Самовнушение как методика психокоррекции
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 04.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОВНУШЕНИЯ КАК МЕТОДА ПСИХОКОРРЕКЦИИ 6
1.1. Психологическая коррекция как направление психологической практики. Принципы, компоненты 6
1.2. Теоретические подходы к изучению самовнушения. История изучения, принципы организации 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ исследование МЕТОДА САМОВНУШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 23
2.1. Техники, используемые в рамках метода самовнушения 23
2.2. Критерии эффективности использования метода самовнушения в психокоррекционной практике 32
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 48
Приложение 4 50
Другими словами, весь процесс воспитания построен на внушаемости. Родители объясняют детям, что плохо, а что хорошо, и дети почти всегда послушно следуют их указаниям.Повышенная внушаемость определяется как гибкость человека, готового поверить любой поступающей информации. Однако при общем понимании, – склонность человека к имплицитности имеет как положительные, так и отрицательные стороны.Негативный (отрицательный аспект) проявляется в том, что человек склонен судить некритично и на свой страх и риск. Со стороны кажется, что у него нет своего мнения ни о чем. Люди с высокой внушаемостью чаще других попадают под влияние мошенников и различных аферистов, часто меняют свое мнение, что может привести к межличностным конфликтам.Плюсы (положительные стороны): высоко внушаемые люди известны как талантливые. Такие люди легче и быстрее воспринимают и запоминают информацию.На внушаемость человека также влияют его повышенная коммуникабельность, дефицит информации по теме, внутренняя предрасположенность к навязываемому влиянию и отсутствие времени на принятие взвешенного решения. Таким образом, такие люди принимают навязанную информацию.У лиц с психическими расстройствами подчиняемость усиливается. Легкая имплицитность характерна для склонных к истерии людей. Поэтому долгое время считалось, что только люди, склонные к истерии, обладают легкой внушаемостью. Современные психотерапевты и психиатры изучили эту проблему и обнаружили, что пациенты с неврастенией также обладают легко внушаемыми чертами. Психиатры также установили, что психически здоровые люди более подвержены внушаемости, чем те, кто страдает тяжелой формой психастении.Внушаемости легко подвержены пациенты с такими расстройствами, как навязчивыми состояниями, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии и сильный эгоцентризм.Легкая внушаемость – черта людей, регулярно употребляющих алкоголь или наркотики, которые быстро пьянеют и становятся внушаемыми практически на все без особых усилий.Противопоказаний к лечению самовнушением не существует. Даже в тяжелых случаях истерии, когда объяснения неэффективны, а гипноз и методы аутогенной тренировки не приносят достаточной пользы, пациенты могут предвидеть приближение приступа с помощью самовнушения («Приступа не будет!») и могут подавлять или предотвращать приступы. Таким образом, выяснили, что такие свойства личности, как эмоциональность, хорошо развитое воображение (умение визуализировать, представлять себе желаемые картины, вызывать ощущения тепла в частях тела), развитая воля и способность к управлению своим эмоциональным состоянием являются основой для развития способности к саморегуляции и самовнушению в частности. Эта проблема остается малоизученной.Для эффективности самовнушения необходимо соблюдать следующие условия:Определить цель и задачи самовнушения.Мысленно произносить слова и фразы самовнушения от первого лица в утвердительной форме, в повелительном наклонении.Исключить отрицательную частицу «не» в словесных формулах.Не произносить длинные монологи, но повторять каждую фразу несколько раз.Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно, при полном сосредоточении внимания на предмете внушения.Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается.Не торопиться: после каждой фразы следует делать паузу.Только систематически тренируясь, можно овладеть навыком саморегуляции и путем самовнушения добиться намеченной цели.Для безопасного и полезного самовнушения необходимо соблюдать несложные правила:отметать сомнения;высказываться положительно;избегать явного принуждения;в формулах использовать настоящее время;формулировать кратко;многократное повторение формулы;проводить сеансы самовнушения лежи или сидя.