Роль географии в формировании картографической культуры школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 30.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие о картографической культуре школьников 5
1.2. Значение картографической культуры в современном обществе 8
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ 12
2.1. Элементы картографической культуры, которые надлежит сформировать в рамках школьного обучения 12
2.2. Географическая карта как средство формирования картографической культуры школьников 16
2.3. Анализ опыта по формированию картографической культуры школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Так, И.С. Волкова полагает, что с этой целью хорошо подходят современные информационные технологии.Информационные образовательные технологии открывают новые возможности картографической подготовки школьников: Читать и составлять карты. Вести самостоятельный поиск. Работать с литературой. Системно излагать содержание научных понятий.Формализовать и структурировать материал.Анализировать, классифицировать, сравнивать, моделировать изучаемый объект, процесс, явление.Компьютер обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить разного рода зависимости и соотношения, что особенно важно при картографической подготовке учащихся. Учителя географы выделяют следующие типы уроков по географии в 5-6 классах по способу использования информационных технологий с применением компьютера:Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет. Уже имеющиеся компьютерные образовательные программы по географии 5-6 классов включают в себя разные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Познавательны для учеников электронные энциклопедии и электронные справочники. Использование на уроке мультимедийного учебника, электронных карт намного повышает эффективность урока. По мнению Ю.С. Харитоновой, являясь языком, с помощью которого можно легче и точнее всего рассказать о пространстве, о взаимоположении и форме объектов, географические карты становятся не только накопителями, но и мощными источниками информации. Технология формирования умений и навыков работы с картой представляет большой интерес, так как картографический метод – это наиболее эффективный инструмент познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения. Поэтому обучение школьников картографической грамотности является непременным условием формирования географической культуры.Формирование у учащихся географической культуры будет идти успешно, если: осуществлять системно-логический подход к отбору содержания материала, методологическим знаниям и средствам обучения; применять специальную систему дифференцированных заданий, ориентированных на достижение обязательного минимума образования каждым учеником; предусмотреть систему специальных уроков и этапов урока, развивающих навыки грамотной работы с картой; организовывать самостоятельную работу учащихся с учетом их познавательных интересов и возможностей.Для решения проблемы формирования географической культуры автор предлагает использовать систему зданий для работы с картой на уроках географии. Система разноуровневых заданий включает:задания на составление описаний, характеристик; задания на знание номенклатуры;задания на определение направлений, расстояний, географических координат; задания для практических работ; творческие задания.Т.В. Константинова, А.А. Бабушкина предлагают применять игровой метод. По мнению авторов, систематическая и целенаправленная практическая работа по организации и внедрению географических карт является неотъемлемой частью учебного процесса. Игровые технологии позволяют ученикам сделать реальную работу необычной, увлекательной и запоминающейся. И, самое главное, игры на уроках географии решают следующие задачи: проверить знание терминов и их правописание, изученных на соответствующих уроках, проверить умение применять знания для решения практических задач.Д.А. Медведева выделяет следующие картографические умения и способы их формирования:Умение читать и понимать карту. Это позволяет развивать способность определять географические объекты, их расположение и взаимосвязи между ними, а также запоминать местоположение, например, физические объекты (горы, реки, равнины).Для успешного формирования умения читать карту, помимо выполнения практических работ, которые прописаны в программе, важно разбирать совместно с учениками, а в дальнейшем и самостоятельно, географические задачи. Это могут быть задачи на поиск объектов с помощью атласа, вопросы, раскрывающие общий кругозор ученика, знания терминов и определений по географии.Умение анализировать карты. Ученики могут начинают постепенно анализировать карты, устанавливать взаимосвязи между определенными объектами. Например, направлением течения рек и рельефом земной поверхности.Использование карт для решения учебных исследовательских и проблемных задач. В предлагаемых задачах обучающему дается малоизвестное географическое название и предлагается несколько вариантов ответов. Решение обучающей задачи состоит не в отгадывании правильного ответа, а в выявлении неправильных и объяснении их неправильности. Важным моментом деятельности обучающихся является возможность в процессе решения задачи Естественнонаучное образование 89 использовать географические атласы, справочники, учебную литературу, все возможные средства обучения.. Составления характеристик географических объектов (составление характеристики природной зоны, характеристика озера, реки и т.д.). Географические задачи могут быть на определение часового времени.Знание различных типов карт и их условных знаков. Умение работать с контурной картой. Понимание масштаба и координат на карте. Данный навык один из базовых для работы с картографическим материалом, потому что поиск местоположения любого объекта происходит через координаты и градусную сеть.Умение работать с географическими информационными системами (ГИС). Визуализация географических данных очень важный аспект для школьников, а также ГИС-технологии можно применять для создания собственных карт.Современная тенденция к цифровизации в образовании проявляется в географии именно с помощью ГИС.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, картографическая культура и наследие играют важную роль в развитии познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся в старшей школе. Изучение карт и картографии развивает их географическое мышление, коммуникационные навыки, критическое мышление и способность творчески подходить к решению задач. С точки зрения учителя, использование картографического наследия облегчит процесс объяснения нового материала, так как у учеников будет уже хорошая сформированная база и более широкая географическая картина мира.