Теоретические основы исследования предрасположенности и овладения чтению у дошкольных с общей недоразвитии речи.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Психофизиологическая структура чтения и речевые предпосылки его формирования 7
1.3 Особенности речевых предпосылок формирования навыка чтения у дошкольников 15
1.4 Современное состояние проблемы профилактики дислексии у дошкольников с недоразвитием речи 17
Обобщение теоретических основ исследования 22
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы 24
2.2 Содержание методики констатирующего эксперимента 26
2.3 Особенности речевых предпосылок формирования навыка чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи 26
Обобщение результатов констатирующего эксперимента. Выводы 31
ГЛАВА 3 ПУТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
3.1 Цель, задачи, принципы, методы и направления логопедической работы, направленной на профилактику дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи 32
3.2 Содержание логопедической работы по предупреждению у детей дислексии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
, стадион – дион, космонавт – монат, пуговица – вивица, колокольчик – кочик), неточно передавали слоговую и звуковую структуру, добавляли слог в двусложных, трехсложных словах (глобус – гобуси, аист – аити, барабан – бабани, автобус – бубуси), искажали звуковой состав слов разной структуры (шарф – саф, жираф – зифаф, рубашка – губаська, велосипед – лиласипед), пропускали первый гласный звук в словах (ананас – нанас, автобус – тобус, одуванчики - дувантики), пропускали слоги в словах сложной слоговой структуры (милиционер – милинер, сахарница – сахаца). Никто из детей не повторил фразы со сложными словами. При выполнении данного задания дети переставляли звуки в соседних слогах (сапажиров – пассажиров), сокращали звуковую структуру при стечении согласных (барабасик - барабанщик); уподобляли слоги (бабабан – барабан, автомомиль – автомобиль); пропускали или переставляли слова в предложении (Старый автомобиль оказался большим. – Босой атомобий. Старенькие валенки лежали на крылечке. – Стайенькии вайенки йежат на колечке.);особенности состояния лексико-грамматических норм:словарь детей ограничен, дети неточно подбирают названия слов, не используют словообразовательные формы, подбирают антонимы с частицей не-, синонимы подбирают не точно, не согласовываютчислительные, не точно используют сложные предлоги.Таким образом, у детей с речевыми нарушениями отмечаются неточности формирования всех сторон речи, а также их взаимообусловленность, нарушения звукопроизношения затрудняют становление и развитие фонематических процессов, недоразвитие лексическо-грамматического компонента речи проявляется при выполнении заданий на подбор слов на заданный звук, при анализе и синтезе предложений. В ходе исследований были выявлены нарушения развития психических процессов у детей с ОНР (памяти, внимания, аналитико-синтетических операций, волевых усилий), что снижало результативность выполнения экспериментальных заданий. Констатирующий эксперимент способствовал получению результатов состояния речевых функций и операций, необходимых для овладения чтения. Полученные результаты необходимо учитывать при подборе профилактических упражнений.Обобщение результатов констатирующего эксперимента. ВыводыКонстатирующий эксперимент предполагал исследование речевых функций у старших дошкольников с ОНР. Анализ сформированности речевых функций включал изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия и представлений, изучение языкового анализа и синтеза.Исследование звукопроизношения выявило наличие следующих неточностей у дошкольников:сигматизмы и парасигматизмы свистящих и шипящих звуков, сигматизм аффрикат,ламбдацизм и паралламбдацизм, ротацизм и параротацизм.Изучение фонематического (звукового) восприятия у детей определило сложности восприятии и различения слогов, состоящих из корреляционных звуков. Изучение звукового анализа и звукового синтеза проводилось на уровне предложения, слова, слога. Наибольшие трудности были отмечены при разделении слов с закрытым слогом и при стечении согласных. Изучение фонематического синтеза и звуковых представлений определило их недостаточную сформированность. Изучение речевых функций определило уровни их развития у исследуемых детей: высокий уровень не выявлен, средний отмечен у 6 детей, низкий – у 4 дошкольников. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявлено отставание формирования звукопроизношения, развития фонематических процессов (восприятия, представлений, языкового анализа и синтеза), лексико-грамматических категорий.Результаты исследования подтверждают необходимость организации специальных занятий по формированию предпосылок чтения в дошкольный период. ГЛАВА 3 ПУТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ3.1 Цель, задачи, принципы, методы и направления логопедической работы, направленной на профилактику дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речиЦель профилактических мероприятий – формирование предпосылок к овладению чтением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Задачи:выбор направлений коррекционно-профилактических мероприятий;определение методов коррекционной работы;реализация коррекционных мероприятий.Профилактическая работа основывается на следующих принципах:онтогенетический принцип предполагает поэтапное формирования речевых функций;принцип системности предполагает формирование фонетико-фонематического компонента речи параллельно с лексико-грамматическими нормами;принцип деятельностного подхода предполагает создание мотивации речевого общения, воспитание самоконтроля за своей речью;принцип развивающего обучения предполагает учет зоны актуального и ближайшего развития ребенка;принцип сотрудничества предполагает участие семьи в коррекционном процессе; принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Реализация коррекционно-профилактической работы проводится параллельно на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях проводится работа по выработке произносительных умений и навыков, развитию фонематических процессов. Закрепление навыков осуществляется на подгрупповых занятиях.