Методика разработки и проведения занятия практикума по теме «Иллюстрация газеты».
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 01.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические основы изучения иллюстрированной газеты 7
1.1 Исторические предпосылки возникновения и развития газеты в России 7
1.2 Общая характеристика понятия «иллюстрированная газета» в аспекте курсового исследования 12
1.3 Методы и приемы освоения знаний об иллюстрированной газете 15
Глава 2 Экспериментальная деятельность по изучению иллюстрированных газет в учреждениях дополнительного образования детей 25
2.1 Анализ опыта работы педагогов в МБУ ДО «Центр детско-юношеского технического творчества» (г. Новокузнецк) по проведению занятий-практикумов: констатирующий эксперимент 25
2.2 Исходные положения, этапы и организация экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему 30
«Иллюстрация газеты» 30
2.2.1 Основные принципы в разработке занятия-практикума на тему 30
«Иллюстрация газеты» 30
Этапы верстки газеты 31
2.2.2 Основные этапы и организация деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты» 35
2.3 Анализ результатов экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты» 38
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложение 45
Некоторые издания чаще используют одни виды, нежели другие, но основным все же является фотография.Целесообразно будет подробно рассмотреть каждый из видов иллюстраций в отдельном порядке:РисунокСегодня в журнальной и газетной практике вновь повышается значимость рисунка. За последние десятилетия фотография практически полностью вытеснила рисунок со страниц газет, не привнеся, по большому счету, ничего качественно нового в оформление. Поэтому, хорошо выполненный рисунок - иллюстрация к материалу, зарисовка, карикатура - воспринимаются гораздо чувствительнее, ближе, а следовательно, «весомее», чем фотоснимок. Средствами графики можно подчас выразить то, что недоступно фотографии. Многие издания («Аргументы и факты», «Коммерсант» и др.) активно используют рисунок в дизайне. Порой постоянная серия карикатур может быть фирменным знаком.Несмотря на многообразие иллюстративного материала в периодических изданиях, все изображения можно разделить на три большие группы - на рисунок, фотографию и инфографику. Каждый из этих видов иллюстрации подходит для определенных целей и выполняет дополнительные, специфические функции. Некоторые издания чаще используют одни виды, нежели другие, но основным все же является фотография.ИнфографикаИнфографика, выполняемая в технике компьютерных диаграмм или рисунков, по доходчивости часто опережает даже самую совершенную фотоиллюстрацию. Порой инфографика выступает наиболее весомым элементом полосы.Инфографика создается как в простых программах (типа MS Excel), так и в сложных 3D-программах. Главное ее качество - информативность, а не художественность. Сложная графика бесполезна, если она не разъясняет или не дополняет статью. В инфографике должен содержаться весь необходимый материал для того, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи. В любом случае, инфографика публикуется, во-первых, под определенным заголовком и, во-вторых, содержит источник информации, который может быть напечатан мелким шрифтом внизу. Читатели имеют право знать, откуда взят материал для графики.ФотоиллюстрацияФотоиллюстрация - один из существеннейших элементов графической модели газеты. Во-первых, фото может быть самостоятельно первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст. Во-вторых, наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевать само время. В-третьих, контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию периодического издания, тем самым привлекая внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией.Фотография занимает особое место среди других видов иллюстраций, так как она наиболее многогранна. Существует даже отдельная отрасль журналистики - фотожурналистика. В целях упразднения системы фотографий, образовались некоторые жанры фотожурналистики. Наиболее востребованными являются следующие жанры: фоторепортаж, фотоиллюстрация, новостная фотография.Новостная фотография - съемка конкретного события в данном месте. Такой снимок информирует о том, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка. Фотоинформация - наиболее оперативная форма отражения действительности, ранее других выделившаяся в особый жанр фотожурналистики.Фотоиллюстрация - визуальный, вторичный по отношению к тексту жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия. Назначение ее заложено в названии.Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, освещающее, как правило, многосоставное событие. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, может быть, с показом прогрессирующих или регрессирующих последствий. А России фоторепортаж как жанр по форме и по содержанию появился и стал развиваться в 70-е годы XIX века.