Рыцарство как феномен средневековой европы
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Истоки становления рыцарства 5
1.1. Изученность вопроса рыцарства в научных трудах историков 5
1.2. Предпосылки появления рыцарей как класса общества 9
2. Рыцарство в европейской культуре Средневековья 14
2.1. Рыцарские добродетели и культурные ценности 14
2.2. Вклад рыцарства в мировую культуру 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющих годовым доходом с недвижимости не ниже 20 фунтов. Таким образом, владение землей имело приоритет над происхождением.Преданность сеньору была основной составляющей рыцарского кодекса чести. Предательство и неверность считались самым тяжким преступлением для рыцаря и могли привести к его исключению из корпорации. Со временем рыцарство стало ассоциироваться с защитой слабых и угнетенных, идеалом справедливости. Однако на практике справедливость рыцаря зачастую применялась только к тем, кто был его равным. Рыцарский кодекс чести, сформировавшийся в период зрелого Средневековья, включал в себя ряд требований и характеристик, предъявляемых к рыцарю. Прежде всего, рыцарь должен был быть из благородного рода, так как его происхождение гарантировало устойчивость его достоинств. Также рыцарь должен был обладать сильным телосложением и физической выносливостью, так как его тяжелое снаряжение, которое он постоянно носил с собой в походах, весило не менее 80 кг.Хотя рыцарское сословие играло значительную роль в средневековых государствах, его относительная доля в общем населении была невелика, не превышая 3%. В Польше и Испании, из-за особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.Вопрос неоднозначности рыцарства поднимает в своих работах О. Шпенглер. Историк констатирует тот факт, что рыцари были призваны защищать Запад от языческого влияния, и тут же задается вопросом «однако после устранения этой угрозы, кто возьмет на себя защиту мира от насилия и произвола тех же самых "защитников"?». Очевидно, что О. Шпенглер прав – далеко не все рыцари были благородными людьми, стремящимися помогать и нести свет. В определенный период рыцарство превратилось в сообщество насильников и разбойников, жаждавших обогатиться за счет беспомощных людей. Их трудно было назвать рыцарями, скорее, они больше напоминали простых варваров или разбойников. Тем не менее, со временем подобный характер рыцарства ушел на убыль, появилась рыцарская этика, особые правила поведения, обряд посвящения, и менталитет рыцарей и их идеалы начали меняться. Это привело к тому, что рыцарство стало больше соответствовать представлению большинства людей о благородном воине в массивных доспехах на могучем коне, готовом защищать простых и угнетенных людей.Вклад рыцарства в мировую культуруРыцари эпохи Средневековья оставили нам множество легенд и историй о своих подвигах и приключениях. Их образ стал символом благородства, мужества и чести. Влияние рыцарства также ощущается в развитии рыцарских романов и поэзии, которые и по сей день пользуются популярностью.В 16 веке был опубликован роман Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот", главный герой которого, отважный и безрассудный Дон Кихот, верил в идеалы и стремился к улучшению мира. Он видел своим призванием помогать слабым, защищать угнетенных и улучшать общество, несмотря на то, что его действия часто приносили вред, так как его идеалистические устремления затмевали рассудок. Это произведение задумывалось как пародия на рыцарские романы, а автор отразил свои беспокойства по поводу упадка общества и человеческих ценностей.В XIX веке Н.В. Гоголь создал бессмертное произведение о казацком рыцарстве "Тарас Бульба". Хотя на первый взгляд казаки и рыцари, воплощенные в латы, представляют собой разные образы, в повести "Тарас Бульба" слово "рыцарь" используется не только для обозначения поляков, но также и для казаков.Тогда принципы рыцарства - это принципы казачьего братства, где действует главный принцип - сам погибай, но товарища спасай. Где выше всего ценится воинская доблесть, бесстрашие, умение умереть со славой, унеся с собой как можно больше врагов. И конечно для рыцаря святое - это любовь к родной земле, это верность православной вере. Именно эти качества Тарас и считал главными достоинствами рыцарства.Рыцарство оказало значительное влияние на живопись, особенно в эпоху Возрождения и барокко. Рыцарские идеалы, битвы, турниры, портреты рыцарей и их дамы часто изображались на полотнах многих художников. Рыцарские темы были популярны в искусстве эпохи романтизма, когда художники изображали рыцарские подвиги и идеализированные образы рыцарей. Величественные портреты рыцарей, битвы, рыцарские турниры и сцены рыцарской жизни стали важной темой для многих художников.