формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 19.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ученического коллектива в начальной школе младших школьников…………………
6
1.1 Понятие «ученический коллектив» в психолого-педагогической литературе....................................................
7
1.2 Особенности формирования ученического коллектива в младшем школьном возрасте ……………………………….. 13
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования ученического коллектива в начальной школ......................................... 23
2.1 Выявление уровня сформированности ученического коллектива.................................................................................... 223
2.2 Программа формирования ученического коллектива в начальной школе………………………………………………… 330
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности ученического коллектива………………………………………. 550
Заключение……………………………………………………………… 58
Список используемой литературы.......................................................... 60
Делается акцент только на положительных чертах и качествах. Далее ученику чье имя характеризовать предлагается дать собственную оценку предложенных качеств и характеристик.2. Упражнение «На плотине волны». Реплика педагога: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». Упражнение можно повторить 3 раза.3. Упражнение «Круг знаний». Цель: познакомить учащихся с различными моделями поведения в фрустрационная ситуациях, научить быстро и эффективно усваивать информацию и максимально достоверно ее передавать. Учащиеся делятся на группы и получают специальные карточки, которые содержат краткую информацию о том, что такое фрустрация, фрустрационные ситуации и состояния. Через некоторое время (в зависимости от возраста учащихся) группы обмениваются полученной информацией. Упражнение продолжается до тех пор, пока все группы не обменяются знаниями с карточек. Финальным этапом упражнения являются итоговое обобщение полученной информации. Для школьников это упражнение лучше проводить в форме информ-дайджеста, или информационной справки со стороны социального работника.4. Упражнение «Я чувствую себя хорошо, когда ...». Цель: тренировка умения выявлять и контролировать свои эмоции. Ученикам предлагается вспомнить ситуации, когда они чувствовали себя хорошо. Задача состоит в том, чтобы продолжить предложение: «Я чувствую себя хорошо, когда ...». Далее дается задание нарисовать места, с которыми у учащихся ассоциируются свои положительные чувства. Рисунки вывешиваются на доску, сравниваются и коротко характеризуются. 5. Упражнение «Круг нашей жизни». Цель: анализ собственного окружения. Это упражнение мотивирует учеников задуматься над своей жизнью. По середине комнаты на полу рисуется огромный круг и предлагается представить, что этот круг является срезом одного из обычных дней жизни. Именно круг делится еще на четыре части, каждая из которых предусматривает 6 часов, которые ученики должны распределить в соответствии со своими занятий (сон, уроки в школе, игры на улице и др.). 6. Упражнение «Мостик». Цель: формирование умений взаимодействия в атмосфере доверия и защищенности. По середине класса мелом на полу рисуется не очень широк мостик. Формируется две команды учащихся (по личному выбору школьников). Первая группа становится на мостик в виде живого цепочке, а каждый представитель второй группы имеет по одному пройти по мостику разминувшись со всеми участниками противоположной команды. Основная задача этого упражнения - проверить сформированность качеств характера учащихся и научить их правильно реагировать на препятствия на пути достижения целей. 7. Упражнение «Лучик солнца». Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера. Учащиеся должны нарисовать солнышко с десятью лучиками и подписать каждый из них. В результате должны выть 5 лучиков с положительными чертами характера, а 5 - с отрицательными. После этого выделяется несколько минут на обсуждение. Зарядка «Веселый танец» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Учащимся предлагается представить ситуацию, которая дала им возможность получить долгожданную победу и изобразить свои чувства в виде танцевальных движений. Включается музыка и все участники начинают танцевать. 8. Упражнение «Пойми иностранца». Цель: научить учащихся анализировать проблемные ситуации и искать конструктивные пути выхода из них. Ученики получают задание представить себя туристом, который приехал в иностранное государство, где население совсем не знает украинского языка. Так появляется необходимость рассказать историю используя только мимику и жесты. 