Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности конкуренции в современных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в современных условиях...5
1.1 Понятие и виды конкуренции………………………………………..5
1.2 Современные методы конкуренции………………………………..14
Глава 2. Анализ деятельности ООО ПК «Киров Тайр» с учетом реализации конкурентных преимуществ………………………………………………………17
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………...17
2.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО ПК «Киров-Тайр»………………………………………………………………………20
2.3 Оценка уровня конкуренции и конкурентных преимуществ предприятия…………………………………………………………………….......29
2.4 Направления совершенствования деятельности в части повышения конкурентоспособности……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………37
Приложения …………………………………………………………………40
Состояние экономики России в настоящее время оценивается как кризисное и многие предприятия оказываются неготовыми к постоянно изменяющемуся рынку. Деятельность данного предприятия может быть охарактеризована как отрицательная, а система экономической безопасности как плохо функционирующая, рассмотрим возможные потенциальные угрозы. При адекватном реагировании на угрозы предположим, что предприятие сможет выйти на еще более высокий уровень экономики.2.3 Оценка уровня конкуренции и конкурентных преимуществ предприятияДля ООО ПК «Киров Тайр» самое главное сейчас – сохранить свою клиентскую базу, провести ее селекцию и даже пополнить за счет того, что можно занять место тех, кто выйдет из бизнеса. Проведем оценку внутренней и внешней среды.Оценим при помощи PEST -анализа. (таблица 12)Таблица 12. Пояснительная записка PEST-анализ для ООО ПК «Киров Тайр»P1.Правительственная нестабильность2.Политическую ситуацию в стране;3.Западные санкции4.Частичная мобилизация населения5.Прирост новых территорий в РФСценарий:В целом прогноз по политике не стабилен: неопределенная политическая ситуация в мире не дает никаких гарантий в области политики.E1. Ставка рефинансирования и курс национальной валюты достаточно в неопределенном состоянии;2. Уровень инфляции высокий;3. Безработица по-прежнему высокая;4. Цены на энергоресурсы растут;6. Увеличение прожиточного минимума и МРОТ;7.Экономическая ситуация в регионе;8. Ставки по кредиту не определённые 9. Повышение цен на ресурсы10. Изменение логистических маршрутов11. Сокращение числа рабочих 12. Снижение спроса 13. Недостаток собственных средств (недостаток инвестиций)Сценарий:Прогноз по экономике в неопределенном состоянии: из-за сложившейся ситуации в стране не понятно, чего ожидать как от динамики инфляции, так и ставки рефинансирования, что не дает возможности для уравновешенного кредитования, а также повышение цен на ресурсы ведут к созданию новых методов оптимизации.S1.Снижение численности трудоспособного населения снижает спрос на продукцию;2.Увеличение среднего уровня дохода и прожиточного минимум;3. Отток людей из страны;4.Незакончившаяся эпидемия вируса;5.Недостаток квалифицированного персоналаСценарийПрогноз на ближайшее будущее так же неопределенный и все это может привести к нехватке квалифицированных кадров.TНовые информационные технологии;Новые стандарты оборудования;Невозможность покупки запчастей для импортного оборудования;Нехватка оборудования;6.Износ основных фондов7.Технологическое отставаниеСценарийВ стране проблемы с техническим оснащением оборудования, дорогие запчасти, что так же говорит о нестабильности на предприятии, поэтому в приоритете сохранить прежним объем производительности, прежде чем изучать новые технологии.PESTоценивает рыночную позицию предприятия на текущий момент и выделяет какие есть перспективы изменения этой позиции, обеспечивает необходимой информацией для анализа рисков, разработок программы управления рисками, разработок программы развития продукции и для обоснования коммерческого успеха.В группе политических факторов наибольшее влияние имеет политическая ситуация в стране и западные санкции (1,8 б). Это связано с тем, что объем продаж и функционирование предприятия в целом зависит от положения в стране и зависимости от зарубежных стран.В группе экономических факторов наибольшая оценка 1,5 балла у повышения цен на ресурсы. Так как при повышении цен на ресурсы повышаются затраты, а при повышении затрат снижается финансовый результат предприятия.В группе социальных факторов наибольшую оценку имеет недостаток квалифицированного персонала (0,8 б), так как от персонала предприятия зависит качество продукции, уровень производительности, своевременное решение проблем и избежание ошибок.