Истории из жизни Будды в живописи пещеры Аджанты.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Особенности живописи пещер Аджанты 5
1.1. Пещеры Аджанты как пример индийского искусства 5
1.2. Художественно-технологическая специфика живописи в пещерах Аджанты 11
Глава 2. Живопись пещер Аджанты как иллюстрация жизни Будды 16
2.1. Росписи Аджанты: основные сюжеты композиции 16
2.2. Жизнь Будды в живописи пещер Аджанты 20
2.3. Эволюция изображения Будды в живописи пещер Аджанты 30
Заключение 34
Список источников и литературы 36
Эмоции и пафос выражаются здесь контролируемым поворотом и уравновешенностью тела, а также красноречивыми жестами рук. На противоположной стене показаны события из предыдущей жизни Будды в образе Сиддхартхи.
Вырубленная в середине V в., в период расцвета буддизма махайяны, Пещера 19-я вне всякого сомнения является самым величественным залом чайтья Аджанты, ее фасад украшает большое количество тщательно выполненной скульптуры. Колонны, ряды которых тянутся вдоль стен, украшают изображения кротких бодхисаттв в полупрозрачных одеяниях и медитирующих Будд, а с каждой стороны грациозно изогнутого в форме арки с заостренным концом окна, вниз самодовольно глядят два полубога с толстыми животами и двойными подбородками. На левой стене, увенчанной ореолом из голов кобр, в непринужденных позах сидят король змей Нагараджа и его супруга, напоминая многочисленные панели с изображениями Шивы и Парвати в Эллоре, а также отражая местный культ змей, который некогда правил здесь, в ущелье Вагхора. Внутри зала поблекшие фрески менее примечательны по сравнению со скульптурой в верхних частях колонн. Еще интереснее статуя Будды в положении стоя — еще одно новшество [7, с. 321].
Внушительный зал так и не был закончен. В мрачной апсиде в дальнем конце Будда сидит перед большой цилиндрической ступой, окруженной бодхисаттвами. Он появляется снова на фризе справа от статуи с изображением сцены «Искушение Мары», на этот раз безмятежно устроившись под деревом пипал, в окружении семи сладострастных девиц, пытающихся соблазнить его. Их отец, дьявольский Мара, наблюдает со спины слона в верхнем левом углу. Хитрость, задуманная чтобы сбить Будду с пути, разумеется проваливается, и злобный враг со своими дочерьми вынужден в конце концов отступить. Контраст составляет колоссальное изображение Паринирваны: Сиддхартха на смертном одре на противоположной стене представляет собой настоящий образец спокойствия. Интересно обратить внимание на рыдающих и причитающих плакальщиков внизу и на летающих духов и музыкантов вверху, готовых приветствовать мудреца, когда он войдет в Нирвану. Мягкий солнечный свет, проникающий через вход и падающий на изящно вырезанные чувственные черты Будды, завершает образ, создавая эффект, соответствующий моменту перехода в мир иной.
В Пещере 17-й, находятся наиболее хорошо сохранившиеся и самые разнообразные картины в Аджанте. Интересны фрески на веранде. Над дверью восседают восемь Будд, в том числе и Майтрейя - Будда Грядущего. Слева изображена влюбленная королевская пара, которые пьют последний бокал вина перед тем, как раздать свои мирские богатства беднякам. На стене, образующей дальнюю левую сторону веранды, сохранились фрагменты тщательно выполненного «Колеса Жизни». Внутри пещеры большинство фресок снова посвящены сценам из Джатак, особенно тем, когда Будда принимает образ какого-нибудь животного, чтобы продемонстрировать различные добродетели. Протянувшиеся вдоль длинного фриза с левой стороны прохода иллюстрации к Вишвантара Джатаке, рассказывают историю о принце, которого изгнал со двора отец за то, что он отдал волшебного слона, вызывающего дождь. Среди наиболее выразительных сцен этого длинного повествования можно выделить ту, когда Вишвантара прощается в кровати с четырьмя опорами со своей супругой перед тем, как отправиться в жилище отшельника в лесу.
