Критерии эффективности массовой коммуникации при воздействии на индивидуальное и массовое сознание.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Критерии эффективности массовой коммуникации 5
1.1 Введение в массовую коммуникацию 5
1.2 Факторы, влияющие на эффективность массовой коммуникации 9
Глава 2 Воздействие массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание 15
2.1 Анализ влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание 15
2.2 Эмпирическое исследование эффективности массовой коммуникации при воздействии на индивидуальное и массовое сознание 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения 29
Количественным параметром, отражающим отношение медиааудитории к той или иной персоне, являлось предпочтение этой персоны (процент голосов, отданных респондентами за ту или иную политическую фигуру). В качестве методологической гипотезы предполагалось, что характер связи между влиянием на аудиторию печатных СМИ, представленным индексом, соответствующим репрезентации политической фигуры, и отношением этой аудитории к данной фигуре, представленным соответствующей степенью предпочтения, может отражать степень влияния анализируемой газеты. Для определения степени взаимосвязи использовались различные корреляционные и регрессионные анализы. Результаты анализа влияния СМИ на политические предпочтения позволили сделать следующие выводы: значения представленных коэффициентов корреляции существенно различаются. В таблице (Приложение Г) представлены положительные и отрицательные корреляции между показателями представленности тех или иных политиков в печатных СМИ и уровнем поддержки этих политиков читателями анализируемых газет, а также случаи, когда корреляция между этими показателями отсутствует.Из таблицы видно, что действительно существует кумулятивный эффект влияния информации. Например, значительная часть тех, кто упомянул С. Меликова и А. Абдулмуслимова, в большей или меньшей степени связывали свои предпочтения с информацией, полученной из газет. Иными словами, коэффициенты корреляции 0,97 и 0,83 соответственно свидетельствуют о том, что количество благоприятных упоминаний того или иного политика в СМИ оказывает значительное влияние на политические предпочтения.Высокая популярность политиков, корреляционный анализ которой показывает, что сила связи между индексом представления и рейтингами характеризуется выраженным, высоким или очень высоким рейтингом, во многом обусловлена в целом позитивной направленностью упоминаний о них в СМИ.Данные исследования отражают «кумулятивные» значения индекса представления в газетах и набор значений индекса благоприятствования С. Меликова и А.Абдулмуслимова.На шестой, седьмой и восьмой неделях исследования индекс представленности А.Абдулмуслимовав СМИ значительно снизился (т. е. количество негативных упоминаний превысило количество позитивных), а его благосклонность среди интервьюируемых несколько возросла в обратном направлении. В данном случае наблюдается обратный эффект СМИ. Анализ проводимого исследования показывает, что в период, когда количество положительных упоминаний А. Абдулмуслимовав СМИ увеличивалось (т. е. с пятой по седьмую неделю), его рейтинг также повышался. Эти данные свидетельствуют о том, что СМИ оказывают незначительное влияние на политическую осведомленность аудитории.Таким образом, анализ результатов эмпирических исследований дает основания утверждать, что в дагестанском обществе присутствуют все три основные модели влияния СМИ на политические установки и предпочтения населения (максимальное, минимальное и обратное влияние). Иными словами, республиканская масса по-разному ведет себя под влиянием СМИ [5]. Следует также учитывать, что на полученные результаты могут повлиять различные тенденции в информационной сфере Дагестана. Во-первых, серьезные изменения происходят в сфере потребления печатных СМИ. В результате печатные СМИ в последние годы стали гораздо менее популярны, чем электронные. По данным опроса, для 16,5 % респондентов традиционным источником информации является телевидение, 9,4 % предпочитают радио и только 6 % получают новости из газет. Опрос проводился среди городского населения, но только 8,6 процента респондентов получают информацию из Интернета. Следует также учитывать роль ложных или даже недостоверных источников информации, таких как слухи и сплетни.В целом, оценивая влияние СМИ на массовое политическое сознание дагестанцев, следует признать, что оно не так велико, как кажется. Одним из факторов, снижающих влияние СМИ, является сокращение общего времени потребления общественно-политической информации населением. В периоды, когда политическая ситуация относительно стабильна и население не испытывает необходимости активно участвовать в политической жизни страны или республики, интерес населения к общественно-политической информации заметно снижается [3]. Возможно, здесь сказывается и недоверие населения к власти и общественно-политическим институтам, особенно к СМИ.В то же время влияние на индивидуальном уровне может не совсем соответствовать уровню населения. В частности, результаты социологических опросов могут быть искажены национальными и административно-региональными факторами респондентов. Вполне возможно, что эти факторы могут привести к высокому рейтингу Абдулмуслимова в массах. Высокий рейтинг Абдулмуслимова обусловлен предпочтением аварцев и жителей Хасавюрта, в то время как С. Меликову отдают предпочтение жители Махачкалы.