Изображения рыцарей и рыцарских тем также можно найти в многих старинных исторических картинах, где они являются важной частью изображения жизни тех времен, к примеру:"Танец рыцарей" - картина русского художника Ильи Репина, изображающая рыцарей на балу. Это одно из самых известных произведений Репина и отличный пример изображения рыцарской атмосферы."Битва тевтонских рыцарей с литовцами" (TheBattleoftheTeutoburgForest) - картина немецкого художника Теодора Рёзе, изображающая сцену средневековой битвы между тевтонскими рыцарями и литовцами."Портрет рыцаря" - картина итальянского художника Рафаэля, изображающая портрет рыцаря в рыцарской доспехе. Это известное произведение иллюстрирует образ идеального рыцаря эпохи Возрождения."Падение Фаэтона" - картина итальянского художника Питера Пауля Рубенса, изображающая мифологическую сцену, где Фаэтон, сын бога Аполлона, падает с небесной колесницы. Это произведение включает элементы рыцарской эпохи и символики."Поле битвы Александра" - картина нидерландского художника Альбрехта Альтдорфера, изображающая сцену битвы, в которой участвует сам Александр Македонский."Турнир" - картина французского художника Эдуарда Мане, изображающая рыцарский турнир. Это произведение демонстрирует рыцарские традиции и сцены рыцарских состязаний.Рыцарство средневековой Европы также оказало значительное влияние на скульптуру - рыцарские идеалы чести, мужества, преданности и защиты слабых часто были изображены в скульптуре. Многие памятники исторических личностей, связанных с рыцарством, а также изображения рыцарей на монументах и памятниках являются примерами влияния рыцарства на скульптуру. Среди наиболее известных:"Рыцарь в доспехе" (TheKnightinArmor) - это скульптура, которая может встречаться в различных вариациях и является символом рыцарской доблести и мужества. Один из примеров такой скульптуры можно увидеть в замке Шутценхофен (Schützenhofen) в Германии."Рыцарь на коне" (TheKnightonHorseback) - знаменитая скульптура "Эквестрианский портрет Энрико Скалы" (EquestrianPortraitofEnricoScaglia) была создана итальянским скульптором Альберто Джакометти в 1562 году и является примером скульптуры рыцаря на коне."Турнир" (TheTournament) - великолепный пример такой скульптуры можно увидеть в Лувре, это скульптура "Рыцарь на коне" (ChevaldeMarly), которая изображает рыцаря во время турнира.Таким образом, рыцарство оказало значительное влияние на развитие живописи и скульптуры, вдохновляя творцов на создание произведений, отражающих рыцарские идеалы, подвиги и жизнь.Рыцарская этика не исчезла после средневековья, а осталась эталоном, который должен служить примером для современных людей. Настоящие рыцари живут среди нас, и каждый год 9 декабря отмечается День Героев Отечества, в этот день поздравляют людей, совершивших подвиги во имя страны и ее граждан.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что рыцарство в средневековой Европе было социальным и военным институтом, обладавшим значительным влиянием на общество того времени. Рыцари были высшими членами общества, обычно имели земельные владения и служили военными и административными функциями. Их обязанности включали оборону земельных владений, участие в военных походах, а также соблюдение рыцарского кодекса чести и доблести.Рыцари получали свое обучение военному и рыцарскому искусству на рыцарских турнирах и военных училищах. Они были обучены владению оружием, езде на коне, тактике и стратегии военных действий. Рыцари также были известны своей преданностью и верностью своему сюзерену, которому они присягали верность.Для рыцаря наиболее важными ценностями были честь, вера и возлюбленная дама.Честь заключалась в соблюдении морального кодекса. Никто не мог без последствий опорочить честь рыцаря. Воин должен был отстаивать свою честь и мог вызвать обидчика на поединок.Верность Господу стояла на первом месте для воина, молитвы были неотъемлемой частью жизни. Поэтому рыцари многократно отправлялись в Крестовые походы для освобождения Святой Земли.Одним из романтических аспектов был феномен "прекрасной дамы". Это был "культ" любви, причем любви духовной, платонической. Дама сердца для рыцаря была неземным созданием. В лицейском кодексе центральное место занимали подвиги в честь "прекрасной дамы".