Выводы по главе 2Таким образом, мы выяснили, какие направления психологической коррекции включают в себя технику самовнушения. Все эти направления направлены на восстановление, изменения психического состояния клиента и пациента, работа с эмоциональным статусом человека, фобиями, в борьбе со стрессом, дистрессом и другими нежелательными негативным состояниями людей. Человек сам может организовать сеансы самовнушения с психокоррекционной целью. Но он должен знать, как правильно это делать, чтобы не навредить себе. Делать это он может посредством медитаций, аффирмаций, визуализаций, аутогенных тренировок и других форм саморегуляции.Также во второй главе мы узнали, какие свойства и качества личности способствуют эффективным занятиям саморегуляцией, это богатое воображение, экспрессивность, развитая сила воли, мотивированность на результат. Во второй главе курсовой работы были рассмотрены условия правильной организации занятий самовнушением, и чего делать нельзя из соображений безопасности для психического здоровья человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность исследований осознанной саморегуляции обусловлена повышением неопределенности существования человека в изменяющемся мире. Проведение специальной военной операции на Украине, экономические санкции недружественных стран, прошедшая пандемия ковид-19, нестабильность, быстрота меняющихся событий делаю человека подверженным стрессам, депрессивным расстройствам. Саморегуляция, самовнушение могут стать для современного человека спасательным кругом.Целью работы была необходимость изучить представления об самовнушении в ее связи с саморегуляции и психокоррекции в целом. Также одна из задач исследования была изучить историю исследования феномена на основных этапах развития научной школы психологии саморегуляции в связи с созданием и реализацией различных подходов к ее исследованию.Результаты работы следующие:раскрыта научная сущность самовнушения как метода психологической коррекции;вскрыты исторические корни и выделены основные этапы развития понятия «самовнушение».определены психолого-педагогические основы содержания направлений психологической коррекции;определены особенности развития способностей людей к самовнушению;выявить связи особенностей личности с эффективностью самовнушения.Осознанная саморегуляция– это метаресурс контроля, включающий универсальные и специфические регуляторные способности, обеспечивающие осознанное целеполагание и управление его достижением.Развитие регуляторных способностей определяет не только успешность в достижении образовательных и профессиональных результатов, но и в решении широкого круга жизненных задач, таких как проактивное и личностное саморазвитие, профессиональное самоопределение, поддержание психологического благополучия и безопасности в неопределенных ситуациях. Перспективным представляется развитие представлений о многовековом формировании общей способности к самоповреждению и ее роли в социальных взаимодействиях людей в современных ситуациях.Навыки саморегуляции и самовнушения в современном мире востребованы в различных жизненных ситуациях, таких как:сдача ГИА, ОГЭ или поступление в вуз или на работу;ситуации, заставляющие человека находиться в состоянии длительного напряжения, вызывающие сильный стресс;резкие изменения жизненных условий;необходимость принять важные и ответственные решения (выбор профессии, создание семьи и т.п.);конфликты в школе, дома и т.д.Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности. Основные качества личности, способствующие развитию навыков самовнушения, это – экспрессивность, богатое воображение, развитая сила воли. В приложениях приведены примеры диагностического материала для определения способностей к самовнушению и саморегуляции.Гипотеза подтверждена, самовнушение может быть эффективным методом психокоррекции при создании определенных условий и наличии (развитии) у человека некоторых свойств, которые позволяют этому методу достигать оптимальных результатов. Цели исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М.: Аспект Пресс. 2022. 363 с.Белинг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. – Мн.: Народна асвета, 1989. – 180 с.Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2020. 132 с.Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога. – М.: Юрайт. 2024. 342 с.Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. – М.: Юрайт. 2024. 342 с.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. 320с.Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология: учебника. – М.: Издательство МГУ. 2023. 383 с.Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познавательные процессы. – М.: Юрайт. 2024. 132 с.Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2024. 510 с.Истратова О.Н. Групповая психокоррекция. Тренинги и роли. Игры для личностного и профессионального развития / Истратова Оксана Николаевна. - М.: Феникс, 2019. - 629 c.Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 200 с.КоржоваЕ.Н. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2020. 