Воспитание детей в царской семье 19 начало 20 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 22.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Организация и содержание воспитательного процесса 5
1.1. Нормы, традиции и принципы воспитания детей в царствующем доме Романовых 5
1.2. Наставники и воспитатели. Их роль в процессе воспитания 9
Глава 2. Особенности воспитания царских детей 12
2.1. Сущность воспитательного процесса царских детей. Формирование системы воспитания наследников престола в Российской империи 12
2.2. Духовно-нравственные аспекты воспитания 16
Глава 3. Досуговая деятельность в системе воспитания царских детей 20
3.1. Физическое развитие царских детей 20
3.2. Интеллектуальное и творческое развитие царских детей 23
Заключение 26
Список источников и литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Многие представители династии Романовых любили охоту, не были исключением и последний русский император. Кроме того, Николай II любил в целом физическую культуру, различные виды спорта. Он также любил катание на коньках, игру в теннис, плавание на байдарке. Теннисные корты были во всех резиденциях императора: в Петергофе, Ливадии, замке Спала и др. В бадминтон он также играл, но гораздо меньше. Сам император и его дети часто катались на лошадях, велосипедах. Николай II весьма интересовался техникой, появление автомобилей воспринял с энтузиазмом и завел даже свой гараж [16, с. 117].
Великие князья ежедневно упражнялись в стрельбе, ходили часто на охоту. Им очень нравилось посещать стоявшие в Гапсале шхуны и плавать ан них. Можно сказать, что царские дети практически весь день летом проводили на воздухе.
Военная подготовка заключалась в хождении в строю, стоянии на часах, вступлении в караул. Часто сам император присутствовал на занятиях. К сожалению, сохранилось мало сведений о наставниках физической культуры царских детей. Известны были отец и сын Сивербрики, ставшие одними из первых авторами книг по искусству фехтования. Они же стали первыми наставниками по фехтованию при дворе Романовых.
Таким образом, можно сказать, что в России активно развивалась система работы по физическому воспитанию царских детей. Она была составляющей частью общего духовно-нравственного и патриотического воспитания. Физическая система императорской России была образцом для воспитания великосветского дворянства, в итоге она впоследствии повлияла на развитие физического воспитания в системе российского образования. Следует сказать, что физическая подготовка в военных учебных заведениях Российской империи оказывала влияние на подходы к физическому воспитанию царских детей. Эти процессы были взаимосвязаны. Физическая и военная подготовка была направлена на такую задачу, как подготовка наследников к достойному служению своей стране.























