Изучение особенностей овладения навыками самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 14.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава I. Анализ литературных источников по теме изучения особенностей овладения навыками самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением 5
1.1.Медико-педагогическая и психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. 5
1.2. Овладение навыками самообслуживания у детей в норме 9
1.3. Изучение и особенности овладения навыками самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением 14
Глава II. Методы и приемы овладения навыками самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями 19
Заключение 23
Список литературы 25
А.Р. Маллер подчеркивает, что в работе с детьми, страдающими умственной отсталостью, ключевым аспектом является воспитательная составляющая образовательного процесса. В процессе приобретения навыков самообслуживания такие дети проявляют дисциплинированность, следуют общим нормам поведения и стремятся адекватно реагировать на изменяющиеся учебные и бытовые условия.Обучение детей с умственной отсталостью навыкам самообслуживания является важной областью деятельности как специалистов, так и родителей. Это направление основывается на специально разработанной программе, которая учитывает текущие возможности ребенка и направлена на достижение конкретных ближайших целей. Навыки у таких детей формируются не только через подражание или усвоение предложенного образца. К основным препятствиям на этом пути относятся разнообразные нарушения в сферах движения, слухового и зрительного восприятия, особенности в эмоционально-волевой сфере, а также недостаточный уровень развития функций контроля и общие нарушения в интеллектуальном развитии.Н.А. Гершанович отмечает, что формирование навыков самообслуживания у детей с умственными ограничениями является комплексным процессом, который зависит от активного участия и усилий со стороны родителей и педагогов. Во многих семьях, сталкивающихся с необходимостью воспитания таких детей, часто выбирается путь наименьшего сопротивления: взрослые принимают на себя выполнение основных задач по уходу за ребенком, включая его одевание, кормление и умывание. Тем не менее, некоторые семьи ставят перед своими детьми конкретные задачи, целенаправленно способствуя развитию их самостоятельности, что приводит к различиям в уровне владения навыками самообслуживания среди детей с умственной отсталостью.Задача обучения детей с умственными нарушениями навыкам самообслуживания требует пошагового подхода, который ориентирован на индивидуальные возможности каждого ребенка и соответствует его возрастным особенностям. Эффективность такого подхода заключается в том, что он позволяет систематически и последовательно научить ребенка определенным действиям, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. В этом процессе определяется текущий уровень способностей ребенка и следующий этап, который требует обучения. Для мотивации используется система поощрений, которая может включать внимание взрослых, пищевые награды (например, любимая еда), а также предоставление возможности заниматься любимыми делами. По мере освоения ребенком новых действий, помощь взрослого снижается от прямой физической поддержки до жестов и вербальных инструкций.Воспитание навыков самообслуживания включает в себя разнообразные методы, применяемые с учетом возрастных особенностей детей:Необходимо демонстрировать и одновременно разъяснять действия, ясно разделяя их на этапы, выделяя наиболее значимые шаги, а затем менее важные. Первоначальные объяснения должны быть подробными, затем постепенно упрощаться до напоминания правил, которое может быть направлено на всех детей или конкретных учащихся.Активная практика является необходимым условием для формирования навыков, поскольку только через активное участие каждого ребенка возникают и закрепляются динамические шаблоны поведения. Контроль играет важную роль на ранней стадии формирования навыков, проверяя выполнение отдельных действий или заданий в целом. Недостаток контроля приводит к неполному формированию навыков.Воспитатель должен быть образцом для детей, учитывая, что они очень наблюдательны и склонны к подражанию. Пример может быть непосредственным или косвенным, используя различные формы, которые привлекают внимание детей. Учеба, основанная на подражании, начинается с раннего возраста, когда ребенок еще не осознает происходящее. Наблюдение за взрослыми помогает детям усваивать и формировать свои навыки и привычки.Игровые формы обучения позволяют воспитателю скрыть свою педагогическую роль и воздействовать на ребенка более активно. Они эффективны в работе с маленькими детьми и помогают закрепить уже приобретенные навыки, особенно эффективны дидактические игры и игры, включающие элементы ошибок.Использование визуальных материалов, художественной литературы, фольклора, книг, диалогов и инсценировок. Все это уточняет представления детей о необходимых навыках и способах их выполнения.Обязательным условием формирования навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.ЗаключениеЭффективность формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными ограничениями тесно связана с качеством и количеством используемых в обучении наглядных материалов и интенсивностью практической работы с предметами. Подробные объяснения и комментарии в ходе такой практической деятельности играют ключевую роль в ускорении процесса усвоения необходимых умений и навыков. Они помогают учащимся лучше понимать суть выполняемых действий и способствуют более глубокому их осмыслению.Для успешного формирования этих навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимая во внимание их психофизические способности и предыдущий опыт. Требования к выполнению каждого конкретного навыка должны быть четко обоснованы и соответствовать текущим возможностям ребенка, придерживаясь принципа доступности обучения. Практическая деятельность должна сочетаться с теоретическими знаниями, чтобы дошкольники могли не только преодолевать возникающие трудности, но и более прочно закреплять навыки. Такой подход позволяет использовать «зону ближайшего развития»детей для максимального раскрытия их интеллектуального потенциала.