Прокурорский надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, сущность, правовые особенности прокуратуры и прокурорского надзора в сфере исполнительной власти и самоуправления 5
1.2. Исторический опыт деятельности прокуратуры в России 8
1.3. Зарубежный опыт деятельности прокуратуры 11
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Правовой статус прокуратуры 15
2.2. Особенности реализации прокурорского надзора в сфере исполнительно власти (полномочия, права, обязанности) 18
2.3. Актуальные проблемы реализации прокурорского надзора в сфере исполнительной власти и самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


Фрагмент для ознакомления

Закон определил, что такие проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (с. 21). Он не уточняет источники этой информации.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. частично их называет. Это обращения граждан, должностных лиц, сообщения СМИ. К ним можно также отнести сообщения контрольно-надзорных органов, общественных объединений. Такая формулировка Закона обрекает прокуратуру в какой-то степени на пассивное поведение, т.е. если нет информации о нарушении закона, то нет и основания для проведения проверок. Но может быть и так, что закон нарушается, не исполняется, а информация до органов прокуратуры не доходит.
Поэтому в Законе о прокуратуре РФ следовало бы закрепить норму, согласно которой основанием проверки исполнения того или иного закона является также обнаружение непосредственно самим прокурором нарушений в процессе изучения, например, гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.
Может быть, следует закрепить право прокурора осуществлять проверки исполнения закона по собственной инициативе как средство профилактики нарушений законности. Это придаст надзорной деятельности наступательный характер, позволит прокуратуре своевременно обнаруживать нарушения законности, пресекать их, т.е. действовать на упреждение.
Можно сослаться на практику надзорной деятельности, связанную с надзором за законностью подзаконных актов. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 (п. 3) установлено, что надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти и самоуправления, Следственным комитетом РФ, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Можно усомниться в том, компетентна ли Генеральная прокуратура РФ решать подобного рода вопросы. Но дело сейчас не в этом, а в том, что прокуратура проводит такие проверки и в отсутствие информации. Почему бы такое право не дать ей и по надзору за исполнением законов и подзаконных актов?
Одной из острейших проблем на сегодняшний день является защита прав и свобод человека и гражданина. Ее значимость прямо вытекает из содержания ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эту обязанность государство выполняет через систему различных государственных органов, в том числе посредством реализации правозащитной функции органами прокуратуры.
Эффективность надзора за соблюдением свобод и прав граждан должна являться важнейшим показателем результативности деятельности всего прокурорского режима. В целях этого необходимо более четко определить границы, предмет, рамки надзорной деятельности посредством сосредоточения правозащитного потенциала на обеспечении прав граждан и конкретных групп граждан, которые не всегда могут защищать собственные интересы сами (престарелых, недееспособных, несовершеннолетних, инвалидов), и предъявления в их защиту исков. В заключение также следует сказать о возможном взаимодействии прокуратуры Российской Федерации и правозащитных организаций.
Остаются неопределенными формы взаимодействия прокуроров с правозащитными организациями. Представляется, что оно не может сводиться только лишь к рассмотрению жалоб правозащитных организаций на нарушение субъективных прав их участников. Генеральный прокурор Российской Федерации обратил на это внимание еще в 2002 г. и предложил подготовить рекомендации о формах и методах взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Правозащитные организации не следует рассматривать исключительно как субъект права на обращение с жалобой, однако взаимодействие прокурора с ними должно строиться с учетом принципа недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Естественно, что главным фактором роста авторитета прокуратуры является повышение эффективности и качества ее деятельности по обеспечению правопорядка и законности в России. Однако важным является и политика гласности, информационной открытости, взаимодействия со средствами массовой информации.
В целях повышения общественного доверия к органам прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей прозрачности, открытости для нашего общества.
Подводя итог, следует отметить, что практическая реализация предлагаемых изменений станет еще одним шагом на пути становления правового государства и будет способствовать повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Помимо этого, прокуратура Российской Федерации выполняет и другие функции, установленные федеральными законами.
Исторический обзор организации и деятельности прокуратуры позволяет выявить еще одну весьма важную закономерность. История развития прокуратуры является по существу историей ее выделения из классической системы разделения властей в самостоятельную и независимую ветвь прокурорской власти как власти государственной.
Органы прокуратуры призваны быть важным инструментом в системе сдержек и противовесов всех ветвей власти. Помимо этого, они должны способствовать достижению согласованности в действиях властей, уравновешивать их, чтобы ни одна из ветвей не смогла занять доминирующее положение над другими. Различия в способах осуществления властных полномочий теми либо другими органами государства, не должны нарушать единства власти. Прокуратура РФ с ее функциями, полномочиями, задачами и особой ролью в государственном механизме, призвана обеспечить указанное единство и надзор за конституционностью и законностью, не относясь к законодательной, исполнительной или судебной власти, а также не представляя собой какую-либо иную самостоятельную ветвь государственной власти.
Важнейшее место в ряду способов обеспечения законности в сфере государственного управления, а также гарантий прав граждан отведено прокурорскому надзору, являющемуся одной из составных частей, специфической и относительно самостоятельной отраслью деятельности прокуратуры. Полномочия прокуроров по осуществлению надзора, его предмет, формы и методы реагирования прокурорского работника на факты нарушения закона определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура России представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которые от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции России и исполнением действующих на территории страны законов, а также соответствием законодательству всех прочих нормативно-правовых актов.
Цель осуществления прокурорского надзора состоит в обеспечении верховенства закона, единстве и укреплении законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов государства и общества.
Все выше рассмотренные полномочия прокуроров рассчитаны на активное их использование. Обоснованное использование прокурорами предоставляемых им полномочий дает возможность вовремя выявлять и ликвидировать нарушения законов, содействующие им обстоятельства, предупреждать нарушение закона и тем самым содействует укреплению правопорядка и законности в регионах и в государстве в целом.
Естественно, что главным фактором роста авторитета прокуратуры является повышение эффективности и качества ее деятельности по обеспечению правопорядка и законности в России. Однако важным является и политика гласности, информационной открытости, взаимодействия со средствами массовой информации. В целях повышения общественного доверия к органам прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей прозрачности, открытости для нашего общества. Подводя итог, следует отметить, что практическая реализация предлагаемых изменений станет еще одним шагом на пути становления правового государства и будет способствовать повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 1статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"” // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2015. - № 2.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" // СЗ РФ. - 2004. - № 30. Ст. 3214.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П // СПС Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова"// СЗ РФ. - 2008. - № 31. Ст. 3763.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 185 -О // СПС Консультант Плюс.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2015 по делу № А19-11013/2013 // СПС Консультант Плюс.
Аверкиев Д. Дневник писателя. СПб., 1886.
Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела: Монография .М., 2020.
Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть. URL: www.juristlib.ru/book_4936.html.
Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
Бойков А.Д., Скворцов, К.Ф., Рябцев, В.П. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода. М., 2022.
Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2020. № 5. С. 106-110.
Канунникова Н.Г. К вопросу об определении понятия правового статуса прокуратуры // Социально-политические науки. 2023.  № 2. С. 205-219.
Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк. Спб., 2019.
Рохлин В.И., Шестаков С.А., Афанасьев С.В. Басалаев А.Н., Дворянский А.М. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. Спб., 2020.
Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 2017. №3. С. 7-11.
Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 2017.
Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2018 год: информ.-аналитич. зап. С. 92.
Степанков В. Прокуратура России: из истории в завтра // Законность. 2022. №3. С. 2-6.
Сухарев А.Я. Российская прокуратура: история и реальности преобразований // В книге: Сухарев А.Я. Избранные труды Сухарев А.Я. Сер. "Научные труды ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации" Вступительная статья С.И. Герасимова. Москва, 2020.
Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. 2019. № 9. С. 20-26.
Якимович Ю. К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора // Законность. 2020. № 8. С. 6-12.
Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Российский следователь. 2022. № 6. С. 13-20.

