Государственная политика РФ в сфере занятости
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты сферы занятости населения РФ 6
1.1. Теоретические аспекты сферы занятости населения РФ 6
1.2. Статистические показатели занятости населения за последнее пять лет 9
1.3. Нормативные акты, определяющие вопросы занятости населения РФ 12
Глава 2. Государственная политика РФ в сфере занятости населения 15
2.1. Стратегия государства в сфере занятости 15
2.2. Меры поддержки государства населению по вопросам занятости 20
2.3. Оценка эффективности государственной политики в сфере занятости 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А 34
Правительством РФ принимались мероприятий в 2020 г. по социальной защите данной группы населения, которое осталось без места работы. Важно было предотвратить дальнейшую макроэкономическую цепочку негативного воздействия роста безработицы для социально-экономического развития государства. Сложившаяся ситуация стала предпосылкой формирования на рынке труда таких проблем как: прирост показателя среднего возраста занятого населения; несоответствие квалификационных требований со стороны работодателя и учебных заведений; достаточно высокий уровень травматизма на предприятиях; низкий уровень конкурентоспособности безработного населения; недостаточный уровень социальной поддержки; проблемы трудоустройства лиц с ОВЗ на рынке труда; низкий уровень производительности труда в экономике.В качестве приоритетных направлений активной политики занятости на сегодняшний момент стоит отметить развитие самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан.Развитие самозанятости – одно из мероприятий активной политики занятости, которое позволяет не только развивать гибкие формы занятости, но и способствует развитию трудовых ресурсов. Также в современных условиях активно развивается организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, модернизируются центры занятости. При реализации данных мероприятий стоит обратить внимание, что в ряде стратегических и программных документов уже заложены подобные мероприятия. Представим возможные позитивные и негативные аспекты реализации подобных инициатив. Таблица 2.3Результаты и проблемы реализации мер активной политики занятостиМероприятиеПоложительные аспекты реализацииПроблемы и отрицательные результаты реализацииОрганизация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста- повышение уровня грамотности населения в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста - возможность реализовать себя в новой профессии или иметь дополнительный заработок на пенсии- ограниченное количество мест в мероприятии - нежелание людей в возрасте получать дополнительное образование - ограниченность направлений подготовкиРеализация проектов по модернизации центров занятости населения- формирование системы контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в органах службы занятости - дополнительные рабочие места и продвижение пилотных центров занятости- ненадежность подрядчиков и ограниченность ресурсов для модернизации - нет экономической отдачи от вложенных средств со стороны населения в сфере ремонтаСледующий блок мероприятий в рамках механизма комплексного регулирования рынка труда связан с социальными аспектами. Среди данных мероприятий следует выделить обеспечение социальной поддержки безработных граждан и содействие занятости женщин, находящихся в декретном отпуске или имеющих детей до 3 лет и трудоустройство незанятых инвалидов молодого возраста.Включение данного мероприятия в стратегию развития необходимо, так как в настоящее время существует реальная проблема трудоустройство инвалидов молодого возраста. Рис. 2.3.Алгоритм профессиональной реабилитации инвалидовПредставленные мероприятия социального блока также имеют ряд как положительных, так и отрицательных аспектов, представленных в таблице 2.4. Таблица 2.4Результаты и проблемы реализации мер социальной политики на рынке трудаМероприятиеПоложительные аспекты реализацииПроблемы и отрицательные результаты реализацииОбеспечение социальной поддержки безработных граждан.Доступность информации о рынке труда. Проведение ярмарок вакансий. Переподготовка кадров. Осуществление взаимосвязи между работодателем и работником.Ограниченное количество информации. Плохая организация ярмарок вакансий. Ограничение направлений подготовки. Плохое содействие в поисках работы.Содействие занятости женщин, находящихся в декретном отпуске или имеющих детей до 3 лет.Создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет. Переобучение или повышение квалификации женщин в декретном отпуске или имеющих детей в возрасте до 3 летОграничение направлений переподготовки. Недоступность ресурсов в переобучении и трудоустройстве. Ограничение в реализации трудовых функций.