Влияние конфуцианства на современную систему образования в Китае

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Востоковедение
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Идеи конфуцианства и современный Китай 5
1.1. Сущность идеологии конфуцианства 5
1.2. Человеческие добродетели в учении конфуцианства 7
2. Система образования КНР и ценности конфуцианства 10
2.1. Текущее состояние и проблемы образовательной системы Китая 10
2.2. Отражение 5 главных принципов конфуцианства в образовательной системе КНР 14
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления

В Законе КНР об обязательном образовании сказано, что каждому китайцу «нужно быть всесторонне развитым преемником социализма, стремясь содействовать развитию нравственно, интеллектуально, физически, социально и эстетически полноценного человека», а также о том, что китайское общество будет стремиться к тому, чтобы стать всесторонне развитыми современными молодыми людьми. Первыми в моральном, интеллектуальном, физическом и социальном отношении.Принцип мудрости реализуется также в «Основных требованиях к содержанию программ магистратуры и аспирантуры», в частности на нем построен раздел "Философия преподавания" (教学理念), который представляет собой базовое понимание педагогической деятельности и обучения студентов. Она выражает основные ценностные принципы важности изучения данной дисциплины студентами и определяет необходимый "входной уровень" фундаментальных знаний и навыков для успешного начала обучения. Также она кратко подчеркивает важность гармонии между свободой личности студента и интересами социалистического общества. Одновременно с этим, могут быть указаны и существующие недостатки в преподавании подобных дисциплин, которые необходимо избегать, например, "шаблонное и механистическое восприятие учебного материала".Верность подразумевает, что:во-первых, поступки человека должны соответствовать его словам,во-вторых, его слова и мысли не должны расходиться друг с другом.Верность является ключом к совершенствованию человеческой натуры. Это основа, без которой другие добродетели теряют свою целостность, поэтому они неразделимы. Верность присуща ребенку, однако, человек может потерять ее из-за воздействия внешней среды.Конфуций наставлял своих учеников всегда проявлять честность. Он писал: "Когда вы учитесь, если знаете что-то, скажите, что знаете это; если не знаете, так и скажите". Он считал, что только такое отношение к учебе может считаться правильным. В период правления поздней династии Цинь (221–207 гг. до н.э.) человек по имени ЦзиБу стал известен тем, что всегда держал свое слово. Его современники часто говорили, что "лучше получить обещание ЦзиБу, чем сто цзинь (китайское измерение веса) золота". Из этого выражения возникла современная китайская поговорка "обещание стоит тысячи золотых монет". Естественно, верность ЦзиБу своему слову не могла остаться без вознаграждения. Поэтому, когда он однажды попал в беду, ему удалось преодолеть ее благодаря помощи друзей, которых он ни разу не подводил. Следовательно, человек, который держит свое слово, заслуживает уважение людей и может рассчитывать на их поддержку.В древности на дверях китайских магазинов встречалась надпись "Гарантия качества товара и доступные цены для всех покупателей". Это свидетельствует о том, что Китай с давних времен придерживался принципов честной торговли, честности по отношению к клиентам, и противостоял обману и подделкам.Темы, связанные с "верностью", часто встречаются в современных образовательных контекстах школ: одним из рекомендованных с образовательном стандарте элементов учебного класса в КНР является плакат с цитатой «никто не может выжить в этом мире без верности», или же с текстом «люди не могут жить без доверия, семья не может сохранить гармонию без доверия, промышленность не может процветать без доверия, а страна не может быть стабильной без доверия. Построим гармоничное социалистическое общество и осуществим китайскую мечту вместе.В настоящее время конфуцианская педагогика приобретает все большую популярность в мире, становясь важным символом науки и образования Востока. Многие высказывания из "Луньюй" (Беседы и суждения) стали цитатами, которые часто употребляются в речи современных китайцев. Например, популярны следующие слова Конфуция: "среди трех идущих наверняка найдется тот, кто достоин стать моим учителем". Это означает, что у каждого человека есть свои достоинства, поэтому люди должны учиться друг у друга.Известные высказывания, цитаты, изречения, а также основные принципы поведения и идеи Конфуция в течение многих столетий были обязательным учебным материалом для всех учащихся в Китае. Конфуций создал свою собственную школу, где он преподавал как детям аристократов, так и детям из низших слоев общества. Таким образом, он прервал монополию аристократии в области образования. Конфуций воспитал около трех тысяч учеников. Он пропагандировал человеколюбие и управление государством и народом с помощью добродетели, делал акцент на следование ритуалам и нравственно-этическим нормам, которые включали в себя почтительность к старшим по возрасту и положению.