Сухарев А.Я. Российская прокуратура: история и реальности преобразований // В книге: Сухарев А.Я. Избранные труды Сухарев А.Я. Сер. "Научные труды ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации" Вступительная статья С.И. Герасимова. Москва, 2020. С. 205.
Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2020. № 5. С. 108.
Канунникова Н.Г. К вопросу об определении понятия правового статуса прокуратуры // Социально-политические науки. 2023.  № 2. С. 220.
Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела: Монография .М., 2020. С. 93.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 1статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.
Рохлин В.И., Шестаков С.А., Афанасьев С.В. Басалаев А.Н., Дворянский А.М. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. Спб., 2020. С. 10.
Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 2017. С. 12.
Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк. Спб., 2019. С. 11.
Бойков, А.Д., Скворцов, К.Ф., Рябцев, В.П. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода. М., 2022. С. 7.
Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 2017. №3. С. 7.
Аверкиев Д. Дневник писателя. СПб., 1886. С. 116.
Степанков В. Прокуратура России: из истории в завтра // Законность. 2022. №3. С. 2
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"” // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2015. - № 2.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" // СЗ РФ. - 2004. - № 30. Ст. 3214; Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова"// СЗ РФ. - 2008. - № 31. Ст. 3763; Определения Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 185 -О // Архив КС РФ. 2015.
Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть. URL: www.juristlib.ru/book_4936.html; Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. - С. 13
Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. 2019. № 9. С. 20.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс
Якимович Ю. К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора // Законность. 2020. № 8. С. 6.
Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Российский следователь. 2022. № 6. С. 13.
Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2018 год: информ.-аналитич. зап. С. 92.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2015 по делу № А19-11013/2013 // СПС Консультант Плюс.












32

1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 1статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"” // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2015. - № 2.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" // СЗ РФ. - 2004. - № 30. Ст. 3214.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П // СПС Консультант Плюс.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2008 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова"// СЗ РФ. - 2008. - № 31. Ст. 3763.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 185 -О // СПС Консультант Плюс.
8. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.02.2015 по делу № А19-11013/2013 // СПС Консультант Плюс.
9. Аверкиев Д. Дневник писателя. СПб., 1886.
10. Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела: Монография .М., 2020.
11. Байкин И.М. Прокуратура и судебная власть. URL: www.juristlib.ru/book_4936.html.
12. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
13. Бойков А.Д., Скворцов, К.Ф., Рябцев, В.П. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода. М., 2022.
14. Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2020. № 5. С. 106-110.
15. Канунникова Н.Г. К вопросу об определении понятия правового статуса прокуратуры // Социально-политические науки. 2023. № 2. С. 205-219.
16. Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк. Спб., 2019.
17. Рохлин В.И., Шестаков С.А., Афанасьев С.В. Басалаев А.Н., Дворянский А.М. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. Спб., 2020.
18. Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 2017. №3. С. 7-11.
19. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 2017.
20. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2018 год: информ.-аналитич. зап. С. 92.
21. Степанков В. Прокуратура России: из истории в завтра // Законность. 2022. №3. С. 2-6.
22. Сухарев А.Я. Российская прокуратура: история и реальности преобразований // В книге: Сухарев А.Я. Избранные труды Сухарев А.Я. Сер. "Научные труды ученых Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации" Вступительная статья С.И. Герасимова. Москва, 2020.
23. Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. 2019. № 9. С. 20-26.
24. Якимович Ю. К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора // Законность. 2020. № 8. С. 6-12.
25. Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Российский следователь. 2022. № 6. С. 13-20.