Методическое сопровождение воспитателей в организации развития изобразительного творчества детей.......
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты методического сопровождения воспитателей в организации ДОУ для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста 6
1.1.Особенности организации методического сопровождения воспитателей в области развития изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения 14
Глава 2.Организация методического сопровождения воспитателей в ДОУ при развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции 25
2.1.Программа методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества старших дошкольников средствами декоративной композиции 25
2.2.Практические рекомендации по организации методического сопровождения воспитателей в ДОУ средствами декоративной композиции на занятиях изобразительного творчества 44
Заключение 61
Литература 65
Для реализации творческого потенциала старших дошкольников сам воспитатель, прежде всего, должен обладать всеми необходимыми качествами для работы с детьми, реализуя не только свои педагогические знания, но и формируя базис для творческой самореализации личности старших дошкольников.Рисунок 1 – Развитие наблюдательности в декоративной композиции В результате представленный рисунок для изучения наблюдательности (рисунок 1) в декоративной композиции помогает старшим дошкольникам развивать и творческое воображение и мышление, пытаясь проанализировать вместе особенности данного рисунка. Здесь важно при развитии наблюдательности у старших дошкольников формировать умение видеть натуру и улавливать в ней главное. Такой подход не получается сразу у каждого дошкольника, здесь важно направить детей к познанию. Рисунок 2– Линия, пятно, точка в декоративной композиции В процессе реализации предложенной тематики «Линия, пятно, точка в декоративной композиции» (рисунок 2) воспитатели делают упор на том, что в основе любого объекта предметно-пространственной среды – это всегда работа с формой. В целом такая работа направлена на поиск наиболее важного и существенного в изображении того или иного объекта.Здесь важно пояснить старшим дошкольникам, что точка представляет собой элемент графического акцента на плоскости рисунка. При этом точка имеет пусть и небольшие размеры, но имеет очень широкие возможности для реализации построения успешной декоративной композиции. Нередко именно точка выступает в качестве основного центра композиционного строя. Также в процессе изобразительной деятельности точка может выступать в качестве элемента фокусировки на себе внимания зрителя, это связано с проявлением ее свойств в декоративной композиции: - расположение точки на плоскости;- размер точки;- ее силуэт;- плотность заполнения изображения и другие характеристики. В целом художественные свойства точки связаны с линиями и пятнами, вместе они образуют конструктивную декоративную композицию. Линия в процессе выстраивания декоративной композиции, в свою очередь, характеризуется своей протяженностью, а также особенностями координатного направления линии придают ей характер линейно-графической формы. Важно констатировать, что в процессе формирования декоративной композиции при изучении с дошкольниками линии, пятна и точки, важное значение имеет пятно, которое может заполнять большую часть графической плоскости изображения. В целом при использовании пятна увеличивается и цветовая палитра и средства построения декоративной композиции. В такую палитру подключаются разные формы, приемы. Рисунок 3 – Статика и динамика в декоративной композиции Рисунок 4 – Правила симметрии и асимметрии в композиции Рисунок 5 - Изображение образа птицы с помощью геометрических фигурРисунок 6– Средства выражения в композиции (линия, пятно, штрих) к тематике «Фантазийный костюм»Рисунок 7 – Доминанта в декоративной композицииРисунок 8 – Стилизация птицРисунок 9 – Формирование грамотного изображения фигуры с натурыВ процессе реализации и объяснения темы по статике и динамике при изучении декоративной композиции (рисунок 3), воспитатели учитывают, что статичные композиции чаще всего используются в изобразительной деятельности для передачи спокойного настроения, гармоничного состояния.Также важно объяснить старшим дошкольникам, что статичные декоративные композиции можно использовать для передачи торжества, торжественной помпезной обстановки. В процессе реализации тематики, направленной на изучение симметрии и асимметрии важно раскрыть особенности использования данных методов организации пространства.Одним из простых видов симметрии является так называемая зеркальная симметрия, ее можно продемонстрировать старшим дошкольникам, используя иллюстрации, заранее подготовленные самим воспитателем или использовать проекцию с помощью презентации. Также, не смотря на сложную терминологию, старшим дошкольникам можно объяснить и другие виды симметрии, например, симметрию относительно диагонали, или центрально-осевую симметрию. При исследовании тематики «Изображение образа птицы с помощью геометрических фигур» (рисунок 5) важным аспектом является подготовка шаблонов образа птицы, которые затем могут разукрасить старшие дошкольники. Дети в данном возрасте очень любят разукрашивать, заполнять цветом разные пространства. В процессе исследования тематики «Средства выражения в композиции (линия, пятно, штрих)» (рисунок 6) можно акцентировать внимание на штрихе.