Использование наглядного метода при развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 4 уровня
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи ………………… 6
1.1 Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР …….… 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………………………….. 9
1.3 Роль наглядного материала при развитии словаря с детьми дошкольного возраста с ОНР ………………………………………………….……………… 16
Вывод по первой главе …………………………………………………………. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития словаря средствами наглядного моделирования у старших дошкольников с ОНР 4 уровня ……. 21
2.1 Выявление уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР ….... 21
2.2 Разработка и использование средств наглядного моделирование для развития словаря у старших дошкольников с ОНР 4 уровня ……………………………… 30
2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи …………………….…………….…………..…… 35
Вывод по второй главе …………………………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….. 43
Развивая навыки наглядного моделирования, решаются следующие дидактические задачи:знакомство с графическим методом представления информации;развитие навыков расшифровки моделей;формирование навыков самостоятельного моделирования.В логопедической работе моделирование выступает, с одной стороны, как специфический метод познания, а с другой — как программа анализа новых явлений [2].Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы с детьми. Педагогу в процессе логопедии использование наглядных моделей помогает решить ряд коррекционно-развивающих, воспитательных и воспитательных задач: систематизировать познавательную информацию об окружающем; в обогащении словарного запаса детей, в развитии связной речи; в последовательности, логичности и связности изложения; в развитии мышления, внимания, воображения, речи, слуховой и зрительной памяти; в воспитании потребности детей в речевом общении; в целенаправленном развитии у детей выразительной и выразительной речи; в обновлении тематического, качественного и речевого словаря детей; в закреплении обобщения понятий; в навыках склонения и координации различных частей речи в роде, числе, падеже; в словообразовательных навыках: уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочных глаголов, относительных прилагательных; в практическом овладении навыками построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; в закреплении умения употреблять синонимы и антонимы; в формировании и совершенствовании умения использовать в речи различные конструкции предложений; в анализе семантики и способов сложного словообразования; в умении развивать эмоционально-волевые качества личности: организованность, активность, сосредоточенность. При нарушениях слоговой структуры слова моделирование помогает образно представить структуру слова, использовать заменители слогов, составляющих слово, учить определять количество слогов и соотносить слово с образцом слога. С помощью наглядного моделирования дети могут подготовиться к развитию навыка чтения слогов, научиться делить слова на слоги с помощью хлопков, соединять слова слоговыми узорами.Для правильного построения работы по наглядному моделированию, направленной на формирование слоговой структуры слова, необходимо соблюдать как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы к обучению [6]. Для определения эффективности воздействия мы основываем свою работу на основных принципах, таких как: коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка; активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения; системность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному); практическое руководство; доступность и сила усвоения речевого материала; сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.Данная технология осуществляется в соответствии с обеспечением постепенного, ступенчатого перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Поэтому оно возникает на начальных этапах работы с моделью или символами, которые должны быть подкреплены изобразительным материалом: рисунками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, обеспечивающими опору наглядно-образного мышления. На более поздних этапах осуществляется работа с более сложными мыслительными операциями, которые приводят ребенка к умению обобщать, развивать образное и словесно-логическое мышление, понимать слово, речевой образец, следовать речевым инструкциям.Для эффективной работы по формированию слоговой структуры слова с использованием технологий наглядного моделирования в коррекционной работе необходимо осуществлять дифференцированный комплексный подход с учетом различных речевых способностей детей. Этот дифференцированный подход к реализации модели предполагает:детям с низким уровнем речевого развития необходимо подкрепить наглядную модель иллюстрированным материалом; по содержанию речевого материала «зашифрованы» слова с доступным слоговым строением, без дефектных звуков; оказание помощи логопеда: дети говорят вместе с логопедом или после него;при среднем уровне, подкрепленном стилизованным изображением или «пиктограммой»; по содержанию речевого материала даны слова более сложного слогового состава, направленные на автоматизацию издаваемых звуков; оказать помощь логопеда: дети говорят за сильными детьми;на высоком уровне: дети используют наглядную модель; в соответствии с содержанием речевого материала даются трудные слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию издаваемых звуков. С помощью логопеда дети конструируют свои высказывания [12].Исходя из позиции Л.С. Выготского о зоне реального и ближайшего развития, ясно, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а следует за ним. Технология визуального моделирования позволяет логопеду предъявлять задания, которые можно выполнить с небольшой помощью логопеда или более сильного ребенка. Эти коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют передаче речи. навыков из зоны ближайшего развития в зону реального развития [6]. Наглядные модели, предлагаемые детям в работе, должны быть представлены в форме игр и игровых упражнений, ведь основной деятельностью дошкольников является игра. С помощью игр и развлекательных упражнений навыки и знания детей лучше закрепляются и дают более эффективные результаты работы. Все это делает визуальные модели более привлекательными, эмоционально наполненными, гибкими и многофункциональными. Используя наглядные модели, логопед может осознать взаимосвязь речи и моторики.