Неподалеку, на стене слева от главного святилища, находится одна из наиболее ужасных достопримечательностей Аджанты. В Судаса Джатаке бодхисаттва принимает облик львицы, чтобы отговорить принца от пожирания своих подданных. Художники не поскупились на подробности, изобразив кровавые сцены с кухонными горшками и кусками человеческой плоти, разрезаемыми перед тем как положить их в горшки.
Колонну, отделяющую Симхала Джатаку от более маленького фриза, на котором показано как Будда вырвал свои глаза, чтобы отдать их слепому брахману, украшает изумительный и широко известный портрет страстной темнокожей принцессы, любующейся собой перед зеркалом в окружении прислужниц и карлицы.
Таким образом, можно сказать, что влияние школы живописи Аджанты велико не только в Индии, но и в других буддийских странах. Это относится и к скульптуре Гуптов, в частности той, которая создана в Аджанте. По стилю она близка к стенописям пещер, что естественно, так как все искусство времен Гуптов характеризуется однородностью основных стилистических признаков. Достаточно сравнить живописные и скульптурные фигуры Будды и Бодхисттвы Аджанты с их строго отвлеченной красотой, выражающей буддийский идеал совершенного человека.
2.3. Эволюция изображения Будды в живописи пещер Аджанты
Буддийская культура представляет собой многогранное явление, включающее литературу, искусство, архитектуру и в целом имеет высокий мировоззренческий, интеллектуальный и философский потенциал. Буддийское искусство во всем его многообразии видов и жанров следует рассматривать как единый проект мира знаков и символов, выраженный в красках и материалах, выводящих к познанию и осмыслению внутреннего и внешнего мира. Важным понятием в буддизме является понятие прибежища. Еще при жизни Будды была выработана формула клятвы, которую давали все, кто желал приобщиться к учению, такую клятву произносили те, кто хотели вступить в ряды монахинь и монахов, а также и миряне. Они трижды произносили: «Уповаю на Просветленного как на прибежище, уповаю на Закон, как на прибежище, уповаю на общину как на прибежище. О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины» [1]. Это три столпа буддизма или Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха, которые являются общими для всех направлений буддизма. Понятие Прибежища в буддизме означает возможность встретиться с собственной природой Будды, то есть в каждом живом существе есть его скрытая «буддовость».
Целью буддизма является найти эту истинную природу человека. На пути к этой главной цели человек может опираться и доверять трем драгоценностям буддизма. Первая драгоценность «Будда» означает цель просветления, человек хочет стать подобным Будде, раскрыть истинную природу своего ума, свою буддовость (Татхагата). Вторая драгоценность «Дхарма» - учение, путь, который ведет к цели. Третья драгоценность «Сангха» - община, это друзья и помощники на пути. Для достижения буддовости необходимо приобщиться к трем частям бытия Будды - это Тело, Речь и Мысль, которые имеют зримое воплощение [2].
Почитаемым Символом Тела Будды является изображение Будды Шакьямуни - танки (иконописные образы), скульптурные изображения и статуи. В качестве Символа речи почитаются книги буддийского канона и проповеди учителей. Символом Мысли являются архитектурные строения - ступы - посмертные памятные сооружения. Перечисленные символы бытия Будды в своем воплощенном виде стали источниками становления буддийской культуры и искусства.
Эволюцию культа изображения Будды можно проследить по истории развития буддийского искусства в Древней Индии. Наиболее древним феноменом буддийской культуры и искусства является ступа. По своему назначению они были объектом поклонения, как реликварные сооружения, содержащие телесные реликвии Будды и других выдающихся деятелей буддизма. Второй тип ступ содержал священные предметы, принадлежавшие «великим существам». Первые древние ступы были очень простыми, они практически не имели украшений. В ранних архитектурных сооружениях в содержании рельефов образ Будды еще не был представлен, такой вид искусства в буддологической литературе обозначают понятием «неиконическое искусство» - «отсутствие образа» [14, с. 82]. Как известно, в раннем буддизме существовал запрет на изображение образа Будды. Но при этом, присутствие Будды обозначалось условным символом, например: колесо дхармы, отпечаток ступни Будды и другими символами. Иногда образ Будды имел сложное изображение в виде пустого трона, что связано с тонкостями философии буддизма.