Гипотезы об абсолютном влиянии СМИ на политические предпочтения дагестанцев не подтвердились. В то же время полученные данные подтверждают относительное влияние СМИ на политические установки и предпочтения дагестанцев. Вероятно, это связано с субъективной социально-политической ориентацией журналистов в республике и продолжающимся сокращением источников влияния республиканских СМИ.ЗАКЛЮЧЕНИЕМассовая коммуникация — важный аспект современного общества. Это передача информации и идей большому количеству людей с помощью различных средств массовой информации, включая телевидение, радио, печатные издания и интернет. К основным формам массовой коммуникации относятся односторонняя коммуникация, двусторонняя коммуникация и массовая коммуникация через социальные сети [1]. Цели и функции массовой коммуникации варьируются от информирования и развлечения до формирования общественного мнения и влияния на поведение людей. Принципы и характеристики массовой коммуникации включают в себя массовость, анонимность, односторонность, манипуляцию идругие.В результате проделанной работы были выявлены критерии эффективности массовой коммуникации при воздействии на индивидуальное и массовое сознание, даны ответы на поставленные задачи:— изучены современные теоретические представления о массовой коммуникации и ее воздействии на сознание, что позволяет получить важный обзор актуальных концепций и подходов в данной области. Множество теоретических моделей и категорий обеспечивают базу для понимания процессов коммуникации и ее воздействия на сознание;— исследованы факторы влияния на эффективность массовой коммуникации в информационном обществе, которые включают в себя множество аспектов, такие как выбор каналов связи, создание подходящих сообщений, адаптация под целевую аудиторию и эффективное использование средств массовой информации;—проанализирована эффективность воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание, которая требует системного подхода, формирования убеждений, привычек и предпочтений через различные виды медийных сообщений;— проведено эмпирическое исследование эффективности массовой коммуникации при воздействии на индивидуальное и массовое сознание, которое включает сбор данных, проведение опросов и т.п.Также были сделаны соответствующие выводы:— массовая коммуникация оказывает значительное влияние на нашу жизнь;— понимание современных теоретических представлений и факторов, влияющих на эффективность, имеет решающее значение;— эффективность воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание может формировать самооценку и социальную идентичность, а также влиять на общественное мнение и политические движения;— эмпирические исследования могут помочь улучшить эффективность массовой коммуникации и ее воздействие на общество.Массовая коммуникация играет важную роль в формировании общественных настроений, культуры и политической сферы. Массовая коммуникация может быть как позитивной, используемой для информирования и просвещения, так и негативной, используемой для манипулирования и распространения недостоверной информации. Понимание массовой коммуникации может помочь нам анализировать и критически оценивать получаемую информацию и принимать взвешенные решения в своей жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГорохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. — 2009.— № 12 — 43-55 с.Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. — М., 2002. — 347 с.Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: Гнозис, 2003. —184 с.Дацкевич И. В. Феномен массовой культуры. —М.: Инион Ран, 2012. — 35 с.Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис.— 2003.— № 3 —109-119 с.Луман Н. Реальность массмедиа. — М.: Праксис, 2005.— 253 с.Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.— 328 с.Мур У., Хоскинс Д. Новые направления в понимании массового общества. Стратегия иллюзий.— США: Бостон, 2012. — 358 с.Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. — М.: Либроком, 2014. —360 c.Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации.— М.: Знание, 2007. — 56 с. Поликарпова Е. В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. —Ростовн / Д: Феникс, 2005.— С.37.Румин И. Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам.— М.: Альпина Паблишерз, 2015. — 292 c. Федотова Л. Н. Анализ содержания — социологический методизучения средств массовой коммуникации. — М.: Научный мир, 2001.— 214 с.ХэксвордР. Временное измерение массового человека. Социологический ежегодник.—США: Издательство Стэнфордского университета, 2013. —77–84 с.Харрис Р. — Психология массовых коммуникаций. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 445 с.Чичановский А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества. Политологический анализ. —М.: Инфра-М, 2004.—356 с.Чичановский А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации. — М.: Луч, 2005.—196 с.Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации.Массовые коммуникации и медиа планирование / Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин.—М.: Дашков и К, 2012. — 488 c.Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К, 2013. — 320 c.