Помимо сугубо журналистских жанров, в периодическом издании могут использовать и художественно-публицистические жанры фотографий. Такими являются: фотоочерк, фотопортрет, фото-пейзаж, фото-натюрморт, интерьерная съемка, фоторепродукция, фотореклама, фотоколлаж, фотореклама, фотоплакат, документальная фотография, жанровая фотография.2.2.2 Основные этапы и организация деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты»Методика работы над проектом строилась по следующей схеме (ход работы):Организация деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты» - часть проектной деятельности по созданию газеты. Проведение данного занятия может быть запланировано в одном из учебных блоков по изучению основ журналистики на курсе дополнительного образования «Основы журналистского мастерства и издательского дела».1)Первый этап - совместное обсуждение и выбор темы. Темы была выбрана и сформулирована следующим образом: «Иллюстрация газеты». Мотивацией к работе и изучению данной темы может послужить посещение графической или фотовыставки. А также стоит организовать для детей посещение редакции или знакомство и беседу с действующими местными журналистами или редакторами.2) Подготовка к работе над проектом «Иллюстрация газеты». Постановка проблемы. Проблемой проекта может стать разработка и создание иллюстрированной газеты. На основе впечатлений от ранее подготовленных новостей, текстов или репортажным материалов, а также полученных ранее знаний, навыков и умений. Совместная работа группы: обсуждение и корректировка плана работы над проектом, изучение и анализ технологии изготовления иллюстрированной газеты.3) Исследовательская деятельность проекта. Деление на подгруппы, составление плана исследовательской деятельности. Подготовка презентаций и докладов по изучаемой теме, непосредственно связанной с историей вопроса:иллюстрацией и ее историей. Изучение истории и особенностей газетной иллюстрации. Итогом этой части работы можно назвать конференцию или конкурс, которые могут стать исследовательской частью деятельности работающих над проектом ребят. 4) Практическая часть проекта. Художественное проектирование.Выбор материалов, обсуждение композиции, колорита будущих иллюстраций, видов иллюстрации. Обсуждение основ и правил верстки в контексте данного проекта. Создание коллажных работ, сбор материала для источника вдохновения. Эскизный этап и подбор колористического решения. Создание зарисовок и эскизов. Совместное обсуждение и выбор лучших эскизов. 5)Работа над иллюстрациями.Организация рабочего места. Поэтапная индивидуальная работа над иллюстрациями. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. 6) Подведение итогов.Подготовка готовых работ или работы к защите. Обсуждение достоинств и недостатков, самооценка результатов. Что получилось, а чего не удалось добиться. Если делились на группы, то будет целесообразно устроить конференцию по презентации проектов (Иллюстрированных газет или отдельно иллюстраций на разную тематику).7) Оформление.Ознакомиться с требованиями к оформлению проекта. Работа над оформлением проекта. Возможны несколько вариантов оформления готового проекта: рисованная от руки иллюстрированная газета, напечатанная газета, а также электронный вариант сверстанной иллюстрированной газеты, размещенный в социальных сетях. 8) Защита проекта.Данный проект можно представить на конкурсе или фестивале, посвященном молодежной и детской журналистике. В виде доклада и презентации; Обучающиеся могут представить свои работы, как творческие, так и исследовательские.9) Самоанализ.Итоговое обсуждение проектной деятельности по созданию иллюстрированной газеты во время занятий. Результат работы. Обсуждение может включать следующие вопросы: сделано ли то, что было запланировано; получился ли проект; довольны ли им обучающиеся; хочется ли что-нибудь в нём исправить. Работа над проектом может состоять из разных видов деятельности ребят. Временные рамки работы над проектом – 16 часов аудиторной работы + 14 часов самостоятельной работы. Одно из занятий проекта представлено в виде практическогозанятия по теме «Иллюстрация газеты».Итог работы над проектом – выполненные книжные иллюстрации, выполненные обучающимися и являющиеся частью самостоятельной, творческой и исследовательской деятельностью, а также защита проекта. Такой вид обучения играет важную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение для обучающихся. К данной части работы прилагается технологическая карта одного из уроков в рамках проекта.2.3 Анализ результатов экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты»Ранее рассмотрены теоретические предпосылки организации и проведения обучающего урока на тему «Иллюстрация газеты», а также проектной деятельности дополнительного образования по созданию иллюстрированной газеты. Чтобы сделать выводы об эффективности созданной методической модели и результатов экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты» можно сравнить и проанализировать работы ребят посещающих занятия. При планировании занятия был использован новый изученный опыт создания и использования инновационных форм уроков. Рассмотрена отдельно проектная деятельность в контексте дополнительного образования.