Роль коммуникативных стратегий в командообразовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 48 48 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
I. Теоретические подходы к командообразованию 6
1.1 Понятие команды и командообразования 6
1.2. Принципы в командообразовании 10
1.3 Виды командообразования 13
II. Теоретические аспекты коммуникативных стратегий 16
2.1. Понятие коммуникативных стратегий 16
2.2. Виды коммуникативных стратегий 19
2.3. Роль коммуникативных стратегий в формировании команды 24
III. Классификация коммуникативных стратегий в зависимости от вида командообразования 29
Заключение 31
Список литературы 33



Фрагмент для ознакомления

В своей работе «Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика» В.А. Шилова анализирует и мнение А.В. Тихонова. Проблемное поле социологии, говорит В.А. Шилова, управления А. В. Тихонов разделяет на несколько типов (блоков) проблем управленческой практики, требующих специальных знаний. Это следующие проблемы управления:1) людьми;2) отношениями;3) результатами;4) системамиВ определенной модели командообразования, согласно В.А. Шиловой, некая группа, общность людей рассматривается как условный социальный индивид или социальное тело. Соответственно, в отличие от того, насколько эта группа берет на себя ответственность за решение проблемы, она относится к ядру, полупериферии, периферии. Под коммуникативным пространством по мнению В.А. Шиловой управления подразумевается весь спектр социального взаимодействия с окружающей средой в рамках принятия и воплощения в жизнь управленческих решений (это могут быть как внутренние организационные коммуникации, так и каналы внешних коммуникаций).По нашему мнению, само понятие «командообразование» является довольно неоднозначным и, соответственно, трактуется различными авторами по разному. Роль же коммуникативных стратегий в процессе командообразования может быть рассмотрена с различных точек зрения и является в свою очередь определенным структурным элементом стратегии управления. Для эффективного создания команды профессионалов в определенной отдельно взятой организации необходим комплексный подход к командообразованию, а не просто внедрение определенных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. С точки зрения А.В. Тихонова, управление как объект научного исследования относится к так называемым регулятивным механизмам. «С позиций социологии управления это социальный индивид, персонифицированное социокультурное «тело» решаемой проблемы, в котором как-то сочетаются организации и самоорганизация, формальные правила и неформальные нормы за счет превалирования механизмов регуляции управленческого типа» - утверждает А.В. Тихонов. В А. Шилова в свою очередь говорит о возможности выделения определенных аспектов зависимости от реализации, которые позволяют оценивать эффективность коммуникационной стратегии в управлении и командообразовании. Кроме того, В.А. Шилова рассуждает о так называемых «коммуникативных барьерах» - определенных сложных ситуациях, возникающих в процессе командообразования. Роль коммуникативных стратегий, по мнению В.А. Шиловой, является определяющей, а управление как стратегия в свою очередь тесно переплетается с культурными особенностями страны, ее нормами, образцами поведения, ценностями [Шилова В.А., с. 28].Можно утверждать, что эксперты разошлись во мнениях в отношении влияния российского менталитета на формирование системы власти. Однако большинство отметило, что российская ментальность оказывает сильное влияние на построение властных отношений в стране, отмечая, что система власти вобрала в себя наихудшие черты русской и российской ментальности.Разработка модели управления и командообразования является значимым и приоритетным направлением научного исследования. При разработке такой модели необходимо выделять коммуникативные аспекты как на уровне управленческих стратегий, процессов, так и системы управления (структуры); охарактеризовать управленческие коммуникации с целью оценки степени перехода от субъектно-объектной модели управления к субъект-субъектной.III. Классификация коммуникативных стратегий в зависимости от вида командообразованияНезависимости от методов командообразования, грамотная деятельность по созданию команды помогает её участникам повысить уровень доверия, усилить вовлечённость в деятельность команды, а, следовательно, достичь эффективного выполнения задач и достижения главной цели.Дестабилизации работы команды, в этом случае, способствуют конфликтные ситуации, возникающие именно по причине отсутствия у взаимодействующих личностей понимания их поведенческих предпочтений. Отсутствие должной коммуникации ослабляет жизненную энергию любой команды. В связи с этим важням является определение наиболее эффективных рекламных стартегий для различных видов командообразования. В рамках настоящего исследования была проведена классификация стратегий коммуникации для разных видов в зависимости от тех целей, которые преследует команда и особенностях взаимодействия ее участников. В рамках данного исследования была проведена классификация типов команд на основании ряда критериев. Данные представлены в таблице 1.Таблица 1 - Классификация типов командТип командыЦель Стиль управленияФункцииСтруктура СоставФункциональнаяСогласовать людей на основе конкретных функций или ролей в организации, обеспечив опыт в специализированных областях;демократическийизвлечения выгоды из специализированного опыта и навыков в различных функциональных областях,решение поставленных перед командой задач с использованием опыта специалистов из разных областейФормируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.