3.2. Интеллектуальное и творческое развитие царских детей
Большое значение в воспитании царских детей придавалось их интеллектуальному и творческому развитию. Важное значение в воспитательном процессе играли «собственные» библиотеки детей. Множество книг им дарили, так как во время семейных праздников книга была практически обязательным подарком. Вечерами царская семья часто проводила время за чтением. Сам Николай II мастерски читал на разных языках, что являлось примером для его детей. Императорская библиотека была разнообразной тематики, туда входила философская, духовно-нравственная, художественная, историческая, естественнонаучная, юридическая литература, хроники императорской фамилии, военная беллетристика. Особенно в царской семье любили произведения Н.В. Гоголя, А.П. Чехова.
Даже в досуг царских детей воспитатели стремились внести развивающие элементы. В каждой императорской резиденции были сформированы так называемые детские уголки, особая детская территория. Там были различные сооружения для их игр. Все игры строились по принципу «Обучать играя» [12, с. 459]. Интересно, что нередко царские дети перенимали детские игры своих родителей, то есть наблюдалась своеобразная преемственность.
Родители четко осознавали важность подбора для их детей компании сверстников, так как впоследствии детская дружба могла перерасти в дружбу и взрослую, со всеми вытекающими карьерными последствиями. Поэтому так тщательно подбирались товарищи по играм для царских детей.
Важной частью воспитательного процесса была музыка. Сам император с супругой нередко играли в четыре руки. Их дочери Анастасия и Мария во многом переняли их талант. Существенным элементом жизни царских детей был театр. Следует сказать, что частные театры посещались редко, предпочтение отдавалось балету и опере. По инициативе воспитателя царских детей Пьера Жильяра организовывались домашние спектакли, в которых принимали участие Татьяна, Мария и Алексей. Анастасия и Ольга редко выходили на сцену [4, с. 110]. Даже сам государь принял участие в одном из спектаклей. Известно, что у детей Николая II был настольный домашний театр «Жизнь за царя». В его состав входили сцена, фигуры героев, кулисы. Члены семьи нередко разыгрывали сценки из этого театра.
Игры девочек соединяли в себе творческое начало и подражание, заключающееся в имитации взрослого мира. Это проявлялось естественно и органично. Для них здесь были важны куклы, отличающиеся большим разнообразием. Наибольшую ценность представляли фарфоровые куклы великих княжон. Они были немецкого производства, локоны были сделаны из натуральных волос. Куклы отличались необыкновенной красотой, их образы были продуманы до мелочей. Интересно выглядели куклы, одетые в русские национальные костюмы. Игры с куклами воспитывали в девочках чувства сострадания, благородство, помогали развивать творческие способности, терпение. Дочери императоров могли мастерски шить, вязать, мастерить, рисовать. С малых лет девочки сами шили одежду своим куклам. Кроме кукол у девочек были кукольные кроватки, собачки и овечки на колесиках, маленькие кухни, фарфоровые сервизы [21, с. 30].
Для мальчиков любимыми играми были игры на военную тематику. Если девочки играли в куклы, то у мальчиков были различные наборы солдатиков, сделанные весьма мастерски, лошадки-качалки, луки, стрелы, пушки, оружие и др. Среди игрушек цесаревича Алексея можно найти макеты современных русских кораблей, модели орудий. В его коллекции также была кукла «матрос», которую мальчик очень любил. Следует отметить, что царские дети получали игрушки только по праздникам. В остальное время у них были игры, направленные на самостоятельное творчество. Например, Алексей любил играть в историческое лото, где были изображены русские цари и их деяния на пользу Отечества. Также у детей были картонные наборы для изучения истории, географии и т.д.
Влияние на воспитание детей оказал и кинематограф. Его возникновение император воспринял со скепсисом изначально. Но впоследствии разрешил проводить кинематографические сеансы, которые раз в неделю организовывались в Александровском дворце. П. Жильяр сам выбирал фильмы, которые смотрели император с супругой, их дети, нередко воспитатели, служащие детской половины [20, с. 235].
Таким образом, можно сказать, что главным принципом воспитания царских детей был принцип ответственности перед Богом, любовь к Отечеству, ответственность за него. Дети воспитывались в любви и уважении к народам Российской империи. Например, у них был большой игрушечный терем, шкатулка-ларец. Это вызывало ассоциации с русскими сказками и народным искусством, воспитывало понимание того, что необходимо осознавать народные традиции, культурные ценности.



















Заключение
Царские особы всегда занимали исключительное место, их воспитанию уделялось много времени. Дети русских императоров должны были получить блестящее воспитание, которое весьма отличалось от воспитания детей других сословий. Политика государства в период с конца XIX – начала XX вв. выражалась в контроле качества домашнего воспитания, получаемого с помощью иностранных педагогов. Стали повышаться требования к подготовке наставников и гувернеров, возрождаться национальные традиции семейного воспитания. Все это складывалось в практике семейного воспитания императорской фамилии.
В целом можно сказать, что в воспитании придерживались традиционных схем, которые были характерны для большинства европейских дворов. Воспитание в основном осуществляли сторонние лица, родители редко принимали участие в воспитании детей, оставаясь в основном наблюдателями. зачастую в семьях существовало холодное отношение между детьми и родителями. Исключением являлась семья последнего русского императора.
Получая домашнее воспитание, царские дети не соприкасались в этом процессе с представителями своего сословия, в связи с чем у них формировалось с одной стороны чувство исключительности, с другой стороны, замкнутости и внутренней неуверенности. Нередко воспитание сопровождалось наказаниями, в том числе и телесными, запретами. Особо строго воспитывались мальчики. В штат воспитателей входили и русские представители, и иностранные. Особое предпочтение отдавалось англичанам, французам, швейцарцам.
Можно сказать, что воспитание царских детей было весьма противоречивым. С одной стороны, следует отметить, что нередко царские дети были невоспитанными, грубыми, отчужденными. Часто это происходил, если между детьми и воспитателями не было душевной близости. Редко воспитатели искренне любили своих воспитанников, часто они рассматривали свою должность как шаг для карьерного роста. С другой стороны, особенно при наличии хороших наставников, дети вырастали гармонично развитыми личностями. У них было прекрасное физическое, интеллектуально развитие, они занимались творчеством. В рассматриваемое время царских детей не приучали к роскоши, их пытались научить любви к Родине, ответственности, жертвенности, милосердию. Тщательно готовили своих детей к труду и подвигу последний русский император и его супруга, и, следует сказать, во многом им удалось.






















