Человек в системе управления;психологические проблемы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория управления
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 07.07.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание
Введение
1.Понятие системы управления
2.Человек в системе управления
2.1. Человек и группы в системе управления
2.2. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения
2.3. Поведение человека в организации
2.4.Учет половозрастных особенностей человека в управлении персоналом
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Мужчины более последовательны в словах и поступках, их поведение более «логично» и предсказуемо, они медленнее меняют принятую точку зрения или позицию даже в конфликтных ситуациях.
При выяснении отношений мужчины чаще склонны действовать «напрямую», а женщины — с привлечением «третьих лиц». Поэтому при решении серьезных вопросов (особенно в женском или преимущественно женском коллективе) руководителю надо заранее знать общий настрой сотрудников (или женской части коллектива) по отношению к обсуждаемому вопросу, чтобы иметь реальную возможность достичь приемлемого варианта его решения. При решении же индивидуального вопроса с сотрудницей следует подумать о необходимости присутствия или отсутствия свидетелей разговора.
В производственной деятельности и отношениях мужчинам свойственно деловое соперничество, женщинам — психологическое. Первые стараются утвердить себя в профессиональной сфере (мастерством, находчивостью, оригинальностью решений), вторые — завоевав «положение» в коллективе или в отношениях с руководством. Поэтому конфликты, возникающие в мужских коллективах больше связаны с производственной деятельностью и могут быть решены при внесении каких-либо изменений в содержание или условия труда, а конфликты в женских коллективах более психологичны, производственная сфера нередко используется как фон возникших психологических противоречий, и поэтому предпринятые руководителем производственные изменения далеко не всегда могут разрешить конфликт, основой которого являются психологические причины, скрытые во взаимоотношениях между сотрудницами.
У мужчин восприятие более целостное, у женщин — более детальное. Мужчины больше обращают внимание на смысл, суть сообщения, ситуации, процесса, а женщины — на детали, особенности. Поэтому любая ситуация, любое решение принимаются и понимаются ими по-разному. Руководителю, получающему информацию от сотрудников, следует делать поправку на пол информирующего и по возможности сопоставить информацию от разнополых источников. Ведь нередко возникают ситуации, когда все решают «детали», или, наоборот, детали заслоняют суть.
Женщины более терпимы к неблагоприятным условиям труда и, получая компенсацию в виде повышенной зарплаты, ранней пенсии, укороченного рабочего дня, «соцкультбыта», готовы смириться с ними и не требовать кардинальных улучшений.
Женщины более чувствительны к психологическому климату в коллективе, больше дорожат хорошими отношениями с коллегами и руководителем, более болезненно переживают ухудшение отношений. Поэтому они более склонны занимать примирительную позицию в сложных ситуациях, грозящих испортить отношение к ним со стороны коллектива или руководителя. В то же время они чаще готовы пожертвовать «производством» ради поддержания хороших отношений, что приводит к более частым нарушениям в производственной сфере.
У мужчин и женщин разная содержательная структура мотивации производственной деятельности. Так, для мужчин главным в отношении к работе является содержание труда: разнообразие, творческий характер и общественная значимость производственной деятельности, для женщин — условия труда: заработная плата, санитарно-гигиенические условия, отношения в коллективе, близость к дому, «соцкультбыт». «Усиление» соответствующих характеристик производственной деятельности усиливает и мотивацию сотрудников мужского или женского пола, способствует повышению эффективности их труда.
Все физиологические, психологические и социальные характеристики и особенности человека подвержены возрастным изменениям, причем до 20-26 лет происходит их развитие (т. е. улучшение показателей), с 27 до 40-45 лет сохраняется стабильный достигнутый уровень, а с 40-45 лет происходит снижение показателей.
Поскольку физическая выносливость и активность в значительной мере подвержены тренировке, то приспособление и привыкание к определенным физическим условиям труда, приобретение навыков экономного двигательного режима деятельности делают незначимыми для производства изменения физиологических характеристик человеческого организма в период взрослости (примерно с 20 до 50 лет).
Значительно более изменчивыми становятся с возрастом психологические и социально-психологические особенности человека, проявление которых в производственной деятельности и отношениях более заметно и оказывает существенное влияние на выполнение деятельности, отношение к ней, взаимоотношения с коллегами и руководством. Например, динамика развития памяти у взрослых характеризуется двумя довольно глубокими спадами в возрасте, тогда наши бытовые представления никак не предполагают наличия склеротической забывчивости: 25-28 лет и 31-42 года. Именно в этом возрасте работники нуждаются в коротких и четких формулировках новой информации, чтобы они могли запомнить ее и точно использовать, в противном случае память не удерживает полученную информацию, изменяет ее объем и содержание в соответствии с «информационным багажом» конкретного работника.
Динамика продуктивности научных достижений в зависимости от возраста иллюстрирует творческие возможности человека в разном возрасте, его способности и потребности в творческом отношении к делу, которым он занимается. Наиболее продуктивный возраст сотрудников для «придумывания» и реализации нововведений на производстве — от 25 до 45 лет. В этом возрасте для человека характерны «поисковое» поведение, направленное на изыскание новых, более
продуктивных путей и способов решения возникающих проблем, самостоятельность в выборе решений. В этом возрасте сотрудники с удовольствием берутся за самостоятельную работу, выполняют ее с наибольшей продуктивностью и наиболее остро переживают подавление самостоятельности, жесткую алгоритмизацию своей деятельности, отсутствие возможностей проявлять инициативу. Зато «зрелый» возраст (после 45 лет), вызывающий обычно у руководителей наибольшее доверие к сотруднику как специалисту и солидному человеку, вовсе не является наиболее продуктивным для разработки новых решений или подходов к проблемам производства.
Следует помнить и о резких возрастных колебаниях критичности мышления у мужчин и женщин: самый критичный возраст, когда мало что берется «на веру», когда сотрудники готовы раскритиковать любое высказывание или действие руководителя, когда они больше всего уверены в сложности жизни и невозможности жить, ничего не меняя, когда они более всего готовы принять к сведению все новое, — от 25 до 45 лет. Но до 20 лет и после 55 лет они больше уверены в своей правоте и менее склонны прислушиваться к мнениям других, в то же время берут на веру то, что говорят и делают авторитетные для них люди.
Кроме того, следует помнить, что на протяжении всей жизни человека существуют так называемые кризисные возрастные периоды. Это нормальное явление в развитии человеческой личности, но переживаются данные периоды болезненно, так как характеризуются ломкой прежних жизненных стереотипов, ценностей, целей. Такие кризисные периоды повторяются через каждые 6-8 лет. Для мужчин и женщин общие критические годы: 18-19 лет, 25-26, 32-33, 37-38, 43-44, 49-50 лет и т. д., вместе с тем у мужчин периоды «затяжных» кризисов наблюдаются в возрасте 17-22 лет, 28-33 лет и 40-45 лет, а у женщин кризисные явления наиболее ярко выражены в период с 30 до 36 лет.
Пол и возраст — это то, что в обычной жизни нельзя изменить в человеке и что в значительной мере определяет его возможности, пристрастия, отношения и другие важные жизненные показатели. Незнание половозрастных особенностей и изменений в человеке, проявляющихся в его поведении и деятельности, или пренебрежение ими приводит к нарушению взаимопонимания, ухудшению взаимоотношений, снижению объема и качества труда. И наоборот, создание условий профессиональной деятельности, соответствующих половозрастным особенностям работников, воспринимается ими как благоприятное обстоятельство, способствующее повышению физиологического, психологического и социального тонуса, что непременно скажется на эффективности труда, готовности улучшить его показатели, большей «управляемости».


