Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …. 3
Глава 1. Теоретические аспекты логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………..
6
1.1 Психологические особенности ЗПР у детей дошкольного возраста ……
1.2 Нарушения речи детей с ЗПР …………………………………………… 6
10
1.3 Роль логопедической помощи в коррекции задержки речевого развития
Вывод по первой главе ……………………………………………………..…..
Глава 2 Роль логопедической работы с детьми с ЗПР ……………………
2.1 Процедура логопедического обследования ребенка при ЗПР …………
2.2 Принципы и подходы к формированию логопедической работы с детьми с ЗПР ……………………………………………………………………
2.3 Разработка и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми ………………………………………………
Вывод по второй главе…………………………………………………………. 15
18
20
20
31
34
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
Список использованной литературы………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..
41
43
Логопед записывает результат.2.2 Принципы и подходы к формированию логопедической работы с детьми с ЗПРРазличные логопедические методики варьируются по продолжительности и интенсивности в зависимости от доступных ресурсов, нужд ребенка и политики различных речевых и образовательных учреждений. Интенсивность и продолжительность вмешательств пока не были систематически оценены, но эти параметры принято считать ключевыми для успешного результата. Некоторые методики имеют меньшую продолжительность и низкую интенсивность, например, всего шесть часов в течение года, проводимые в виде "блоков" терапии, например, раз в неделю на протяжении шести недель с возможностью повторения в зависимости от прогресса ребенка, хотя такой подход пока не подтвержден точными данными. В других ситуациях, чаще всего в школах, вмешательства могут проводиться ежедневно на протяжении длительного времени. Однако в целом большинство речевых вмешательств все же относительно кратковременные.Цели логопедической работы варьируются в зависимости от существующих трудностей у ребенка. Обычно основной акцент делается на развитии экспрессивной речи, но также исследуются восприятие языка, вербальное понимание и прагматические языковые трудности, связанные с использованием языка в социальной среде. Цели могут затрагивать отдельные аспекты языка или их комбинацию. Основные результаты для большинства логопедов включают развитие социальных навыков ребенка, его способность к интеграции с ровесниками и успешное освоение учебной программы.В последние годы были внесены изменения в подходы к логопедической помощи детям с нарушениями речи, включая:1. Широкое использование компьютерных программ и приложений в обучении.2. Метакогнитивные и металингвистические методики, особенно для старших детей, направленные на улучшение понимания с опорой на собственную лингвистическую базу ребенка и использование легко узнаваемых помощников, таких как цвета и формы.3. Сосредоточение на универсальных и общественных вмешательствах, когда программы проводятся для всего населения через информационные материалы для родителей и обучение медицинского персонала.4. Уделение большего внимания сопутствующим патологиям, таким как взаимосвязь между языковыми навыками и социально-эмоциональным развитием, и исследование, могут ли вмешательства в одном аспекте улучшить другой.Важно вовлечение родителей в процесс коррекционной работы для достижения положительных результатов. Это способствует созданию коммуникативной среды для положительного взаимодействия детей и родителей. Родители могут расширить свои знания о развитии речи и языка, а также получить советы по поддержке языкового развития дома. Обучение учителей и помощников также может помочь детям в освоении новых навыков. Специалисты, такие как логопеды, вероятно, будут проводить направленные вмешательства, однако исследования показывают значительную роль родителей и опытных практиков, особенно в аспектах грамматики и фонологии.Воспитание детей с речевыми нарушениями осуществляется в разнообразных условиях, таких как семейная обстановка, медицинские учреждения, ясли, детские сады, школы и другие места. Контекст, в котором дети познают язык, играет ключевую роль в их успехах. Метод, который наиболее согласован с конкретной средой, скорее всего, окажется наиболее результативным в долгосрочной перспективе, по сравнению с строго специализированным вмешательством, осуществляемым исключительно специалистом. Впрочем, могут возникнуть ситуации, когда требуется более узкий подход.Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, ведется в разных условиях: дома, в клиниках, яслях, детских садах, школах и других местах. Очень важно правильно выбрать место для обучения, так как оно существенно влияет на успехи детей. Нередко использование обучающих компьютерных программ, похожих на привычные для детей игры, позитивно сказывается на их мотивации и вовлеченности.