Психологические проблемы организации инновационного процесса
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 06.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические основы психологических проблем организации инновационного процесса 5
1.1. Влияние психологических факторов на успешность инновационного процесса 5
1.2.Роль мотивации и управления эмоциями в инновационном процессе 8
1.3.Пути преодоления психологических проблем при организации инновационного процесса 11
2.Практическая часть 14
2.1.Исходные данные 14
2.2.Характеристика нововведения 14
2.3.План работ по осуществлению нововведения 18
2.3.1.Основные этапы инновационного проекта 18
2.3.2.Управление рисками инновационного проекта 22
2.3.3.Содержание и план работ 23
2.4.Расчет показателей проекта 29
Заключение 32
Список литературы 34
Например, на предприятии создается отдел, который занимается созданием и внедрением новых продуктов. Чтобы определить, как финансировать инновационный проект, нужно составить план инвестиций, включающий выбор объектов и способов вложения. Инвестиции могут представлять собой денежные средства или их эквивалент, земельные участки, капитальное имущество или интеллектуальные права (например, патенты, ноу-хау, контракты на уникальные продукты, знания и опыт в определенных областях).Для поддержания финансового баланса компания активно применяет возможности привлечения капитала. Уникальность данного метода заключается в том, что это не только увеличивает количество владельцев, но и не требует отдачи процентов безоговорочно. Конечно же, привлекательная доходность является основным привлекателем для потенциальных инвесторов.2.3.3.СодержаниеипланработОсновные этапы инновационного проекта.Основные этапы проекта, заключающегося в создании нового продукта, и соответствующие этим этапам затраты приведены в таблице 3:Таблица 3 - Основные этапы инновационного проектаСтадия проектаСодержание стадии для проектаСоздание нового продуктаСтоимость этапа, тыс. руб.1. ПодготовительнаяПрикладные исследованияТехническое предложениеЭскизный проект1000802002. ОсуществленияТехнический проектРабочая документацияКорректировка документации8003000250Затраты на технологическую подготовку производства зависят от масштаба планируемого производства. В данном случае это мелкое производство, соответственно следует стоимость этого этапа брать 8PОКР:8Рокр= 8* (80+200+800+3000+250) = 34 640 тыс. руб., где PОКР- стоимость опытно-конструкторских работ. Стоимость ОКР берется для одного варианта подготовительной стадии.Управление рисками инновационного проекта.Под риском понимают возможность полного или частичного неполучения запланированного результата. Разделим все виды риска на научно-технический риск, которым можно управлять, и инвестиционный риск, не поддающийся управлению и зависящий только от вида деятельности и рыночного окружения.Все этапы любого инновационного проекта можно объединить в несколько фаз выполнения проектов (таблица 4):Таблица 4 - Содержание фаз выполнения проектовФаза проектаСодержание фазы для проекта создания нового продуктаПодготовительнаяОсуществленияФункционированияПрикладные исследованияТехническое предложениеЭскизный проектТехнический проектРабочая документацияКорректировка документацииТехническая подготовка производстваИнновационные проекты меняют традиционные представления о товаре или технологии или означают прорыв на новые рынки, поэтому риск, прежде всего, связан с опасностью, неверно, оценить исходную ситуацию, получить отрицательный результат на этапе прикладных исследований и разработок, изменением уровня цен и спроса на этапе функционирования. Объединение этапов проекта в фазы вызвано тем, что при выполнении работ каждой фазы имеется возможность оценить полученные результаты и принять решение о направлении дальнейших работ. Величина этого вида риска во многом определяется результативностью работы исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Управление рисками включает минимизацию риска и его учет. Для минимизации риска используем многовариантный подход, а для его учета – страхование. Результативность научно-технической деятельности примем ps=0,4. Многовариантный подход основан на том факте, что первая фаза имеет значительно меньший удельный вес в структуре затрат на разработки. В то же время после получения результатов нескольких вариантов подготовительной фазы становится возможным сравнить эти результаты и выбрать наилучший из них. Окончательно о результате исследований и разработок можно судить только после завершения фазы осуществления проекта, когда испытан опытный образец. Если вероятность получения отрицательного результата при одном варианте равна (1-ps), то при использовании m вариантов вероятность отрицательного результата будет (1-ps)m. В этом случае по каждому варианту j придется проводить свою подготовительную фазу, стоимость которой PjП, а так же выполнять фазу осуществления для выбранного варианта стоимостью PО. Вероятные потери при проработке m вариантов до завершения эскизного проекта составят:В то же время затраты на осуществление m вариантов составят:С увеличением количества вариантов средневероятные потери уменьшаются по близкому к экспоненциальному закону, а затраты на разработку вариантов растут по линейному закону. При таких законах изменения суммируемых величин возможно выбрать количество рассматриваемых вариантов, при котором сумма 28 средневероятных потерь и затрат на осуществление вариантов будет минимальной.