Трудоустройство незанятых инвалидов молодого возрастаПовышение благосостояния лиц с ОВЗ -повышение конкурентоспособности лиц с инвалидов на рынке трудаСнижение уровня безработицы среди инвалидов Недостаток вакантных мест для инвалидов Несоответствие предлагаемых мест и вакансий ввиду ограничения в реализации трудовых функций инвалидовВ качестве дальнейшего совершенствования политики занятости в стране, необходимо: продолжить реформирование деятельности служб занятости населения во всех регионах России, учитывая опыт внедрения в пилотных регионах; обеспечить ежегодный независимый мониторинг качества оказываемых службами занятости услуг, а также уровня удовлетворенности услугами граждан; инициировать информационную кампанию по повышению статуса служб занятости как источника квалифицированных кадров; стимулировать предприятия активно предоставлять полный банк вакансий, не ограничиваясь малооплачиваемыми и временно невостребованными; развивать систему сотрудничества служб занятости населения с крупными предприятиями – работодателями регионов; разработать комплекс мер поддержки по обеспечению трудовой мобильности граждан. Оценка эффективности реализации государственной политики на рынке труда должна осуществляться с использованием целевых индикаторов и показателей. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволят анализировать результаты управления рынком труда и принимать правильные управленческие решения.ЗаключениеТаким образом, подводя итог, отметим, что меры поддержки со стороны государств и международных организаций, способствующих восстановлению рынка труда, должны не просто сводится к восстановлению докризисных показателей, а быть направленными на сохранение рабочих мест, увеличение доходов и занятости населения, на решение глобальных проблем структурного характера. Необходима продуманная социально-экономическая политика, привлечение инвестиций в повышение квалификации, инфраструктуру и технологии, разработка мероприятий профессионального переобучения кадров, обеспечение основополагающих трудовых прав и охрану труда, анализ и изменение традиционных программ обучения с учетом цифровых технологий, и потребностей меняющегося рынка.В ближайшей перспективе центры занятости должны интегрировать всех участников рынка труда в единую систему. Важно прогнозировать и анализировать, какие профессии и компетенции будут наиболее востребованы, переобучать людей исходя из реальных запросов работодателей, которые в свою очередь должны увидеть перспективы во взаимодействии с центром для получения конкурентоспособного персонала.В качестве дальнейшего совершенствования политики занятости в стране, необходимо: продолжить реформирование деятельности служб занятости населения во всех регионах России, учитывая опыт внедрения в пилотных регионах; обеспечить ежегодный независимый мониторинг качества оказываемых службами занятости услуг, а также уровня удовлетворенности услугами граждан; инициировать информационную кампанию по повышению статуса служб занятости как источника квалифицированных кадров; стимулировать предприятия активно предоставлять полный банк вакансий, не ограничиваясь малооплачиваемыми и временно невостребованными; развивать систему сотрудничества служб занятости населения с крупными предприятиями – работодателями регионов; разработать комплекс мер поддержки по обеспечению трудовой мобильности граждан. Подводя итог, можно сделать вывод, что государство выступает в качестве важного гаранта, который обеспечивает эффективную и наиболее полную занятость населения. Государственные программы поддержки очень важны в нашей стране, так как многие регионы десятилетиями неспособны справиться с низкой занятостью и из-за этого люди не имеют возможности удовлетворить свои потребности в труде.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 25.12.2023) "О занятости населения в Российской Федерации" .Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", с изменениями и дополнениями от: 22 сентября 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 362 (ред. от 11.12.2023) "О государственной поддержке в 2024 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2024 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) .Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 376"Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 -2024 годах", с изменениями и дополнениями от: 27 декабря 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. N298"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", с изменениями и дополнениями от: 22 сентября 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»Балтина А.М., Штырхунова О.С. Финансирование мероприятий активной политики занятости населения // Вестник академий знаний. – 2022. - №53 (6). –с. 316-320Васильева И.А. Господдержка занятости населения // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: математика. Компьютер. Образование. – 2023. - №30. – с. 132-140Ковтун Е.А., Удалов Д.Э. Вопросы правового регулирования занятости населения // Тенденции развития наук и образования. – 2022. - №81-5. – с. 33-36Кылгыдаи А. Рынок труда: изменения в сфере труда, вызовы современности // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2022. - №1. – с. 63-66Лукьянова М.Т. Понятие занятости и содействие в обеспечении занятости и трудоустройства, правой статус безработного // Российский электронный журнал. – 2022. - №2 (44). – с. 132-141Макарова А.О. Статистический анализ занятости населения Санкт-Петербурга // Социальные и экономические системы. – 2023.