Проектная деятельность обучающихся данного исследования была подвергнута детальному изучению. Важной составляющей деятельности детей является анализ процессов и полученных результатов этой деятельности. От начальной постановки задачи, поиска путей решений, до возникновения зрительного образа газетной иллюстрации и его воплощения в индивидуальном и совместном творчестве, до размещения иллюстрации и верстки готовой газеты.Предлагаемые методические схемы, которые использовались в данной исследовательской работе легли в основу практической проектной деятельности с обучающимися дополнительного образования. Деятельность обучающихся структурирована и ведет как закреплению ранее изученного материала, так и к получению новых знаний. Соответствует плану курса и органично входит в образовательный и развлекательный процесс. В данной экспериментальной деятельности, готовая иллюстрация газеты обучающихся рассматривается как один из результатов деятельности. Также результатом деятельности можно назвать сформированные в процессе проектной деятельности навыки и умения, новые полученные знания. Работа такого рода, как создание иллюстрации, требует от детей набора определенных знаний, умений и навыков. В проектной деятельности они совмещаются в комплексе. Выделим из этого списка умения и компетенции:- личностные - знания, умения и навыки самосовершенствования;- творческие –создание иллюстраций;-коммуникативные - речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество;-информационные - поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации;-ценностно-смысловые - воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление;-социально-трудовые - профориентация, активная гражданская и социальная деятельность;-учебно-познавательные - логика, критическое и креативное мышление, планирование;-общекультурные - осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре.Также сделаны в процессе работы определенные выводы. Чтобы издавать и распространять газету в условиях дополнительного образования, нужна постоянная редакция, сплоченная одним общим делом. Также должна быть продумывала линия, стратегия и тактика газеты по всем вопросам и проблемам. Задача редакции – находиться всегда в гуще событий, сделать даже иллюстрированную газету актуальной и животрепещущей. Обязательно нужны: -цели газеты (например, газеты могут быть для любителей спорта, отличников учебы, ребят целого района и т.д.);- тематика газеты (она должна быть неизменной от номера к номеру);- круг читателей (аудитория, которой интересна данная газета);- тираж (зависит от числа читателей);- периодичность (график выхода);- обратная связь с читателем (социологические опросы, адрес в газете, «почтовый ящик»);- дизайн иллюстраций в газете и верстка (оформление названия, рубрик газеты, подбор шрифтов и их размеров).Анализируя работы ребят можно сказать, что совершенно очевидна и эмоциональная сторона подобной деятельности. Теоретическая основа становится началом работы над проектом. Этот процесс отразился на дальнейших действиях детей, которые посещают занятия в кружке. Уже на этом этапе у участников проекта начали формироваться различные умения, выраженные в понимании текста и его интерпретации в графическом виде. Учитывая, что в процессе подготовки к изобразительной деятельности обучающиеся провели мыслительный этап работы, то можно сделать вывод, что у них сформировалось свое индивидуальное видение оригинальных газетных иллюстраций. С этим видом деятельности можно связать формирование учебно-информационных и учебно-интеллектуальных умений. Которые понимаются под умением адекватного восприятия текса, чтением, обобщением, абстрагированием, усвоением информации. Связь с общеобразовательными предметами здесь очевидна.«Значение иллюстративного рисования очень велико, поскольку оно связывает изобразительное искусство с такими дисциплинами как литература, история, география и др. Для того чтобы правильно передать окружающий мир, нарисовать образы героев и выразить свое впечатление от текста ребенку необходимы знания во многих областях. Так развиваются умения ребенка. Чтобы создать хороший продукт и добиться большей выразительности в рисунке ребенок начинает стараться и развивает свои способности, получает в процессе работы новые навыки и развивает умения, присущие данному виду деятельности.