В группе технологических наибольшую оценку имеет фактор невозможности покупки запчастей для импортного оборудования (1,2 б) и износ основных средств (1,8 б), так как фирма работает на устаревшем оборудовании и от сильного износа оборудования может снижаться качество продукции, увеличится затраты и может привести к снижению финансового результата. Таким образом, сильные стороны компании (отработанная система сбыта, эффективное использование ресурсов, качество продукции и др.) послужат базой для достижения конкурентных преимуществ в будущем за счет использования внешних возможностей (в частности снижение цен на материалы и ресурсы и выход на другие рынки) и позволят компенсировать внутренние слабые стороны (решить проблему низкого уровня образованности рабочих, неустойчивое финансовое положение, устаревшее оборудование) и устранить угрозы(экономическая и политическая ситуация в стране, дорогое оборудование и материалы).Также при сравнении результатов анализа ключевых финансовых показателей предприятияможно сделать следующие выводы относительно его конкурентоспособности:- финансовое состояние ООО ПК «Киров Тайр» на момент последнего отчетного периода хуже финансового состояния половины всех крупных предприятий, занимающихся видом деятельности производство резиновых шин, покрышек и камер; восстановление резиновых шин и покрышек (код по ОКВЭД 22.11). При этом в 2022 году финансовое состояние рассматриваемой организации улучшилось.Этот вывод подтверждает и результат сравнения финансовых показателей предприятия со средними общероссийскими показателями. Финансовое положение ООО ПК «Киров Тайр» хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации.2.4 Направления совершенствования деятельности в части повышения конкурентоспособностиПовышение конкурентоспособности рассматриваемой компании будет достигнуто путем оптимизации управления собственными финансовыми ресурсами, решения внутренних проблем, оснащения высокотехнологичным оборудованием, позволяющим вывести производство на новый этап развития, а также расширением доли рынка путем современных способов торговли.Предложим три мероприятия:Обновление основных средств путем покупки основных средств, продажи части имеющихся основных средств, а также ремонта основных средств;Улучшение финансовой устойчивости путем улучшения структуры и состава обязательств, погашение задолженности;Увеличение объема продаж путем создания интернет-магазина (контекстная реклама, SEO-маркетинг).Рассмотрим каждое мероприятие подробнее.1.Обновление основных фондов.Результаты анализа, выполненные в п. 2.2 настоящей работы, показали, что коэффициент годности основных средств составляет менее 35 % на конец отчетного периода. Поэтому на сегодняшний день для ООО ПК «Киров Тайр» необходимо проводить модернизацию и реконструкцию основных средств, чтобы осуществить обновление основных средств. Реконструкция зданий и сооружений, модернизация машин и оборудования, повышение качества их технической эксплуатации, рост квалификации персонала. Здесь же рассматривается упущенная выгода от несвоевременной замены технических средств или приобретения устаревших моделей оборудования. Организационное направление включает четкоедиспетчирование производства, выявление незагруженного оборудования и помещений, реализацию излишних основных фондов, расширение объема производства на имеющихся производственных мощностях и площадях, а также применение современной оргтехники, позволяющей вести учет движения продукции и всех инвентарных единиц основных фондов в реальном режиме времени.Экономические пути реализуются через стимулирование субъектов хозяйствования и персонала. Основные из них: сдача в аренду временно незагруженного оборудования; консервация основных фондов, которые в среднесрочной перспективе не будут использованы или реализованы; продажа имущества; материальное поощрение персонала, добивавшегося высокой производительности технических средств.Руководству ООО ПК «Киров Тайр» предлагается заключить договоры аренды с разными физическими и юридическими лицами неиспользуемые производственные помещения, площадку для складирования и храненияматериалов и площадку под стоянку автомобилей или специальной техники (таблица 13).