В целом, изучение картографического наследия в школе способствует развитию учеников географического мышления, анализу и критическому мышлению, их пониманию различных культур и географических особенностей различных регионов мира. Это также помогает им развивать навыки работы с географическими данными, используя карты в повседневной жизни.Знание географической карты определяется наличием у школьников пространственных и образных представлений о географических объектах. Поэтому, при формировании географических знаний важно использовать различные методические приемы, такие как, показ учителем и учащимися географических объектов на карте, составление с помощью карт таблиц, схем, картосхем, графиков, профилей, организовывать работу учащихся с контурными картами.Формирование картографических знаний и умений у учащихся является неотъемлемым звеном в обучении географии в школе. Эффективность формирования у школьников.Систематическое формирование картографических умений начиная с начального курса географии является важным шагом в развитии географической культуры обучающихся и формировании навыков, необходимых для успешного изучения географии на протяжении всего школьного курса. Для этого авторы предлагают применять разные подходы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАппоеваЛ.И. Формирование географической культуры студентов в вузе / Л.И. Аппоева, Б.О. БАйрамкулова // Международный журнал экспериментального образования, 2020. – № 6. – С. 50-53.БережноваЕ.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 124 сБерляндА.М. Образ пространства: Карты и информация / А.М. Берлянд. – М.: Мысль, 1986. – 238 с.БерлянтА.М. Географические карты / А.М. Берлянт, О.А. Назарова // Большая российская энциклопедия 2004-2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/geography/text/3857973 (дата обращения: 29.04.2024)Бокова Е.А. Картографическая культура и наследие как средства развития познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся в старшей школе / Е.А. Бокова // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 82-85.Волкова И.С. Методические подходы к формированию картографической культуры школьников / И.С. Волкова // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 14-17.Захаренко И.А. Картографическая культура высшего образования и культуры человека / И.А. Захаренко // Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека», 2015. – С. 42-50.Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: учебное-методический комплекс для студентов педагогических специальностей географического факультета / Ю.А. Иванов. – Брест: БрГУ, 2012. – 519 с. Константинова Т.В. Роль игры в формировании картографических умений обучающихся / Т.В. Константинова, А.А. Бабушкина // Сборник конференций НИЦ Сациосфера, 2023. – № 18. – С. 13-15.Медведева Д.А. Формирование картографических умений обучающихся при изучении географии / Д.А. Медведева // Шаг в науку. Сборник статей по материалам VII научно-практической конференции молодых ученых (Vвсеросийской) / Д.А. Медведева, 2024. – С. 70-74.Методика обучения географии. Курс лекций: учебное пособие / И.Г. Недросткова. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – 40 с.Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/19_frp_geografiya-5-9-klassy.pdf (дата обращения: 29.04.2024).Харитонова Ю.С. Формирование картографической культуры учащихся / Ю.С. Харитонова // Преподаватель года 2020. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Ч. 4, 2020. – С. 270-274Шульгина О.В. Картографическая культура как феномен цивилизации и способ межкультурной коммуникации / О.В. Шульгина // России и мир: транснациональные коммуникации и взаимопроникновение культур. Сборник статей международной междисциплинарной научной конференции, 2022. – С. 189-194.Шульгина О.В. Роль картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека / О.В. Шульгина, Д.П. Шульгина, Н.Л. Михайленко // Человек и культура, 2022. – № 6. – С. 111-127.ЭфендиеваШ.Т. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии / Ш.Т. Эфендиева, С.А. Адбулвагабова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 119-122.
2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 124 с
3. Берлянд А.М. Образ пространства: Карты и информация / А.М. Берлянд. – М.: Мысль, 1986. – 238 с.
4. Берлянт А.М. Географические карты / А.М. Берлянт, О.А. Назарова // Большая российская энциклопедия 2004-2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/geography/text/3857973 (дата обращения: 29.04.2024)
5. Бокова Е.А. Картографическая культура и наследие как средства развития познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся в старшей школе / Е.А. Бокова // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2023. – С. 82-85.
6. Волкова И.С. Методические подходы к формированию картографической культуры школьников / И.С. Волкова // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. – С. 14-17.
7. Захаренко И.А. Картографическая культура высшего образования и культуры человека / И.А. Захаренко // Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека», 2015. – С. 42-50.
8. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: учебное-методический комплекс для студентов педагогических специальностей географического факультета / Ю.А. Иванов. – Брест: БрГУ, 2012. – 519 с.
9. Константинова Т.В. Роль игры в формировании картографических умений обучающихся / Т.В. Константинова, А.А. Бабушкина // Сборник конференций НИЦ Сациосфера, 2023. – № 18. – С. 13-15.
10. Медведева Д.А. Формирование картографических умений обучающихся при изучении географии / Д.А. Медведева // Шаг в науку. Сборник статей по материалам VII научно-практической конференции молодых ученых (V всеросийской) / Д.А. Медведева, 2024. – С. 70-74.
11. Методика обучения географии. Курс лекций: учебное пособие / И.Г. Недросткова. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – 40 с.
12. Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/19_frp_geografiya-5-9-klassy.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
13. Харитонова Ю.С. Формирование картографической культуры учащихся / Ю.С. Харитонова // Преподаватель года 2020. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Ч. 4, 2020. – С. 270-274
14. Шульгина О.В. Картографическая культура как феномен цивилизации и способ межкультурной коммуникации / О.В. Шульгина // России и мир: транснациональные коммуникации и взаимопроникновение культур. Сборник статей международной междисциплинарной научной конференции, 2022. – С. 189-194.
15. Шульгина О.В. Роль картографической культуры в развитии познавательной, научной, коммуникативной и творческой деятельности человека / О.В. Шульгина, Д.П. Шульгина, Н.Л. Михайленко // Человек и культура, 2022. – № 6. – С. 111-127.
16. Эфендиева Ш.Т. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии / Ш.Т. Эфендиева, С.А. Адбулвагабова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 119-122.