Закупочная логистика : Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 03.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы формирования критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов в организации 5
1.1 Сущность, цель и функции логистики закупок 5
1.2 Эффективность функционирования логистики закупок 7
1.3 Организация логистики закупок 9
2. Формирование критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов в ООО «МАКС-АВТО»……………………………………………………………………………15
2.1 Общая характеристика предприятия 15
2.2 Анализ выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов 17
2.3 Пути повышения эффективности выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов в ООО «МАКС-АВТО» 20
3. Расчетная часть «Оценка поставщика» 26
3.1 Исходные данные 26
3.2 Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены) 27
3.3 Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества) 28
3.4 Рассчитаем темп роста среднего опоздания (показатель надежности поставки) 28
3.5 Расчет рейтинга поставщиков 28
Заключение 29
Список литературы 32
Договорная работа - это ряд действий предприятия, направленных на реализацию отношений с торговыми партнерами посредством договоров. Она носит комплексный характер и связана как с юридической деятельностью, так и с управлением коммерческой деятельностью, а также с влиянием внешних факторов, не зависящих от намерений сторон.Наличие товарно-денежных отношений определяет правовую форму обмена. Следует подчеркнуть, что, несмотря на изменение социально-экономического содержания, конструкция самого договора как поколения правовых инструментов не изменилась.Особое значение имеет хозяйственный договор, который представляет собой договорную форму экономических отношений между предприятиями и организациями.Хозяйственный договор - это соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении экономических прав и обязанностей для достижения предусмотренного результата. В национальной экономике он устанавливает экономические отношения между организациями и предприятиями и отражает характер этих отношений.Успех или неудача коммерческой сделки во многом зависит от того, как составлен договор и учтены ли в нем интересы другой стороны [22].ООО "МАКС-АВТО" закупает продукцию для внутреннего рынка. Рассмотрим информацию о договорах, заключенных с поставщиками ООО "МАКС-АВТО" (табл. 2.8).Таблица 2.8 - Информация о заключенных договорах с поставщиками ООО «МАКС-АВТО» за 2021-2023 гг.Показатели2021 г.2022 г.2023 г.Отклонение (+, -) 2023 г. откол-вокол-вокол-во2021 г.2022 г.по кол-вупо кол-вуВсего заключено договоров из них:1641962175321Как видно из данных таблицы 3.3, количество заключенных соглашений растет из года в год (53 в 2021-2023 годах).Успех или неудача закупочной деятельности во многом зависит от способа и формата составления договоров. Поэтому служба маркетинга ООО "МАКС-АВТО" должна всегда серьезно работать над формулированием и согласованием конкретных условий будущих договоров.Договор регулирует взаимоотношения между ООО "МАКС-АВТО" и производителем или дистрибьютором в ходе совместной деятельности по формированию и выполнению объемов поставок бытовой химии на продажу. Это обеспечивает максимальное соответствие количества продаваемого товара и его качества потребностям и запросам покупателя.Формированию и заключению договора предшествуют вопросы организационного, правового и экономического характера. Исходя из этого, ответственность за заключение договоров разграничена.Отдел продаж совместно с отделом снабжения определяет потребность в товаре на основе изучения спроса и анализирует объемы продаж за предыдущие годы. В результате определяется выгодность договора с точки зрения эффективной деятельности ООО "МАКС-АВТО" и конечного потребителя.Юрисконсульт подписывает договор и отмечает соответствие действующей нормативно-правовой базе. После подписания договора юрисконсульт фиксирует (регистрирует) и хранит договор, а также готовит документы для подачи иска в суд.Недостатком работы отдела продаж является то, что экономическая эффективность каждой сделки не рассчитывается.Договорная работа "МАКС-АВТО" нуждается в совершенствовании.