Так точечная штриховка может быть различной, что важно продемонстрировать старшим дошкольниками, важно объяснить функционал точечной штриховки, которую чаще всего используют в качестве брызг, изображая воду или морскую пену и другие образы, связанные с водой.Тематика «Доминанта в декоративной композиции» (рисунок 7) является центральной в тематике изучения старших дошкольников декоративной композиции. При исследовании вышеуказанной тематики важно акцентировать внимание детей на том, что в композиции существует центральная фигура – доминанта и присутствуют второстепенные фигуры, в процессе занятия по изобразительному искусству можно показать старшим дошкольникам разные иллюстрации, связанные с демонстрацией доминанты в графическом изображении.Следует отметить, что большинство старших дошкольников достаточно быстро и легко понимают смысл данной темы, поскольку чаще всего дети в данном возрасте используют интуитивно и неосознанно в своей изобразительной деятельности доминанту в построении композиции.Тематика стилизации птиц (рисунок 8) формирует интерес старших дошкольников к творческой деятельности, поддерживает интерес к природе, к животным, позволяет использовать уже полученные знания в процессе изобразительного творчества.При формировании правильного изображения фигуры с натуры, важно понимать какие учебные задачи решают при реализации данной темы в процессе изобразительного творчества старших дошкольников:- это умение передавать форму предмета, ее величину, положение в пространстве;- развитие умения передать в изобразительной деятельности несложных движений;- развивать у старших дошкольников чувство цвета;- формировать умения у старших дошкольников по исследованию технических навыков работы с карандашом – создание штриховок, красок – формирование и закрепление навыков работы с кистью.В результате усложнения заданий по декоративной композиции на занятиях по изобразительной деятельности расширяется творческое воображение старших дошкольников, жизненный опыт, ребята приобретают новые знания в области ИЗО, набираются эстетических впечатлений, что в целом формирует духовно-нравственные и эстетические чувства у старших дошкольников, развивая их культуру и создавая условия для гармоничного развития личности.В старшем дошкольном возрасте дети уже могут передавать в рисунках сходства и различия, умеют изображать с натуры овощи, цветы, фрукты, умеют отличать их характерные особенности.Таким образом, используя вышеуказанные иллюстрации, которые воспитатель может представить старшим дошкольникам в качестве примера, помогает в формировании творческих способностей детей и прививает интерес к декоративной композиции.Выводы по 2 главе1.В результате организации методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции была предложена Программа методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества старших дошкольников средствами декоративной композиции, основная идея которой основывается на том, чтобы: - выявить творческие способности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;- познакомить старших дошкольников с композиционной грамотой;- развивать творческий потенциал старших дошкольников в условиях ДОУ;- способствовать формирований знаний, умений и навыков в области творческой самореализации личности старших дошкольников.2.В работе представлен тематический план по реализации декоративной композиции на занятиях по изобразительному искусству среди старших дошкольников и представлены практические рекомендации 3.В практической части исследования предложены практические рекомендации по формированию творческих способностей в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративной композиции.4.В исследовании представлены практические рекомендации относительно каждой тематики, которая связана с реализацией декоративной композиции в сфере изобразительной деятельности старших дошкольников.5.В целом при реализации программы по методическому сопровождению воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения у старших дошкольников развиваются творческие способности, творческое воображение, мышление и создаются условия для гармоничного развития личности и формирования эстетической культуры старших дошкольников в условиях ДОУ.ЗаключениеВ научной работе для реализации цели исследования были решены следующие теоретические и практические задачи:- Изучены особенности организации методического сопровождения воспитателей в области развития изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста;- раскрыты особенности развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения;- разработана программа методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества старших дошкольников средствами декоративной композиции;- представлены практические рекомендации по организации методического сопровождения воспитателей в ДОУ средствами декоративной композиции на занятиях изобразительного творчества.В результате изучения теоретических аспектов методического сопровождения воспитателей в организации ДОУ для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста было определено следующее:К особенностям организации методического сопровождения воспитателей в области развития изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста следует отнести разработанную модель, включающую такие компоненты как:- развитие профессиональной компетентности воспитателей;- развитие творческого потенциала воспитателей;- мониторинг эффективности творческой работы;- помощь воспитателям в организации работы с родителями по реализации творческих занятий с детьми.