544 с.Кори, Грегори Подсознание – ваш лучший друг. Надежный способ решения психологических проблем / Грегори Кори. – М.: Издательские решения, 2017. – 512 c.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт. 2019. 174 с.Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Юрайт. 2024. 554 с.Лобзин В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников. – Л.: Нева, 1986. – 350 с.Мандель, Б.Р. Общая психокоррекция. Учебное пособие / Мандель Борис Рувимович. - М.: Вузовский учебник, 2023. – 410 c.Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт. 2024. 1272 с.Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос. 2016. 640 с.Общая и социальная психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт. 2024. 482 с.Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2021. –512 c.Сельченок, К.В. Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / К.В. Сельченок. - М.: Харвест, 2023. –148 c.Социальная психология: современная теория и практика. – М.: Юрайт. 2024. 226 с.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Исмаилова С. Ф. Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник. – М.: Феникс. 2023. 318 с.Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. 156 с.Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2021. – 286 c.Электронные ресурсыБорисович Д.Н. Внушение и внушаемость: научный обзор феномена. [Электронный ресурс] (дата обращения: 29.04.2024) https://www.b17.ru/article/150367/?ysclid=lvt9z0e2rq279293343Ведмеш Н.А.Внушаемость. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.04.2024) https://psihomed.com/vnushaemost/ ?ysclid=lvtcznjmt435854372Шавырина О.В. Позитивное самовнушение. Как оно работает? [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.04.2024) https://medaboutme.ru/articles/pozitivnoe_samovnushenie_kak_ono_rabotaet/?ysclid=lvtez8p7o733625362МоросановаВ.И. ПСИХОЛОГИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. №3. (дата обращения: 05.05.2024).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-osoznannoy-samoregulyatsii-ot-istokov-k-sovremennym-issledovaniyamПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Упражнение-тест “Самооценка умений самоуправления и саморегуляции” Оцените в пятибалльной системе приблизительно свой уровень владения знаниями и умениями самоуправления и саморегуляции личности.Владеете ли вы умениями саморегуляции?1. Я понимаю смысл жизни как самосовершенствование 5 4 3 2 1 не понимаю 2. Я владею умениями самообладания 5 4 3 2 1 не владею 3. Я умею управлять собой 5 4 3 2 1 не умею 4. Я умею анализировать свое поведение 5 4 3 2 1 не владею 5. Я умею управлять своими эмоциями 5 4 3 2 1 не умею 6. Я умею управлять своим поведением 5 4 3 2 1 не умею 7. Я умею управлять своими мыслями 5 4 3 2 1 не умею 8. Я владею умениями самовнушения 5 4 3 2 1 не владею 9. Я умею противостоять соблазнам 5 4 3 2 1 не умею 10.Я умею преодолевать страх 5 4 3 2 1 не умею 11.Я умею решать конфликты 5 4 3 2 1 не умею 12.Я умею защищаться от манипуляций 5 4 3 2 1 не умею 13.Я владею умениями релаксации 5 4 3 2 1 не владеюРезультаты сосчитать и вычислить средний балл по всем вопросам.5-4 – Хорошо развиты умения смоуправления и саморегуляции.3 – Надо еще работать над формированием умения регулировать свою эмоциональные и психологические состояния.менее 2 - Надо целенаправленно развивать саморегуляцию с помощью йоги, медитирования, аутогенной тренировки.Приложение 2Тест «Сила воли»Ответьте на вопросы, используя ответы «да», «нет», «не знаю».1. Можете ли вы делать работу, которая вам неинтересна, но которую приходится делать?2. Когда вам приходится делать что-то трудное или не очень приятное, можете ли вы преодолеть свое внутреннее сопротивление без особых усилий?3. Когда вы оказываетесь в сложной ситуации, можете ли вы взглянуть на нее объективно?4. Когда друг предлагает вам сигарету или выпить, можете ли вы отказаться?5. Можете ли вы встать раньше обычного, когда могли бы поспать подольше?6. Можете ли вы остаться на месте дорожно-транспортного происшествия и рассказать сотруднику ГИБДД МВД России о том, чему стали свидетелем?7. Выполняете ли вы свои обязательства?8. Если вы боитесь идти к стоматологу или хирургу... . найдете ли вы в себе силы преодолеть свои внутренние страхи?9. Пройдете ли вы очень болезненную процедуру, рекомендованную врачом?10. Сдержите обещание или обязательство, которое вы дали в спешке, даже если его выполнение принесет вам больше проблем?11. Без колебаний отправляетесь с друзьями в гости к незнакомым людям или идете в поход с группой?12. Строго придерживаться распорядка дня?13. Испытываете ли вы дискомфорт и настороженность по отношению к людям, которые не возвращают вещи, взятые на короткий срок (флешки, книги, компакт-диски, фотоаппараты и т. д.)