Место выразительных средств в оперативных жанрах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 31.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические аспекты новостной журналистики 8
1.1 Новостная журналистика: понятие, сущность 8
1.2 Функции новостной журналистики 12
2 Классификация изобразительных средств языка 15
2.1Тропы 15
2.2Стилистические фигуры 21
3Применение изобразительных средств языка в заголовках интернет-издания Life.ru 25
3.1. Характеристика интернет-издания Life.ru 25
3 .2. Тропы в заголовках Life.ru 26
3.3. Фигуры в заголовках 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Фрагмент для ознакомления

ruКраткий контент-анализ сайта Life.ru показал, что формат издания —новостной таблоид. Небольшая историческая справка: в начале 20 века определились характеристики таблоида как газеты для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера.Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации занимали в среднем 40% площади американских таблоидов — и только 25% площади газет обычного формата.  Если сравнить вышеописанные характеристики с сайтом Life.ru, то мы увидим и скандальные заголовки, и обилие иллюстраций, причем порой вызывающих, и развлекательный контент вперемешку с новостями, и то, что сами темы статей далеко не аналитические, а, скорее, сенсационные («на злобу дня»). Анализ издания мы проводим по следующей схеме: Произвольно выбранные стилистические фигуры и тропы записываем в виде таблицы, затем анализируем частоту встречаемости того или иного средства выразительности. Делаем вывод о целях и рациональности использования редакцией Life.ru данных средств.3 .2. Тропы в заголовкахLife.ruТаблица 1. Анализ тропов в заголовкахТроп (частота: кол-во и %)ПредложениеЧастота встречаемости средства выразительностиМетафора (13 из 40, 32,5%)Пассажирка Azur Air описала ужас, творившийся на борту после удара молнии в лайнерРухнувшая империя: Как у сына Виктора Черномырдина появились многомиллиардные долгиДивиденды от клубнички: сколько зарабатывают на знакомствах владельцы дейтинговых сервисов Tinder, Mamba и BadooКарты, деньги, звонок Сатане: Как сложилась судьба победителей "Битвы экстрасенсов"Да придут спасители: 5 молодых игроков, которые могут вывести российский футбол из кризисаКазарма с выходом в астрал: Почему в России расформировали подразделение боевых экстрасенсовКривая дорожка: Как разведчик от Бога стал главным предателем всех времёнМиллионер из Красной армии и "советский полковник Захарченко": Как два дезертира воровали вагонами под носом у СталинаОтдать трон за последнюю подлость: Зачем Эрдоган перебрасывает войска в Идлиб перед встречей с Путиным"Ми сами кушать хочем": Почему суд ЕС гонит Польшу в ловушку российского газового капканаВенец страданий: Как трагедия с дочерью изменила жизнь Кончаловского и ВысоцкойШоумен, а не спортсмен: Как Конор Макгрегор из чемпиона UFC превратился в короля скандалов[3][4][5][8][9][11][13][14][16][19][21]Перифраза (1 из 40, 2,5%)Афера космического ботаника: Как Илон Маск украл у России многоразовую ракету[28]Синекдоха(2 из 40, 5%)Взрыв газа произошёл в пятиэтажке в Ставропольском крае из-за забывчивого жильцаФутбол, встань с колен: Почему ведущие игроки отказываются участвовать в акциях против расизма[1][12]Метонимия(4 из 40, 10%)Оперативники нагрянули с обыском к 14-летнему тиктокеру, угрожавшему расстрелом школы в ЗеленоградеВторой перевал Дятлова: Из-за чего погибли альпинисты на ЭльбрусеЖуткие сцены: Хэмилтон, Ферстаппен, Сенна и другие страшные аварии в "Формуле-1"Хороший понт дешевле ВАЗа: 8 крутых внедорожников по цене Lada Vesta[2][15][26][29]Эпитет(3 из 40, 7,5%)Мёртвое дело: Почему закрыли научные опыты профессора ЮдинаСамоубийственная идея: зачем Украина хочет топить российский флот в СевастополеСтолкновение с "глубинной" Россией: История деревни Бужаниново, которая существует со времён Ивана Грозного[10][22][27]Ирония (1 из 40, 2,5%)Тонкий психолог из неполной семьи: Почему пермский стрелок видел мать только по "Скайпу"[6]Гипербола (3 из 40, 7,5%)Боевик с пулей в голове: Откуда у воронежского стрелка арсенал на целый отрядКакие "секреты на миллион" нравятся зрителям шоу на самом деле[7][17]Аллегория (2 из 40, 5%)Третий фигурант: Зачем МИ-6 снова ищет "русский след" в отравлении СкрипалейШенген сломался: Почему хотят ужесточить процедуру получения виз в Европу[18][24]Как видно из таблицы 1, наиболее часто из всех тропов встречается метафора. По-видимому, это можно объяснить желанием авторов обеспечить эмоциональный заряд заголовку за счет сильного образа или загадки, которую интересно разгадывать, и тем самым зацепить внимание читателя.3.3. Фигуры в заголовкахТаблица 2. Анализ стилистических фигур в заголовкахСтилистическая фигура (частота: кол-во и %)ПредложениеНомер карточки в приложенииОксюморон (4 из 40, 10%)"Арбидол" отлучили от ковида: Почему Минздрав отрёкся от препарата, на который из бюджета спускают сотни миллионовЛицензия на расстрел: Что помешало врачам в Перми остановить