Исследуя особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, было определено, что именно старший дошкольный возраст представляет собой сензитивный, то есть наиболее благоприятный период для развития творческих способностей личности.Важным аспектом в развитии творческих способностей выступает композиционное мышление, которое развивается при декоративной композиции в процессе изобразительной деятельности.В результате организации методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции была предложена Программа методического сопровождения воспитателей в условиях ДОУ при развитии изобразительного творчества старших дошкольников средствами декоративной композиции, основная идея которой основывается на том, чтобы: - выявить творческие способности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения;- познакомить старших дошкольников с композиционной грамотой;- развивать творческий потенциал старших дошкольников в условиях ДОУ;- способствовать формирований знаний, умений и навыков в области творческой самореализации личности старших дошкольников.В работе представлен тематический план по работе с декоративной композицией на занятиях по изобразительному искусству среди старших дошкольников. И представлены практические рекомендации по формированию творческих способностей в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративной композиции. В практической части исследования особое внимание важно уделять следующим психолого-педагогическим аспектам старших дошкольников:1.Учет возрастных особенностей старших дошкольников.2.Использовать индивидуально-психологический подход к старшим дошкольникам в процессе занятий творчеством.3.Создавать творческую атмосферу на занятии по изобразительному искусству.4.В процессе подготовки к занятиям использовать различные методы и приемы работы со старшими дошкольниками, усиливая интерес к творческой самореализации.5.Важно оказывать педагогическую поддержку каждому воспитаннику в группе, создавая комфортные психологические условия для формирования стойкого интереса старших дошкольников к изучению декоративной композиции.5.Использовать на занятиях по изобразительному искусству такие важные элементы образовательной деятельности как тщательная подготовка к занятиям, реализация активных игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, не забывая, что большинство социального опыта старшие дошкольники получают через игровую деятельность.При реализации практических рекомендаций и учете возрастных особенностей развития у старших дошкольников творческих способностей, важно раскрыть также дальнейшие перспективы практического исследования:1.Предлагается внедрение предложенной авторской методической программы, с опорой на представленный и разработанный план по развитию творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений.2.Проведение контрольного и формирующего срезов после реализации предложенного плана занятий по изобразительному искусству с опорой на развитие знаний, умений и навыков в области декоративной композиции старших дошкольников.3.Организованная работа с педагогическим коллективом по внедрению предложенной программы методического сопровождения для воспитателей в условия ДОУ для тех, кто занимается со старшими дошкольниками.4.Организовать эффективную работу с родителями по реализации методического сопровождения на заданную тематику.5.Создание условий и расширение возможностей с привлечением информационных технологий для организации эффективного методического сопровождения воспитателей в ДОУ в изобразительной деятельности с опорой на декоративную композицию. ЛитератураАлехин, А.Д. Изобразительное искусство : Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. - 160 с.Анищенкова А.В. Феномен воображения какважнейший компонент творческой деятельности //Гуманизация образования. 2010. №1. URL: http://cyber- leninka.ru/article/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhney- shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti.Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Смысл :Academia, 2007. - 526 с.Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич; под общ.ред. Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д.: Творческий центр Учитель, 1999. – 560 с.Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков ; [Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР]. – М. : Искусство, 1977. - 263 с.Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 140 с.Гончаров, А.Д. Теория композиции : Учеб.пособие для спец. 2220 "Графика" / А. Д. Гончаров, А.С. Котляров; Моск. полигр. ин-т. - 2-е изд., испр. - Москва : МПИ, 1986. – 57 с. Григорьева, О.А., Шинкарева, Н.А. Особенностиразвития творческого воображения мальчиков и девочек6-го года жизни. / Современная педагогика. 2015. № 10(35). С. 62–63.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. – М. [и др.] : Питер, 2007 (СПб. : Техническая книга). - 358 с.Зайцева, О.Ю., Карих, В.В. Взаимосвязь субъектного художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика ипсихология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 271-274.Исакова, Ю.Б. Динамика развития креативности встаршем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21).С. 313-316.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творче-ство/ М. -Просвещение, 2005. – 158 с.