?14. Как даже самые занимательные телепередачи могут отнимать у вас время, откладывая домашние дела?15. Прерывать разговор или спор и молчать, какими бы оскорбительными ни были слова в ваш адрес?Варианты количества набранных баллов. «Да» - 2 балла; «Иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл; «Нет» - 0 баллов. Интерпретация результатов:0 – 12 баллов. У вас почти не развита сила воли. Вы просто делаете то, что легко и интересно, даже если это может причинить вам вред. Вы часто выполняете свою работу «в нерабочее время», что приводит к разного рода неприятностям. Ваша позиция выражается в известном выражении: «Мне это нужно больше, чем кому-либо другому?» Вы не отказываетесь курить или употреблять алкоголь по совету друзей или знакомых. Свой долг, любое требование вы воспринимаете почти как принуждение, вопреки своему желанию. Дело не только в слабости воли, но и в эгоизме. Посмотрите на себя с этой точки зрения. Если вы это сделаете, то, возможно, сможете изменить свое отношение к другим и что-то изменить в своем характере. Если вам это удастся, вы только выиграете от этого.13 – 21 балл. Ваша сила воли средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, вы действуете, чтобы преодолеть его, но, если вы находите способ обойти его, вы сразу же используете его. Вы не переусердствуете, но выполняете свои обещания. С вами не очень приятно работать, но вы можете ворчать. Вы настойчиво отказываетесь от встречных предложений, например, от курения сигарет или употребления алкоголя. Вы неохотно берете на себя дополнительные обязанности. Это иногда негативно сказывается на отношении к вам друзей и выставляет ваш характер не с лучшей стороны в глазах окружающих. Если вы хотите добиться большего в жизни, поработайте над своей волей.22 – 30 баллов. С вашей силой воли все в порядке. Вы не разочаруете себя. Вы не боитесь новых заданий или вещей, которые могут напугать других. Вы можете отказаться от приглашений покурить или выпить от друзей и знакомых. Конечно, обосновать свой отказ будет сложно, но ваша решительная и жесткая позиция в принципиальных для вас вопросах может раздражать окружающих. Сила воли – это хорошо, но вам также необходимы такие качества, как гибкость, терпимость и доброта.Приложение 3Проверь свое воображение (псв)[Проверь свое воображение: Тест // http://www.psylist.net/test/92.htm]Цель – выявить особенности воображения.Инструкция.Ответьте на предлагаемые вопросы: «да» (+), «иногда» (=), «нет, никогда» (-).Текст опросника.1. Смеетесь ли вы над научной фантастикой?2. Любите ли вы писать письма?3. Когда вы смотрите фильмы, часто ли вы представляете себя одним из персонажей?4. Когда вы были молоды, часто ли вы играли в одиночку?5. Умеете ли вы произносить импровизированные речи?6. Хотели бы вы научиться писать стихи?7. Мечтаете ли вы о чем-то великом, чего хотели бы достичь?8. Как вы думаете, сможете ли вы сделать это на самом деле?9. Трудно ли вам заинтересовать других своими идеями?10. Есть ли запах, который вызывает у вас особые воспоминания?11. Увлекает ли вас путешествие по неизведанным местам?12. Любопытный ли вы человек?13. Были ли у вас когда-нибудь романтические увлечения?14. Как вы думаете, вы могли бы написать роман о жизни большинства людей?15. Когда вы слушаете музыку, вызывает ли она у вас какие-нибудь образы?Обработка данныхЗа каждый ответ «да» (+) насчитывается 2 балла, за «иногда» – 1 балл, за «нет, никогда» – 0 баллов.Интерпретация результатов0-15 баллов – У вас есть хорошее воображение. Но слишком часто вы принимаете жизнь такой, какая она есть, не задумываясь о том, почему это так. Если бы вы знали ответ, смогли бы вы поступить по-другому в определенных ситуациях?16-30 баллов – Вы смотрите на жизнь широко и готовы принять любые новые идеи и предложения, открыты для опыта и людей. Однако вы твердо стоите на земле. Вам нравится делиться своими идеями с другими.Приложение 4«Конформность-внушаемость» тест-личностный опросникПредложен С.В. Клаучеком и В.В. Деларю в 1997 г. и предназначен для исследования лиц, обладающих повышенной внушаемостью.Опросник состоит из 20 утверждений, отобранных из известных личностных опросников, его оценка испытуемым проводится по дихотомической шкале ("да", "нет").Инструкция: Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.