Логопеды применяют разнообразные методы, такие как имитация, моделирование, повторение и расширение, чтобы обратить внимание ребенка на структуру и содержание речи. Стимулы многократно повторяются для лучшего усвоения правильной формы. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при проведении вмешательства.Дети с речевыми нарушениями часто обладают сильными визуальными навыками, которые можно использовать для компенсации других трудностей. Визуальные материалы и расписания широко применяются в речевых и языковых вмешательствах, помогая детям лучше воспринимать звуковую информацию.Частота и интенсивность логопедических занятий могут сильно варьироваться в зависимости от ребенка. Трудно дать точные рекомендации по оптимальному объему вмешательства. В некоторых случаях успеха можно добиться простым увеличением объема занятий, тогда как для других важнее их интенсивность.Эффективность вмешательства определяется конкретными результатами, достигнутыми ребенком, причем важным аспектом является демонстрация этих достижений на стандартизированных языковых тестах. Таким образом, вмешательство может быть более действенным для отдельных результатов, нежели для общих показателей.В целом, подход к обучению детей с речевыми нарушениями требует учета множества факторов и индивидуального подхода к каждому ребенку.2.3 Разработка и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьмиНа сегодняшний день инновации в специальном образовании опираются на активное использование информационных технологий. Они предоставляют возможность совершенствовать образовательный процесс для детей, делая его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционно-логопедической работы (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская, О.Е. Грибова, Л.Р. Лизунова и др.).Одна из ключевых особенностей компьютерных технологий - их интерактивность. Интерактивные компьютерные игры объединяют в себе эмоциональную привлекательность, аудиовизуальные и информационные возможности, что несет значительный дидактический потенциал. Эти игры позволяют реализовывать образовательные, коррекционные, развивающие, воспитательные, коммуникативные и релаксационные задачи на логопедических занятиях.Создание и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической практике - трудоемкий процесс, который включает несколько этапов: организационно-поисковый, содержательный, программно-технический и контрольно-реализующий. Этот процесс требует изучения клинико-психолого-педагогических характеристик детей с речевыми нарушениями, анализа методик логопедического воздействия, рассмотрения психолого-педагогических аспектов применения компьютерных программ в коррекционной работе, изучения научно-методического опыта создания компьютерных педагогических средств и их внедрения в образовательные учреждения, понимания технических возможностей компьютера, создания сценариев игр, определения структуры игры и подбора речевого и иллюстрационного материала, программирования и разработки методических рекомендаций по организации логопедической работы с использованием ИТ.Приведем примеры интерактивных компьютерных игр, которые мы разработали и применяем на индивидуальных и групповых логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Игра «Сны Винни-Пуха» направлена на развитие фонематического слуха. На экране изображен спящий в лесу Винни-Пух, которому снятся различные предметы. Ребенку предлагается прослушать названия картинок и определить наличие звука [ш] в слове (вишня, клубника, ландыш, мышонок, яблоко, гриб, шары, булка, лягушка). Если ребенок правильно выбирает картинку, на экране появляется бочка с медом. При отсутствии звука в слове нужно «оживить» бабочку с помощью клика мыши. Ошибочный ответ приводит к тому, что картинка мигает.Игры «Собери игрушки» и «Чиполлино в школе» способствуют автоматизации звуков и формирования умения определять количество слогов в словах. В игре «Собери игрушки» ребенку нужно разложить игрушки по местам: в одну тумбочку - слова с одним слогом, в другую - с двумя, и т.д. При правильном ответе игрушка исчезает, а при ошибочном - выбранная тумбочка мигает.В игре «Чиполлино в школе» на экране демонстрируется Чиполлино у школьной доски, на которой написаны цифры 1, 2, 3. Слева на экране расположен пенек, на котором поочередно появляются предметы (ключ, мяч, удочка, чай, кирпич, булочки, чемодан). Ребенок должен помочь Чиполлино определить количество слогов в слове, кликнув на нужную цифру. Если ответ правильный, на доске появляется танцующий смайлик, если неверный – цифра переворачивается.Игры «Гайка-путешественница» и «Лунтик помогает дедушке» способствуют формированию умения определять позицию звука в слове. В первой игре Гайка собирается в путешествие, и ребенок должен помочь ей разложить предметы в чемоданы, определяя место звука [ч] в слове. В красный чемодан помещаются предметы с звуком [ч] в начале, в желтый – в середине, в синий – в конце слова.