Кардовский, Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма / [Сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская]. – М. : Акад. художеств СССР, 1960. - 340 с.Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника / Е. А. Кибрик ; [предисл. О. Верейского]. - Москва : Искусство, 1984. – 255 с.Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание.– 2010. - № 6. – С. 44–52.Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10. — С. 65–67. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : [методическое издание] / Н. А. Короткова. – М. :Линка-Пресс, 2007. - 208 с.Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб.пособие / О. В. Корчинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 320 с. Кудрявцев В.Т. Концептуальные основы проектаразвивающего дошкольного образования – М.: ВентанаГраф, 2007. – 144 с.Купряшкина, А. В. Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации / А. В. Купряшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 245-247. Курочкина, Н. А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству: учеб.пособие / Н. А. Курочкина. — СПб: Акцидент, 1996. — 112 с.Лазарева Ю.В. Развитие творческого потенциаладошкольников средствами изобразительной деятельности / Ю.В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С.105–109.Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциалаучащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / подред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск:Паритет-Профит, 2002. - С. 42–58. Максимова, Е.А. Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном процессе: научная школа Е.А. Александровой / Е.А. Максимова // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3 (31) (июль – сентябрь). – С. 36-41. Медведев, Л.Г. Академический рисунок в образном познании : монография / Л. Г. Медведев. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. - 235 с.Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования : методическое пособие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - Москва : Просвещение, 2008. - 175 с.Молева, Н.М.П.П. Чистяков как художник и теоретик искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.00. – М., 1953. – 339 с.Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектовразвивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. − М., 2001. − 74 с. Окунев, Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции : на материале преподавания живописи на старших курсах ХГФ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1989. - 133 с.Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.Прыскина, Е.А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников / Е. А. Прыскина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – № 3 (6). – С. 65–67.Прыскина, Е. А. Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Прыскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 77-80. Рыбакова, Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Рыбакова. − Челябинск, 2015. − 26 с. Севастьянова О.А. Психолого-педагогическиеусловия развития творческих способностей детей до- школьного возраста учреждений культуры: автореф.дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. – 23 с.Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / Л.Г. Субботина. − Кемерово, 2002. − 21 с. Суровцева С.С. Исследование психофизиологи-ческих предпосылок развития творческих и музыкаль- ных способностей старших дошкольников: авторефератдисс. канд. псих.наук / СПб. 2004. – 22 с.Теплов, Б.М. Психология : учебник для средней школы / Б. М. Теплов. - Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. – М.:Концептуал, 2019. - 255 с.Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Ю. Тришина. − Кемерово, 2006. – 23 с. Уланова С,Л., Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Педагогические условия организации психолого-педагогического сопровождения развития детского изобразительного творчества в условиях региона // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. – С. 255-257 Уланова, С.Л. Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды / С.Л. Уланова, Н.В. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 4. – С. 259-262. Фаворский, В.А. О рисунке. О композиции / [Вступ. статья заслуж. деят. искусств Кирг. ССР. А. Н. Михалева]. - [Фрунзе] : Кыргызстан, 1966. - 77 с.Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с. Чурекова, Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т.М. Чурекова. − Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. − 262 с.Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогическиеусловия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. №9 (113). С. 1210–1213.Шинкарёва Надежда Алексеевна, Богослова Галина Валерьевна Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №3 (24). Шорозов Е.В. Основы композиции: [Учеб.пособие для пед. ин-тов по спец. 2109 Черчение, рисование и труд]. – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 383 с.
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство : Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
2. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности // Гуманизация образования. 2010. №1. URL: http://cyber- leninka.ru/article/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhney- shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Смысл : Academia, 2007. - 526 с.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич; под общ. ред. Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д.: Творческий центр Учитель, 1999. – 560 с.
5. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков ; [Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР]. – М. : Искусство, 1977. - 263 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 140 с.
7. Гончаров, А.Д. Теория композиции : Учеб. пособие для спец. 2220 "Графика" / А. Д. Гончаров, А.С. Котляров; Моск. полигр. ин-т. - 2-е изд., испр. - Москва : МПИ, 1986. – 57 с.
8. Григорьева, О.А., Шинкарева, Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. / Современная педагогика. 2015. № 10 (35). С. 62–63.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. – М. [и др.] : Питер, 2007 (СПб. : Техническая книга). - 358 с.
10. Зайцева, О.Ю., Карих, В.В. Взаимосвязь субъектного художественно-эстетического опыта и художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 271-274.
11. Исакова, Ю.Б. Динамика развития креативности в старшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 313-316.
12. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творче- ство/ М. -Просвещение, 2005. – 158 с.
13. Кардовский, Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма / [Сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская]. – М. : Акад. художеств СССР, 1960. - 340 с.
14. Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника / Е. А. Кибрик ; [предисл. О. Верейского]. - Москва : Искусство, 1984. – 255 с.
15. Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 6. – С. 44–52.
16. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10. — С. 65–67.
17. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : [методическое издание] / Н. А. Короткова. – М. : Линка-Пресс, 2007. - 208 с.
18. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб. пособие / О. В. Корчинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 320 с.
19. Кудрявцев В.Т. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования – М.: ВентанаГраф, 2007. – 144 с.
20. Купряшкина, А. В. Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации / А. В. Купряшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 245-247.
21. Курочкина, Н. А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству: учеб. пособие / Н. А. Курочкина. — СПб: Акцидент, 1996. — 112 с.
22. Лазарева Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности / Ю.В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 105–109.
23. Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42–58.
24. Максимова, Е.А. Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном процессе: научная школа Е.А. Александровой / Е.А. Максимова // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3 (31) (июль – сентябрь). – С. 36-41.
25. Медведев, Л.Г. Академический рисунок в образном познании : монография / Л. Г. Медведев. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. - 235 с.
26. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования : методическое пособие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - Москва : Просвещение, 2008. - 175 с.
27. Молева, Н.М. П.П. Чистяков как художник и теоретик искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.00. – М., 1953. – 339 с.
28. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. − М., 2001. − 74 с.
29. Окунев, Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции : на материале преподавания живописи на старших курсах ХГФ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1989. - 133 с.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.
31. Прыскина, Е.А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников / Е. А. Прыскина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – № 3 (6). – С. 65–67.
32. Прыскина, Е. А. Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Прыскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 77-80.
33. Рыбакова, Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Рыбакова. − Челябинск, 2015. − 26 с.
34. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей до- школьного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. – 23 с.
35. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / Л.Г. Субботина. − Кемерово, 2002. − 21 с.
36. Суровцева С.С. Исследование психофизиологи- ческих предпосылок развития творческих и музыкаль- ных способностей старших дошкольников: автореферат дисс. канд. псих.наук / СПб. 2004. – 22 с.
37. Теплов, Б.М. Психология : учебник для средней школы / Б. М. Теплов. - Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. – М. : Концептуал, 2019. - 255 с.
38. Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Ю. Тришина. − Кемерово, 2006. – 23 с.
39. Уланова С,Л., Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Педагогические условия организации психолого-педагогического сопровождения развития детского изобразительного творчества в условиях региона // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. – С. 255-257
40. Уланова, С.Л. Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды / С.Л. Уланова, Н.В. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 4. – С. 259-262.
41. Фаворский, В.А. О рисунке. О композиции / [Вступ. статья заслуж. деят. искусств Кирг. ССР. А. Н. Михалева]. - [Фрунзе] : Кыргызстан, 1966. - 77 с.
42. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
43. Чурекова, Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т.М. Чурекова. − Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. − 262 с.
44. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1210–1213.
45. Шинкарёва Надежда Алексеевна, Богослова Галина Валерьевна Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №3 (24).
46. Шорозов Е.В. Основы композиции: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2109 Черчение, рисование и труд]. – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.
47. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 383 с.