Она может использовать речевообразующие жесты при работе со схемой - моделью, а ребенок, подчиняясь предложенной последовательности, может программировать свое высказывание, планировать грамматическую структуру и составлять свой ответ в соответствии со схемой. Слабым детям, имеющим трудности с координацией рук и речи, предлагается тактильная поддержка в наглядной модели; Рекомендуются жесты в направлении слева направо, что важно для пропедевтики дислексии [13].Наглядное моделирование, на котором логопед опирается в системе коррекционной работы, дает положительный результат, это подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Этот метод эффективно влияет на развитие памяти, воображения и логического мышления у дошкольников, служит дополнительной основой коррекции произношения звуков и может эффективно использоваться для развития речевой, познавательной и двигательной активности дошкольников с нарушениями речи.2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря у детей с общим недоразвитием речиНа этапе контрольного среза целью было выявить динамику уровня развитию словаря у детей с общим недоразвитием речи после формирующей работы.Показатели, диагностические методики и критерии оценки результатов на этапе контрольного среза соответствуют констатирующему этапу.Диагностическая методика 1. «Модифицированный комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста» (на основе авторской методики Ф.Г. Даскалова) – 2 серии.1 серия.Цель: выявить у детей с ОНР динамику уровня развития умения подбирать словесные ассоциации по определенному слову.С количественными результатами контрольного этапа 1 серии можно познакомиться в таблице 8 Таблица 8Динамика развития у детей с ОНР умения подбирать словесные ассоциацииКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап10233552%203030505020Анализируя количественные результаты, можно констатировать, что 3 ребенка (30%) 6-7 лет с ОНР имеют высокий уровень умения подбирать словесные ассоциации. Дети при ответах были активны, готовы к общению со взрослым. Эти дети при подборе ассоциаций давали четкие, правильные ответы. К каждому слову они подобрали ассоциации.5 детей (50%) смогли подобрать слова по ассоциативному признаку только к 2-3 словам. Эти дети характеризуются познавательной активностью, но они допускали ошибки при подборе слов. При совершении ошибки старались подобрать другие слова, подходящие по ассоциации.2 ребенка (20%) смогли подобрать слова-ассоциации только к одному слову. При ответе дети произносили слова, не относящиеся к исходному слову. Это говорит о том, что дети не могут подбирать словесные ассоциации по определенному слову. Показатель низкого уровня снизился на 30%.2 серия.Цель: выявить у детей с ОНР динамику уровня развития умения подбирать и активно употреблять глаголы.Результаты 2 серии модифицированного комплексного тестового метода диагностики речевого развития детей дошкольного возраста» (на основе авторской методики Ф.Г. Даскалова) контрольного этапа находятся в таблице 9.Таблица 9Динамика развития у детей с ОНР умения подбирать и активно употреблять глаголыКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап1034463-%3040406030Анализируя результаты контрольного этапа, к высокому уровню мы условно отнесли 4 ребенка (40%). Данный результат выше, чем наконстатирующем этапе. Эти дети подобрали глаголы по смыслу к 6-7 предложениям. При работе дети были активны, внимательны. При ответе говорили четко, понятно и были уверены в своем выборе слов.К среднему уровню мы условно отнесли 6 детей (60%). Эти дети подобрали глаголы к 3-5 предложениям. Показатель среднего уровня контрольного этапа выше на 10 %.Диагностическая методика 2. «Методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Н.А. Чавелева, Г.В. Чиркина).Цель: выявить у детей с ОНР динамику уровня количественного запаса существительных, прилагательных, глаголов.Таблица 10Динамика уровня количественного запаса у детей с ОНР существительных, прилагательных, глаголовКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап1024464-%2040406040Анализируя количественные результаты, к высокому уровню мы условно отнесли 4 ребенка (40%). Эти дети смогли закончить 7-10 предложений.6 детей (60%) по результатам контрольного этапа мы отнесли к среднему уровню. Эти дети допустили от трех до пяти ошибок в подборе слов, это говорит о том, что не понимали смысл сказанных слов. Показатель среднего уровня увеличился на 20%.Диагностическая методика 3. «Модифицированная методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (на основе авторской методики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахи) – 2 серии.1 серия.Цель: выявить у детей 6-7 лет с ОНР динамику уровня развития пассивного словаря.Количественные результаты первой серии находятся в таблице 11.Таблица 11Динамика развития у детей с ОНР пассивного словаряКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап1013574-%1030507040При анализе мы условно отнесли 3 ребенка (30%) к высокому уровню. Эти дети не допустили совершение ошибок. При ответах правильно показали все картинки, которые называл взрослый.7 детей (70%) отнесли к среднему уровню. Эти дети при показе картинок совершали ошибки. В целом были активны и проявляли интерес к заданию.2 серия.Цель: выявить у детей 6-7 лет с ОНР динамику уровня развития умения объяснять значение слов.Результаты 2 серии данной методики находятся в таблице 12.Таблица 12Динамика развития у детей с ОНР умения объяснять значение словКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап10034661%103040606010Анализируя количественные результаты мы условно к высокому уровню отнесли 3 ребенка (30%). Дети объяснили значения слов, поняв их смысл. 6 детей (60%) условно отнесли к среднему уровню. При объяснении слов эти дети выделяли существенное, отличительное свойство слов. 1 ребенок (10%) условно отнесли к низкому уровню. Эти дети смогли объяснить значение только трех слов. Дети были малоактивны, не проявляли интерес к заданию.Общие результаты на этапе контрольного среза и динамика уровня развития словаря у детей с общим недоразвитием речи представлены в таблице 13.