Последователи Конфуция продолжили и развили его учение, которое стало основой обучения и воспитания молодежи. И в настоящее время конфуцианство по праву является духовной основой обучения китайцев всех поколений.Несколько значимых черт, характерных для конфуцианской традиции, оказывают влияние на современную систему образования, науки и культуры китайского общества:Предпочтение использования ненасильственных методов и убеждения вместо силы.Соблюдение моральных принципов и норм, проявление смелости и ответственности в серьезных делах.Подчинение власти - родителям, старшим и вышестоящим лицам, уважение к прошлому и почитание истории.Уважение к учителю, образованию и ученичеству.Приоритет широких моральных ценностей перед техническими знаниями.Уважение к образцам, достойным подражания.Проявление благоразумия, осторожности и умеренности.Проявление уважения ко всем людям без исключения.Придание первостепенного значения нравственности и культуре, а также проявление исключительности и честности в этом отношении.Самоуважение вне зависимости от материального положения.Все приведенное свидетельствует о том, что современная система образования в Китае, основанная на принципах, одобряемых Коммунистической партией страны, поддерживает тесную связь с ценностями, сформулированными китайскими философами в древности. Традиционные ценности конфуцианства в этом контексте также остаются важными. Каждая из них, адаптированная к современным социально-политическим реалиям, пропагандируется в образовательной среде школ с целью воспитания достойных граждан.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что конфуцианство, возникшее в Китае более 2000 лет назад, имеет глубокое влияние на современную систему образования в Китае. Принципы конфуцианства, такие как уважение к старшим, стремление к образованию, акцент на морали и этике, являются важной частью китайской образовательной системы.Традиционные принципы конфуцианства играют ведущую роль в современной социально-политической жизни Китая, и это является фактором успешного социально-политического и экономического развития страны. Особую важность имеет то, что государственная политика в области воспитания молодежи и формирования их нравственных ценностей опирается на конфуцианские традиции. Она направлена на формирование гуманитарно-развитой личности, признающей ценности китайской культуры, сохраняющей культурное наследие и стремящейся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.В китайских школах и университетах внимание уделяется не только академическим знаниям, но также нравственному развитию учащихся. Воспитание и обучение в контексте конфуцианства подразумевает формирование учеников как граждан сильного нравственного характера, способных к саморазвитию и принятию ответственности за общество.Конфуцианские идеи также оказывают влияние на содержание образования, включая изучение классических текстов и принципов конфуцианства. Кроме того, в китайских школах акцент делается на развитии личности, общественной ответственности и уважении к традиционным ценностям.Идеи конфуцианства, такие как уважение к старшим, акцент на образовании, развитие морали и этики, могут быть ценны для внедрения в российскую образовательную систему. Например, уделять большее внимание развитию нравственных качеств учащихся, наставлять их в вопросах уважения к традициям и старшим, а также акцентировать внимание на воспитании общественной ответственности и гражданских ценностей.Концепция образования, основанная на традиционных ценностях конфуцианства, может способствовать формированию учащихся как граждан сильного нравственного характера, способных к саморазвитию и принятию ответственности за общество. Таким образом, идеи конфуцианства, с их уклоном на моральные и духовные аспекты, могут дополнить и обогатить российскую образовательную систему, способствуя формированию нравственной, образованной и ответственной молодежи.Список использованной литературыАлексеева В.М. Чистые и ровные мелодии. Традиционная китайская поэзия. / перевод с китайского В.М. Алексеева. Санкт-Петербург: Пальмира, 2018. - 334 с.Базарова А.Н. Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования КНР (1978-2008 гг.): монография / А.Н. Базарова. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. - 155 с.Боенко М.А. Становление и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Китае: монография / М. А. Боенко. Новосибирск: Ин-т ФСБ России, 2008. - 141 с.Бояркина А.В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР. / А.