Электронные ресурсы:Массовая коммуникация: понимание и основные аспекты деятельности // Научные Статьи. Ру— URL https://nauchniestati.ru/spravka/massovaya-kommunikacziya-kak-deyatelnost/ (дата обращения: 25.04.2024).Пятаков Д. В. Трансформация сознания индивида под влиянием массовой культуры / Д. В. Пятаков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 832-835. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20612/ (дата обращения: 26.04.2024).ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ АСравнительная таблица массовой коммуникацииАспектМассовая коммуникацияМежличностная коммуникацияУчастникиБольшое количество людейНесколько человекСредства коммуникацииСМИ, интернет, радио, телевидениеЛичные встречи, телефонные разговорыНаправленностьОт одного источника к множеству получателейВзаимодействие между двумя или несколькими людьмиКонтрольОграниченный контроль над информациейБолее высокий уровень контроляВлияниеМассовое влияние на общественное мнениеИндивидуальное влияние на отношения и поведение ПРИЛОЖЕНИЕ БКонец формыТаблица сравнения критериев эффективной массовой коммуникацииКритерийОпределениеСвойстваДоступность информацииСпособность доставить информацию до целевой аудиторииБыстрота, широкий охват, разнообразие коммуникационных каналовПонятность и ясность сообщенийСпособность передать информацию, чтобы она была понятна и легко воспринимаемаПростота, ясность, использование понятного языка и терминологииДостоверность и надежность источниковКачество и достоверность информации, предоставляемой источникомАвторитетность, использование достоверных источниковЦелевая аудитория и ее реакцияАнализ и понимание целевой аудитории, ее потребностей и реакции на коммуникациюАдаптация, учет интересов и потребностей аудитории, умение вызвать нужную реакциюВоздействие и достижение поставленных целейСпособность коммуникации влиять на аудиторию и достигать поставленных целейЭмоциональное воздействие, убеждение, достижение конкретных результатовЭффективность использования коммуникационных каналовОптимальное использование различных каналов коммуникации для достижения целейВыбор подходящих каналов, адаптация каналов под аудиторию и целиОбратная связь и взаимодействие с аудиториейУмение установить двустороннюю коммуникацию с аудиторией и получать обратную связьОткрытость, готовность к диалогу, учет мнения и отзывов аудиторииИзмерение результатов и оценка эффективностиОценка достигнутых результатов и эффективности коммуникационных действийИспользование метрик, анализ данных, корректировка стратегии при необходимостиПРИЛОЖЕНИЕ ВВоздействие массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознаниеПРИЛОЖЕНИЕ ГТаблица анализа влияния СМИ на политические предпочтенияПолитикВеличина коэффициента корреляции ИП и рейтинга политикаХарактеристика силы связи1Сергей Меликов0,97очень высокая2ЗаурАскендеров-0,12слабо отрицат.3АбдулмуслимовАбдулмуслим0,83высокая4ЮсупУмавов0,55заметная5Виктор Эпп0,17слабая6КарголиКарголиев-0,36отрицат.
1. Горохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. — 2009.— № 12 — 43-55 с.
2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. — М., 2002. — 347 с.
3. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: Гнозис, 2003. —184 с.
4. Дацкевич И. В. Феномен массовой культуры. —М.: Инион Ран, 2012. — 35 с.
5. Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис.— 2003.— № 3 —109-119 с.
6. Луман Н. Реальность массмедиа. — М.: Праксис, 2005.— 253 с.
7. Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.— 328 с.
8. Мур У., Хоскинс Д. Новые направления в понимании массового общества. Стратегия иллюзий.— США: Бостон, 2012. — 358 с.
9. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. — М.: Либроком, 2014. —360 c.
10. Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации.— М.: Знание, 2007. — 56 с.
11. Поликарпова Е. В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. —Ростовн / Д: Феникс, 2005.— С.37.
12. Румин И. Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным переменам.— М.: Альпина Паблишерз, 2015. — 292 c.
13. Федотова Л. Н. Анализ содержания — социологический метод
изучения средств массовой коммуникации. — М.: Научный мир, 2001.— 214 с.
14. ХэксвордР. Временное измерение массового человека. Социологический ежегодник.—США: Издательство Стэнфордского университета, 2013. —77–84 с.
15. Харрис Р. — Психология массовых коммуникаций. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 445 с.
16. Чичановский А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества. Политологический анализ. —М.: Инфра-М, 2004.—356 с.
17. Чичановский А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации. — М.: Луч, 2005.—196 с.
18. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации.Массовые коммуникации и медиа планирование / Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин.—М.: Дашков и К, 2012. — 488 c.
19. Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К, 2013. — 320 c.
Электронные ресурсы:
20. Массовая коммуникация: понимание и основные аспекты деятельности // Научные Статьи. Ру— URL https://nauchniestati.ru/spravka/massovaya-kommunikacziya-kak-deyatelnost/ (дата обращения: 25.04.2024).
21. Пятаков Д. В. Трансформация сознания индивида под влиянием массовой культуры / Д. В. Пятаков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 832-835. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20612/ (дата обращения: 26.04.2024).