Список источников и литературы
Источники

Александра Федоровна. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание Императрицы Александры Федоровны. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dnevnikovye-zapisi-perepiska-zhizneopisanie-imperatricy-aleksandry-feodorovny/ (дата обращения: 21.04.2024)
Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники / Б.Б. Глинский. – СПб.: Изд-во т-ва М.О. Вольфъ, 1912. – 330 с.
Дневник императора Николая II: 1890-1906 гг. – Берлин: Слово, 1923. – 272 с.
Жильяр П. Иператор Николай II и его семья / П. Жильяр. – М.: русь, 1991. – 288 с.
Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома / А.В. Манько. – М.: Просвещение, 1994. – 176 с.

Литература

Беляева Л.И. Принципы семейного воспитания династии Романовых / Л.И. Беляева // Святой князь Александр Невский и традиции защиты государственности и веры православной. Материалы XIII Международных Александро-Невских чтений. – Псков: Псковский государственный университет, 2022. – С. 43-44.
Дудникова О.Г. Физическая культура в воспитании царских детей / О.Г. Дудникова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. – 2011. - №11. – С. 173-179.
Евтушенко М. Воспитание православного государя в Доме Романовых / М. Евтушенко. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
Жайбалиева Л.Т. Воспитание детей императорской семьи Романовых / Л.Т. Жайбалиева, Д.Ш. Бедиллаева // Мир культуры: искусство, наука, образование. Сборник научных статей. – Челябинск: ЮУГУИ им. П.И. Чайковского, 2023. – С. 60-62.
Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
Зимин И.В. Двор российских императоров: энциклопедия жизни и быта / И.В. Зимин. – М.: Кучково поле, 2014. – 1176 с.
Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение / И.В. Зимин. – М.: Центрполиграф, 2022. – 576 с.
Калякина А.В. Традиции воспитания детей в семье Романовых / А.В. Калякина // Вестник Московского университета. Серия 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. - №4. – С. 139-147.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.
Кулебакина М.А. Воспитание детей в царской семье Романовых / М.А. Кулебакина, Н.Н. Ковалькова // Инновации в технологиях и образовании. – Кемерово: КГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2020. – С. 22-25.
Латыпова Л.Д. История детства: нормы, ценности и традиции воспитания детей в царствующем доме Романовых / Л.Д. Латыпова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 115-118.
Лелина Е.И. Воспитание и обучение наследника цесаревича Алексея Николаевича Романова / Е.И. Лелина // Петербургские исследования. – 2016. – №6. – С. 147-172.
Лелина Е.И. Формирование системы обучения и воспитания наследников престола в императорской России / Е.И. Лелина // Альманах современной науки и образования. – 2016. - №6. – С. 54-59.
Мазалова М.А. Генезис воспитательных традиций в семье русских императоров в XVIII – начале XX века / М.А. Мазалова // Известия Саратовского университета. – 2012. - №1. – С. 90-94.
Николаев В.А. Воспитание элиты русского общества на примере подготовки будущих монархов / В.А. Николаев // Вестник Тверского государственного университета. – 2014. - №4. – С. 233-244.
Окуловская Т.Н. Воспитание детей в царских семьях / Т.Н. Окуловская // Школьная педагогика. – 2017. - №2. – С. 25-33.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/404840/
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 5. / С.М. Соловьев. – Изд-во социально-экономической литературы, 1961. – 270 с.
Токмачева М.А. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в династии Романовых / М.А. Токмачева // Тетради по консерватизму. – 2022. - №1. – С. 172-181.
Царские дети / сост. Н.К. Бонецкая. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2005. – 446 с.