Феномен рыцарства оказал значительное влияние на мировую культуру. Рыцарские романы, поэмы и легенды о рыцарях стали важной частью европейской литературы. Произведения, такие как "Рыцарь в тигровой шкуре" и "Песнь о Роланде", а также легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, имеют глубокий культурный и исторический смысл. Рыцарское искусство, включая изображения рыцарей, их турниры и сражения, стали популярной темой для живописи, скульптуры и других видов изобразительного искусства. Рыцарский этикет, кодекс чести и доблести оказали влияние на общественные обычаи и традиции, а также на понятия рыцарской чести и верности. Рыцарские замки, дворцы и оборонительные сооружения оставили свой след в архитектуре средневековой Европы, а также впоследствии в культуре и архитектуре других стран. Рыцарские ордена и их символика имеют глубокий исторический и культурный смысл, и они по-прежнему существуют в современном обществе.С течением времени, рыцарство начало утрачивать свое влияние. Изменения в военной тактике и общественных структурах привели к постепенному упадку феодальной системы, что в конечном итоге привело к утрате значения рыцарства как социального института.Несмотря на это, рыцарство остается важной частью исторического наследия Европы, и его влияние продолжает ощущаться в современном обществе.Список использованной литературыАуров О.В. Местное рыцарство Кастилии в XIII - середине XIV вв. / О.В. Ауров. // Новый исторический вестник, №9, 2001, С. 32-38Бартелеми, Доминик. Рыцарство: от Древней Германии до Франции XII в. / Доминик Бартелеми; пер. с фр. М.Ю. Некрасова. Санкт-Петербург: Евразия, 2012. – 580 с.Виниченко Д.А. Этногенез и рыцарство. / Д.А. Виниченко, А.А. Дуля. // Форум молодых ученых, №1, 2017, С. 113-116Виппер Р.Ю. История средних веков. / Р.Ю. Виппер. Москва: Балуев, 2002. - 318 c.Голованова А.Е. Рыцарство. / А.Е. Голованова, Москва: Воскресный день, 2019. - 263 с.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич. - Изд. 2-е, испр. и доп. Москва: Искусство, 1984. - 349 с.Гуревич. А.Я. Словарь средневековой культуры. / А. Я. Гуревич. Москва: РОССПЭН, 2003, - 631 с.Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Том 3. / Г. Дельбрюк.Средневековье. СПб.: Наука; Ювента, 1996. 450 с.Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. / Франко Кардини. Сретенск: Конфессион. центр ист.- филос. исслед. (МЦИФИ), 2000. - 360 с.Лучицкая С.И. Рыцари, крестоносцы и сарацины. Запад и Восток в эпоху крестовых походов / С.И. Лучицкая. Санкт-Петербург: Евразия, 2021. - 477 с.Портных В.Л. Крестовые походы в Палестину, 1095–1291: аргументы для привлечения к участию / В.Л. Портных. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. - 221 с.Орлова Е.И. Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ. / Е.И. Орлова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №11-2, 2008, С. 51-56Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / М. Оссовская. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 525 с.Цезарь, Гай Юлий. Записки о Галльской войне / Гай Юлий Цезарь ; пер. с лат. П. Покровского. Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 413 с.Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 637 с.
1. Ауров О.В. Местное рыцарство Кастилии в XIII - середине XIV вв. / О.В. Ауров. // Новый исторический вестник, №9, 2001, С. 32-38
2. Бартелеми, Доминик. Рыцарство: от Древней Германии до Франции XII в. / Доминик Бартелеми; пер. с фр. М.Ю. Некрасова. Санкт-Петербург: Евразия, 2012. – 580 с.
3. Виниченко Д.А. Этногенез и рыцарство. / Д.А. Виниченко, А.А. Дуля. // Форум молодых ученых, №1, 2017, С. 113-116
4. Виппер Р.Ю. История средних веков. / Р.Ю. Виппер. Москва: Балуев, 2002. - 318 c.
5. Голованова А.Е. Рыцарство. / А.Е. Голованова, Москва: Воскресный день, 2019. - 263 с.
6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич. - Изд. 2-е, испр. и доп. Москва: Искусство, 1984. - 349 с.
7. Гуревич. А.Я. Словарь средневековой культуры. / А. Я. Гуревич. Москва: РОССПЭН, 2003, - 631 с.
8. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Том 3. / Г. Дельбрюк. Средневековье. СПб.: Наука; Ювента, 1996. 450 с.
9. Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. / Франко Кардини. Сретенск: Конфессион. центр ист.- филос. исслед. (МЦИФИ), 2000. - 360 с.
10. Лучицкая С.И. Рыцари, крестоносцы и сарацины. Запад и Восток в эпоху крестовых походов / С.И. Лучицкая. Санкт-Петербург: Евразия, 2021. - 477 с.
11. Портных В.Л. Крестовые походы в Палестину, 1095–1291: аргументы для привлечения к участию / В.Л. Портных. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. - 221 с.
12. Орлова Е.И. Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ. / Е.И. Орлова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №11-2, 2008, С. 51-56
13. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / М. Оссовская. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 525 с.
14. Цезарь, Гай Юлий. Записки о Галльской войне / Гай Юлий Цезарь ; пер. с лат. П. Покровского. Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 413 с.
15. Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 637 с.