В игре «Лунтик помогает дедушке» на экране показывается комната с полками и дедушка Шера с Лунтиком. Ребенок помогает дедушке разложить предметы по полкам, в зависимости от места звука [л] в слове. В начале слова – на верхней полке, в середине – на средней, в конце – на нижней.Игра «Найди лишнее слово» помогает автоматизировать звук [с] и развивать обобщающие понятия. На экране изображен лес с животными (слон, лиса, волк, барсук). Ребенок называет изображенные предметы, определяет обобщающее понятие и выявляет лишнее животное, в названии которого отсутствует звук [с]. При правильном выборе лишнее животное «убегает» в лес.Игра «Блокнот с картинками» направлена на умение определять место звука в слове. На экране изображен блокнот с картинками: одна на правой странице и две на левой. Ребенок называет картинку с левой страницы (например, нос) и определяет, какой по счету звук [с], затем ищет подходящую пару с правой страницы (чеснок, пчела), удаляя лишнюю картинку. При ошибке картинка начинает «мигать».Игра «Закончи предложение» развивает умение закреплять звуки в словах и предложениях, а также логическое мышление. На экране показано начало предложения: «К больной девочке пришел …», под ним изображения, например, почтальон, мальчик, врач. Ребенок выбирает подходящее по смыслу слово, кликнув мышью, и картинка исчезает, замещаясь в тексте. При ошибке картинка «мигает».Процесс формирования навыков составления предложений стимулируется игрой «Расскажи новость». На экране монитора отображается телевизор с графической схемой предложения, состоящей из трех полос и изображений, символизирующих слова в начале и конце предложения. Ребенку предлагается, ориентируясь на схему, придумать, какие новости могли бы быть показаны по телевизору. Постепенно схема усложняется: вторая версия включает четыре слова в предложении, где картинки размещены на первых и последних полосках диаграммы. В третьем уровне расширение идет до пяти слов с использованием предлога, а изображения располагаются на первой и третьей полосках схемы предложения.При проведении логопедических занятий с применением компьютерных игр, рекомендуется учитывать фонетические возможности, структуру и особенности речевых нарушений, а также психологические и личностные особенности ребенка. Следует интегрировать компьютерные игры в традиционную структуру логопедического занятия, сочетая их с другими педагогическими методиками, обеспечивать активное взаимодействие "логопед + ребенок – компьютер" и соблюдать гигиенические нормы.Использование специально разработанных интерактивных логопедических игр в логопедической практике способствует улучшению правильного произношения звуков, коррекции слоговой структуры слов, развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, закреплению навыков чтения, совершенствованию лексико-грамматической структуры речи, а также развитию восприятия, внимания и памяти.Вывод по второй главеВ заключение можно сказать, что логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) играет ключевую роль в их адаптации и успешной интеграции в образовательную среду. Процедура логопедического обследования является основой для понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка, что позволяет выстраивать целенаправленные и эффективные педагогические стратегии. Это тщательная и методичная работа, в результате которой определяется план дальнейшего логопедического вмешательства.Принципы и подходы к формированию логопедической работы с детьми с ЗПР должны быть гибкими и адаптивными, учитывающими как психофизиологические, так и социальные аспекты развития ребенка. Важно создать атмосферу доверия и поддержки, которая способствует раскрытию потенциала каждого ребенка. Сочетание традиционных методик с инновационными подходами позволяет достичь наилучших результатов в коррекции речевых нарушений и других проявлений ЗПР.Разработка и использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми предоставляет уникальные возможности для мотивации и вовлечения детей в процесс обучения. Современныe технологические решения позволяют создавать адаптивные и индивидуально настроенные программы, которые способствуют развитию речевых навыков, когнитивных способностей и общей моторики. Интерактивные игры не только делают процесс обучения более интересным, но и предоставляют логопедам новые инструменты для мониторинга и коррекции прогресса ребенка.