методы формирования орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический аспект формирования орфографической грамотности на уроках русского языка 5
1.1 Теоретические подходы к сущности формирования орфографической грамотности младших школьников 5
1.2 Описание потенциала уроков русского языка для формирования орфографической грамотности младших школьников 11
1.3 Характеристика результативных методов формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка 18
Глава 2. Формирование орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка 24
2.1 Диагностика уровня сформированности орфографической грамотности младших школьников 24
2.2 Разработка методических рекомендаций педагогам начальной школы по проблеме исследования. 26
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 35
Наши ребята любят читать. Мальчики читают стихи о храбрых людях. Девочки любят читать русские сказки. В субботу ребята наводят порядок в классе.- Назовите в диктанте с двойными согласными, напишите эти слова на следующей строке, разделив их для перевода.- Какими словами мы поделимся? - Почему ты оставил в игре «сколько лучей» слово «класс».- Почемучка приготовил для вас игру?На доске (рис.1): Слова для справки: долго, рано, баня, телеграмма, класс, разговор, гул, наклониться, камень, касса, троллейбус, русский язык.Рисунок 1. Вопросы- Соответствует ли количество лучей количеству слов, отвечающих на эти вопросы?- Слова, которые отвечают на вопрос что?. соответствуют ли они количеству лучей?- Слова, которые отвечают на вопрос, что делать?. меньше лучей?- Слова, которые отвечают на вопрос что?. больше, чем лучи?- Объясните все эти слова.При изучении темы «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» на этапе закрепления изученного материала мы использовали загадки.Актуализация знаний.1. Разгадывание загадок- Я загадаю загадки, а вам нужно записать ответы в два столбика: слева - с непроверенными безударными гласными, справа - с проверяемыми безударными гласными.Пусть я птичка-невеличка,У меня, друзья, привычка:Как начнутся холода,Прямо с севера сюда.Каждый год я к вам лечу- Зимовать у вас хочу. (Снегирь)- Определите по описанию:- Маленькая птичка с коричневато-серымоперением, живущая обычно близ жилых строений. (Воробей).- А эту птичку определите по рисунку. (Синица) - Как назвать, одним словом всех этих птиц? - Допишите предложение, записанное на доске. Всю зиму в наших лесах живут...При репетиции темы «Правописание заглавных букв» использовали игру «Лото».Учитель: Ребята перед вами барабанят. Вам нужно будет покрутить барабан, взять карточку с написанным на ней именем персонажа, запомнить имя автора книги, который является действующим лицом этого персонажа, и записать его в блокнот. Глупый мышонок (С.Я. Маршак) Три медведя (Л.Н. Толстой) Буратино (А.Н. Толстой) Доктор Айболит (К.И. Чуковский) Незнайка (Н.Н. Носов) Дядя Степа (СВ. Михалков).Детям очень понравились занятия с использованием игр и игровых моментов, они были активны на протяжении всего урока. С большим увлечением они отгадывали загадки, слушали рифмованные строки, «играли словами».Таким образом, игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный контекст урока, который помогает детям все лучше и лучше усваивать содержание материала. Он позволяет создать атмосферу труда и развития, воспитывает такие личностные качества обучающегося, как: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, а также такие психические процессы, как память, мышление, внимание, речь, воображение и т. д .Игра оказывает большую помощь в сплочении коллектива юных школьников, посредством групповой работы и взаимной поддержки. На занятиях ученики играют с большим удовольствием и радостью, не чувствуют усталости, не замечают, как проходит время, увлечены. Если игра происходит в начале урока, в остальное время дети работают очень хорошо, слабые ученики проявляют достаточную активность. В конце занятия игра позволяет сконцентрироваться, поддерживает интерес к уроку.ЗаключениеТаким образом, методы формирования орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка играют важную роль в развитии языковых навыков и умений у учащихся. Использование индивидуального подхода к каждому ученику совместно с результативными методами обучения позволяет эффективно формировать орфографическую грамотность и повышать уровень языковой компетенции у детей.Важно учитывать особенности каждого ученика, их индивидуальные потребности и способности при выборе методов обучения. Персонализированный подход способствует более глубокому усвоению материала и помогает преодолевать трудности, с которыми могут столкнуться младшие школьники при изучении орфографии.