9. Упражнение «А как бы я поступил?». Цель: формировать умение критически анализировать свое поведение и вырабатывать умения социальной адаптации. Предлагается анализ поведения герои в сказках, которые делали хорошие и плохие поступки. При этом учащиеся отвечают на вопрос: «А как бы я поступил в этой ситуации?». Желательно выбирать сказки, где встречаются различные ситуации, чтобы эффект формирования умений общения был более сильным.10. Упражнение «Прощание». Участники становятся в круг. Социальный работник говорит фразу: «Саймон говорит: «Сделай так» и показывает определенное движение (покрутиться, похлопать в ладоши, выполнить танцевальное движение и т.п.), а все остальные повторяют за ним. Далее в виде цепи фразу повторяют все ученики, придумывая при этом свои движения.Занятие № 7. «Я учусь владеть собой». 1.Упражнение «Приветствие» Участники встают по кругу и кладут руки на плечи друг другу и говорят слова приветствия. 2. Упражнение «Пишем сказку вместе». Цель: развивать толерантное отношение к мыслям и поступкам других. Это упражнение направлено на поиск согласия между детьми. Ученики составляют устную коллективную сказку предлагая по одному предложению для формирования его сюжетной линии. Упражнение продолжается до тех пор, пока сказки не будет иметь логического завершения. 3. Упражнение «На что похож мой настрой?». Цель: снятие эмоционального напряжения. Учащиеся становятся в круг и по очереди проводят сравнения своего настроения с чем-то другим (облаком, дождиком, котенком и т.д.). 4. Упражнение «Социальные маски». Цель: обучение различным стратегиям поведения в конфликтных и фрустрационная ситуациях. Участники получают индивидуальные карточки с названием определенной социальной маски (хулиган, директор гуманист и др.). В течение нескольких минут они должны сыграть свои роли и показать другим ученикам свой образ. Задача группы в этот момент угадать ту или иную социальную роль, которую показывает ученик. 5. Упражнение «Шкатулка хороших новостей». Цель: формирование позитивных жизненных установок, развитие чувства ответственности за свое поведение. Ученики встают в круг и по очереди рассказывают, что хорошего отбыло с ними за последнюю неделю. 6. Упражнение «Я через 10 лет». Цель: активное осознание круга своих возможностей. Учащиеся должны представить свою жизнь в будущем и рассказать группе, какими они будут через 10 лет. По результатам упражнения проходит обязательное обсуждение. 7. Упражнение «Выход есть всегда!». Цель: активизация умений выхода из проблемных и фрустрационная ситуаций. Ученики объединяются в несколько групп и получают задание нарисовать небольшие плакаты со схематичными изображениями возможных путей выхода из фрустрационная ситуаций. После презентации всех групп один ученик делает общее обобщения акцентируя внимание на наиболее эффективных способах выхода из проблемных ситуаций.8. Упражнение «Прощание».Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки. Занятие № 8. «Я и люди вокруг меня».1. Упражнение «Приветствие».Учащиеся сидят на стульях по кругу. Ведущий передает мяч школьнику. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая мяч следующему участнику.2. Упражнение «Линия жизни». Цель: формирование умений ответственного поведения за суть и последствия своих действий. Учащиеся должны разместить на нарисованной на полу «линии жизни» клейкие листочки, на которых обозначены наиболее существенные события их жизни – от рождения до сегодняшнего момента. Полезно было бы проанализировать полученные результаты с позиций критического анализа поступков и проекции возможных изменений в случае изменения одного из моментов на «линии жизни». 3. Упражнение «Я глазами других». Цель: развитие умений эмоциональной саморегуляции. Учащиеся должны описать, как, по его мнению, его видят другие люди (мама, друзья, соседи и т.д.). После завершения рассказа ученику ставится вопрос: «Почему ты делаешь именно такое впечатление на окружающих?». 4. Упражнение «Я думаю, что ...». Цель: развить в себе умения самоанализа и умение анализировать поступки других. Учащимся предлагается перечень различных поговорок и пословиц (например: «берись дружно - не будет трудно», «кто чиста имеет, тот спокойно спать ложится «и т.