- №3-2 (44). – с. 319-331Носова Д.И. Система управления занятостью населения в Российской Федерации и оценка ее эффективности на современном этапе. – 2019. - № 7 (31). – с. 30Парушина Н.В. Государственная политика в области труда и занятости населения в условиях санкционной экономики // Фундаментальные исследования. – 2022. - №7. – с. 77-82Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7Сигидов Ю.И., Караев Е.Н., Мусханова Х.Ж. Современные особенности регулирования рынка труда и занятости // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. - №43 (5). – с. 271-276Трофирова В.В., Круталевич М.Г. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения // Мировая наука. – 2023. - №10 (79). – с. 88-91Шибаршина О.Ю. Государственная политика занятости и регулирования безработицы // Научный электронный журнал меридиан. – 2019. - № 6(24). – с. 6-8Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики[Электронныйресурс]. //:https://rosstat.gov.ru/Рынок труда во время эпидемии и после: что будет с вакансиями и зарплатами, и что нужно делать уже сейчас? Электронныйресурс]. // URL: https://bankstoday.net/last-articles/rynok-truda-vo-vremya-epidemii-i-posle-chto-budet-svakansiyami-i-zarplatami-i-chto-nuzhno-delat-uzhe-sejchasПанов А.М. Неустойчивая занятость: концептуализация понятия и критерии оценки // Вопросы территориального развития. – 2016. – № 3.[Электронный ресурс] // http://vtr.vscc.ac.ru/article/1894Приложение АСовременный комплексный системный подход к занятости в государственной политике
2.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 25.12.2023) "О занятости населения в Российской Федерации" .Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
3.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", с изменениями и дополнениями от: 22 сентября 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
4.Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 362 (ред. от 11.12.2023) "О государственной поддержке в 2024 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (вместе с "Правилами предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2024 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) .Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
5.Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 376
"Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 -2024 годах", с изменениями и дополнениями от: 27 декабря 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
6.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. N298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", с изменениями и дополнениями от: 22 сентября 2023 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»
7.Балтина А.М., Штырхунова О.С. Финансирование мероприятий активной политики занятости населения // Вестник академий знаний. – 2022. - №53 (6). –с. 316-320
8.Васильева И.А. Господдержка занятости населения // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: математика. Компьютер. Образование. – 2023. - №30. – с. 132-140
9.Ковтун Е.А., Удалов Д.Э. Вопросы правового регулирования занятости населения // Тенденции развития наук и образования. – 2022. - №81-5. – с. 33-36
10.Кылгыдаи А. Рынок труда: изменения в сфере труда, вызовы современности // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2022. - №1. – с. 63-66
11.Лукьянова М.Т. Понятие занятости и содействие в обеспечении занятости и трудоустройства, правой статус безработного // Российский электронный журнал. – 2022. - №2 (44). – с. 132-141
12.Макарова А.О. Статистический анализ занятости населения Санкт-Петербурга // Социальные и экономические системы. – 2023.- №3-2 (44). – с. 319-331
13.Носова Д.И. Система управления занятостью населения в Российской Федерации и оценка ее эффективности на современном этапе. – 2019. - № 7 (31). – с. 30
14.Парушина Н.В. Государственная политика в области труда и занятости населения в условиях санкционной экономики // Фундаментальные исследования. – 2022. - №7. – с. 77-82
15.Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7
16.Сигидов Ю.И., Караев Е.Н., Мусханова Х.Ж. Современные особенности регулирования рынка труда и занятости // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. - №43 (5). – с. 271-276
17.Трофирова В.В., Круталевич М.Г. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения // Мировая наука. – 2023. - №10 (79). – с. 88-91
18.Шибаршина О.Ю. Государственная политика занятости и регулирования безработицы // Научный электронный журнал меридиан. – 2019. - № 6(24). – с. 6-8
19.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. //: https://rosstat.gov.ru/
20.Рынок труда во время эпидемии и после: что будет с вакансиями и зарплатами, и что нужно делать уже сейчас? Электронный ресурс]. // URL: https://bankstoday.net/last-articles/rynok-truda-vo-vremya-epidemii-i-posle-chto-budet-svakansiyami-i-zarplatami-i-chto-nuzhno-delat-uzhe-sejchas
21.Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуализация понятия и критерии оценки // Вопросы территориального развития. – 2016. – № 3. [Электронный ресурс] // http://vtr.vscc.ac.ru/article/1894