Таблица 13 - Негативные тенденции изменения движения и использования оборудованияТенденцияПричиныКак влияет на производствоНизкий коэффициент обновления Малая доля приобретенных средств в общем составе ОПФМалая степень технического совершенствования и возможности ростаНизкий коэффициент обновления, при высоком коэффициенте износаДоля изношенных ОПФ составляет более половины всего фонда, при этом выбытия физически и морально изношенных ОПФ не происходитСнижение технического потенциала (в сравнении с ситуацией полного обновления изношенных фондов)Низкий коэффициент годности и высокий коэффициент износаВысокая степень устаревания фондовСнижение производительности оборудования, потенциальные потери времени на производство На основе таблицы 13 можно предложить следующие мероприятия:модернизация действующих объектов, их техническоесовершенствование и использование новых технологий;ускоренного ввода в эксплуатацию бездействующего оборудования;снижение простоев;повышение темпа ремонтных работ;реконструкция и модернизация оборудования;техническое перевооружение: внедрение новой техники итехнологий, механизации и автоматизации всех производственных процессов;модернизации и замене устаревшего или физически изношенного оборудования более производительным (в том числе за счет реконструкции).Кроме того, при превышении выбытия активной части ОПФ и в силу состава пассивной части, в которую, согласно отчетности (приложения), входят здания и дороги, незавершенное строительство, лицензии и объекты социальной сферы, перспективным является получение дохода от сдачи неиспользуемых средств в аренду и (или) их частичная продажа.Таким образом, если внедрять данное мероприятие можно снизить затраты на производство, повысить производительность труда, технический уровень, повысить качество продукции, производительность труда, а также увеличить объем производства.Приоритетным в данном направлении является выбытие изношенных средств, преимущественно в части пассива. Наибольший износ имеется по статьям машины и оборудование офисное оборудование и транспортные средства, поэтому обновление основных фондов нужно проводить именно в данных статьях. Компания последние периоды берет долгосрочный заем у своего учредителя ООО "ПИРЕЛЛИ ТАЙР РУССИЯ" на сумму 2 800 000 тыс. руб. Предположим, что компания также возьмет долгосрочный заем у своего учредителя.Закупим новое оборудование на 2 000 000 тыс. руб. При замене нового оборудования продадим старое оборудование. Предположительная сумма от продажи старого оборудования 500 000 тыс. руб., оборудование, не подлежащее продаже вывести из строя. Также необходимо своевременно ремонтировать и повышать темп ремонтных работ, выявлять незагруженное оборудование и помещения, соблюдать четкое диспетчирование производства, а также реализовывать излишние основные фонды.Улучшение финансовой устойчивости.В предыдущем мероприятии был получен долгосрочный заем в размере 2 800 000 тыс. руб., после покупки оборудования осталось 800 000 тыс. руб., плюс было продано изношенного оборудование на 500 000 тыс. рублей.За счет заемных средств отправим 800 000 тыс. руб. на погашение краткосрочной кредиторской задолженности.За счет погашения краткосрочной кредиторской задолженности затраты по статье проценты к уплате частично снизятся.3. Увеличение объёма продаж. У компании нет ни сайта-визитки, ни интернет-магазина, поэтому необходима создать аккаунты в соц. сетях, интернет-магазин, запустить и контролировать их наполнение.Затраты на создание интернет-магазина и магазинов в соц. сетях составят 1000 тыс. руб.Предложим акцию «первым 100 людям, заказавшим набор комплекта шин через интернет-магазин, будет скидка 20%».Также необходимо взять некоторый персонал:контент-менеджера для своевременного добавления фото и текста на страницы магазинов;SEO-специалиста для оптимизации и продвижения сайта, обхода конкурентов;специалиста по контекстной рекламе Яндекс. Директ для быстрого привлечения новых заинтересованных клиентов;менеджера для приема заказов и вопросов от существующих и потенциальных покупателей;курьера для доставки приобретенного товара людям или его отправки почтовыми службами. На их оплату труда уйдет примерно 1 200 тыс. руб. в год.Далее нужно определить затраты на рекламу, необходимо применять таргетированную, контекстную и другие вид рекламы. Потратим на это 600 тыс. руб.1 комплект недорогих летних шин стоит в среднем 40 тыс. руб. Со скидкой цена комплекта будет составлять 32 тыс. руб.Эффект от продажи 100 комплектов шин 3 200 тыс. руб.По оценкам экспертом предприятия можно предположить доход в первый год с продаж интернет-магазина 10 000 тыс. руб., то есть затраты будет оправданы, рынок сбыта увеличится.