Все категории управленческого персонала (УП)ПроектнаяСосредоточиться на конкретном проекте или инициативе, объединив навыки для достижения конкретной цели в течение определенного периода времени.демократическийРеализация задач в рамках проекта или инициативы,завершение проекта в выделенные срокиРуководитель проекта имеет полномочия принимать решения, связанные с проектом, а остальные члены команды выполняют задачи, которые им назначены.Высококвалифицированные сотрудники различной профессиональной подготовки МатричнаяПовышение оперативности реагирования при создании новых проектов и улучшение общения внутри коллективадемократическийреализация малых и средних проектов с участием специалистов из функциональных отделов фирмы на временной контрактной основеНаличие нескольких руководителей, которые имеют свои области ответственностиВсе категории УПСамоуправляемаяРеализация проектов без непоследственного контроля со стороны руководителялиберальныйОперации бизнес-процесса охватывают весь цикл производства товара или услуги.Команда включают 5-20 работников, обладающих различными навыками, с ротацией рабочих операцийВсе категории УП разного уровня квалификацииВиртуальнаяРеализация проектов группой, члены которой разделены пространством, временем, организационными границами и взаимодействуют с помощью технических средствдемократическийРеализация задач в рамках выделенных функция для каждого специалиста без непосредственного физического взаимодействияВ этой структуре члены команды находятся в разных местах и взаимодействуют друг с другом через технологии, такие как видео конференции и электронная почтаВысококвалифицированные сотрудники различной профессиональной подготовки Далее проводился анализ той роли, которую играет каждая из коммуникативных стратегий в зависимости от вида команды. Данные представлены в таблице 2.Таблица 2 — Классификация коммуникативных стратегий в зависимости от вида командыТип командыКоммуникативные стратегииДемократическаяДелегирующаяАвторитарнаяУчастническая Функциональные командыСпособствует эффективной деятельности.Помогает коллективному принятию решения, позволяет успешно функционировать команде, которая объединяет представителей разных направленийСпособствует эффективной деятельности.Позволяет специалистам из назных областей участвовать в решении вопросов без контроля руководителя.Препятствует эффективной деятельности.Принятие решений строиться единолично руководителем, что негативно влияет на функционирование командыСпособствует эффективной деятельности.Деятельность команды связана с активным участием ее членов, данная стратегия будет способствовать эффективностиПроектные командыСпособствует эффективной деятельности.В данном типе команды важно равное взаимодействие всех ее участниковСпособствует эффективной деятельности.Каждый из членов команды ответственен за свой блок работы, такая стратегия позволяет достигать целей, поставленных перед командойНегативное влияние на эффективность.Существенный контроль может препятствовать деятельности членов командыСпособствует эффективной деятельности.Каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачиМатричные командыСпособствует эффективной деятельности.В данном типе команды важно равное взаимодействие всех ее участниковСпособствует эффективной деятельности.Каждый из членов команды ответственен за свой блок работы, такая стратегия позволяет достигать целей, поставленных перед командойПрепятствует эффективной деятельностиСпособствует эффективной деятельности.Каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачиСамоуправляемые командыСпособствует эффективной деятельности.В данном типе команды важно равное взаимодействие всех ее участниковСпособствует эффективной деятельности.В команде основные функции возлагаются на ее участников, такой тип коммуникации способствует успешной реализации поставленных целейСоздает серьезные препятствия деятельности.В случае всестороннего контроля со стороны руководителя цель команды не будет достигнутаСпособствует эффективной деятельности.Каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачиВиртуальные командыСпособствует эффективной деятельности.В данном типе команды важно равное взаимодействие всех ее участниковСпособствует эффективной деятельности.Каждый из членов команды ответственен за свой блок работы, такая стратегия позволяет достигать целей, поставленных перед командойСпособствует эффективной деятельности.Ряд вирутальных команд требуют контроля так как коммуникация осуществляется только в онлайн режиме. Такая стратегия может позволить повысить эффективность деятельностиСпособствует эффективной деятельности.Каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачиТаким образом, были выделены различные стратегии коммуникации, использование которых позволит повысить эффективность деятельности команды и взаимодействия между ее членами. При этом основой для классификации послужили преследуемые командой цели и специфика взаимодействия. ЗаключениеВ данном исследовании мы будем рассматривать командообразование как процесс создания специального способа взаимодействия людей в группе (команде), который позволяет эффективно использовать их профессиональные, интеллектуальные и творческие способности для достижения стратегических целей организации. Управление человеческими ресурсами является важным фактором успеха организации, и современные руководители уделяют особое внимание управлению персоналом на всех уровнях, придавая ему приоритетное значение. Это существенно влияет на эффективность управления организацией и, конечно же, на ее результаты.Команда - это группа людей, которая сотрудничает для достижения общей цели, взаимодействует и понимает свою уникальность как единое целое. Командообразование означает приверженность к команде (или организации) и идентификацию с ней. Цели командообразования направлены на развитие человеческих ресурсов организации и их эффективное использование для достижения поставленных задач.