д.), а они должны дать им анализ начиная говорить словами: «Я думаю, что ...».5. Упражнение «Мои плюсы и минусы». Цель: формировать умение критического отношения к своим положительным и отрицательным качествам. Ученикам предлагается разделить лист бумаги на две части и записать слева все то, что им в себе больше всего не нравится, а справа - то, что больше нравится. В качестве вариации данное упражнение можно использовать в профилях «школа», «родители» и т.д. В процессе работы подчеркивается, что сначала надо записывать и анализировать свои минусы, чтобы положительные качества смогли смягчить неприятный эмоциональный отпечаток негативных характеристик. Для школьников вариацией этого упражнения могут быть схематические рисунки.6. Упражнение «Если цветок, то какой?». Цель: выявление представлений учащихся о себе; активизация самосознания. По условиям упражнения учащимся предлагается придумать ассоциацию себя и любой известной им цветка (например, ромашка). После того как ассоциация будет сформирована ученики должны рассказать группе о мотивах своего выбора и объяснить, чем именно они похожи на выбранную цветок. На последнем занятии программы это упражнение проводится повторно, что позволит проследить изменения, произошедшие в самоотношении учащихся в результате работы группы. 7. Упражнение «Слушаем себя». Цель: ауторелаксация и определения своего настроения. Ученикам предлагается занять удобное положение в любой части комнаты, закрыть глаза и мысленно представить свои чувства и настроение. В настоящее время на флипчарте вешается плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека: радости, печали, злости, покоя и т.д. Ученики открывают глаза и ищут на плакате то состояние, которое только представляли. Данное упражнение может быть дополнена обсуждением мимических особенностей отдельных изображений.8. Упражнение «Прощание».Участники становятся в круг и передают друг другу цветок со словами благодарности и пожелания чего-то хорошего.Занятие № 9. «Я и конфликт».1. Упражнение «Приветствие».Ученики получают задание составить о себе небольшой рассказ начиная словами: «Сегодня я буду ...». Основной акцент нужно сделать на том, чего ученики хотят от сегодняшнего дня и какими они себя представляют.2. Упражнений «Мой мир». Цель: выявление представлений учащихся о себе и своем ближайшем окружении. Учащимся предлагается нарисовать рисунок и изобразить на нем себя и свое ближайшее окружение (маму, папу, друзей, врагов и т.д.). После того как рисунок завершен начинается обсуждение с обязательным вопросом: «Что бы тебе хотелось бы изменить в этом малышу?» 3. Упражнение «10 событий». Цель: формирование чувства уверенности в своем будущем. Учащимся предлагается описать 5 лучших и 5 худших событий в своей жизни. В результате - ученики должны прийти к общему мнению (при обсуждении), что в жизни все циклично и позывные вещи все равно преобладают над отрицательными.4. Упражнение «Круг знаний». Цель: познакомить учащихся с различными моделями поведения в фрустрационная ситуациях, научить быстро и эффективно усваивать информацию и максимально достоверно ее передавать. Учащиеся делятся на группы и получают специальные карточки, которые содержат краткую информацию о том, что такое фрустрация, фрустрационные ситуации и состояния. Через некоторое время (в зависимости от возраста учащихся) группы обмениваются полученной информацией. Упражнение продолжается до тех пор, пока все группы не обменяются знаниями с карточек. Финальным этапом упражнения являются итоговое обобщение полученной информации. Для школьников это упражнение лучше проводить в форме информ-дайджеста, или информационной справки со стороны социального работника. 5. Упражнение «Ящик недоразумений». Цель: раскрытие способов успешного разрешения конфликтных ситуаций. Учащиеся делятся на две группы. В процессе работы каждый участник группы извлекает из «ящика недоразумений» карточку с описанием определенной конфликтной ситуации. Задача состоит в нахождении максимально правильного выхода из ситуации, не спровоцировав еще больший конфликт. Данное упражнение больше подходит для учащихся, у которых зафиксированы высокие показатели параметра переживания социального стресса. 6. Упражнение «Сказать можно по-разному». Цель: развитие коммуникативных умений, повышения эффективности межличностных отношений. Ученики должны стать в круг и по очереди выходить в центр и показывать (не используя голос) свое внутреннее состояние, или эмоцию, которую испытывает в данный момент времени, а все остальные участники ее отгадать.7. Упражнение «Прощание». Цель: развитие рефлексивных способностей и закрепление положительных социально-психологических воздействий.