Результативные методы обучения, направленные на достижение конкретных целей и результатов, в сочетании с индивидуальным подходом к ученикам способствуют успешному формированию орфографической грамотности. Этот комплексный подход помогает учащимся не только овладеть правильным написанием слов, но и развить навыки самостоятельной работы, анализа и исправления ошибок.Эффективные методы формирования орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка требуют сочетания индивидуального подхода и результативных методов обучения. Этот подход способствует успешному развитию языковых навыков у детей и помогает им стать более грамотными и уверенными в использовании русского языка.Изучение орфографии у младших школьников является ключевым этапом в формировании их языковых навыков. Помимо перечисленных методов, важно также использовать игровые техники, интерактивные упражнения и задания, которые сделают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.Создание атмосферы доверия и поддержки со стороны учителя способствует более эффективному усвоению материала и позволяет ученикам чувствовать себя комфортно при обсуждении ошибок и исправлении недочетов. Поощрение и похвала за усилия также играют важную роль в мотивации детей к изучению орфографии и стремлению к совершенствованию своих навыков.Важно также учитывать разнообразие методов обучения, чтобы каждый ученик мог найти подходящий способ запоминания правил орфографии и применения их на практике. Разнообразие заданий и упражнений помогает развивать различные аспекты орфографической грамотности, включая правильное написание слов, пунктуацию и орфограмматику.В целом, эффективное формирование орфографической грамотности у младших школьников требует комплексного подхода, включающего в себя индивидуальный подход к ученикам, результативные методы обучения, игровые техники и поощрение усилий. Развитие языковых навыков у детей на начальном этапе обучения орфографии является основой для дальнейшего успешного овладения русским языком и формирования грамотных граждан.Список литературы1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина. - СПб.: КАРО, 2022 - 160 с. 2. Алиев, Н. Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н. Н. Алиев.- М.: Просвещение, 2020.- 80 с.3. Васильева, Е. В. Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников / Е. В. Васильева. // Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 372-374.4. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. / Н. Ф. Виноградова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020–468 с.5. Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 452-454. 6. Ким, И. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. Г. Ким. // Молодой ученый. - 2022. - № 44 (439). - С. 340-342. 7. Коваленко И. В. Орфографическая зоркость как базовое орфографическое умение // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2021. С. 88–94.8. Коваль, Н. А. Проблема формирования орфографической зоркости на уроке русского языка / Н. А. Коваль. // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (441). - С. 115-117. 9. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А. Н. Козина. // Молодой ученый. - 2023. - № 18 (77). - С. 584-586.10. Кужанкулова, Ш. У. Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах / Ш. У. Кужанкулова. // Молодой ученый. - 2021. - № 14 (118). - С. 553-555.11. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода / А. В. Никулина. // Молодой ученый. - 2023. - № 12 (92). - С. 788-790. 12. Палжанова, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш. Палжанова. // Теория и практика образования в современном мире. - СПБ: Свое издательство, 2021. - С. 60-65.13. Сафарова, З. И. Система орфографических упражнений / З. И. Сафарова. // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2022. - С. 162-164. 14. Соболева, В. Н. Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр / В. Н. Соболева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Молодой ученый, 2022. - С. 39-40.Электронные ресурсы15. «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой - URL: https://sh-svetlinskaya-sosh-2-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat (дата обращения 29.04.2024)16. Голохвастова Е.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy (дата обращения 29.04.2024)17. Зыкова Е.Н. Развитие орфографической зоркости. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti (дата обращения 29.04.2024)18. Кондра Ю.М. Формирование орфографической зоркости. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy (дата обращения 29.04.2024)19. МАОУ «Школа № 1» г. Сургут - URL: https://sc1-surgut.gosuslugi.ru/?ysclid=lvjyztwx3p566191947 (дата обращения 29.04.2024)20. Мачулина М.А. Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-po-formirovaniyu-orfograficheskogo (дата обращения 29.04.2024)ПриложенияПриложение 1«Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. ЛускановойОписание методики. Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся осуществляется по опроснику Н.Г. Лускановой (1993), состоящая из 10 вопросов, которые лучше всего отражают отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональную реакцию на школьную ситуацию. Автор предлагаемой методики отмечает, что наличие у ребенка такого мотива, как хорошо выполнить все требования, предъявляемые школой, и показать себя с лучшей стороны, заставляет школьника проявлять активность в выборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение успеваемости в школе.Порядок проведения. Данный опросник может быть использован для индивидуального обследования ребенка, а также использоваться для групповой диагностики. В этом случае приемлемы два варианта представления:1. Экспериментатор зачитывает вслух вопросы, предлагает ответы, и дети должны написать те ответы, которые их устраивают.2. Всем учащимся раздаются распечатанные анкеты, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. В первом случае фактор лжи выше, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант изложения позволяет получить более искренние ответы, но этот метод затруднителен в первом классе, так как дети еще плохо читают.инструкцииИнструкция по индивидуальной форме работы: «Сначала прослушайте вопрос и три возможных ответа на этот вопрос, а затем выберите один из трех ответов, выражающий ваше мнение»Инструкция по групповой форме работы: «Прочитайте вопрос, выберите один из предложенных ответов и отметьте его буквенное значение в бланке ответа».Поощрительный материал методики1. Тебе нравится школа?- не совсем- Мне это нравится- Мне это не нравится2. Когда ты просыпаешься утром, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?- чаще хочу оставаться дома- бывает по-разному- Я пойду с удовольствием3. Если бы учитель сказал, что всем ученикам, которые хотят остаться дома, не обязательно идти завтра в школу, вы бы пошли в школу или остались бы дома?- Я не знаю- Я бы остался дома- Я бы пошел в школу4. Нравится ли вам, когда вы отменяете какие-либо занятия?- Мне это не нравится- бывает по-разному- Мне это нравится5. Хотели бы вы, чтобы вам не задавали домашнее задание?- Если быя не хотел- Я не знаю6. Хотели бы вы, чтобы в школе были только изменения?- Я не знаю- Я бы не хотел- Я хотел бы7. Часто ли ты рассказываешь родителям о школе?- часто- редко- Я не скажу тебе8. Хотели бы вы иметь менее строгого учителя?- Я не знаю точно- Если быя не хотел9. Много ли у тебя друзей в классе?- недостаточно- много- нет друзей10. Тебе нравятся твои одноклассники?- Да- не совсем- Нет, это не такОбработка результатовОтветы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки можно использовать специальный ключ. В результате подсчитывается количество набранных очков.Интерпретация результатов1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Таких детей отличает наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнить все требования, предъявляемые школой. Они очень четко выполняют все указания учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания от учителя.2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Аналогичные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.3. 15-19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеклассных вечеринок. Такие дети неплохо себя чувствуют в школе, но часто ходят в школу для общения с друзьями, с учителем. Им нравится чувствовать себя студентами, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.4. 10-14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Такие ученики посещают школу неохотно, предпочитая пропускать занятия. Они часто участвуют в посторонних занятиях и играх в классе. Они испытывают серьезные трудности в своей образовательной деятельности. Они находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Они часто воспринимают школу как враждебную среду, в которой им невыносимо оставаться. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут и просятся домой. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессивность, отказываться выполнять определенные задания, следовать определенным нормам и правилам. У таких школьников часто наблюдаются нервно-психические нарушения здоровья.