ЗаключениеПроведенный анализ содержания программ МБУ ДО «Центр детско-юношеского технического творчества», а также анализ опыта работы педагогов указывает на тщательно продуманную структуру курсов. В том числе и по журналистике и издательскому делу. Курс «Основы журналистского мастерства и издательского дела» относится к разделу социально-гуманитарной направленности и та программа, на основе которой он реализуется позволяет педагогу дополнительного образования удачно сочетать текстовые и иллюстративные материалы в своей работе. В данной работе была подтверждена гипотеза, что в системе дополнительного образования детей должны быть включены современные методики обучения, так как это в дальнейшем улучшит понимание материала, а также улучшит связь между педагогом и ребенком. Опираясь на уже известные данные психологии, педагогики, исторические основы изучения появления газет и иллюстративного материала был обобщен опыт создания и использования инновационных методик в разработке занятия по теме «Иллюстрация газеты».Для реализации данной цели и подтверждения гипотезы, были решены задачи:- выявить исторические предпосылки возникновения и развития газеты в России;- составить характеристику понятия «иллюстрированная газета» в аспекте курсового исследования;- исследовать методы и примы освоения знаний об иллюстрированной газете;- проанализировать опыт работы педагогов в МБУ ДО «Центр детского-юношеского технического творчества» (г. Новокузнецк ) по проведению занятий-практикумов; - выявить исходные положения, этапы и организация экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты»;- проанализировать результаты экспериментальной деятельности по разработке и проведению занятия-практикума на тему «Иллюстрация газеты».Список использованных источников1)Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра, [Учеб. пособие для вузов] / С.М. Гуревич. - Москва : Аспект пресс, 2004., с.872)Баслина Е. Ю., Ухова Л. В. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора // Яросл. пед. вестн. 2014. № 1. Т. I . Гуманитарные науки. С.135–140. URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2014_1g/23.pdf.3) Баранская, Н.С., Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник / Авт.-сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динесман и др. / Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959.. с.4304)Виннийчук А. В. Возникновение и становление городских газет в России: середина XIX - начало ХХ века // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. №S23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-stanovlenie-gorodskih-gazet-v-rossii-seredina-xix-nachalo-hh-veka (дата обращения: 28.04.2024).5)Гиляровский В. Москва газетная: В 4 т. Т. 3. М., 1967 г., с.866)Дорошенко Светлана Ивановна, Дорошенко Юрий Иванович Метод проектов в зарубежной и отечественной педагогике 1920-1930-х годов // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-pedagogike-1920-1930-h-godov (дата обращения: 26.04.2024).7) Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989 г., с.2008)Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания / Науч. ежегодник филос. и права УрО РАН. 2004. Выпуск 5.С. 184–193. URL: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2004/9.pdf (дата обращения25.04.2024).9)Морозова М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // ИТС. 2007. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-istorii-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogiki (дата обращения: 26.04.2024).10)Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г– Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf11) Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.12) Ляшенко Л.М. России в первой половинеXIX в.: упущенные возможности // История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2000 г., с.155.Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник / Авт.-сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динесман и др. / Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959 г., с.32013) Лазарев, В.С. Проектная деятельность: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с. 14)Магомедова У.А. Дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-metoda-proektov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 28.04.2024).15)Плюснина У. В. Проектная деятельность школьников: изучение иллюстрации на уроках МХК // Человек в мире культуры. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-izuchenie-knizhnoy-illyustratsii-na-urokah-mhk (дата обращения: 04.03.2023).16)Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005, стр.55.17)История русской журналистики XVIIIñXIX веков: Учебник / Л. П. Громова, М. М. Ковалева, А. И. Станько, Ю. В. Стенник и др.; Под ред. Л. П. Громовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 672 с. 18)Энциклопедический словарь: В 82 т. / Издание Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб., 1890ñ1907. Т. 24. 1894. 