Стиль руководства библиотекой: современные подходы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 23 23 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 23.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы руководства библиотекой в современных условиях. 5
1.1.Основы менеджмента библиотечного дела. 5
1.2.Современные стили руководства библиотекой. 8
1.3. Стратегическое управление в руководстве библиотекой. 11
2. Анализ руководства библиотекой на примере Устьянской межпоселенческой центральной районной библиотеки Архангельской области. 15
2.1.Характеристика сферы библиотечного дела в Архангельской области. 15
2.2. Характеристика управления Устьянской межпоселенческой центральной районной библиотеки. 17
2.3. Оптимизация стиля управления в Устьянской межпоселенческой центральной районной библиотеке. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Фрагмент для ознакомления

Она объединила 24 сельские библиотеки, районную детскую библиотеку и районную взрослую библиотеку. С созданием в районе централизованной библиотечной системы районная взрослая библиотека получила статус центральной районной библиотеки. На её базе были созданы: отдел комплектования, отдел методический и библиографический работы, отдел внутрисистемного книгообмена, а все сельские библиотеки получили статус филиалов. При централизации сформировался единый книжный фонд, которым начали пользоваться все читатели системы.Приоритетные направления деятельности библиотек района: патриотическое воспитание; экологическое просвещение; краеведческая работа; нравственно-правовое воспитание; художественно-эстетическое воспитание; работа с семьёй; профориентация; работа с безработными гражданами.В районной библиотеке работает 13 специалистов с высшем образованием -10, в том числе высшее библиотечное - 9 человек, 3 - высшее педагогическое. Основными организационно методическими направлениями методико-библиографического отдела являются: деятельность по повышению квалификации, использование новых активных форм, способствующих профессиональному росту библиотекарей, организация дифференцированное обслуживание читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи ,применяя методы индивидуального и группового обслуживания. -       Учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности, приносящие доход: -       составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей; -       предоставление услуг по издательской деятельности; -       предоставление услуг по копированию документов, музыкальных и видеозаписей, иных материалов, распечатка материалов, полученных по глобальным информационным сетям; -       доставка читателям книг на дом, к месту работы;-       формирование тематических подборок материалов по запросу читателей; -       организация и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности; -       организация мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в установленном законом порядке; -       сдача помещений в аренду; -       иные виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческое развитие библиотеки; -       творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых -       мероприятий; -       предоставление услуг по прокату аудио- и видеокассет, DVD-дисков с записями отечественных и зарубежных музыкальных и художественных произведений, и с записями тематической направленности;-       организация и проведение ярмарок, лотерей, аукционов, выставок - продаж; -       иные виды предпринимательской деятельности, содействующие достижению целей создания Учреждения. Библиотека ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.Вся работа библиотеки носит систематический и комплексный характер, находиться в постоянном творческом поиске, совершенствует свои формы и методы работы, а главное в работе, что она становиться любимым местом общения и досуга любителей книги и знания. С открытием модельной библиотеки в районе положено начало новому витку развития отрасли. Библиотеки смело смотрят в будущее и мечтают о дальнейших технических нововведениях. Опираясь на достигнутое, планируют будущее, находят понимание коллег в своих делах и начинаниях. Резко изменилось профессиональное мышление, формируется образ сельского библиотекаря нового профессионального качества.2.3. Оптимизация стиля управления в Устьянскоймежпоселенческой центральной районной библиотеке.Вот несколько рекомендаций по оптимизации стиля управления в Устьянскоймежпоселенческой центральной районной библиотеке:1. Установка четкой и прозрачной структуры командной работы: определите роли, обязанности и ответственности каждого сотрудника. Это поможет увеличить эффективность работы команды и избежать дублирования усилий.2. Развитие коммуникационных навыков: обеспечение свободного потока информации между сотрудниками и руководством. Регулярные совещания и обратная связь помогут избежать недоразумений и улучшить взаимодействие внутри коллектива.3. Поддержка мотивации и развития сотрудников: проведение тренингов и семинаров для повышения компетенций сотрудников. Разработка программы поощрения и признания достижений, чтобы стимулировать их работу.4. Внедрение системы эффективного управления временем: обучение сотрудников планированию и приоритизации задач. Создание общего календарного плана и установление сроков выполнения задач, чтобы обеспечить своевременную доставку услуги для посетителей.5. Стимулирование инновации и креативность: создание механизмов для сбора и реализации идей сотрудников. Поощрение экспериментов и предложения по улучшению работы библиотеки, чтобы она могла эффективно отвечать на изменения вокруг.6. Улучшение клиентского обслуживания: обучение сотрудников навыкам общения с посетителями и работе с жалобами. Необходимо постоянно повышать качество предоставляемых услуг и обеспечивать комфортную и дружественную атмосферу для всех посетителей.7. Внедрение системы контроля и оценки результатов: установление метрики и стандартов качества работы, регулярное осуществление мониторинга и оценки достижения целей. Это позволит более точно анализировать эффективность работы и принимать меры для улучшения.Эти рекомендации помогут оптимизировать стиль управления в Устьянскоймежпоселенческой центральной районной библиотеке и создать более эффективную, командную и инновационную рабочую среду.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаибольшее внимание уделено библиотечному менеджменту и маркетингу как современным концепциям управления, позволяющим адаптироваться библиотеке к сложным социально-экономическим условиям внешней среды.