Еврейский вопрос в Советском Союзе. История Еврейского Автономного Округа. Планы создания автономии для евреев в Советском Союзе.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

По постановлению ВЦИК от 7 мая 1934 года, Биро-Биджанский район получил статус автономной Еврейской национальной области. Оформление автономии завершилось на первом областном съезде Советов в декабре 1934 года. В 1991 году Еврейская автономная область была выделена из состава Хабаровского края и стала самостоятельным субъектом Российской Федерации по постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР. В отличие от других автономных областей России, которые преобразованы в республики в начале 1990-х годов, Еврейская АО осталась единственной автономной областью РФ. [1]С момента начала российской колонизации края на территории Еврейской автономной области произошло взаимное обогащение культур различных народов, включая русских, евреев, белорусов, украинцев и других. В последние годы культура области вновь начала принимать национальное направление. Появление еврейской религиозной общины "Фрейд" привело к возрождению утраченных в прошлом еврейских традиций. Под эгидой общины действуют творческие коллективы, проводятся еврейские праздники, такие как Рош-а-Шана, Ханука, Пурим, а также Международный фестиваль еврейской культуры. Областная библиотека хранит уникальный фонд еврейской литературы. В честь 70-летия Еврейской автономной области была открыта Главная синагога, построенная в соответствии с иудейскими канонами.Перед реформами, предпринятыми накануне Холокоста, евреи были одним из крупнейших народов в СССР, особенно в западных регионах. Ранее многие евреи были заняты различными видами предпринимательской деятельности, но с укреплением советской власти многие из них оказались без работы и источника дохода. Для решения проблемы трудоустройства десятки тысяч разорившихся и безработных евреев, потерявших средства к существованию из-за изменения политики государства, в 1920-х годах были предложены планы создания национальной общины для евреев, где они могли бы заниматься производственным трудом. Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, основанный при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, взял на себя задачу поиска свободных земель для расселения евреев. Под руководством Ю. Ларина действовал Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Ларин и другие сторонники идеи предложили создать еврейскую республику в Крыму и основать на ее территории поселения для 280 тысяч евреев. Этот план был поддержан членами Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым и другими. В 1923 году был представлен проект образования Еврейской автономной области, которая занимала бы территории Одессы, Херсона, Северного Крыма и Черноморского побережья. Для создания этой области планировалось переселить около 500 тысяч евреев из различных регионов страны. Американские евреи одобрили данную инициативу. С 1922 по 1936 годы были отведены значительные земельные угодья для еврейских поселений. В результате было создано 5 еврейских национальных районов в Крыму и Украине, 213 еврейских колхозов с 11 тысячами хозяйств и более 40 земледельческих поселений. Создание Белорусской еврейской республики также рассматривалось в начале 1920-х годов при поддержке Еврейской секции РКП(б). Вновь в 1923 году возник проект образования автономной области евреев на территории Северного Крыма, степной полосы Украины и Черноморского побережья. Группа деятелей, возглавляемых А. Брагиным, выступала за создание сплошных массивов еврейских поселений для обеспечения национального самоопределения евреев в Советском Союзе. Несмотря на поддержку инициативы со стороны ряда высокопоставленных чиновников, таких как М. Калинин, проект не был воплощен в жизнь из-за противодействия русских, украинских и крымскотатарских националистов.С начала 1926 года советские руководители стали обсуждать идею предоставления евреям территории на Дальнем Востоке, возможно на Алтае. Вероятно, отказ от передачи евреям Крыма был связан не столько с опасениями восстания крымских татар, сколько с тем, что на полуострове находилась главная база Черноморского флота. [2]В 1926 году в советском руководстве обсуждались вопросы национально-территориальной организации евреев, несмотря на то, что идея приобщения их к сельскохозяйственному коммунистическому труду не потеряла актуальности. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин высказал идею создания национальной еврейской республики в Крыму или на юге Украины. Однако часть еврейских активистов, стремящихся к устройству на землю, высказались против этого проекта из опасений усиления антисемитизма. В то же время внутри большевистской партии шла борьба за власть, и Сталин, разгромив "левый уклон", не хотел ослаблять свои позиции из-за ссоры с коммунистами Украины, которые не одобряли устройство еврейской автономии на своей территории. В качестве альтернативы выдвигался проект колонизации дальневосточных земель еврейскими переселенцами. В 1924 году экспедиция Комзета рекомендовала освоение территории Приамурья, и в 1928 году было принято постановление о создании еврейской автономии на Дальнем Востоке, с центром в поселении Биробиджан. Советское правительство выделило средства для переселения евреев, и к 1928 году в регион прибыло несколько тысяч семей. Перед началом переселения район, отведенный под еврейскую автономию, заселяли всего 1200 человек, и помощь оказали зарубежные еврейские организации. В 1930 году был образован Биробиджанский национальный район, а в 1934 году – Еврейская автономная область в Дальневосточном крае. Несмотря на трудности, население области к 1935 году составило 61,5 тыс. человек, причем доля евреев в нем составляла лишь 22,8%, постепенно уменьшаясь.15 февраля 1944 года лидеры Еврейской автономной комиссии направили письмо Сталину с идеей создания на Крыму Еврейской советской социалистической республики. Этот проект поддержали высокопоставленные чиновники, однако в ответ на их предложение Сталин разгромил ЕАК. Предлагались также варианты передать евреям бывшие немецкие республики на Поволжье, Восточную Пруссию и т.д. Однако все эти проекты так и остались на бумаге из-за саботажа советских властей, коллективизации, репрессий и других факторов. Советское руководство стремилось к ассимиляции евреев и поэтому поддержка проекта создания еврейских территорий была поверхностной. Биробиджан был выбран для еврейского населения, потому что находился вдали от основных обитаемых ими районов. Когда же евреи начали заселять Биробиджан, против них были приняты репрессии и запреты на национальную культуру. Таким образом, советское руководство рассматривало все эти проекты как меру пропаганды для улучшения своего имиджа в глазах американских евреев. В украинских и российских регионах были созданы еврейские национальные районы, однако реализация большинства проектов так и не состоялась.В заключение, история еврейского вопроса в Советском Союзе представляет собой сложный и многогранный период, в течение которого правительство страны пыталось найти оптимальное решение для удовлетворения потребностей и интересов еврейского народа. Одним из важнейших этапов в истории евреев в Советском Союзе было создание Еврейского Автономного Округа в Биробиджане в 1928 году. Идея создания автономии для евреев была предложена с целью обеспечения им права на самоопределение и культурное развитие. Однако, несмотря на попытки правительства пропагандировать Биробиджан как еврейскую землю, многие евреи предпочли оставаться в других регионах страны из-за лучших условий жизни и работы. В то время как планы создания автономии для евреев в Советском Союзе имели благие намерения, они не были полностью реализованы из-за различных причин, включая политическую и социальную нестабильность, изменение приоритетов власти и отсутствие поддержки среди еврейского населения. Тем не менее, история Еврейского Автономного Округа продолжается до сегодняшних дней, и многие евреи остаются активными участниками жизни этого региона, сохраняя свою культуру и традиции. Биробиджан остается одним из уникальных примеров автономий в Российской Федерации, которая продолжает привлекать внимание и историков, и политиков.Таким образом, несмотря на сложности и противоречия, история еврейского вопроса в Советском Союзе является важным примером взаимодействия между национальными группами и государством, и позволяет нам лучше понять процессы формирования и развития этнических автономий в современном мире.Список литературыБрук Б. Л. Биробиджан : с географической картой района и 7 фотографиями. М., 1928;Измозик, В. «Еврейский вопрос» в частной переписке советских граждан середины 1920-х гг.: по материалам перлюстрации / В. Измозик // Вестник Еврейского университета в Москве. М.: Иерусалим, 1994. №> 3 (7). С. 164-188;Костырченко, Г. В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм / Г. В. Костырченко. М.: Международные отношения, 2001. 784 с.;3. Могаричев, К. Ю. Два этапа «Крымского проекта»: к постановке проблемы / К. Ю. Могаричев // Крымский гуманитарный вестник: сб. науч. ст. / отв. ред. А. Н. Рудяков. Симферополь: ИП Минакир И. Л., 2018. С. 123-127;Хавкин М. П. Еврейская автономная область к своей первой годовщине. М., 1935.

1 Брук Б. Л. Биробиджан : с географической картой района и 7 фотографиями. М., 1928;
2 Измозик, В. «Еврейский вопрос» в частной переписке советских граждан середины 1920-х гг.: по материалам перлюстрации / В. Измозик // Вестник Еврейского университета в Москве. М.: Иерусалим, 1994. №> 3 (7). С. 164-188;
3 Костырченко, Г. В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм / Г. В. Костырченко. М.: Международные отношения, 2001. 784 с.;
4 3. Могаричев, К. Ю. Два этапа «Крымского проекта»: к постановке проблемы / К. Ю. Могаричев // Крымский гуманитарный вестник: сб. науч. ст. / отв. ред. А. Н. Рудяков. Симферополь: ИП Минакир И. Л., 2018. С. 123-127 ;
5 Хавкин М. П. Еврейская автономная область к своей первой годовщине. М., 1935.