Коммуникативная стратегия - это сложный языковой процесс, который определяет поведение коммуникатора в общении и осуществляется с помощью различных речевых приемов и невербальных средств. На основании полученных в ходе изучения научной литературы данных был сделан вывод о том, что классификация коммуникативных стратегий, разработанная Шиловой В.А. и Угринович Д.А., является полезным инструментом для руководителей, который помогает улучшить эффективность коммуникации и реализации управленческих решений. Ее использование может способствовать развитию лидерских качеств, улучшению взаимоотношений в коллективе и повышению результативности организации в целом.В ходе командной работы коммуникация играет важную роль в повышении ее эффективности. Неудачное взаимодействие между участниками может привести к нарушению работы команды из-за конфликтных ситуаций, возникающих из-за непонимания их поведенческих предпочтений. Недостаток коммуникации ослабляет силу команды. Поэтому важно определить наиболее эффективные стратегии коммуникации для различных типов команд. В рамках данного исследования были выявлены стратегии коммуникации для различных целей и особенностей взаимодействия участников команды.В рамках настоящего исследования была проведена классификация коммуникативных стратегий в зависимости от особенностей типа командообразования. Так были выделены следующие типы команд: функциональные, проектные, матричные, самоуправляемые и виртуальные. Относительно каждого из типов рассмотрены особенности коммуникативных стратегий. Согласно представленной классификации в функциональных командах эффективности деятельности способствуют такие стратегии, как демократическая, делегирующая и участническая. Первая из обозначенных стратегий способствует коллективному принятию решений, вторая позволяет различным специалистам участвовать в решении задач, аналогичная ситуация наблюдается с последней стратегией. При это авторитарная коммуникативная стратегия будет препятствовать эффективному функционированию команды, так как участники команды не могут полноценно принимать участие в решении поставленных задач. В проектных командах также эффективными являются обозначенные доя предыдущего типа стратегии. Демократическая стратегия позволяет создать равное взаимодействие участников. Так как в данном типе команды каждый из членов команды ответственен за свой блок работы, делегирующая стратегия позволяет достигать целей, поставленных перед командой. При использовании участнической стратегии каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задач. Авторитарная стратегия негативно влияет на деятельность команды, так как контроль может препятствовать деятельности членов команды.В матричных командах демократическая стратегия позволяет обеспечить равное взаимодействие всех ее участников. Делегирующая стратегия позволяет достигать целей, поставленных перед командой посредством предоставления каждому из участников возможности выполнять поставленные перед ним задачи. Участническая стратегия создает необходимые условия, чтобы каждый член команды мог принимать активное участие без давления. Аналогично предыдущим типам негативное воздействие имеет авторитарная стратегия. В самоуправляемых командах важным является равное взаимодействие участников, в связи с этим предпочтительными являются демократическая, делегирующая и участническая стратегия. Такие стратегии позволяют создавать условия, где каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачи. Авторитарная стратегия создает серьещные препятствия так как при всестороннем контроле со стороны руководителя создаются трудности для достижения целей. Последний тип — виртуальные команды. В этом случае каждая из стратегий может способствовать эффективной деятельности. Так демографическая стратегия позволяет обеспечить равное взаимодействие всех ее участников. Делегирующая стратегия создает условия, где каждый из членов команды ответственен за свой блок работы. Авторитарная стратегия подходит для ряда виртуальных команд, где требуется контроль так как коммуникация осуществляется только в онлайн режиме. Участническая стратегия также может применяться, при которой каждый член команды может принимать активное участие без давления и реализовывать поставленные перед ним задачи.Таким образом, поставленная в рамках настоящего исследования цель была выполнена. Задачи реализованы в полной мере. Были выделены различные стратегии коммуникации, использование которых позволит повысить эффективность деятельности команды и взаимодействия между ее членами. При этом основой для классификации послужили преследуемые командой цели и специфика взаимодействия. Список литературыБежовец В.Э. Управление взаимодействием в организации: коммуникативные стратегии и универсальная модель развития коммуникативных навыков // Beneficium. – 2015. – №3 (19). – С. 12-17Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента: учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К., 2014. – 304 с.Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, – 1996. – С. 21–48 Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Современные теории и стратегии в сфере PR. – Санкт-Петербург: Невский институт языка и культуры, 2016. – 83 с Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс; Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича; [Пер. В. Малышенко и др.]. - Москва: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с. Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 300 c. Дудченко В.