ЗаключениеПонятие конкуренции как экономическая категория актуально с момента зарождения торговли по сей день, когда коммерция приобретает новые черты и особенности, связанные с применением Интернет-технологий.В рамках настоящей работы были рассмотрены основные подходы к понятию конкуренции, сложившиеся исторически и под влиянием применяемого инструментария и методов реализации конкурентных преимуществ. Так подходы подразделяются на поведенческий, структурный и функциональный.Экономическая наука также выделяет и различные виды конкуренции в зависимости от определенных параметров. Наиболее популярная классификация включает в себя следующие структурные виды конкурентных рынков: свободная конкуренция, олигополия, монополия и монополистическая конкуренция.Также была рассмотрена классификация видов конкуренции в зависимости от применяемого инструментария: ценовая и неценовая; от характеристики реализации конкурентных действий и следования законодательству и этике ведения бизнеса: добросовестная и недобросовестная. На примере диагностики деятельности ООО ПК «Киров-Тайр» были сформулированы особенности конкурентоспособности производственного предприятия, предложены направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности с позиции укрепления внешних и внутренних конкурентных преимуществ.Список использованных источниковФедеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция) «О защите конкуренции». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 10.04.2024).Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения 10.04.2024).Приказ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yamo.adm.yar.ru/doc/2020/11/к%203.pdf (дата обращения 10.04.2024).Блауг М., Курно А. О. 100 великих экономистов до Кейнса – СПб.: Экономикус, 2008. – С. 152–154. Ермолова О. В., Кирсанов В. В. Оценка конкурентоспособности АПК в условиях глобальной интеграции // Научное обозрение. – 2019. – № 4. – С. 246–252. Задорожный В. Н., Крутько И. С., Сиротинская Т. Н. Взаимосвязь представлений о безопасности организации и ее конкурентного преимущества // Человеческий капитал. – 2020. – № 11. – С. 157–160. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. М. : Эксмо, 2021. – 464 с. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции конкурентоспособности в научных исследованиях // Теоретическая конкуренция. –2019. – № 6. – С. 72. 23. Найт Ф. Риск, неопределенность, прибыль / пер. с англ. – М. : Дело, 2020. – 360 с. Оруч Т. А., Скорниченко Н. Н. Экономическое обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет повышения уровня конкурентоспособности продукции на рынке // Научное обозрение. – 2019. – № 6. – С. 457–462.Поташник Я. С. Методика оценки влияния инвестиционного проекта на конкурентоспособность предприятия // Научное обозрение. – 2019. – № 7-1. – С. 408–410. Савенкова И. В. Потенциал наращивания конкурентных преимуществ рыночных субъектов: сущность и алгоритм его оценки // Управление экономическими системами. – 2020. – № 43(7). – С. 31. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. В. С. Афанасьева. – М. : Эксмо, 2009. – 960 с. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономи-ческой мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2. С. 300Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода : пер. с нем. – СПб. : Пневма, 1999. – С. 50. Хандамова Э. Ф., Хараджян Л. В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический электрон. научный журн. – 2019. – № 82. – С. 965–990. Черкасова О. В. Управление конкурентными преимуществами предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 31. – С. 142–147. Шаститко А., Голованова С. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (экспертно-аналитический доклад) // Экономическая политика. – 2019. – № 6. – С. 553Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М. : Прогрес, 1982. – С. 120. Электронный ресурс. «Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом». – Режим доступа: http://edrj.ru/article/17-01-17 (дата обращения 11.04.2024).Электронный ресурс. «Методы и стратегии конкуренции». - Режим доступа: http://studbooks.net/825529/marketing/metody_konkurentsii_konkurentnye_strategii_marketinge (дата обращения 11.04.2024).Электронный ресурс. «Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/postindustrialnye-perspektivyrazvitiya-konkurentsii-i-monopolii (дата обращения 11.04.2024).ПриложенияПриложение А «Структура управления»
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/ (дата обращения 10.04.2024).