Например, для исходных данных, указанных в таблице 1, расчет количества вариантов представлен в таблице 5:Таблица 5 – Расчет количества вариантовНАИМЕНОВАНИЕ ФАЗЫСОДЕРЖАНИЕ ФАЗЫЗАТРАТЫ, ТЫС.РУБ.:ЗАТРАТЫ НА ФАЗУ, ТЫС.РУБ.:ПодготовительнаяПрикладные исследования10001280Техническое предложение80Эскизный проект200ОсуществленияТехнический проект8004050Рабочая документация3000Корректировка документации250При различном количестве вариантов подготовительной стадии m затраты, связанные с количеством вариантов, представлены в таблице 6:Таблица 6 – Варианты разработокКОЛИЧЕСТВО ВАРИАНТОВ mЗАТРАТЫ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ m ВАРИАНТОВ, ТЫС. РУБ.СРЕДНЕВЕРОЯТНЫЕ ПОТЕРИ, ТЫС. РУБ.F + Pвар153300003198000852800026610000237960089896003789000017042409594240491700001188432103584325104500008125921126259261173000054727512277275На основании данных таблицы 6 строим график суммарных потерь на осуществление проекта (рисунок 1):Рисунок 1 - Определение оптимального количества варианта разработокСумма затрат на осуществление вариантов и средне вероятных потерь будет минимальной при одном варианте подготовительной фазы, поэтому оптимальное количество вариантов - 1. Риск потери инвестиций в исследовании и разработке можно застраховать. Разумная величина страхового платежа будет равна средне вероятным потерям плюс прибыль страховой компании. Наценка страховой компании 40%. В приведенном выше примере величина страхового платежа составит: Pстрах = 8528 * 1,4 = 11939 тыс. руб.Содержание и план работ.Этот раздел контрольной работы содержит таблицу с краткой информацией о содержании, продолжительности и стоимости каждого этапа работ по осуществлению нововведения:Таблица 7 – Содержание и план работНаименование этапаКраткое содержаниеПродолжительность, мес.Стоимость, тыс. руб.РезультатПрикладные исследованияИсследование принципов управления впрыскиванием чернил для каждого варианта61000Техническое задание на разработкуОпытно-конструкторские работы:-техническое предложение;- эскизный проект;- рабочий проект;- рабочая документация и опытный образец -корректировкаРазработка конструкторской документации. Изготовление и испытание опытной партии принтеров, корректировка документации по результатам испытаний.64330Конструкторская документация, опытный образец, акт испытанийПодготовка производстваРазработка технологической документации и изготовление технологической оснастки.311939Технологическая документация, технологическая оснастка.Продвижение станков на рынокРекламная компания, участие в выставках, проведение семинаров.Постоянно Текущие расходы на маркетингФормирование рынка, увеличение продаж.Для успешного выполнения проекта критически важно правильное распределение средств не только на основные этапы исследований и производства, но и на соответствующие временные промежутки. При участии нескольких исполнителей необходимо заранее оформить документацию для безпроблемной передачи и избежать параллельного выполнения работ. Напротив, единый исполнитель позволяет начать новые этапы уже на стадии завершения предыдущих, ускоряя процесс и упрощая координацию. Эффективное планирование деятельности отражается в графике выполнения работ, в котором можно увидеть общую сумму необходимых инвестиций на каждый год реализации проекта.Начинать изготовление опытного образца можно параллельно с разработкой технологической оснастки, что позволяет ускорить процесс и сократить время выполнения проекта. Даже до завершения конструкторской разработки уже можно приступать к изготовлению опытного образца, что существенно уменьшит продолжительность процесса. Не обязательно дожидаться появления всех комплектов чертежей на узлы станка для начала разработки и изготовления технологической оснастки. Можно сократить время проведения исследований и разработок, выполняя параллельно некоторые этапы проекта.2.4.РасчетпоказателейпроектаЛюбой новый товар или услуга, предлагаемые на рынке, воспринимаются покупателями не сразу. Сначала появляется небольшое количество покупателей- новаторов, склонных к опробованию новинок, затем идет раннее большинство, позднее большинство, и, наконец, консерваторы, последние признающие новинку. То же самое можно сказать и о восприятии фирмы на новом рынке. Количество продаж в этих случаях будет зависеть от уровня распространения нововведения. Для товаров длительного пользования уровень распространения нововведения следует измерять количеством одновременно используемых единиц товара, например, количество одновременно работающих станков для раскроя бревен на целевом рынке. Уровень распространения нововведения определяется логистической кривой:где n(t)- уровень распространения нововведения в момент времени t;N - предел распространения нововведения (2000 шт.);n0 - начальный уровень распространения (1);h - характеристика скорости распространения.