С. Саморазвитие. – М.: «Кватро-Принт», 2007. – С. 84-90Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2005. — 98 с. Жуков Ю. М., Павлова Е. Н., Журавлев А. В. Технологии командообразования. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 320 с.Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. – М. : ЛКИ, 2008. – 288 с. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2015. – 15 с.Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: учебное пособие. – Москва: Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2012. – 18 с. Командообразование и принципы успешной командной деятельности в работе библиотечных объединений: метод. рекомендации / отв. ред. Н. П. Маркина; сост. Л. Р. Вагизова. – Уфа, 2020. – 20 с.Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с.Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 562 с. Михалева, О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. – М.: ЛИБРОКОМ, 2014. – 256 с. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М.: Дело; АНХ, 2010. - 431 с.Рыскулова, М.Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий// Современное педагогическое образование. – 2019. - №10. – С. 191-194.Салихов, А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии // Вестник науки и образования. – 2014. – №1 (1). – С. 34–38. Сатрап Г. Тренинг командообразования. – Спб.: Речь, 2005. – 177 с.Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы / Издание 2-е, доп. и перераб. – Москва, 2007. – 350 с.Фролова В. В. Основы деловой коммуникации. – М.: Издательство «КноРус», 2020. – 160 с.Халина, А. А. Командообразование как явление в управлении современной организацией // «Вестник МГТУ «Станкин». – 2011. – № 1. – С. 150-154.Чикина, Е. В. Как построить эффективную команду: важность коммуникации, развитие командных навыков, управление конфликтами// Молодой ученый. – 2023. – № 28 (475). – С. 43-45Шилова В.А. Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика: монография/В.А. Шилова. – М.: Логос – 2015Шилова В.А., Угринович Д.А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // СНиСП. – 2018. – №4 (24). – С. 84-94Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: cборник текстов / Г. П. Щедровицкий. - Москва : Наследие ММК, 2004-2005. 1. т. 9, 1. - 2004. - 285 с.Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. – 2020. – Том 46. – № 5. – С. 56-66.

1. Бежовец В.Э. Управление взаимодействием в организации: коммуникативные стратегии и универсальная модель развития коммуникативных навыков // Beneficium. – 2015. – №3 (19). – С. 12-17
2. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента: учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К., 2014. – 304 с.
3. Борисова, И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, – 1996. – С. 21–48
4. Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Современные теории и стратегии в сфере PR. – Санкт-Петербург: Невский институт языка и культуры, 2016. – 83 с
5. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс; Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича; [Пер. В. Малышенко и др.]. - Москва: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
6. Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 300 c.
7. Дудченко В.С. Саморазвитие. – М.: «Кватро-Принт», 2007. – С. 84-90
8. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2005. — 98 с.
9. Жуков Ю. М., Павлова Е. Н., Журавлев А. В. Технологии командообразования. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 320 с.
10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. – М. : ЛКИ, 2008. – 288 с.
11. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2015. – 15 с.
12. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: учебное пособие. – Москва: Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2012. – 18 с.
13. Командообразование и принципы успешной командной деятельности в работе библиотечных объединений: метод. рекомендации / отв. ред. Н. П. Маркина; сост. Л. Р. Вагизова. – Уфа, 2020. – 20 с.
14. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с.
15. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.
16. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 562 с.
17. Михалева, О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. – М.: ЛИБРОКОМ, 2014. – 256 с.
18. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М.: Дело; АНХ, 2010. - 431 с.
19. Рыскулова, М.Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий// Современное педагогическое образование. – 2019. - №10. – С. 191-194.
20. Салихов, А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии // Вестник науки и образования. – 2014. – №1 (1). – С. 34–38.
21. Сатрап Г. Тренинг командообразования. – Спб.: Речь, 2005. – 177 с.
22. Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы / Издание 2-е, доп. и перераб. – Москва, 2007. – 350 с.
23. Фролова В. В. Основы деловой коммуникации. – М.: Издательство «КноРус», 2020. – 160 с.
24. Халина, А. А. Командообразование как явление в управлении современной организацией // «Вестник МГТУ «Станкин». – 2011. – № 1. – С. 150-154.
25. Чикина, Е. В. Как построить эффективную команду: важность коммуникации, развитие командных навыков, управление конфликтами// Молодой ученый. – 2023. – № 28 (475). – С. 43-45
26. Шилова В.А. Коммуникативное поле управления: теория, методология, практика: монография/В.А. Шилова. – М.: Логос – 2015
27. Шилова В.А., Угринович Д.А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // СНиСП. – 2018. – №4 (24). – С. 84-94
28. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.
29. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: cборник текстов / Г. П. Щедровицкий. - Москва : Наследие ММК, 2004-2005. 1. т. 9, 1. - 2004. - 285 с.
30. Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. – 2020. – Том 46. – № 5. – С. 56-66.