Таким образом, в экспериментальной группе в рамках внеурочной деятельности с учетом выяввленныхособенностей формирования коллектива младших школьников проведены девять занятий по разработанной психолго-педагогической программе, то есть поставленные в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы задачи решены, цель достигнута. 2.3 Повторная диагностика уровня сформированности ученического коллективаЦелью контрольного эксперимента явилось повторное определение уровня сформированности ученического коллектива у обучающихся 2 класса в контрольной и экспериментальной группе, после формирующего эксперимента по реализации психолого-педагогичсекой программы во внеурочной деятельности.Задачи контрольного эксперимента:провести повторную диагностику уровня сформированности ученического коллектива;провести сравнительный анализ полученных результатовдо и после формирующегоэксперимента.Для проверки гипотезы нашего исследования, на контрольном этапе работы, мы использовали те же диагностические методики, что и на констатирующем. Для установления результативности реализации психолого-педагогичсекой программы во внеурочной деятельностипроводено сравнение результатов первичного и повторного диагностирования младших школьников по трем методикам:«Рукавички» Г.А. Цукерман,«Ковер» Р.В. Овчаровой, диагностики уровня развития классного коллективаИ.В. Золотухиной.Данные, полученные в результате повторной диагностики по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман, представлены в таблице 6. Таблица 6– Результаты сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) на контрольном этапе исследованияУровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группа%Количество пар%Количество парВысокий уровень252504Средний уровень504252Низкий уровень252252Результаты проведенной методики представлены на рисунке 6.Рисунок 6 – Анализ результатов уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) на контрольном этапе исследованияПо результату методики сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества «Рукавички» Г.А. Цукерман, можно отметить, что после проведенного формирующего этапа в экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности способностей к координации усилий среди обучающихся, так 50 % (4 пары) демонстрируют высокий уровень развитие умений эффективного взаимодействия в группе, эти дети способны к совместной работе, умениют координировать свои действия с действиями других, обосновывать собственную позицию, а также умеют осуществлять самоконтроль за деятельностью товарищей.В экспериментальной группе 25 % (2 пары)демонстрируют средний уровень кооперации, они способны кдостижению общей цели после небольших разногласий, ориентируютсяна партнера по деятельности, стремятся к взаимодействию и партнерству в рамках коллективной деятельности. Это свидетельствует о том, что дети согласованновыполняли поставленные задачи, через общение друг с другом смогли достичь поставленных результатов.В контрольной группе значительных изменений не произошло.Далее рассмотрим уровни сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи пометодике «Ковер» Р.В. Овчаровой на контрольном этапе исследования. Результаты диагностики обучающихся экспериментальной и контрольной группы по данной методике на контрольном этапе представлены в таблице 7.Таблица 7 – Результаты сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи на контрольном этапе исследованияУровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группа%Количество пар%Количество парВысокий уровень37,5337,53Средний уровень12,5137,53Низкий уровень504252Результаты проведенной методики представлены на рисунке 7.Рисунок 7 – Анализ результатов уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи на контрольном этапе исследованияВ результате проведенного анализа эффективности группового взаимодействия среди детей выявлено, что 3 пары детей из экспериментальной группы значительно увеличили эффективность взаимодействия, идемонстрируютвысокую степень навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи на контрольном этапе. В экспериментальной группе 37,5 % (3 пары)показали средний уровень командного взаимодействия, что свидетельствует о развитии у них компетенций работы в группе, несмотря на наличие сложностей при выработке общего решения проблемы. В контрольной группе изменений не произошло. Таким образом, обобщая данные наблюдений, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе после проведенного формирующего этапа, уровень освоения навыков сплоченности, коллективной работы и группового взаимодействия у учащихся вырос. Проанализируем результаты методикидиагностики уровня развития классного коллективана контрольном этапе исследования по методике И.