Возможно, первые скульптурные изображения были выполнены из более мягких и рыхлых материалов, как дерево и глина, которые были недолговечны. Хорошо сохранились такие архитектурные сооружения как ступы, храмы, богато украшенные каменными барельефами и скульптурами. Наиболее древними архитектурными сооружениями являются храмы и ступы как наземные из камня, так и пещерные, вырубленные в скальных породах однородного камня. Строительство таких храмов осуществлялось путем выемки горной породы. Внутри храма формировались ступы, украшенные барельефами.
Художники Аджанты осознали истинное величие Будды, историю бытия которого они использовали здесь как образ, чтобы объяснить вечное течение жизни. Истории, проиллюстрированные здесь, являются непрерывными и тщательно продуманными. Они показывают драму Древней Индии, разыгранную во дворцах королей и в деревнях простых людей, одинаково вовлеченных в поиски прекрасных и духовных жизненных ценностей.
Образ человека-праведника в буддийском искусстве Индии был воплощением чистоты, целомудрия, самообладания [15, с. 46]. Исторические темы индийским мастерам незнакомы. Они ограничиваются в большинстве случаев жанровыми, бытовыми сценами, но сообщают им священное мифологическое значение. Изображается детство Будды, его рожденье, озаренье, проповедь и нирвана. Согласно легенде Будда в своих перевоплощениях прошел через все жизненные состояния. Вот почему история Будды, рассказанная живописцами на стенах пещерных храмов Аджанты, — это многоречивая эпопея, в которой отражена жизнь Индии середины первого тысячелетия. Здесь и сцены войны, и охота, и торжественные выезды на слонах в сопровождении свиты, и приемы послов, и прогулки принцессы под зонтиком, который угодливо держит над ней рабыня. Мы видим здесь интимные сцены домашней жизни знатных женщин: полуголая восточная красавица, увешанная ожерельями и драгоценностями, среди двух смуглых служанок делает свой туалет. Мы заглядываем в какой-то дом и видим двух обнимающихся на ложе любовников. Особенно безупречное мастерство проявляет художник, представляя животных, в частности ланей, подстерегаемых охотниками. Жизнь яркая, шумная проходит перед нашими глазами. Даже иранские миниатюристы не передавали так чувственно гибкие человеческие тела.
Исследователи неизменно обращают внимание на тот реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене «Будда укрощает бешеного слона» можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда.
Позы, жесты, движение переданы великолепно, как и подробности быта людей, их разное общественное положение, этническое разнообразие народов и племен. Как наглядная энциклопедия жизни и быта Индии, живопись Аджанты превосходила по количеству сцен рельефы торан в Санчи [13, с. 92]. Даже теперь, хотя росписи сохранились лишь частично, они являют собой огромное богатство материала из жизни природы, а также этнографического, бытового и социально-исторического характера. Представление о разнообразии деталей и точности их изображения дает, например, такой факт: у женщин индийские искусствоведы насчитали до 240 разных форм причесок. Многочисленны и представленные в росписях народы, среди которых встречаются персы, бактрийцы, скифы, монголоиды, а в социальном отношении все слои общества – от правителя до нищего.
Таким образом, стенописи Аджанты типичны для индийского искусства. Они являются его самым богатым и лучшим выражением во всей древней эпохе, завершением ее лучших художественных достижений. Глубокая народность искусства Аджанты обусловлена и фольклорным оттенком самих сюжетов, житейской мудростью сказаний Джатак. Видно стремление мастеров отразить в формально буддийских сюжетах реальную жизнь во всем ее многообразии.