Основныенаправления профилактическойработы подбирались с учетом исследований ряда ученых И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, Е.В. Юровой, А.В. Ястребовой, С.Б. Яковлева и строится по следующим направлениям [15, 19, 25, 26, 28].Развитие речевых процессов направлено на совершенствование устной речи, фонетического и фонематического компонента речи, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия предусматривает овладение следующими умениями: выделение звука в звуковом, слоговом и словесном ряду,вычленение звука в начале и конце слова, выделение гласных и согласных звуков в словах,придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком.Серия упражнений по решению выше перечисленных задач представлена в Приложении 2.Коррекция нарушений звукопроизношения проводиться по традиционной методике Л.С. Волковой и предполагает три этапа: подготовительный, автоматизацию поставленного звука,дифференциацию смешиваемых звуков в устной речи [4]. Серия упражнений представлена в Приложение 3.Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза направлено на совершенствование следующих умений:определение последовательности, количества и места звука в слове по отношению к другим звукам;определение количества и последовательности слогов в словах, деление слова на слоги и составление слово из слогов;определение количества и последовательности слов в предложении, определение места заданного слова в предложении, составление предложения из заданного количества слов, добавление пропущенного слова в предложение;выделение из предложения слов, из слова слогов и звуков;распределение слов по количеству слогов.Упражнения по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза представлены в Приложении 4. Формирование лексико-грамматических категорий предполагает: количественное и качественное обогащение активного словаря ребенка, развитие умения практического использования словарного запаса;развитие навыков словоизменения; развитие грамматических навыков; уточнение значений синтаксических конструкций; развитие связной речи.Таким образом, подобранные упражнения предполагают работу на фонетическом(исправление звукопроизношения), фонематическом (развитие фонематического восприятия, различения фонем, сходных по артикуляционным характеристикам, звукового анализа слов), лексическом уровне (пополнение словаря, слоговая работа), а также,на синтаксическом уровне (преодоление аграмматизмов в речи детей, построение предложений).Вышеописанные виды работ позволяютсвоевременно сформировать предпосылки овладения чтением, что способствует профилактике появление дислексических ошибок школьный период. 3.2 Содержание логопедической работы по предупреждению у детей дислексииВиды упражнений при развитии и совершенствовании предпосылок чтения.Развитие фонематического восприятия предусматривает овладение следующими умениями:выделение звука в звуковом, слоговом и словесном ряду,вычленение звука в начале и конце слова, выделение гласных и согласных звуков в словах,придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком.Коррекция звукопроизношенияКоррекция нарушений звукопроизношения проводиться в следующейпоследовательности.1-й этап – подготовительный;2-й этап – автоматизации поставленного звука проводится в определенной последовательности:автоматизация в прямых слогах, обратных и слогах со стечением согласных;автоматизация данного звука в словах различной звуко-слоговой структуры;автоматизация звука в словосочетаниях, в предложениях различной грамматической сложности;автоматизация данного звука в связной речи.3-й этап – дифференциации смешиваемых звуков в устной речи:в прямых слогах, обратных и слогах со стечением согласных;в словах различной звуко-слоговой структуры;в словосочетаниях; в предложениях различной грамматической сложности;в связной речи.Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза:определение последовательности, количества и места звука в слове поотношению к другим звукам.определение количества и последовательности слогов в словах, делить слова на слоги и составлять слово из слогов,усвоение понятия «ударение» в слове»,определение количества и последовательности слов в предложении;определение места заданного слова в предложении;составление предложения из заданного количества слов; добавление пропущенного слова в предложение;выделение из предложения слов, из слов слогов и звуков;дописывание недостающих букв и слогов;распределение слов по количеству слогов.Формирование лексико-грамматических категорий предполагает:количественное и качественное обогащение активного словаря, развитие умения практического использования словарного запаса;развитие навыков словоизменения;развитие грамматических навыков;уточнение значений синтаксических конструкций;развитие связной устной речи.Учитывая сложную психофизиологическую структуру процесса чтения, в коррекционно-профилактическую работу следует включать задания, способствующие формированию и развитию зрительных функций и операций:развитие гностических зрительных функций;развитие зрительных моторных функций;развитие пространственных представлений;развитие слухоречевой и речезрительной памяти.