В библиотечном же деле многие библиотечные руководители, особенно со стажем, считают, что главное для эффективного управления – иметь опыт работы и обладать полномочиями (властью). Но руководители, особенно высшего звена, в силу специфичности своих функций не должны быть просто «ремесленниками от управления», т.  е. опираться исключительно на свой прошлый опыт, а должны виртуозно владеть определенным комплексом управленческих знаний, основанном на мировой практике. Ведь управление – это точно такая же отдельная отрасль деятельности со своей спецификой, как машиностроение, транспорт, банковское дело и т. п. Библиотекарь, становясь заведующим отделом, приобретает новые функции и полномочия, для исполнения которых прошлый, библиотечный, опыт недостаточен, а то и мало полезен. И чем выше должность, тем больше в ней специфических управленческих функций и меньше технологических, собственно библиотечных.Новое определение стратегического управления библиотекой основано на человеческом потенциале как основе организации, ориентировано на потребности потребителей и вводит гибкое регулирование и своевременные изменения в организации в соответствии с требованиями окружающей среды, чтобы организация могла выжить и достичь своих целей в долгосрочной перспективе.В организации пространства библиотеки определяющим является функциональный подход. И поскольку на первый план выходят информационная и коммуникационная функции в библиотеках соответственно должны решаться вопросы организации или реорганизации пространства как внутреннего, так и внешнего с учётом этих приоритетов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхангельская область Областной закон о библиотеках и библиотечном деле в архангельской области. https://libkr.ru/wp-content/uploads/2019/07/o-bibliotekah-i-bibliotechnom-dele-v-arhangelskoj-oblasti-oblastnoj-zakon-n-109-6-oz-ot-10-nojabrja-2005-goda.pdf.Стратегический план развития общедоступных библиотек в Архангельской области на период до 2030 года. https://www.aonb.ru/upload/rck/strat_plan.pdf.Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учебно-практическое пособие / Ю. А. Ахмадова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2017. – 264 с.Дрешер Ю. Н. Построение модели сбалансированной системы показателей в деятельности библиотек (на примере Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра) / Ю. Н. Дрешер, Е. А. Косолапова // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, – № 1. – С. 23-31.Кузоро К.А. К89 Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб.- метод. комплекс. – Томск : Томский государственный университет, 2015.Кузоро К. А. Менеджмент и маркетинг библиотечноинформационной деятельности: опыт исследования в отечественном библиотековедении. https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-i-marketing-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti-opyt-issledovaniya-v-otechestvennom-bibliotekovedenii. (дата обращения 20.04.2024).Паршукова Г.Б. Стратегическое проектирование библиотечной деятельности: (Конспект  библиотечного лекционного материала) / Г.Б. Паршукова; Сибирский региональный центр непрерывного образования. – Новосибирск, 2002. – 110 с.Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник / В. К. Клюев, М. Н. Колесникова, М. П. Захаренко [и другие] ; научные редакторы В. К. Клюев, М. Н. Колесникова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2021. - 389 с. Матвеева И. Ю. Инновационный менеджмент: от идеи до реализации : научно-практическое пособие / И. Ю. Матвеева. – Москва, 2011. – 160 с. – (Современная библиотека).Степина Н. А. Система менеджмента качества как условие повышения эффективности библиотеки / Н. А. Степина // Библиография и книговедение. – 2018. – № 6. – С. 60-67.Электронный журнал. Все библиотеки в одном месте. Правда Севера. 2023 г.Экономика и менеджмент библиотечного дела : учеб.-метод. пособие / сост.: Шавкунова И. С. ; Иркутский областной колледж культуры. – Иркутск, 2019. – 59 с. – (Библиотечное дело).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская область Областной закон о библиотеках и библиотечном деле в архангельской области. https://libkr.ru/wp-content/uploads/2019/07/o-bibliotekah-i-bibliotechnom-dele-v-arhangelskoj-oblasti-oblastnoj-zakon-n-109-6-oz-ot-10-nojabrja-2005-goda.pdf.
2. Стратегический план развития общедоступных библиотек в Архангельской области на период до 2030 года. https://www.aonb.ru/upload/rck/strat_plan.pdf.
3. Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки : учебно-практическое пособие / Ю. А. Ахмадова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2017. – 264 с.
4. Дрешер Ю. Н. Построение модели сбалансированной системы показателей в деятельности библиотек (на примере Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра) / Ю. Н. Дрешер, Е. А. Косолапова // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, – № 1. – С. 23-31.
5. Кузоро К.А. К89 Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб.- метод. комплекс. – Томск : Томский государственный университет, 2015.
6. Кузоро К. А. Менеджмент и маркетинг библиотечноинформационной деятельности: опыт исследования в отечественном библиотековедении. https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-i-marketing-bibliotechno-informatsionnoy-deyatelnosti-opyt-issledovaniya-v-otechestvennom-bibliotekovedenii. (дата обращения 20.04.2024).
7. Паршукова Г.Б. Стратегическое проектирование библиотечной деятельности: (Конспект библиотечного лекционного материала) / Г.Б. Паршукова; Сибирский региональный центр непрерывного образования. – Новосибирск, 2002. – 110 с.
8. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник / В. К. Клюев, М. Н. Колесникова, М. П. Захаренко [и другие] ; научные редакторы В. К. Клюев, М. Н. Колесникова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2021. - 389 с.
9. Матвеева И. Ю. Инновационный менеджмент: от идеи до реализации : научно-практическое пособие / И. Ю. Матвеева. – Москва, 2011. – 160 с. – (Современная библиотека).
10. Степина Н. А. Система менеджмента качества как условие повышения эффективности библиотеки / Н. А. Степина // Библиография и книговедение. – 2018. – № 6. – С. 60-67.
11. Электронный журнал. Все библиотеки в одном месте. Правда Севера. 2023 г.
12. Экономика и менеджмент библиотечного дела : учеб.-метод. пособие / сост.: Шавкунова И. С. ; Иркутский областной колледж культуры. – Иркутск, 2019. – 59 с. – (Библиотечное дело).