В. Бояркина // Россия и АТР, №11-2, 2011, С. 17-26Бай Сяобинь. Становление образования в контексте взаимодействия культуры Востока и Запада: на материалах системы высшего образования в Китае / Бай Сяобинь, ЧженьЧжилянь. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. - 131 с.Дэн Тао. Современное состояние и тенденции модернизации системы высшего образования в Китае. / Дэн Тао. Казань: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2023. - 195 с.Конфуций. Мудрость Конфуция: афоризмы и поучения / подгот. В.П. Бутромеев, В.В. Бутромеев. Москва: Олма Медиа Групп, 2014. - 303 с.Кузнецова В.В. Эволюция системы образования Китая: монография / В. В. Кузнецова, О. А. Машкина. Москва: Курс, 2023. - 261 с.ЛюНань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: монография / Березина Т. И., ЛюНань. Москва, 2020. - 209 с.Ся Мэн. Культура Китая: страницы прошлого / Мэн Ся, Н.Ю. Царева. Москва: Наука - Восточная литература, 2019. - 190 с.Переломов Л.С. Конфуций "Лунь юй" /Исслед., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломов. Москва: "Вост. лит." РАН, 1998. - 588 с.У Юйсяо. Реформа системы образования в Китае. / У Юйсяо, Ван Вэйхай, Гу Юань; пер. с кит. А.И. Костюковой. Москва: Шанс, 2017. - 222 с.Ши Хэнтань. Восприятие и возрождение конфуцианства в современном Китае. / Ши Хэнтань. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №8, 2022, С. 44-50Закон Китая об обязательном образовании 义务教育法. [URL]: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/compulsory-education-law-20181229?ysclid=lv2lsbkqz90814099 (дата обращения: 16.04.2024)Закон «О высшем образовании» Китайской Народной Республики (中华人民共和国高等教育) [URL]: https://gaokao.chsi.com.cn/gkxx/zszcgd/jyflfg/201603/20160309/1524997834-2.html (дата обращения: 16.04.2024)Закон «Об образовании» Китайской Народной Республики [URL]: https://gaokao.chsi.com.cn/gkxx/zszcgd/jyflfg/201603/20160309/1524997829.html (дата обращения: 16.04.2024)Основные требования к содержанию программ магистратуры и аспирантуры (级学科博士、硕士学位基本要求) [URL]: https://ha.hainanu.edu.cn/__local/5/A7/BD/F5A4F5FE06E6E9C1A55E6D36629_9BA2EDDB_25A10F.pdf?e=.pdf (дата обращения: 16.04.2024)

1.Алексеева В.М. Чистые и ровные мелодии. Традиционная китайская поэзия. / перевод с китайского В.М. Алексеева. Санкт-Петербург: Пальмира, 2018. - 334 с.
2.Базарова А.Н. Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования КНР (1978-2008 гг.): монография / А.Н. Базарова. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. - 155 с.
3.Боенко М.А. Становление и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Китае: монография / М. А. Боенко. Новосибирск: Ин-т ФСБ России, 2008. - 141 с.
4.Бояркина А.В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР. / А.В. Бояркина // Россия и АТР, №11-2, 2011, С. 17-26
5.Бай Сяобинь. Становление образования в контексте взаимодействия культуры Востока и Запада: на материалах системы высшего образования в Китае / Бай Сяобинь, Чжень Чжилянь. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. - 131 с.
6.Дэн Тао. Современное состояние и тенденции модернизации системы высшего образования в Китае. / Дэн Тао. Казань: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2023. - 195 с.
7.Конфуций. Мудрость Конфуция: афоризмы и поучения / подгот. В.П. Бутромеев, В.В. Бутромеев. Москва: Олма Медиа Групп, 2014. - 303 с.
8.Кузнецова В.В. Эволюция системы образования Китая: монография / В. В. Кузнецова, О. А. Машкина. Москва: Курс, 2023. - 261 с.
9.Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: монография / Березина Т. И., Лю Нань. Москва, 2020. - 209 с.
10.Ся Мэн. Культура Китая: страницы прошлого / Мэн Ся, Н.Ю. Царева. Москва: Наука - Восточная литература, 2019. - 190 с.
11.Переломов Л.С. Конфуций "Лунь юй" / Исслед., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломов. Москва: "Вост. лит." РАН, 1998. - 588 с.
12.У Юйсяо. Реформа системы образования в Китае. / У Юйсяо, Ван Вэйхай, Гу Юань; пер. с кит. А.И. Костюковой. Москва: Шанс, 2017. - 222 с.
13.Ши Хэнтань. Восприятие и возрождение конфуцианства в современном Китае. / Ши Хэнтань. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, №8, 2022, С. 44-50
14.Закон Китая об обязательном образовании 义务教育 法. [URL]: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/compulsory-education-law-20181229?ysclid=lv2lsbkqz90814099 (дата обращения: 16.04.2024)
15.Закон «О высшем образовании» Китайской Народной Республики (中华人民共和国高等教育) [URL]: https://gaokao.chsi.com.cn/gkxx/zszcgd/jyflfg/201603/20160309/1524997834-2.html (дата обращения: 16.04.2024)
16.Закон «Об образовании» Китайской Народной Республики [URL]: https://gaokao.chsi.com.cn/gkxx/zszcgd/jyflfg/201603/20160309/1524997829.html (дата обращения: 16.04.2024)
17.Основные требования к содержанию программ магистратуры и аспирантуры (级学科博士、硕士学位基本要求) [URL]: https://ha.hainanu.edu.cn/__local/5/A7/BD/F5A4F5FE06E6E9C1A55E6D36629_9BA2EDDB_25A10F.pdf?e=.pdf (дата обращения: 16.04.2024)