960 с.19)Верстка газет: правила и этапы [Электронный ресурс] https://mediaaid.ru/blog/instructions/gazetnaya-verstka-pravila-i-osobennosti/ (дата обращения 27.04.24)20)Дополнительная общеразвивающая программа http://ctt-meridian.ru/files/normativ/Edu/program_2021-22/4-6-%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%B6%D1%83%D1%80_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B8%D0%B7%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0.pdf (дата обращения 27.04.24)21)Официальный сайт ctt-meridian.ru [Электронный ресурс] http://ctt-meridian.ru/sveden/document (дата обращения 28.04.24)22)Ярмакеева Светлана Альбертовна Педагогическое проектирование в деятельности педагога дополнительного образования // КПЖ. 2009. №9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-v-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.04.2024).ПриложениеИллюстрация №1Газета «Меридиан» выполненная силами ребят кружка «Основы журналистского мастерства и издательского дела»Иллюстрация №2Педагоги направления «Основы журналистского мастерства и издательского дела»
1)Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра, [Учеб. пособие для вузов] / С.М. Гуревич. - Москва : Аспект пресс, 2004., с.87
2)Баслина Е. Ю., Ухова Л. В. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора // Яросл. пед. вестн. 2014. № 1. Т. I . Гуманитарные науки. С.135–140. URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2014_1g/23.pdf.
3) Баранская, Н.С., Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник / Авт.-сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динесман и др. / Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959.. с.430
4)Виннийчук А. В. Возникновение и становление городских газет в России: середина XIX - начало ХХ века // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. №S23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-stanovlenie-gorodskih-gazet-v-rossii-seredina-xix-nachalo-hh-veka (дата обращения: 28.04.2024).
5)Гиляровский В. Москва газетная: В 4 т. Т. 3. М., 1967 г., с.86
6)Дорошенко Светлана Ивановна, Дорошенко Юрий Иванович Метод проектов в зарубежной и отечественной педагогике 1920-1930-х годов // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-pedagogike-1920-1930-h-godov (дата обращения: 26.04.2024).
7) Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989 г., с.200
8)Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания / Науч. ежегодник филос. и права УрО РАН. 2004. Выпуск 5.С. 184–193. URL: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2004/9.pdf (дата обращения
25.04.2024).
9)Морозова М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // ИТС. 2007. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-istorii-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogiki (дата обращения: 26.04.2024).
10)Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г– Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
11) Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.
12) Ляшенко Л.М. России в первой половинеXIX в.: упущенные возможности // История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2000 г., с.155.
Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник / Авт.-сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динесман и др. / Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959 г., с.320
13) Лазарев, В.С. Проектная деятельность: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.
14)Магомедова У.А. Дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-metoda-proektov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 28.04.2024).
15)Плюснина У. В. Проектная деятельность школьников: изучение иллюстрации на уроках МХК // Человек в мире культуры. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-izuchenie-knizhnoy-illyustratsii-na-urokah-mhk (дата обращения: 04.03.2023).
16)Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005, стр.55.
17)История русской журналистики XVIIIñXIX веков: Учебник / Л. П. Громова, М. М. Ковалева, А. И. Станько, Ю. В. Стенник и др.; Под ред. Л. П. Громовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 672 с.
18)Энциклопедический словарь: В 82 т. / Издание Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб., 1890ñ1907. Т. 24. 1894. 960 с.
19)Верстка газет: правила и этапы [Электронный ресурс] https://mediaaid.ru/blog/instructions/gazetnaya-verstka-pravila-i-osobennosti/ (дата обращения 27.04.24)
20)Дополнительная общеразвивающая программа http://ctt-meridian.ru/files/normativ/Edu/program_2021-22/4-6-%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%B6%D1%83%D1%80_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B8%D0%B7%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0.pdf (дата обращения 27.04.24)
21)Официальный сайт ctt-meridian.ru [Электронный ресурс] http://ctt-meridian.ru/sveden/document (дата обращения 28.04.24)
22)Ярмакеева Светлана Альбертовна Педагогическое проектирование в деятельности педагога дополнительного образования // КПЖ. 2009. №9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-v-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.04.2024).