Таблица 13Динамика уровня развития словаря у детей с общим недоразвитием речиКоличество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Конст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этап1024464-%204040604010Анализируя количественные данные, можно констатировать:к высокому уровню развития словаря мы условно отнесли 4 ребенка (40%);к среднему уровню развития словаря мы условно отнесли 6 детей (60%);к низкому уровню развития словаря не был отнесен ни один ребенок.После проведения формирующей работы дети стали проявлять интерес к заданиям, легко устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, правильно подбирать глаголы, существительные, прилагательные в предложениях, понимать обращенную к ним речь, объяснять значение слов. У детей появилась открытость при контакте с другими людьми.Это свидетельствует о том, что проведенные мероприятия на этапе формирующего эксперимента работа по развитию словаря у детей с ОНР в ходе организации деятельности по технологическим картам работы со словами-доминантами, разработанных в рамках технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста, оказались успешными. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Вывод по второй главе В данной главе описано экспериментальное исследование, направленное на развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) 4 степени. Глава состоит из двух основных частей.В первой части главы анализируется уровень развития словарного запаса у старших дошкольников с ОНР 4 уровня. Для этого используются различные методы, в том числе метод изучения А.А. словарь. Смирновой, методика изучения словаря М.Р. Львова и методика изучения словаря Г.А. Фомичева. Результаты анализа показывают, что у детей возникают трудности с пониманием и использованием различных грамматических категорий, таких как род, число, падеж, времена и др.Во второй части главы описывается разработка и использование средств визуального моделирования для развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 4 уровня. В частности, используются такие инструменты, как диаграммы, планы, графики, таблицы и диаграммы. Эти инструменты помогают детям лучше понимать и запоминать новые слова и их значения, а также способствуют развитию их логического мышления и способности анализировать информацию.Поэтому в данной главе представлен подробный анализ уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с 4 уровнем ОНР и предложены эффективные методы использования наглядных моделей для их развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе курсовой работы было изучено использование наглядного метода при развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) 4 уровня.Было установлено, что использование наглядного метода является эффективным средством для развития словаря детей с ОНР 4 уровня.Использование наглядности способствует:активизации словаря: дети легче запоминают и употребляют в речи слова, которые они видели;развитию связной речи: дети могут составлять более длинные и сложные предложения, используя наглядные опоры;формированию грамматического строя речи: дети учатся правильно употреблять падежные формы существительных, прилагательных и глаголов;развитию познавательных процессов: дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.В работе были представлены различные виды наглядности, которые можно использовать для развития словаря детей с ОНР 4 уровня:реальные предметы: игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и т.д.;картинки: предметные, сюжетные;символы: пиктограммы, мнемотаблицы;макеты: макет комнаты, леса, фермы и т.д.Были предложены методические рекомендации по использованию наглядного метода в работе с детьми с ОНР 4 уровня:подбор наглядности должен соответствовать возрасту и уровню развития детей;наглядность должна быть яркой, красочной и привлекательной;необходимо использовать различные виды наглядности;наглядность должна быть использована на всех этапах занятия;необходимо сочетать наглядность со словом;необходимо поощрять детей к речевой активности.Использование наглядного метода - это эффективный способ развития словаря детей с ОНР 4 уровня.С помощью наглядности можно добиться значительных успехов в коррекции речи детей с ОНР.В дальнейшем необходимо:продолжить изучение использования наглядного метода в работе с детьми с ОНР;разработать новые методические рекомендации по использованию наглядного метода;провести исследования эффективности использования наглядного метода.Использование наглядности позволяет сделать занятия более интересными и эффективными, а также добиться значительных успехов в коррекции речи детей..СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.Богородицкий, В. А. Лекции по общему языкознанию. – Казань, 1915. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. – Избр. работы. – М., 1959. Ветрова, Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.Изутова, Е.А., Медведева, Е.Ю. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. Кощеева, О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. 2020. №5. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965. Шаройко, Л.Ю., Аксиненко, Т.М. Работа педагога-психолога по развитию словаря детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы педагогики. 2018. №4 (36).
1. Агаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984.
2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
3. Богородицкий, В. А. Лекции по общему языкознанию. – Казань, 1915.
4. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. – Избр. работы. – М., 1959.
5. Ветрова, Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.
7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
8. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.
9. Изутова, Е.А., Медведева, Е.Ю. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4.
10. Кощеева, О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. 2020. №5.
11. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979.
12. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968.
13. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965.
14. Шаройко, Л.Ю., Аксиненко, Т.М. Работа педагога-психолога по развитию словаря детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы педагогики. 2018. №4 (36).