Таким образом, интегративный подход, объединяющий глубокое понимание индивидуальных особенностей ребенка, современные методики и технологические инновации, обеспечивает высокую эффективность логопедической работы с детьми с ЗПР. Это не только улучшает их речевые навыки, но и способствует общему развитию, повышению уверенности в себе и успешной социальной адаптации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛогопедическую работу с детьми, отстающими в речевом развитии, следует начинать с раннего возраста. Выявить отклонения в речевом развитии, правильно их классифицировать и преодолеть в возрасте, когда речевое развитие ребенка еще далеко от завершения, представляется весьма сложной задачей. Специалист должен понимать закономерности речевого развития детей в норме и при патологии.В современной логопедии речевые нарушения никогда не рассматривались вне их связи с психическим развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна находиться в центре внимания логопеда. Наблюдающий специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие речи и психического развития в каждом отдельном случае.Основные направления логопедической работы с детьми с задержкой психического развития:● развитие мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения, сравнения;● развитие зрительной памяти, зрительного анализа, восприятия;● коррекция нарушений двигательного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики;● исправление искажений звуковой структуры слов, нарушений звукопроизношения;● развитие словарного запаса: уточнение значения слов, обогащение словаря, формирование структуры значения слова, лексическая связность, укрепление связей между словами;● формирование синтаксической и морфологической системы языка;● развитие синтеза, анализа и фонематических представлений;● формирование анализа структуры предложений;● развитие регуляторных, познавательных и коммуникативных функций речи.Коррекционная логопедия при ЗПР является комплексной и в то же время дифференцированной.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-5. - С. 11-13. DOI: 10.18411/trnio-07-2022-165 EDN: VRXEYA Власова, Т.А, Певзнер, М.С. Дети с временной задержкой психического развития — М., 1971. Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. с.-57 Зайцев А. П. "Этиология и патогенез задержки психического развития у детей младшего школьного возраста", 2018.Мальцева. Е.В. Статья к докладу Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи. – М.: Школьная пресса. 2005. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж-кой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 — 303 с. Мурыгина, Н.В. Работа педагога в старшей возрастной группе / Н.В. Мурыгина. – СПб.: Изд-во Печать, 2020. – 52 с.Никитина, А.Н. Роль компьютерных игр в развитии детей / А.Н. Никитина. – Москва: Изд-во Глобус, 2018. – 167 с. Никитина, Л. М. "Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития: диагностика и анализ ситуации", 2019. Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний у дошкольников / Р. Ожегов // Детская психология. – 2018. - №10. – С. 33. Поварова, О.М. Основы психологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. – 188с. 5. Рава, Л.Е. ИКТ-игры и задания / Л.Е. Рава. – Ульяновск: Изд-во Знание, 2019. – 80 с. Попова, О. Н. "Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2020. Сидорова, Е. И. "Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2017. Симонова, И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова// Дефектология. – М., 2008. - №3. – С. 19-20.Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-5. - С. 11-13. DOI: 10.18411/trnio-07-2022-165 EDN: VRXEYA
2. Власова, Т.А, Певзнер, М.С. Дети с временной задержкой психического развития — М., 1971.
3. Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. с.-57
4. Зайцев А. П. "Этиология и патогенез задержки психического развития у детей младшего школьного возраста", 2018.
5. Мальцева. Е.В. Статья к докладу Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи. – М.: Школьная пресса. 2005.
6. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж-кой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 — 303 с.
7. Мурыгина, Н.В. Работа педагога в старшей возрастной группе / Н.В. Мурыгина. – СПб.: Изд-во Печать, 2020. – 52 с.
8. Никитина, А.Н. Роль компьютерных игр в развитии детей / А.Н. Никитина. – Москва: Изд-во Глобус, 2018. – 167 с.
9. Никитина, Л. М. "Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития: диагностика и анализ ситуации", 2019.
10. Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний у дошкольников / Р. Ожегов // Детская психология. – 2018. - №10. – С. 33.
11. Поварова, О.М. Основы психологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. – 188с. 5. Рава, Л.Е. ИКТ-игры и задания / Л.Е. Рава. – Ульяновск: Изд-во Знание, 2019. – 80 с.
12. Попова, О. Н. "Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2020.
13. Сидорова, Е. И. "Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2017.
14. Симонова, И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова// Дефектология. – М., 2008. - №3. – С. 19-20.