3. Приказ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yamo.adm.yar.ru/doc/2020/11/к%203.pdf (дата обращения 10.04.2024).
4. Блауг М., Курно А. О. 100 великих экономистов до Кейнса – СПб.: Экономикус, 2008. – С. 152–154.
5. Ермолова О. В., Кирсанов В. В. Оценка конкурентоспособности АПК в условиях глобальной интеграции // Научное обозрение. – 2019. – № 4. – С. 246–252.
6. Задорожный В. Н., Крутько И. С., Сиротинская Т. Н. Взаимосвязь представлений о безопасности организации и ее конкурентного преимущества // Человеческий капитал. – 2020. – № 11. – С. 157–160.
7. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. М. : Эксмо, 2021. – 464 с.
8. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции конкурентоспособности в научных исследованиях // Теоретическая конкуренция. –2019. – № 6. – С. 72. 23.
9. Найт Ф. Риск, неопределенность, прибыль / пер. с англ. – М. : Дело, 2020. – 360 с.
10. Оруч Т. А., Скорниченко Н. Н. Экономическое обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет повышения уровня конкурентоспособности продукции на рынке // Научное обозрение. – 2019. – № 6. – С. 457–462.
11. Поташник Я. С. Методика оценки влияния инвестиционного проекта на конкурентоспособность предприятия // Научное обозрение. – 2019. – № 7-1. – С. 408–410.
12. Савенкова И. В. Потенциал наращивания конкурентных преимуществ рыночных субъектов: сущность и алгоритм его оценки // Управление экономическими системами. – 2020. – № 43(7). – С. 31.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. В. С. Афанасьева. – М. : Эксмо, 2009. – 960 с.
14. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономи-ческой мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2. С. 300
15. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода : пер. с нем. – СПб. : Пневма, 1999. – С. 50.
16. Хандамова Э. Ф., Хараджян Л. В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический электрон. научный журн. – 2019. – № 82. – С. 965–990.
17. Черкасова О. В. Управление конкурентными преимуществами предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 31. – С. 142–147.
18. Шаститко А., Голованова С. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (экспертно-аналитический доклад) // Экономическая политика. – 2019. – № 6. – С. 553
19. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М. : Прогрес, 1982. – С. 120.
20. Электронный ресурс. «Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом». – Режим доступа: http://edrj.ru/article/17-01-17 (дата обращения 11.04.2024).
21. Электронный ресурс. «Методы и стратегии конкуренции». - Режим доступа: http://studbooks.net/825529/marketing/metody_konkurentsii_konkurentnye_strategii_marketinge (дата обращения 11.04.2024).
22. Электронный ресурс. «Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/postindustrialnye-perspektivyrazvitiya-konkurentsii-i-monopolii (дата обращения 11.04.2024).