Приложение 2Таблица 2 - Тематическое планированиеТема урокаЭтап урокаДидактическая играСогласные твёрдые и мягкиеЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Твёрдый - мягкий», «Звонкий – глухой» «Найди пару»Слог. Перенос словЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Измени слова», «Слова-перевёртыши», «Проверь себя» «Будь внимателен!» «Рыбак»Слова, которые называют предметыИзучение нового материала Закрепление изученного материала Повторение изученного материала«Наборщик», «Поднимись по лестнице» «Собери букеты», «Найдите нужного жителя для каждого домика» «Лабиринт»Слова, которые называют признаки предметовИзучение нового материала Закрепление изученного материала Повторение изученного материала«Сравни», «Путаница» «Подбери нужное слово», «Разгадай профессию» «Кто что делает?»Учимся писать безударные гласные в корне словаЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Дополни сам», «Хитрые слова» «Угадай», «Спустись по лестнице», «Собери пирамиду», «Соедини»Корень словаИзучение нового материалаГрамматические сказкиБольшая буква в словахЗакрепление изученного материала«Лото» «Подбери пару»Слова, обозначающие признаки предметовЗакрепление изученного материала Повторение материала«Сравни», «Путаница» «Подбери нужное слово»Учимся писать согласные в корне словаЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Подбери «Верни буквы на свои места» «Забей гол!»ПриставкиЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Верни приставки на места», «Исправь ошибки» «Попробуй составить свои слова», «Выдели приставки»Различаем разделительные ъ и ь знакиЗакрепление изученного материала Повторение изученного материала«Поезд» «Составь сам»»Неизменяемые словаЗакрепление изученного материала«Знаешь ли ты?»
2. Алиев, Н. Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н. Н. Алиев.- М.: Просвещение, 2020.- 80 с.
3. Васильева, Е. В. Теоретические основы организации дифференцированного подхода в обучении орфографии младших школьников / Е. В. Васильева. // Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 372-374.
4. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. / Н. Ф. Виноградова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020–468 с.
5. Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 452-454.
6. Ким, И. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. Г. Ким. // Молодой ученый. - 2022. - № 44 (439). - С. 340-342.
7. Коваленко И. В. Орфографическая зоркость как базовое орфографическое умение // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2021. С. 88–94.
8. Коваль, Н. А. Проблема формирования орфографической зоркости на уроке русского языка / Н. А. Коваль. // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (441). - С. 115-117.
9. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А. Н. Козина. // Молодой ученый. - 2023. - № 18 (77). - С. 584-586.
10. Кужанкулова, Ш. У. Развитие орфографической зоркости учащихся в средних классах / Ш. У. Кужанкулова. // Молодой ученый. - 2021. - № 14 (118). - С. 553-555.
11. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода / А. В. Никулина. // Молодой ученый. - 2023. - № 12 (92). - С. 788-790.
12. Палжанова, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш. Палжанова. // Теория и практика образования в современном мире. - СПБ: Свое издательство, 2021. - С. 60-65.
13. Сафарова, З. И. Система орфографических упражнений / З. И. Сафарова. // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2022. - С. 162-164.
14. Соболева, В. Н. Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр / В. Н. Соболева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Молодой ученый, 2022. - С. 39-40.
Электронные ресурсы
15. «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой - URL: https://sh-svetlinskaya-sosh-2-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat (дата обращения 29.04.2024)
16. Голохвастова Е.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy (дата обращения 29.04.2024)
17. Зыкова Е.Н. Развитие орфографической зоркости. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti (дата обращения 29.04.2024)
18. Кондра Ю.М. Формирование орфографической зоркости. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy (дата обращения 29.04.2024)
19. МАОУ «Школа № 1» г. Сургут - URL: https://sc1-surgut.gosuslugi.ru/?ysclid=lvjyztwx3p566191947 (дата обращения 29.04.2024)
20. Мачулина М.А. Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-po-formirovaniyu-orfograficheskogo (дата обращения 29.04.2024)