Заключение
Самые ранние буддийские пещерные храмы, относящиеся к I в. до н. э., обнаружены в Индии в Аджанте, Эллоре, Бхадже, Карли и др. Стили буддийской живописи в Тибете, Непале, Центральной Азии, Китае берут свое начало в классической модели, представленной серией росписей пещер Аджанты в Индии. Росписи Аджанты занимают такое же место по отношению ко всем более поздним явлениям в буддийском искусстве, как скульптура Парфенона для истории западного искусства. В Аджанте буддийские сооружения, основанные еще во II в. до нашей эры, выросли между V—VII вв. в крупнейший монастырский комплекс (из 29 буддийских пещерных сооружений 5 принадлежат к раннему периоду - 150-100 гг. до н. э., остальные были созданы в 400-642 гг.).
Основная тематика росписей – буддийская, очень много картин, воспроизводящих историю жизни Будды, начиная от сцены рождения Будды его матерью Махамайей до его кончины и перехода в нирвану. При этом жизнь и пророческая миссия Будды показана среди множества людей, отсюда придворные сцены (рождение, детство и юность Будды), сцены с последователями и врагами. Не менее часты сцены из джатак, где повседневная жизнь показана во всем ее многообразии, так как в джатаках содержатся легендарные рассказы о прошлых жизнях будущего Будды. Наряду с Буддой изображались бодхисаттвы, другие персонажи буддийского пантеона. Земное в этих сложных композициях воедино слито с небесным и органически объединено с природой. В буддийском обрамлении отразилась современная художнику жизнь и ее реалии. Несмотря на каноничность изображений, живопись Аджанты потрясает своим совершенством, гуманистическим началом и глубоким философским содержанием. Аджантская живопись – высшее достижение древнего искусства Индии, ее величайший вклад в мировую цивилизацию.
Росписи Аджанты – своеобразная энциклопедия жизни Индии V–VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв здесь можно увидеть и множество жанровых сценок, отличающихся удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы индийских царей и вельмож. Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды, а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай - полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами.
Настенная живопись Аджанты, несомненно, представляет высокий уровень монументального искусства. Эта живопись является уникальной ретроспективной энциклопедией индийской жизни. Анализируя некоторые фрагменты археологических находок, можно увидеть сильнейшее влияние на живопись пещерных храмов Аджанты, не сохранившейся до наших дней живописи светского характера, некогда украшавшей дворцы царей и вельмож. Таким образом, можно заключить, что пещеры Аджанты являются уникальным примером, представляющим развитие искусства на протяжении веков, а также сделать вывод о несомненном влиянии этих исторических росписей на развитие современной индийской школы живописи.
Список источников и литературы
Источники
Священная книга и тексты религии «Буддизм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/svyashhennayakniga-i-teksty-religii-buddizm.html (20.04.2024)
Типитака (основы буддизма) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/?div=tipitaka (20.04.2024)
Список литературы
Арья Д. Изобразительное искусство Индии / Д. Арья // Язык. Общество. Медицина. – Гродно: ГГМУ, 2015. – С. 45-47.
Асалханова Е.В. Художественно-технологическая специфика буддийской живописи / Е.В. Асалханова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. - №4. – С. 185-191.
Баглай Е.А. Настенная живопись пещерных храмов Аджанты / Е.А. Баглай // Е.А. Баглай // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2020. - №6. – С. 69-75.
Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука, 2008. – 467 с.
Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2024. – 814 с.
Веселицкий О.В. Древнеиндийские пещерные храмовые памятники как объекты уникальных средовых комплексов / О.В. Веселицкий // Интерактивная наука. – 2019. - №5. – С. 22-25.
Воробьева Д.Н. Традиции пещерной архитектуры Индии / Д.Н. Воробьева // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2015. - №2. – С. 389-401.
Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. Том 1. – М.: Искусство, 1948. – 393 с.
Горохов С.А. Религии народов мира / С.А. Горохов, Т.Т. Христов. – М.: КноРус, 2010. – 424 с.