В. Золотухиной. Колличсетвенные данные отражены в таблице 8.Таблица 8– Уровень диагностики уровня развития классного коллективана контрольном этапе исследованияУровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группа%Количество пар%Количество парВысокий уровень18,8337,56Средний уровень50843,77Низкий уровень31,2518,83Результаты проведенной методики представлены на рисунке 8.Рисунок 8 – Анализ диагностики уровня развития классного коллективана контрольном этапе исследованияНа контрольном этапе исследования уровня развития классного коллектива можно выделить следующие результаты по контрольной и экспериментальной следующим группам.Высокий уровень развития навыков коллективной работы продемонстрировалаи18,8 % детей (3 пары). Это означает, что примерно каждая пятая пара учеников способна эффективно сотрудничать, достигая высоких результатов в совместной деятельности.Средний уровень – 50 % младших школьников (8 пар). Это указывает на то, что половина пар способна выполнять совместные задачи на удовлетворительном уровне, хотя и с некоторыми трудностями.Для 31,2 % обучающихся (5 пар) характерен низкий уровень, они испытывают значительные трудности в кооперативной деятельности, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них соответствующих умений и навыков.В экспериментальной группе37,5 % учеников (6 пар) показали высокий уровень, что почти вдвое превышает показатель контрольной группы. Это говорит о более успешной адаптации этих учеников к требованиям совместной деятельности или о более эффективных методах обучения, применяемых с этими учениками.Средний уровень характерен для43,7 % учащихся (7 пар) демонстрируют средний уровень, что несколько ниже, чем в контрольной группе. Это может указывать на перераспределение учеников между категориями, особенно в сторону повышения уровня умений.Низкий уровень – 18,8 % обучающихся (3 пары) имеют низкий уровень развития, что значительно меньше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о снижении доли учащихся, испытывающих трудности в групповой работе.Колличественные данные, полученные на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по трем диагностическим методикам, представимв обобщенном виде в сравнении в таблице 9.Таблица 9 – Сравнительные диагностические данные на констатирующем и контрольном этапеУровеньМетодика «Рукавички» КГЭГДо эксперимента После экспериментаДо экспериментаПосле экспериментаВысокий 2525050Средний 37,5502525Низкий 37,5257525УровеньМетодика «Ковер»КГЭГДо экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле экспериментаВысокий 37,537,5037,5Средний 12,512,55037,5Низкий 50505025УровеньМетодика развития классного коллективаКГЭГДо экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле экспериментаВысокий 6,218,812,537,5Средний 43,85043,843,7Низкий 5031,243,818,8Полученные результаты наглядно отражены на рисунке 9.Рисунок 9 – Обобщенные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапеКроме этого, в экспериментальной группе также заметно уменьшилось количество учеников, оцененных как имеющие низкий уровень, что свидетельствует о снижении числа детей с трудностями в развитии кооперативных навыков и групповой работы.В контрольной группе также произошли некоторые улучшения, хотя они не так выражены, как в экспериментальной.По результатам можно сделать вывод о сплоченности ученического коллектива младших школьников до и после проведения формирующего эксперимента при использовании внеурочных занятий «Мир общения». Таким образом, разработанный и апробированный на практике комплекс занятий оказал существенное влияние на процесс формирования ученического коллектива младших школьников.На контрольном этапе экспериментальная группа показала значительно лучшие результаты по сравнению с контрольной группой на высоком и низком уровнях. Это может быть результатом применения специализированных обучающих программ, направленных на улучшение кооперативных навыков у учащихся, или же следствием более интенсивного и фокусированного подхода к развитию социальных навыков и командной работы. Уменьшение доли учеников с низким уровнем и увеличение доли с высоким уровнем в экспериментальной группе также подтверждают эффективность внедренных образовательных мероприятий.