Таким образом, вышеописанные мероприятиянаправлены на формирование предпосылок овладения чтением у дошкольников. Предупреждение нарушений чтения предполагает работу по развитию речевых (произносительные умения, фонематические процессы) и неречевых операций и функций (зрительные, пространственные, двигательные процессы) у детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о психофизиологической структуре процесса чтения, о видах нарушений чтения и его проявлениях. Стойкие, частотные, повторяющиеся ошибки при чтении учеными трактуются как нарушение письменной речи.С целью определения состояния речевых функций, обеспечивающих овладение чтением старшими дошкольниками, было реализовано констатирующее исследование. Проведя количественный и качественный анализ результатов исследования, были выявлены нарушения формирования речевых функций (звукопроизношения, развития фонематических процессов (восприятия, представлений), языкового анализа и синтеза).Выявленные в результате констатирующего эксперимента особенности сформированности речевых функцийнеобходимо своевременно корректировать в целях предупреждения возникновения разных видов дислексий.Таким образом, результаты исследования следует учитывать при планировании профилактических мероприятий, которые направлены на совершенствование фонематических компонентов речи; коррекцию нарушений звукопроизносительной стороны, совершенствование умений фонематического различения звуков, языкового анализа и синтеза.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнаньев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладениядетьми чтением и письмом – Известия АПН РСФСР,1955, вып.70. – С.104-148Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, А. Д. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.Боскис, Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторыхрасстройствах артикуляции. – Известия АПН РСФСР, 1948. – С.167-191.Волкова, Л. С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186 с.Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Москва:Просвещение, 1990. – 239 с.Колповская, И. К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1995. – 275 с.Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 316 с. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с. Ляудис, В. Я., Негурэ, И. П. Психологические основыформирования письменной речи у младших школьников. – Москва :Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.Мисаренко, Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г. Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с. Миронова, Н. А. Теоретические аспекты изучения профилактики нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Всё для детского сада. URL: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3258.html (дата обращения: 18.03.2017). Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с.Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиесянарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классовмассовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 33-46.Токарева, О. А. Расстройства письма и чтения / О. А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2004. – 209 с.Шаховская,С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. – М.: МГПИ, 1978. – С. 4-16.Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. –Москва: ИНТОР, 1998. – 112 с.Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекцииаграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыминарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 8 с.Юрова, Е. В.250 упражнений для развития устной речи / Е. В. Юрова. – Москва : АСТ : Астрель, 2000. – 255 с.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом – Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С.104-148
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, А. Д. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
3. Боскис, Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции. – Известия АПН РСФСР, 1948. – С. 167-191.
4. Волкова, Л. С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.
5. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186 с.
6. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Москва: Просвещение, 1990. – 239 с.
7. Колповская, И. К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с.
8. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1995. – 275 с.
9. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
10. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с.
11. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
12. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 316 с.
13. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
14. Ляудис, В. Я., Негурэ, И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
15. Мисаренко, Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г. Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
16. Миронова, Н. А. Теоретические аспекты изучения профилактики нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Всё для детского сада. URL: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3258.html (дата обращения: 18.03.2017).
17. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с.
18. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.
19. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с.
20. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 33-46.
21. Токарева, О. А. Расстройства письма и чтения / О. А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с.
22. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2004. – 209 с.
23. Шаховская, С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. – М.: МГПИ, 1978. – С. 4-16.
24. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – Москва: ИНТОР, 1998. – 112 с.
25. Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с.
26. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с.
27. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 8 с.
28. Юрова, Е. В. 250 упражнений для развития устной речи / Е. В. Юрова. – Москва : АСТ : Астрель, 2000. – 255 с.