Заключение

Проблема оптимизации управления персоналом требует знания руководителем индивидуальных особенностей работников и учета этих особенностей в управленческой деятельности. Найти выход при решении этой проблемы помогает личностный подход, в основе которого лежит понимание личности как устойчивого сочетания индивидуальных особенностей конкретного человека, обусловливающих типичность и постоянство его реакции, поведения, отношении.
Индивидуальные особенности человека не существуют разрозненно, а образуют устойчивую систему, которая обеспечивает целостность его индивидуальности. Наиболее часто встречающиеся сочетания этих свойств образуют типы личностей, характеризующиеся постоянством проявления отдельных особенностей деятельности, поведения, отношений. Знание о наличии нескольких индивидуальных особенностей сотрудника, проявляющихся в определенном сочетании в его поведении в разных ситуациях, позволяет руководителю с высокой степенью достоверности предположить наличие ряда других (дополнительных) свойств его личности, характерных для данного типа личности, и прогнозировать его деятельность и поведение в конкретных ситуациях, его реакции па конкретные воздействия и условия.












Список использованной литературы

Веснин В.Р. Менеджмент Учебник, 3-е издание. М.: Проспект, 2006, С. 502.
Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. - 243c.
Дафт Л.Ричард. Менеджмент МВА, 6-е издание. М.: Питер, 2006, С.862.
Комаров Е.И. Общий менеджмент. Учебное пособие. – РИОР, 2010. – 269с.
Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления.- М.: Феникс, 2005. – 304с.
Маленков Ю.А. Современный менеджмент. Учебник для СПбГУ.- 2010. - 439 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. М., 2006.-720с.
Кошелева С. В. Психологические основы управления персоналом. СПб., 1995.
Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.
Психология управления. Конспект лекций. – М.: АСТ, Сова, 2007. – 128с.
П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
Рой О.М. Теория управления. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.-256 с.
Социология и психология управления: Учебное пособие / Осипова-Дербас Л.В,.Кармаев Н.А,.Войцеховский С.Н. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. –   с.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – М.: Феникс, 2006. – 416с.
Смирнов Э.А. Теория организации. – Инфра – М, 2006г.