Активизация преддоговорной работы специалистов "МАКС-АВТО", то есть их участие в подготовке проекта договора совместно с поставщиком, благоприятно сказывается на возможности определить выгодные для обоих партнеров условия поставки. При этом особое внимание следует уделить следующим аспектам контракта- В контракте обязательно должны быть указаны документы, подтверждающие качество и безопасность товара (в приложении к контракту может быть указан сертификат или его номер);Важным условием контракта является тара, упаковка и маркировка. Важным условием контракта является тара, упаковка и маркировка. Также необходимо указать ГОСТ в отношении тары;Доставка товара и оплата транспортных расходов. Существует статья расходов "транспортные расходы", так как содержание этого пункта влияет на экономический результат. При условии самовывоза покупатель имеет право потребовать от поставщика возмещения расходов на доставку товара;Условия заказа и оплаты также влияют на экономический результат. При составлении договоров и согласовании условий договора с покупателями следует учитывать фактический период оборота каждой товарной позиции и увязывать оптимальные сроки отсрочки платежа с периодом оборота товара. При этом должно быть четко указано, в каких днях должна быть предоставлена отсрочка платежа - банковских или календарных;- Поскольку договор является юридическим документом, он устанавливает обязательства, и стороны вправе требовать их исполнения и устанавливать санкции за неисполнение. Важно, чтобы имущественная ответственность в договорах была прописана комплексно, а не только в Правилах поставки товаров Российской Федерации.3. Расчетная часть «Оценка поставщика»3.1 Исходные данныеВ течение двухлетнего периода компания получала товары от поставщиков. Динамика цен на поставляемые товары, поставки товаров ненадлежащего качества и нарушения оговоренных сроков поставки представлены в таблицах 3, 4 и 5 (по переменным факторам).Необходимо принять решение о продлении контракта с одним из поставщиков. Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать оценку каждого из них. Поставщики должны быть оценены по следующим показателям: цена, надежность и качество поставляемых товаров.При расчете рейтинга поставщика необходимо принять вес следующих показателей (табл. 3.1).Таблица 3.1 – Критерии выбора поставщика и их значимостьКритерии выбора поставщикаЗначимостьЦена0,5Качество товара0,3Надежность поставки0,2Сумма1Таблица 3.2 – Динамика цен на поставляемые товарыМесяцТоварОбъем поставок, ед/месяцЦена за единицу, у.е.Вар-т 5Вар-т 5Поставщик 1ЯнварьА200012ЯнварьВ130010ФевральА290010ФевральВ21009Поставщик 2ЯнварьА380010ЯнварьВ28009ФевральА61008ФевральВ68008Таблица 3.3 – Динамика поставки товаров ненадлежащего качестваМесяцПоставщикКоличество товаров ненадлежащего качества, поставленного в течениемесяца, едВар-т 5Январь190Февраль1110Январь270Февраль290Таблица 3.4 – Динамика нарушений установленных сроков поставкиПоставщик 1МесяцКоличество поставок, ед.Всего опозданий, дн.Вар-т 5Вар-т 5Январь1241Февраль938Поставщик 2МесяцКоличество поставок, ед.Всего опозданий, дн.55Январь1248Февраль13473.2 Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены)Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цены на поставляемые им товары.Для поставщика 1: Темп роста цены: Товар А: Тц = 10/12*100% = 83,3%Товар В: Тц = 9/10*100% = 90%Доля разновидности товара в общем объеме поставок:Товар А: d = 2900*10 / (2900*10+2100*9) = 29000/47900 = 0,6Товар В: d = 2100*9/(2900*10+2100*9) = 18900 / 47900 = 0,4Средневзвешенный темп роста цены:Ту = 83,3*0,6+90*0,4 = 49,98 + 36 = 85,98Для поставщика 2:Темп роста цены: Товар А: Тц = 8/10*100% = 80 %Товар В: Тц = 8/9*100% = 88,89 %Доля разновидности товара в общем объеме поставок:Товар А: d = 6100*8 / (6100*8 +6800*8) = 48800/103200 = 0,47Товар В: d = 6800*8/(6100*8 + 6800*8) = 54400 / 103200 = 0,53Средневзвешенный темп роста цены:Ту = 80*0,48 + 88,89*0,53 = 38,4 + 47,11 = 85,513.3 Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества)Поставщик №1 =110/90*100= 122,22 %.Поставщик №2 =90/70*100= 128,57 %.3.4 Рассчитаем темп роста среднего опоздания (показатель надежности поставки)Поставщик №1: =(38/9)/(41/12)*100=123,39 %.Поставщик №2: =(47/13)/(48/12)*100=90,5 %3.5 Расчет рейтинга поставщиковДля расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного темпа роста на вес.