Текст опросника:1. в детстве вас считали упрямым ребенком.2. когда вы принимаете решение в учебной группе, встаете ли вы на сторону большинства?3. нравятся ли вам оригинальные люди?4. если что-то популярно в вашей группе, захотите ли вы купить это сами?5. любите ли вы противопоставлять свое мнение большинству знакомых вам людей?6. не любите ли вы быть излишне одетым и считаете, что должны одеваться как все?7. цените ли вы людей, которые поднимают вам настроение, вселяют уверенность и успокаивают вас?8. если кто-то из ваших знакомых критикует вас, считаете ли вы, что он прав?9. считаете ли вы, что все правила и нормы должны соблюдаться?10. считаете ли вы себя человеком, которому нельзя доверять?11. нужна ли вам поддержка окружающих при принятии решений?12. завели бы вы собаку той же породы, что и самый популярный человек в вашей группе?13. хотели бы вы быть похожим на известного актера?14. часто ли вы конфликтуете с коллегами?15. предпочитаете ли вы веселиться в обычной дружеской компании?16. заступились бы вы за одного из своих учеников, если бы весь класс ложно обвинил его или ее?17. стараетесь ли вы вести себя так, чтобы не обидеть других?18. сколько вы знаете людей, которые являются для вас авторитетами?19. когда кто-то зевает в твоем присутствии, тебе тоже часто хочется зевнуть.20. вы умеете быть напористым и хорошо этим пользуетесь.Обработка результатов. За положительные ответы на вопросы: №№2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, вы присваиваете по обдному баллу. Также за отрицательные ответы на вопросы: №№1, 3, 5, 10, 11, 14, 16, 20, вы присваиваете по обдному баллу. В итоге считается общая сумма баллов.Полученные результаты разделяются на три уровня:слабая конформность: 1-5 баллов;умеренная конформность: 6-14 баллов;сильная конформность: 15-20 баллов.Авторы сообщают о достаточно высокой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекомендуют ее для оценки уровня внушаемости как отдельных индивидов, так и групп населения.
2.Белинг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. – Мн.: Народна асвета, 1989. – 180 с.
3.Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2020. 132 с.
4.Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога. – М.: Юрайт. 2024. 342 с.
5.Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. – М.: Юрайт. 2024. 342 с.
6.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. 320с.
7.Гулина М. А., Зинченко Ю. П. Консультативная психология: учебника. – М.: Издательство МГУ. 2023. 383 с.
8.Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Познавательные процессы. – М.: Юрайт. 2024. 132 с.
9.Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2024. 510 с.
10.Истратова О.Н. Групповая психокоррекция. Тренинги и роли. Игры для личностного и профессионального развития / Истратова Оксана Николаевна. - М.: Феникс, 2019. - 629 c.
11.Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 200 с.
12.Коржова Е.Н. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2020. 544 с.
13.Кори, Грегори Подсознание – ваш лучший друг. Надежный способ решения психологических проблем / Грегори Кори. – М.: Издательские решения, 2017. – 512 c.
14.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Юрайт. 2019. 174 с.
15.Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Юрайт. 2024. 554 с.
16.Лобзин В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников. – Л.: Нева, 1986. – 350 с.
17.Мандель, Б.Р. Общая психокоррекция. Учебное пособие / Мандель Борис Рувимович. - М.: Вузовский учебник, 2023. – 410 c.
18.Немов Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт. 2024. 1272 с.
19.Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос. 2016. 640 с.
20.Общая и социальная психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт. 2024. 482 с.
21.Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2021. –512 c.
22.Сельченок, К.В. Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / К.В. Сельченок. - М.: Харвест, 2023. –148 c.
23.Социальная психология: современная теория и практика. – М.: Юрайт. 2024. 226 с.
24.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Исмаилова С. Ф. Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник. – М.: Феникс. 2023. 318 с.
25.Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт. 2019. 156 с.
26.Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2021. – 286 c.
Электронные ресурсы
1.Борисович Д.Н. Внушение и внушаемость: научный обзор феномена. [Электронный ресурс] (дата обращения: 29.04.2024) https://www.b17.ru/article/150367/?ysclid=lvt9z0e2rq279293343
2.Ведмеш Н.А. Внушаемость. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.04.2024) https://psihomed.com/vnushaemost/ ?ysclid=lvtcznjmt435854372
3.Шавырина О.В. Позитивное самовнушение. Как оно работает? [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.04.2024) https://medaboutme.ru/articles/pozitivnoe_samovnushenie_kak_ono_rabotaet/?ysclid=lvtez8p7o733625362
4.Моросанова В.И. ПСИХОЛОГИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. №3. (дата обращения: 05.05.2024). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-osoznannoy-samoregulyatsii-ot-istokov-k-sovremennym-issledovaniyam