Кроме того, индивидуализация процесса обучения, то есть учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка, оказывает значительное влияние на успешность формирования навыков самообслуживания. Применение коррекционно-развивающих методик обучения способствует более эффективному развитию элементарных умений самообслуживания у детей с умственной отсталостью. Такие методики должны быть направлены не столько на передачу готовых знаний, сколько на стимулирование формирования базовых умений, которые могут служить основой для дальнейшего обучения и развития.В связи с этим крайне важно проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении. Результаты такой работы, включающей овладение способами самообслуживания, помогают уменьшить зависимость ребенка от взрослых, способствуют укреплению его уверенности в собственных силах, продвижению в психомоторном развитии и создают предпосылки для успешного освоения других видов деятельности.Список литературыАзорская М. П. К вопросу о формировании навыков самообслуживания у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья //Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – №. 1. – С. 88-94.Бине, А., Симон, Т. Ненормальные дети. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. – Санкт-Петербург : Речь, 1999. – С. 343-350Власова, М.О. Особенности развития самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014Волкова Г. Ю. Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность //Актуальные исследования. – 2021. – №. 31. – С. 56-60.Выготский, Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1966. – 534 сГаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя /О. П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.Гершанович Н. А. Использование пиктограмм в формировании навыков самообслуживания у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями развития //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2014. – С. 84-86.Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома //Специальное образование. – 2013. – №. 3. – С. 56-62.Зорина А. А., Тюнников Ю. С. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания //Молодой ученый. – 2016. – №. 9-3. – С. 13-15.Ковязина, М. С. О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательных функциях у детей в норме и с синдромом Дауна / М.С Ковязина, Е.Ю. Балашова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2008. - №4. - С.54-66. Коршунова А. А. Формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2014. – С. 90-92.Лубовский, В. И., Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов; под ред. Лубовского В.И./ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л.И. Солнцева. Изд. 3-е, стереотип./2-е, испр./1- е. - Москва : Педагогика, 2016. - 430с. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей [Текст] / А. Р. Маллер. – М., 1990. – 93 с.Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2016. - 329с.Матюшичева, Е.В., Кобзева, О.В. Специфика проявления агрессии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Е.В. Матюшичева, О.В. Кобзева // Universum: психология и образование. - 2019. - №11 (65). - С. 1-4Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mkb-10.com, свободныйМоржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с.Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - Москва : АРКТИ, 2000. - 208 с.Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, 1997. – 215 с.Филатова Л. Н. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – №. 2. – С. 66-70.Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - Москва : Просвещение, 1965. - 126 с.
1. Азорская М. П. К вопросу о формировании навыков самообслуживания у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья //Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – №. 1. – С. 88-94.
2. Бине, А., Симон, Т. Ненормальные дети. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. – Санкт-Петербург : Речь, 1999. – С. 343-350
3. Власова, М.О. Особенности развития самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014
4. Волкова Г. Ю. Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность //Актуальные исследования. – 2021. – №. 31. – С. 56-60.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1966. – 534 с
6. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя /О. П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
7. Гершанович Н. А. Использование пиктограмм в формировании навыков самообслуживания у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями развития //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2014. – С. 84-86.
8. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома //Специальное образование. – 2013. – №. 3. – С. 56-62.
9. Зорина А. А., Тюнников Ю. С. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания //Молодой ученый. – 2016. – №. 9-3. – С. 13-15.
10. Ковязина, М. С. О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательных функциях у детей в норме и с синдромом Дауна / М.С Ковязина, Е.Ю. Балашова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2008. - №4. - С.54-66.
11. Коршунова А. А. Формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2014. – С. 90-92.
12. Лубовский, В. И., Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов; под ред. Лубовского В.И./ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л.И. Солнцева. Изд. 3-е, стереотип./2-е, испр./1- е. - Москва : Педагогика, 2016. - 430с.
13. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей [Текст] / А. Р. Маллер. – М., 1990. – 93 с.
14. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
15. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2016. - 329с.
16. Матюшичева, Е.В., Кобзева, О.В. Специфика проявления агрессии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Е.В. Матюшичева, О.В. Кобзева // Universum: психология и образование. - 2019. - №11 (65). - С. 1-4
17. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mkb-10.com, свободный
18. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с.
19. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - Москва : АРКТИ, 2000. - 208 с.
20. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, 1997. – 215 с.
21. Филатова Л. Н. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – №. 2. – С. 66-70.
22. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - Москва : Просвещение, 1965. - 126 с.