преступникаБогатые нищие: Налоговики начали охоту на подпольных миллионеров"Голос 60+" только начался, а победитель уже известен[30][35][38][40]Каламбур (3 из 40, 7,5%)Начались продажиiPhone 13, но там ничего нового: Пять причин, почему не стоит покупать новый айфонИз тюрьмы до сумы: Дочь экс-президента Узбекистана в заключении пытается спасти свои 500 миллионов евроКак "Магнит" притягивает нарушения: Кто владеет крупнейшим ретейлером России и почему не может наладить в нём дела[32][37][39]Параллелизм(1из 40, 2,5%)250 000 за телефон без очереди: гид, как не купить новый iPhone 13 по заоблачной цене и как купить телефон дешевле, чем у официалов[33]Эллипсис(1 из 40, 2,5%)В сборную после провала: Почему российских хоккеистов на Олимпиаду повезёт Знарок, не оправдавший надежд в "Спартаке"[31]Градация(2 из 40, 5%)От чуда на льду до провала: Почему Трусова после фантастического рекорда чуть было не проиграла ноунеймуГазовый голод останавливает в Европе заводы, а политики Германии собираются запретить "Северный поток – 2"[34][36]Как видно из таблицы 2, наиболее часто из всех фигур встречается оксюморон. По-видимому, это можно объяснить желанием авторов обеспечить эмоциональный заряд заголовку за счет удачной шутки, которую обеспечивает остроумный прием сочетания несочетаемого, и тем самым зацепить внимание читателя.Подведем итоги по главе 3.Поскольку портал Life.ruявляется новостным, то наиболее важной задачей для выживания данного СМИ является привлечение внимания целевой аудитории к новостным публикациям, которые являются синтекстуальным контентом (имеющим множество копий на разных ресурсах). Эта сложная задача выполняется благодаря эффективному подходу журналистов к формированию цепляющих заголовков — за счет эмоциональной заряженности яркими образами, интересными головоломками или удачными шутками они заставляют читателя не пройти мимо публикации, а кликнуть по ссылке.Статистика публикаций (десятки тысяч просмотров у сентябрьских публикаций) позволяет говорить о том, что данная практика работает.ЗаключениеМы провели исследование с целью изучить разнообразие тропов и стилистических фигур на материалах избранного СМИ (Life.ru), определить целесообразность их использования и влияние на привлекательность СМИ для читателей.Для достижения цели мы решили следующие задачи:Определили понятия «тропы» и «стилистические фигуры», а также изучили их классификацию. Средства языковой выразительности делятся на две большие группы: тропы и стилистические фигуры. Первые используются для создания образов и привлечения внимания читателей (как инструмент языковой игры). Вторые служат как для упрощения восприятия текста, так и для усиления его экспрессивности.Если с тропами все более-менее ясно относительно их классификации (не считая, пожалуй, тропа «ирония», который не все исследователи упоминают), то у фигур весьма обширная вариация классификаций. Мы остановились на наиболее традиционной — деление на фигуры по лексическому и синтаксическому основаниям (фигуры слова и мысли).Изучили онлайн-публикацииLife.ru за сентябрь 2022 года и нашли40 примеров тропов и стилистических фигур в заголовках исследуемого СМИ. А именно нами были найдены 29 тропов и 11 стилистических фигур.Классифицировали найденные выразительные средства в соответствии с их основными видами и проанализировалипримеры на предмет целесообразности использования тропов и фигур (выяснили, какова цель применения выразительных средств, достигается ли она).По результатам классификации на первые места по частоте встречаемости вышли: у тропов — метафора, у стилистических фигур — оксюморон, что объясняется желанием авторов обеспечить эмоциональный заряд заголовку. Так, за счет ярких образов, интересных головоломок или удачных шуток такие заголовки заставляют читателя не пройти мимо публикации, а кликнуть по ссылке.Поскольку, как мы обратили внимание, относительно свежие публикации набирают десятки тысяч просмотров, то означенная цель привлечения внимания за счет ярких заголовков выполняется.В заключение, отметим, что использование языковых средств выразительности влияет на популярность издания у аудитории: поскольку сейчас в медиапространстве огромное количество новостных порталов, Life.ruудается удерживать свою аудиторию, несмотря на то, что новость — это, по сути, текст без добавленной стоимости.Следовательно, яркие заголовки, созданные с использованием изобразительно-выразительных средств языка, не только заставляют посетителей кликнуть по ссылке, но и повышают ценность контента в глазах аудитории. Это и есть главный вывод нашего исследования.Список использованной литературыБебчук Е.М., Хорошунова И.В. Современный русский язык. Стилистика. Литературное редактирование / Е.М., Бебчук, И.В. Хорошунова.– Воронеж, 2012. – 64 с. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. // Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 432 с. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - Москва, 2007. – 448 с. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи – учебник для вузов / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Изд. НОРМА, 2005. – 560 с. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. — Москва, 1986. – 238 с. Лазарева Э. А. Заголовок в газете/ Лазарева Э. А. – Екатеринбург, 2004. – 84 с.Михальская, А. К. Основы риторики. Мысль и слово: учебное пособие для уч-ся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с. Bвeдeниe в литepaтypoвeдeниe: Учeб. для филoл.. cпeц. yн-тoв / Г.H. Пocпeлoв, П.A. Hикoлaeв, И.Ф. Boлкoв и дp.; Пoд peд. Г.H. Пocпeлoвa. – 3-e изд., иcпp. и дoп. – M.: Bыcш. шк., 1988. – 528c. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. – 552 c.Скребнев Ю.М. Фигуры речи. // Русский язык: Энциклопедия. / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Научное издательство: «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 704 с. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 c.Хазагеров Т.Г., Лобанов И.Б. Ритотика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с. Электронные источники:Чернова С. В. Художественный образ: к определению понятия / С. В. Чернова // Вестник Вятского государственного университета. — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-obraz-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 27.09.2021)Лебедева Е. Б. Уточнение понятия «Языковая игра» в лингвистике / Е. Б. Лебедева // Язык и культура. — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-ponyatiya-yazykovaya-igra-v-lingvistike (дата обращения: 27.09.2021)Козлова П.А. Метафора и метонимия: сходство и различия / П. А. Козлова // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-metonimiya-shodstvo-i-razlichiya (дата обращения: 27.09.2021)Пекарская И. В. О существующих типологиях стилистических фигур (аналитический обзор) / И. В. Пекарская // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschestvuyuschih-tipologiyah-stilisticheskih-figur-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 27.09.2021)Цин Ян. Функции стилистических фигур в публицистическом тексте: диссертация магистра филологии / Ян Цин // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург. —2015. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31637/1/m_th_q.yang_2015.pdf (дата обращения: 27.09.2021)

Список использованной литературы
1. Бебчук Е.М., Хорошунова И.В. Современный русский язык. Стилистика. Литературное редактирование / Е.М., Бебчук, И.В. Хорошунова.– Воронеж, 2012. – 64 с.
2. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. // Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 432 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - Москва, 2007. – 448 с.
4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи – учебник для вузов / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Изд. НОРМА, 2005. – 560 с.
5. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. — Москва, 1986. – 238 с.
6. Лазарева Э. А. Заголовок в газете/ Лазарева Э. А. – Екатеринбург, 2004. – 84 с.
7. Михальская, А. К. Основы риторики. Мысль и слово: учебное пособие для уч-ся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.
8. Bвeдeниe в литepaтypoвeдeниe: Учeб. для филoл.. cпeц. yн-тoв / Г.H. Пocпeлoв, П.A. Hикoлaeв, И.Ф. Boлкoв и дp.; Пoд peд. Г.H. Пocпeлoвa. – 3-e изд., иcпp. и дoп. – M.: Bыcш. шк., 1988. – 528c.
9. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. – 552 c.
10. Скребнев Ю.М. Фигуры речи. // Русский язык: Энциклопедия. / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Научное издательство: «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 704 с.
11. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 c.
12. Хазагеров Т.Г., Лобанов И.Б. Ритотика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.

Электронные источники:
13. Чернова С. В. Художественный образ: к определению понятия / С. В. Чернова // Вестник Вятского государственного университета. — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-obraz-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 27.09.2021)
14. Лебедева Е. Б. Уточнение понятия «Языковая игра» в лингвистике / Е. Б. Лебедева // Язык и культура. — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-ponyatiya-yazykovaya-igra-v-lingvistike (дата обращения: 27.09.2021)
15. Козлова П.А. Метафора и метонимия: сходство и различия / П. А. Козлова // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-metonimiya-shodstvo-i-razlichiya (дата обращения: 27.09.2021)
16. Пекарская И. В. О существующих типологиях стилистических фигур (аналитический обзор) / И. В. Пекарская // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschestvuyuschih-tipologiyah-stilisticheskih-figur-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 27.09.2021)
17. Цин Ян. Функции стилистических фигур в публицистическом тексте: диссертация магистра филологии / Ян Цин // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург. —2015. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31637/1/m_th_q.yang_2015.pdf (дата обращения: 27.09.2021)