2

Список источников и литературы
Источники

1. Александра Федоровна. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание Императрицы Александры Федоровны. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dnevnikovye-zapisi-perepiska-zhizneopisanie-imperatricy-aleksandry-feodorovny/ (дата обращения: 21.04.2024)
2. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники / Б.Б. Глинский. – СПб.: Изд-во т-ва М.О. Вольфъ, 1912. – 330 с.
3. Дневник императора Николая II: 1890-1906 гг. – Берлин: Слово, 1923. – 272 с.
4. Жильяр П. Иператор Николай II и его семья / П. Жильяр. – М.: русь, 1991. – 288 с.
5. Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома / А.В. Манько. – М.: Просвещение, 1994. – 176 с.

Литература

6. Беляева Л.И. Принципы семейного воспитания династии Романовых / Л.И. Беляева // Святой князь Александр Невский и традиции защиты государственности и веры православной. Материалы XIII Международных Александро-Невских чтений. – Псков: Псковский государственный университет, 2022. – С. 43-44.
7. Дудникова О.Г. Физическая культура в воспитании царских детей / О.Г. Дудникова // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. – 2011. - №11. – С. 173-179.
8. Евтушенко М. Воспитание православного государя в Доме Романовых / М. Евтушенко. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
9. Жайбалиева Л.Т. Воспитание детей императорской семьи Романовых / Л.Т. Жайбалиева, Д.Ш. Бедиллаева // Мир культуры: искусство, наука, образование. Сборник научных статей. – Челябинск: ЮУГУИ им. П.И. Чайковского, 2023. – С. 60-62.
10. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
11. Зимин И.В. Двор российских императоров: энциклопедия жизни и быта / И.В. Зимин. – М.: Кучково поле, 2014. – 1176 с.
12. Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение / И.В. Зимин. – М.: Центрполиграф, 2022. – 576 с.
13. Калякина А.В. Традиции воспитания детей в семье Романовых / А.В. Калякина // Вестник Московского университета. Серия 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. - №4. – С. 139-147.
14. Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.
15. Кулебакина М.А. Воспитание детей в царской семье Романовых / М.А. Кулебакина, Н.Н. Ковалькова // Инновации в технологиях и образовании. – Кемерово: КГТУ им. Т.Ф. Горбачева, 2020. – С. 22-25.
16. Латыпова Л.Д. История детства: нормы, ценности и традиции воспитания детей в царствующем доме Романовых / Л.Д. Латыпова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 115-118.
17. Лелина Е.И. Воспитание и обучение наследника цесаревича Алексея Николаевича Романова / Е.И. Лелина // Петербургские исследования. – 2016. – №6. – С. 147-172.
18. Лелина Е.И. Формирование системы обучения и воспитания наследников престола в императорской России / Е.И. Лелина // Альманах современной науки и образования. – 2016. - №6. – С. 54-59.
19. Мазалова М.А. Генезис воспитательных традиций в семье русских императоров в XVIII – начале XX века / М.А. Мазалова // Известия Саратовского университета. – 2012. - №1. – С. 90-94.
20. Николаев В.А. Воспитание элиты русского общества на примере подготовки будущих монархов / В.А. Николаев // Вестник Тверского государственного университета. – 2014. - №4. – С. 233-244.
21. Окуловская Т.Н. Воспитание детей в царских семьях / Т.Н. Окуловская // Школьная педагогика. – 2017. - №2. – С. 25-33.
22.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/404840/
23. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 5. / С.М. Соловьев. – Изд-во социально-экономической литературы, 1961. – 270 с.
24. Токмачева М.А. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в династии Романовых / М.А. Токмачева // Тетради по консерватизму. – 2022. - №1. – С. 172-181.
25. Царские дети / сост. Н.К. Бонецкая. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2005. – 446 с.