Таблица 3.5 - Расчет рейтинга поставщикаКритерий выбора поставщикаВес критерияОценка поставщика по данному показателюПроизведение веса критерия на оценкупоставщик № 1поставщик № 2поставщик № 1поставщик № 2Надежность поставки0,2123,3990,524,6818,1Цена0,585,9885,5142,9942,76Качество товара0,3122,22128,5736,6738,57Итого1,00--104,3499,43Вывод.Учитываем, что поскольку темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдавать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.Таким образом, при продлении договора на поставку продукции следует отдать предпочтение Поставщику №2.ЗаключениеВ идеале законы рыночной экономики предполагают, что спрос рождает предложение. Однако во многих случаях поставщики, используя всевозможные уловки, действуют по обратному принципу и в итоге получают больше излишков продукции, которая далека от совершенства. Лучше заранее освоить приемы выявления недобросовестных поставщиков, чтобы потом бухгалтеру не пришлось долго думать, как устранить некачественный товар.Многие предприниматели недовольны системой снабжения своей компании. Их не устраивают высокие закупочные цены, длительные сроки поставки и низкое качество приобретаемой продукции.Западные эксперты считают, что предпочтительнее налаживать партнерские отношения с поставщиками, чьи наименования стоят дорого и необходимы для производства. Однако заключение долгосрочного контракта с таким поставщиком не означает, что необходимо отказаться от маркетинговых исследований по данной номенклатуре, контроля формирования и структуры цен, анализа эффективности работы по данному контракту.Для номенклатуры, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно проводить регулярные процедуры выбора поставщиков. Это могут быть традиционные конкурсы (тендеры) или закупки на электронных площадках. Однако российские компании, активно использующие эти технологии, часто сталкиваются с проблемой их низкой эффективности. Неизбежность вступления России в ВТО означает, что российские компании могут быть вытеснены с рынка западными конкурентами, что потребует создания цивилизованного рынка.Одним из эффективных способов развития отношений между компаниями и поставщиками является создание баз данных и формирование репутации поставщика за счет появления специализированных логистических провайдеров.В настоящее время российские компании начинают осознавать необходимость создания цивилизованного рынка поставщиков. В частности, нефтегазодобывающая отрасль приступила к формированию единой базы данных поставщиков. Электронные торговые площадки пытаются создать систему оценки поставщиков по результатам выполнения обязательств по договорам с разными поставщиками.Логистика закупок - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.. Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются следующиеКонкурентные торги.Письменные переговоры между поставщиками и потребителями.Критерии оценки поставщиков включаютРазумность цены;качество поставляемой продукциикачество обслуживания клиентовгибкость поставок; иИмеются ли ограничения на размер заказа;Дороги;Расстояние от потребителейКредитная история;Текущее финансовое положение;Психологический климат в коллективе.Чтобы сравнить варианты поставщиков, поставщики используют следующее:1. Метод голосования. Выбирается система баллов и шкала наиболее важных критериев оценки поставщиков (доли единицы). Предпочтение отдается поставщику с наибольшей суммой баллов.2. Система "Идеальный поставщик". Определение характеристик так называемого идеального поставщика и сравнение реальных конкурентов с "идеалом".3. Система приоритетов. На основе прошлой деятельности поставщика выбираются наиболее важные критерии оценки, определяются способы измерения показателей эффективности, устанавливается относительная важность каждого параметра, определяются частичные результаты (по каждому показателю) и суммируются, например, в баллах или оценках.ООО "МАКС-АВТО" - один из ведущих поставщиков запасных частей и смазочных материалов для иностранных автомобилей в России.Компания известна во всем мире как производитель высококачественных запасных частей и смазочных материалов на рынке и представляет продукцию известных европейских компаний, поставляющих продукцию на сборочные конвейеры практически всех автопроизводителей.