Предел распространения нововведения имеет ту же размерность, что и уровень его распространения и зависит от емкости целевого рынка и планируемой доли фирмы на этом рынке. Начальный уровень распространения нововведения следует взять равным объему опытной партии. Характеристика скорости распространения нововведения определяется исходя из задачи достижения определенного уровня распространения нововведения за определенный промежуток времени при помощи формулы:,где n1 = 30000 шт. - планируемый уровень распространения нововведения в момент времени t1 = 6:Объем продаж (t) = n (t) - n (t-1).Уровень распространения нововведения и количество продаж показаны в таблице (Таблица 8):Таблица 8 - Расчет уровня распространения и объема продажВремя, годаКоличество креселПродажи01010193832851758369416089430000230595 466571665764961829717499594248499967959500006093На рисунке 2 отражен график распространения продукта на рынке и планируемый объем продаж по годам:Рисунок 2 – Распространение нововведения и объемы продаж для товара долговременного использованияИз приведенных в таблице данных следует, что к концу шестого года проекта объем продаж вследствие насыщения рынка сократится и дальнейшие продажи станут нецелесообразными. К тому же этот продукт, по-видимому, морально устареет. ЗаключениеВ заключение можно сказать, что психологические проблемы играют важную роль в организации инновационного процесса. Эти проблемы могут возникать на всех уровнях организации, начиная от руководства и заканчивая сотрудниками. Недостаточная мотивация, страх перед неопределенностью, сопротивление переменам – все это ментальные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние на инновационный процесс.Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются организации, – это сопротивление нововведениям со стороны сотрудников. Иногда это сопротивление вызвано страхом перед потерей рутинной работы или неуверенностью в своих способностях. В таких случаях важно создать благоприятную атмосферу и обеспечить поддержку сотрудникам, чтобы они чувствовали себя комфортно в процессе внедрения новых идей.Однако, чтобы несколько снизить сопротивление сотрудников, необходимо также правильно представить нововведение и подчеркнуть его выгоды и пользу для организации и всех ее участников. Более того, организации стоит уделить внимание на поощрение и поощрение сотрудников, которые проявляют активность и преданность нововведениям. Это может включать в себя предоставление вознаграждений, поощрение видимого продвижения внутри организации или возможность участия в хакатонах и других творческих мероприятиях.Важным аспектом организации инновационного процесса является наличие руководителей, которые способны эффективно управлять изменениями и вдохновить своих сотрудников. Руководители должны проявлять высокий уровень эмоционального интеллекта, чтобы преодолеть возникающие проблемы и поддержать команду в процессе инновационных изменений.Еще одной важной задачей руководителей является развитие культуры инноваций в организации. Культура, в которой новаторство и инициатива поощряются и ценятся, способствует созданию благоприятной обстановки для инноваций. Руководители должны создать такую среду, где сотрудники будут чувствовать, что их идеи важны и будут приняты во внимание.В целом, психологические проблемы в организации инновационного процесса требуют внимания и учета со стороны руководства. Поддержка сотрудников, правильное представление нововведений и развитие культуры инноваций – это ключевые факторы, которые могут помочь организации преодолеть психологические преграды и успешно реализовать инновационные идеи.Список литературы1. Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2022. - 512с.2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2021. – 304с.3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. - М.: Информационно-издательский дои “ФИЛИНЪ”, 2021. - 336с.4. Ершов, С.В. Инновационный менеджмент. Методические указания к выполнению контрольной работы. Архангельск: РИО АГТУ, 2020. – 36с.5 Инновационный менеджмент: Справ. пособие/ под ред. П.Н. Завлина, А.К.6. Казанцева Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 2021. – 560с.7. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2020. – 528с.8. Круглова, Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. - М.: «Ступень», 2022. - 290с.9. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 432с.10. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2020. – 475с.11. Слесарева, Л.С., Евдокимова, Л.О. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2-е изд., 2022 - 168с.
2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2021. – 304с.
3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. - М.: Информационно-издательский дои “ФИЛИНЪ”, 2021. - 336с.
4. Ершов, С.В. Инновационный менеджмент. Методические указания к выполнению контрольной работы. Архангельск: РИО АГТУ, 2020. – 36с.
5 Инновационный менеджмент: Справ. пособие/ под ред. П.Н. Завлина, А.К.
6. Казанцева Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 2021. – 560с.
7. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2020. – 528с.
8. Круглова, Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. - М.: «Ступень», 2022. - 290с.
9. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 432с.
10. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2020. – 475с.
11. Слесарева, Л.С., Евдокимова, Л.О. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2-е изд., 2022 - 168с.