Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по ФЭМП

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 08.05.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ФЭМП
ГЛАВА 2. 1. РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИКИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Затем взрослый называет предмет.
Инструкция детям: назови, какой этот предмет формы? (косынка - треугольник, мячик - шар и т.д.)
Задание 2. «Составь картинки».
Характеристика используемого материала: набор геометрических фигур, сложные картинки-образцы.
Инструкция детям: составь такую же картинку с помощью этих геометрических фигур.
Задание 3. Почини коврик.
Характеристика используемого материала: картинки с геометрическим изображением «порванных» ковриков, набор геометрических фигур -«заплаток».
Инструкция детям: найди подходящую по форме и по цвету заплатку к этому коврику и почини его.
Раздел 4. Цель: диагностика пространственных представлений.
Мотив: выявить уровень развития пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задание 1. «Куда ехать?».
Характеристика используемого материала: игрушечная машинка.
Инструкция взрослым: дать задание ребенку – куда ехать машинке (направо, налево, вперёд, назад). Рекомендуется использовать дополнительные атрибуты: светофоры, перекрестки, знаки дорожного движения, которые позволяют создать разнообразные эстафеты, дорожки с препятствиями и т.п. Воспитатель обращает внимание ребенка на движение машины, активизирует называние пространственных направлений, маршрута движения.
Задание 2. «Сложный узор».
Характеристика используемого материала: карточка с узором, составленным из геометрических фигур.
Инструкция детям: опиши этот узор, назови направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Задание 3. «Найди различия».
Характеристика используемого материала: набор парных картинок с различием в деталях.
Инструкция детям: найди, чем различаются эти картинки?
Критерии оценки результатов: каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Все полученные баллы суммируются.
Уровни освоения способов сравнения и оценки свойств и отношений предметов:
8-10 баллов – высокий уровень. Ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д.
4-7 баллов - средний уровень. Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Но затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1-3 балла - низкий уровень. Ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует, но только в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Направления движения устанавливает с ошибками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Основная цель формирования элементарных математических представлений у детей - передача и усвоения математических знаний, приемов и способов умственной деятельности, в результате которого происходят изменения в познавательной деятельности, происходит математическое развитие.
Одной из важных задач проектирования работы по ФЭМП в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечивающей должное качество образования, является планирование и диагностика.
Диагностика математического развития детей способствует целеполаганию и проектированию работы по ФЭМП в ДОУ, позволяет определить линии усложнения работы по математическому развитию детей; порциальность содержания, взаимосвязь разделов, задач, эффективность использования методов и приемов работы по ФЭМП, способствует обеспечению индивидуально - дифференцированного подхода к детям с разноуровневой подготовкой.
Критерием результативности работы по ФЭМП можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей.
ЛИТЕРАТУРА

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Уч-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 479с.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций - М.: Владос - 2004.
Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.; Воронеж, 2004.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1981.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников, - М.: МПСИ, 2005.












2

ЛИТЕРАТУРА

1.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Уч-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 479с.
2.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций - М.: Владос - 2004.
3.Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.; Воронеж, 2004.
4.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
5.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
6.Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
7.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1981.
8.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников, - М.: МПСИ, 2005.

Вопрос-ответ:

Чему посвящена статья?

Статья посвящена диагностике математического развития как основе целеполагания и проектирования работы по ФЭМП.

Какие задачи и направления диагностики математического развития рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются задачи и направления диагностики математического развития детей.

Что рассматривается в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются задачи и направления диагностики математического развития как основы целеполагания и проектирования работы по ФЭМП.

Что рассматривается в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи рассматривается разработка диагностики логико-математического развития дошкольников.

Какие предметы используются в инструкции для детей?

В инструкции для детей используются предметы различной формы, такие как косынка, треугольник, мячик, шар и т.д.

Какие задачи и направления включает диагностика математического развития?

Диагностика математического развития включает в себя определение уровня развития математических понятий и операций, выявление ошибок и трудностей, анализ предпочтений и интересов ребенка в области математики, а также оценку эффективности образовательной работы.

Как диагностика математического развития может быть использована в целеполагании и проектировании работы по формированию математической компетенции?

Диагностика математического развития позволяет выявить индивидуальные потребности и возможности ребенка, определить его уровень математической компетенции, что в свою очередь помогает разработать индивидуальные программы и методики обучения, а также адаптировать материалы и задания для достижения определенных целей и задач.

Какие направления в диагностике математического развития дошкольников можно выделить?

В диагностике математического развития дошкольников можно выделить такие направления, как диагностика логико-математического мышления, диагностика математических представлений и умений, диагностика понимания математических операций и правил.

Как разрабатывается диагностика логико-математического развития дошкольников?

Диагностика логико-математического развития дошкольников разрабатывается на основе изучения этапов развития логико-математического мышления, анализа типичных ошибок и трудностей, а также учета возрастных особенностей детей.

Какие литературные источники можно использовать для более подробного изучения диагностики математического развития?

Для более подробного изучения диагностики математического развития можно использовать такие литературные источники, как "Диагностика математического развития дошкольников" (А.В. Баевский), "Методика диагностики математических способностей детей" (Л.Ф. Обухова), "Педагогика и психология диагностики" (А.В. Хуторской).

Что такое диагностика математического развития?

Диагностика математического развития - это процесс оценки и изучения математических навыков и умений у детей.