ЗаключениеУчебный класс как специфическая форма организации школьного коллектива представляет собой типичный пример малой группы, но с набором уникальных характеристик. Эти особенности складываются под влиянием двух ключевых аспектов: характера совместно проводимой образовательной деятельности и специфики образовательной среды, в которой эта деятельность происходит. Таким образом, школьный класс не только следует общим принципам динамики малых групп, но и демонстрирует уникальные свойства, обусловленные образования.В структуре школьного класса, как и в любой малой группе, присутствуют определенные групповые нормы, система ценностей, символы и атрибуты, выделяющиеся формальные и неформальные лидеры, а также развита внутренняя структура межличностных отношений. Отношения между участниками группы формируются не только на основе взаимной симпатии или антипатии, но также и в соответствии поведения учеников установленным групповым стандартам и нормам. Соответствие или несоответствие этим нормам и ценностям лежит в основе формирования как позитивных, так и негативных отношений между учениками и учителями, а также внутри самой ученической группы.Школьный коллектив играет ключевую роль в процессе целенаправленной социализации и воспитания индивидуума, оказывая существенное воздействие на формирование личности. Эффективность этого влияния тесно связана с уровнем осознания и принятия членами коллектива общих целей и задач как своих собственных. Синтез личных устремлений и коллективных интересов достигается через участие в общественно значимой деятельности, что способствует развитию коллективистских начал у индивидуума.Коллектив становится ареной для освоения демократических принципов организации социальной жизни, в особенности через активное вовлечение в процессы школьного самоуправления и участие в разнообразных формах общественной активности. Такая структура обеспечивает условия для гармоничного развития социально значимой индивидуальности, поддерживаемой целенаправленным педагогическим ведением. В рамках коллектива у каждого появляется шанс аффирмации личностного «Я», что способствует формированию ключевых аспектов личности, таких как самооценка, уровень амбиций и самоуважение. Это взаимодействие не только позволяет индивиду принять себя, но и способствует его восприятию в качестве полноценной личности в обществе.Список использованной литературыАнуфриева Д. Ю. Теории социального воспитания в отечественной педагогике // Социализация молодежи в условиях развития современного образования. Новосибирск: НГПУ.2004.С. 95-99.Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.СПб.: Речь, 2004.272 с.Данилков А. А.Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография; Новосиб. гос. пед. ун-т.Новосибирск: НГПУ, 2010.221 с. Иванов Е. В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям.Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.52 с.Зайченко И. В. Педагогика.М.: Аспект-Пресс, 2012.572с. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.М.: Академия, 2000.176 с.Леонова Е. П. Психолого-педагогические условия формирования коллектива младших подростков: дис. …: 19.00.07.Москва, 2016. 123 с.Новикова Л. И. Педагогика детскогоколлектива.М.: Педагогика,1978.144с.Петровский А. В. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ун-тов.2-е изд., перераб. и доп.М.: Просвещение, 1987. 447 с.Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие: 3-е изд, перераб и доп.М: Юрист, 1997. 512 с.Шенгов Ю. В. Теория формирования личности в коллективе как педагогический феномен // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований.2014.№11.С.68-71.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
3. Данилков А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2010. 221 с.
4. Иванов Е. В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 52 с.
5. Зайченко И. В. Педагогика. М.: Аспект-Пресс, 2012. 572с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
7. Леонова Е. П. Психолого-педагогические условия формирования коллектива младших подростков: дис. … : 19.00.07. Москва, 2016. 123 с.
8. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика,1978. 144 с.
9. Петровский А. В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. 447 с.
10. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие: 3-е изд, перераб и доп. М: Юрист, 1997. 512 с.
11. Шенгов Ю. В. Теория формирования личности в коллективе как педагогический феномен // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. №11. С. 68-71.