Дандарон М.Б. Эволюция художественного изображения Будды в искусстве Древней Индии / М.Б. Дандарон // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2023. - №3. – С. 43-52.
Довгилова А.Ф. Росписи Аджанты: основные сюжеты композиции / А.Ф. Довгилова // VIII Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции / гл. ред. И.М. Прищепа. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. – С. 92.
Ерохин Б.Р. История буддизма в Индии: становление, расцвет, борьба с брахманизмом, закат / Б.Р. Ерохин // MAGISTRA VITAE. – 2019. - №1. – С. 80-96.
Куликова Е.А. Буддизм: предпосылки возникновения и сущность вероучения / Е.А. Куликова // RELIGION - SCIENCE - SOCIETY: PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2017. – С. 45-48.
Ом Чанд Ханда. Обзор буддийского духовного искусства / Ом Чанд Ханда // Искусство Евразии. – 2019. - №4. – С. 219-245.
Смирнова Т.В. Искусство Древнего мира / Т.В. Смирнова. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 45 с.
Тюляев С.И. Искусство Индии. III-е тысячелетие до н.э. – VII в. н.э. / С.И. Тюляев, Е.Н. Галкина. – М.: Искусство, 1988. – 344 с.
36
Источники
1. Священная книга и тексты религии «Буддизм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/svyashhennayakniga-i-teksty-religii-buddizm.html (20.04.2024)
2. Типитака (основы буддизма) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/?div=tipitaka (20.04.2024)
Список литературы
3. Арья Д. Изобразительное искусство Индии / Д. Арья // Язык. Общество. Медицина. – Гродно: ГГМУ, 2015. – С. 45-47.
4. Асалханова Е.В. Художественно-технологическая специфика буддийской живописи / Е.В. Асалханова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. - №4. – С. 185-191.
5. Баглай Е.А. Настенная живопись пещерных храмов Аджанты / Е.А. Баглай // Е.А. Баглай // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2020. - №6. – С. 69-75.
6. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука, 2008. – 467 с.
7. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2024. – 814 с.
8. Веселицкий О.В. Древнеиндийские пещерные храмовые памятники как объекты уникальных средовых комплексов / О.В. Веселицкий // Интерактивная наука. – 2019. - №5. – С. 22-25.
9. Воробьева Д.Н. Традиции пещерной архитектуры Индии / Д.Н. Воробьева // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2015. - №2. – С. 389-401.
10. Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. Том 1. – М.: Искусство, 1948. – 393 с.
11. Горохов С.А. Религии народов мира / С.А. Горохов, Т.Т. Христов. – М.: КноРус, 2010. – 424 с.
12. Дандарон М.Б. Эволюция художественного изображения Будды в искусстве Древней Индии / М.Б. Дандарон // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2023. - №3. – С. 43-52.
13. Довгилова А.Ф. Росписи Аджанты: основные сюжеты композиции / А.Ф. Довгилова // VIII Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции / гл. ред. И.М. Прищепа. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. – С. 92.
14. Ерохин Б.Р. История буддизма в Индии: становление, расцвет, борьба с брахманизмом, закат / Б.Р. Ерохин // MAGISTRA VITAE. – 2019. - №1. – С. 80-96.
15. Куликова Е.А. Буддизм: предпосылки возникновения и сущность вероучения / Е.А. Куликова // RELIGION - SCIENCE - SOCIETY: PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2017. – С. 45-48.
16. Ом Чанд Ханда. Обзор буддийского духовного искусства / Ом Чанд Ханда // Искусство Евразии. – 2019. - №4. – С. 219-245.
17. Смирнова Т.В. Искусство Древнего мира / Т.В. Смирнова. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 45 с.
18. Тюляев С.И. Искусство Индии. III-е тысячелетие до н.э. – VII в. н.э. / С.И. Тюляев, Е.Н. Галкина. – М.: Искусство, 1988. – 344 с.