [Текст] : монография / Марина Русецкая. – Санкт-Петербург : КАРО, 2007. – 191 с. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / Ирина Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : А-Я / Вячеслав Селиверстов. – Москва : Гуманитарно изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 398 с. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. Н. Ястребова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 131 с. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / Ольга Токарева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – Т. 2. – С. 456–469. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва, 2010. – 325 с. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Москва, 2012. – 320 с. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / Михаил Хватцев. – Москва, 2005. – 234 с. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Любовь. Цветкова. – Москва, 2007. – 345 с. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Галина Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Даниил Эльконин. – Москва : Академия, 2011. – 383 с. ПРИЛОЖЕНИЕКомплекс упражнений по преодолению нарушений чтения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием Упражнение № 1 «Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы «с» или «ш» Цель: учить детей дифференциации при чтении согласных букв «с» и «ш», сходных артикуляционно и акустически. Ход упражнения: логопед просит детей прочитать слова, вставляя пропущенные буквы «с» или «ш»: а) па _ та, опу_ ка, кату _ ка, реди _ ка, ири _ ка, Гри_ а, малы _ , пала _ , анана_ . б) _ о _ ед, _ ур _ ит, _ а _ лык, _ у _ ки, _ пе _ ка, _ ви _ ток, _ лы _ но, _ ти _ ок; в) ве _ ну _ ки, _ олны _ ко, _ у _ трый, _ алуни _ ка, _ ла _ тёна, пыле _ о _ , _ ала _ . Упражнение № 2 «Запиши слова под диктовку в две колонки (по наличию д , т)» Цель: учить детей дифференциации при чтении согласных букв «д» и «т», сходных артикуляционно и акустически Ход упражнения: логопед читает слова и просит детей записать их под диктовку в две колонки (по наличию д , т): ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава. Упражнение № 3 «Подбери слова к заданным схемам» Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звуко-буквенный анализ слов; различать гласные и согласные. Ход упражнения: логопед просит детей подобрать слова к заданным схемам (-а-, -а-а) из предложенных: мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар, Каша, Маша, папа, жаба, лама. Упражнение № 4 «Зашифруй слово» Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные. Ход упражнения: логопед просит зашифровать заданные слова следующим образом: вместо согласных ставить чёрточки, а гласные писать (мак, книга, каша, мама, лук, луна, Лена, лимон, кол, кот, рама, река). Упражнение № 5 «Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак» Цель: научить детей находить границыпредложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам. Ход упражнения: логопед просит детей прочитать текст и разделить его на предложения, поставить в конце каждого предложения точку: За деревней лес там живёт волчица у неё волчата мать принесла им добычу. У реки рос лопух по дну реки плавали рыбки дети бросали им хлебные крошки. Упражнение № 6 «Произнеси фразу: «Пришла!» (в зависимости от темы занятия) в различной речевой ситуации» Цель: формировать у детей интонационную выразительность при чтении. Ход упражнения: логопед предлагает детям произнести фразу: Пришла! в различной речевой ситуации: «Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда. Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали. Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…». Упражнение № 7«Поиск смысловых несуразностей» Цель: формировать у детей навык осознанного чтения, развивать навык антиципации. Ход упражнения: детям предлагается специально подготовленный связный текст или набор отдельных предложений, в которых содержатся смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной. Логопед просит детей прочесть предложения и исправить допущенные ошибки. Например: Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом. Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони. Девочка сначала надела шубку, затем красную кофту, а после нарядилась в любимое праздничное платье. На улице светит солнце, потому что тепло.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Сфера, 2008. – 125 с.
2. Безруких, М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе [Текст] / Марина Безруких. – Москва : «Первое сентября», 2009. – 84 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
4. Васильева, Е. Е. Ринолалия [Текст] : учебное пособие / Елена Васильева. – Ярославль, 2007. – 256 с.
5. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Лариса Венедиктова. – Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2003. – 203 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Елена Винарская. ˗ Москва : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. ˗ 142 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия [Текст] / Лариса Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 245 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. – Москва, 2010. – 345 с.
9. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст] : пособие для учителей / Любовь Горбушина. – Москва : Просвещение, 1981. – 160 с.
10. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – Москва: ИНРФА-М, 2011. – 256 с.
11. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. – Москва, 2012. – 257 с.
12. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Тихон Егоров. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 296 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст] / Людмила Ефименкова. – Москва, 2011. – 224 с.
14. Зенцова, О.Н. Навык чтения [Текст] / Оксана Зенцова. – Москва: Просвещение, 2009. – 140 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / Ирина Зимняя. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2010. – 447 с.
16. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] / Галина Каше. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 190 с.
17. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция [Текст] / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 160 с.
18. Костромина, С.Н., Как преодолеть трудности в обучении чтению [Текст] / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 165 с.
19. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Санкт-Петербург. – 286 с.
20. Корнев, А. Н. Нарушение письменной речи у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Москва, 2007. – 250 с.
21. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / Алексей Корнев. – Санкт-Петербург: Экспо, 2011. – 190 с.
22. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с.
23. Лагутина, А. В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Анастасия Лагутина. – Москва, 2007. – 24 с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. [Текст] / Римма Лалаева. – Санкт-Петербург, 2012. – 175 с.
25. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] : монография / Роза Левина. – Москва : Просвещение,2007 – 216 с.
26. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / Михаил Львов. – Тула : Родничок, 2003. – 238 с.
27. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии [Текст] / Евгения Мазанова. – Москва: Аквариум, 2014. – 178 с.
28. Мартынова, Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позицией комплексного подхода [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) / Р. И. Мартынова. – Москва, 1972. – 20 с.
29. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин [Текст] : монография / Марина Русецкая. – Санкт-Петербург : КАРО, 2007. – 191 с.
30. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / Ирина Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с.
31. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : А-Я / Вячеслав Селиверстов. – Москва : Гуманитарно изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 398 с.
32. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. Н. Ястребова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 131 с.
33. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / Ольга Токарева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – Т. 2. – С. 456–469.
34. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва, 2010. – 325 с.
35. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Москва, 2012. – 320 с.
36. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / Михаил Хватцев. – Москва, 2005. – 234 с.
37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Любовь. Цветкова. – Москва, 2007. – 345 с.
38. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Галина Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2003. – 240 с.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Даниил Эльконин. – Москва : Академия, 2011. – 383 с.