Шеметов П.В. Менеджмент в схемах, таблицах и рисунках: учеб. пособие. Новосибирск, 2000.
Менеджмент: Учеб. пособие/ И.В.Лемеш, В.Л.Лунев, Л.Е.Чередникова и др. под ред. В.И. Россинского. Новосибирск, 2003.
Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. - 243c.
Социология и психология управления: Учебное пособие / Осипова-Дербас Л.В,.Кармаев Н.А,.Войцеховский С.Н. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. –   с.

Социология и психология управления: Учебное пособие / Осипова-Дербас Л.В,.Кармаев Н.А,.Войцеховский С.Н. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. –   с.

Социология и психология управления: Учебное пособие / Осипова-Дербас Л.В,.Кармаев Н.А,.Войцеховский С.Н. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. –   с.

Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.

Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.

Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.

Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.













3




Основные составляющие системы управления

Организационно-техническая
— совокупность органов управления и материально-техническое оснащение (оргтехника, технические средства коммуникации и связи), взаимосвязи между ними

Социальная
— люди, профессионально выполняющие функции управления; отношения и связи между ними

Теоретико-методическая
— совокупность законов, принципов и методов; стиль и навыки управления

Решение проблемы (выход)


Процесс управления


Проблемы
(вход)

Система управления

Технические средства

Процесс управления

Организационные структура управления

Механизм управления

Организация

Информация, миссия, цель организации

Мотивация, стимулирование

Планирование

Контроль

Список использованной литературы

1.Веснин В.Р. Менеджмент Учебник, 3-е издание. М.: Проспект, 2006, С. 502.
2.Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. - 243c.
3.Дафт Л.Ричард. Менеджмент МВА, 6-е издание. М.: Питер, 2006, С.862.
4.Комаров Е.И. Общий менеджмент. Учебное пособие. – РИОР, 2010. – 269с.
5.Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления.- М.: Феникс, 2005. – 304с.
6.Маленков Ю.А. Современный менеджмент. Учебник для СПбГУ.- 2010. - 439 с.
7.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. М., 2006.-720с.
8.Кошелева С. В. Психологические основы управления персоналом. СПб., 1995.
9.Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — Изд-во: Гуманитарный центр, 2009. — 512 с: ил.
10.Психология управления. Конспект лекций. – М.: АСТ, Сова, 2007. – 128с.
11.П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова Управление организационными системами Учебное пособие Омега-Л Москва, 2006.
12.Рой О.М. Теория управления. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.-256 с.
13.Социология и психология управления: Учебное пособие / Осипова-Дербас Л.В,.Кармаев Н.А,.Войцеховский С.Н. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. – с.
14.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – М.: Феникс, 2006. – 416с.
15.Смирнов Э.А. Теория организации. – Инфра – М, 2006г.

Вопрос-ответ:

Каково понятие системы управления?

Система управления - это организационная структура, процессы и методы, которые используются для регулирования деятельности организации или группы людей. Она включает в себя установление целей, планирование, организацию, контроль и принятие решений.

Как человек взаимодействует в системе управления?

В системе управления человек выполняет определенные роли и задачи, обменивается информацией, принимает решения и взаимодействует с другими участниками системы. Человек является важным элементом системы управления, его действия и поведение влияют на эффективность работы системы в целом.

Какую роль играют группы в системе управления?

Группы играют важную роль в системе управления, так как они являются основными единицами работы и взаимодействия в организации. Группы могут быть формальными (например, отделы) или неформальными (коллективы сотрудников, созданные для выполнения определенной задачи). Они обладают своими динамикой, коммуникацией и лидерством, что влияет на работу системы в целом.

Как личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения влияет на систему управления?

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения включает в себя индивидуальные характеристики, потребности, ценности и мотивацию работников. Эти факторы влияют на способность и готовность человека выполнять свои обязанности, сотрудничать с коллегами и принимать решения. Хорошее взаимодействие между личностными особенностями и организационным окружением способствует эффективной работе системы управления.

Как поведение человека влияет на организацию?

Поведение человека в организации может иметь значительное влияние на работу системы управления. Положительное и продуктивное поведение, такое как сотрудничество, эффективная коммуникация, инициативность и лидерство, может способствовать достижению целей организации и созданию благоприятной рабочей атмосферы. Однако негативное поведение, например, конфликты, недовольство и непрофессионализм, может привести к снижению эффективности системы управления.

Какое понятие лежит в основе системы управления?

Понятие системы управления означает совокупность элементов, взаимодействующих между собой, с целью достижения определенных результатов или задач.

Какое влияние оказывает организационное окружение на человека в системе управления?

Организационное окружение может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на человека. Оно может стимулировать его развитие, мотивировать к достижению целей, но также может вызывать стресс и психологические проблемы.

Каким образом поведение человека в организации может влиять на его успех в системе управления?

Поведение человека в организации играет важную роль в его успехе в системе управления. Положительное и профессиональное поведение может помочь в достижении поставленных целей, привлечь внимание руководства и коллег, а также сформировать репутацию надежного специалиста.