Специалисты отдела продаж анализируют спрос и рентабельность продаваемой продукции, изучают претензии и запросы клиентов, составляют профиль потребителя. На основании проведенных исследований специалисты по продажам и директора ООО "МАКС-АВТО":1. Количество продуктов в ассортименте.2. Цена каждого ассортимента.3. Запасы на складе .4. Цена каждого ассортимента .5. Причины увеличения или уменьшения спроса .6. Потребности компании в новых продуктах (какие новые продукты необходимы) .Основными путями совершенствования работы с поставщиками в ООО "Макс-Авто" являются следующиеПри работе с поставщиками совет директоров должен не только предоставлять поставщикам требуемые характеристики продукции, но и информировать их о потребностях клиентов. Поставщики предлагают несколько вариантов продукции, и, возможно, у них есть интересные идеи для компании.Для каждой группы товаров должен быть составлен график спроса. В соответствии с ним директор решает, когда поступит следующий заказ на каждый товар;Для оптимизации работы с поставщиками предлагается ввести таблицу параметров поставщиков, аналогичную таблице товаров,Организация рациональной договорной работы.Список литературы1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». - 2015.2.Аникин Б.А. Логистика. Учебник Инфра-М - 2022.3.Гайдаенко А.А. Логистика: Учебник / А.А. Гайдаенко. - М.:КНОРУС, 2018. - 272 с.4.Новиков О.А. Логистика: Учебн. Пособие / О.А. Новиков, С.А. Уваров. - М.: ИНФРА - М, 2022. - 112 с.5.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе:Учебник:Инфра - М, 2021 608 с.6.Аникин Б.А. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспкт, 2016. - 432 с.7.Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2020. - 387 с.8.Гаджинский А.М. Логистика: Учебник - 16 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 402 с.9.Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. -317 с.10.Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2018. - 487 с.11.Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2019. - 412 с.12.Логистика: учеб. пособие/ под ред. И.И. Полещук. Мн.: БГЭУ, 2017. - 431 с.13. Котлер Ф. Основы маркетинга, Москва, 2023. 367 с.14. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий15. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Закупка. 357 с.16. Ланкин В.Е. Менеджмент организации: Учебное пособие.Таганрог: ТРТУ, 2016. 257 с.17. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 386 с.18. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2023. 294 с.19. Киршина М. Коммерческая логистика. М., 2003. 268 с.20. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экон. и маркетинга, 2017.21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 2022. 425 с.22. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 2015. 304 с.
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». - 2015.
2. Аникин Б.А. Логистика. Учебник Инфра-М - 2022.
3. Гайдаенко А.А. Логистика: Учебник / А.А. Гайдаенко. - М.:КНОРУС, 2018. - 272 с.
4. Новиков О.А. Логистика: Учебн. Пособие / О.А. Новиков, С.А. Уваров. - М.: ИНФРА - М, 2022. - 112 с.
5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе:Учебник:Инфра - М, 2021 608 с.
6. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспкт, 2016. - 432 с.
7. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2020. - 387 с.
8. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник - 16 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 402 с.
9. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. -317 с.
10. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2018. - 487 с.
11. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2019. - 412 с.
12. Логистика: учеб. пособие/ под ред. И.И. Полещук. Мн.: БГЭУ, 2017. - 431 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга, Москва, 2023. 367 с.
14. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Рынок предприятий
15. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование: Предмет оптимизации: Закупка. 357 с.
16. Ланкин В.Е. Менеджмент организации: Учебное пособие.Таганрог: ТРТУ, 2016. 257 с.
17. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности. 386 с.
18. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2023. 294 с.
19. Киршина М. Коммерческая логистика. М., 2003. 268 с.
20. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экон. и маркетинга, 2017.
21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 2022. 425 с.
22. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 2015. 304 с.