Оценка влияния личностных качеств ЛПР на эффективность и качество управленческих решений.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 45 45 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
1 Теоретическое исследование особенностей личностных качеств профессиональной Я-концепции ЛПР-руководителей как фактор эффективности и качества управленческих решений 5
1.1 Анализ понятия личностных качеств профессиональной Я-концепции 5
1.2 Анализ развития личностных качеств профессиональной Я-концепции у ЛПР-руководителей 9
2 Эмпирическое исследование личностных качеств профессиональной Я-концепции ЛПР-руководителей как фактор эффективности и качества управленческих решений 13
2.1 Организация и методы исследования 13
2.2 Анализ результатов диагностики 18
3 Оценка влияния личностных качеств руководителя на эффективность и качество управленческих решений 31
Заключение 39
Список использованной литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Среди них у одного - самый высокий уровень (показатели от 5 до 7 баллов), у двух испытуемых очень высокий (в пределах 16-21 баллов); - у 3 (12 %) испытуемых находятся на среднем уровне; - у 1 (4%) испытуемой- на низком уровне. Как видно из таблицы 6, показатель духовной зрелости самый высокий во всей выборке: - у 24 (96%) находятся на высоком уровне. Среди них у двух - самый высокий уровень (показатели от 11 до 15 баллов), у пяти испытуемых очень высокий (в пределах 8-10 баллов); - у 1 (4%) испытуемой - на низком уровне. Как видно из таблицы 6, показатели эмоциональной зрелости ЛПР-руководителей: - у 16 (64%) находятся на высоком уровне. Среди них у одного - самый высокий уровень (показатели от 0 до 1 баллов), у двух испытуемых очень высокий (в пределах 2-4 баллов); - у 7 (28 %) испытуемых находятся на среднем уровне (в пределах 9-12 баллов); - у 2 (8%) испытуемых - на низком уровне (в пределах 17-20 баллов). Как видно из таблицы 6, показатели социального интеллекта ЛПР-руководителей: - у 21 (84%) находятся на высоком уровне (показатели от 3 до 4 баллов); - у 2 (8%) испытуемых находятся на среднем уровне (в пределах 0-2 баллов); - у 2 (8%) испытуемых - на низком уровне (в пределах 34-40 баллов). Как видно из таблицы 6, интегральными показателями группового лидерства являются: - у 19 ( 76 %) руководителей-ЛПР высокие показатели (от 14 до 25) группового лидерства. Их нравственность и социальные интересы четко выражены. Они стараются поддерживать новые начинания, так как убеждены, что новое более прогрессивно и никакой сложившийся порядок не может быть окончательным. Весьма немногое принимают безоговорочно, поскольку они неизменно критичны и отрицают поспешность в принятии решений;- 4 (16%) руководителей-ЛПР были выявлены средние показатели группового лидерства. Данных испытуемым характерен профессиональный мужской Я-образ руководителя. У данных испытуемых нет устойчивых приоритетов. Все что выходит за рамки стандарта, они оценивают критически и с оговорками. Они обладают интуицией и совестью. Умеют четко формулировать и высказывать свое мнение. Склонны к компромиссам; - 2 человека (8 %) справедливы, но из-за преобладающего в них консервативного начала многие их действия воспринимаются как несправедливые. Подсчитав интегральную оценку по результатам тестирования КГ, можно сделать вывод: - 25 % ЛПР КГ имеют высокий уровень социальной нравственности, духовной зрелости, эмоциональной зрелости, социального интеллекта. Обладают лидерскими качествами. Их нравственность и социальные интересы выражены не четко. Критичны и отрицают поспешность в принятии решений;- 70% выборки относятся к группе «середняки». У ЛПР КГ в интересах нет устойчивых приоритетов. Все что выходит за рамки стандарта, они оценивают критически и с оговорками. Они обладают интуицией и совестью. Умеют четко формулировать и высказывать свое мнение. - 5 % ЛПР КГ относятся к низкому уровню лидерских качеств. Данные испытуемые раздражительны, не терпимы, не объективны в оценках, консервативны, не коммуникабельны. Людям трудно с ними общаться. Готовы к открытому сопротивлению в отстаивании своей правоты. Нами получены статистически достоверные различия между выборками. Полученное эмпирическое значение t(2.7) находится в зоне значимости. Эмоциональный компонент личностных качеств профессиональной Я-концепции. По результатам диагностики по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси были выявлены различия между двумя группами. Результаты сведены в таблицу 7.Таблица 7- Показатели самооценки у ЛПР-руководителей и ЛПР, не имеющих руководящую должностьПоказателиОбъем выборкиЭГ (N=25)КГ (N=25)РазницаЗавышенная самооценка 506.03.50.1Самооценка, завышенной по невротическому типу.503.51.02.5Самооценка адекватная501.00.50.5Заниженная самооценка 501.01.00Заниженная самооценка по невротическому типу.501.01.00Таким образом, в первой группе (ЭГ (N=25)преобладает высокая самооценка (60 %), что свидетельствует о том, что ЛПР-руководители ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Завышенный уровень имеют 35 % испытуемых ЭГ (N=25), адекватная самооценка у 10 % испытуемых, такой же процент заниженной самооценки и самооценки по невротическому типу.Во второй группе преобладает высокая самооценка (35%) и самооценка, завышенная по невротическому типу (10%). Завышенный уровень имеют 15 % испытуемых ЛПР, не имеющих руководящую должность, адекватная самооценка у 5 % испытуемых, 10 % испытуемых имеют заниженный уровень самооценки.На рисунке 3 представлены данные по двум выборкам по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси.Рисунок 3 - Распределение количественного уровня самооценки ЛПР-руководителей и ЛПР, не имеющих руководящую должность, %Таким образом, в ходе проведения исследования было доказано третье допущение гипотезы: выявлен ряд значимых различий самооценки ЛПР-руководителей и ЛПР, не имеющих руководящую должность: наибольшее количество испытуемых обладает высоким уровнем самооценки.Достоверность различий показателей двух групп испытуемых подтверждена. Полученное эмпирическое значение Uэмп(17) при p≤0.01p≤0.05 находится в зоне значимости.Личностные качества лица, принимающего решения (ЛПР), играют важную роль в эффективности и качестве управленческих решений. Ключевыми характеристиками такого лица являются самодисциплина, профессионализм, ответственность, креативность, адаптивность и эмоциональный интеллект.Самодисциплина – это способность строго придерживаться планов действий и соблюдать установленные правила и стандарты. ЛПР с высокой степенью самодисциплины будет более организованным и способным справляться с задачами, что позволит ему принимать обдуманные решения.Профессионализм – это знание и умение в области, в которой работает ЛПР. Он должен обладать высоким уровнем опыта и экспертизы в своей области, чтобы принимать обоснованные и грамотные решения. Профессиональный ЛПР также постоянно развивается, изучает новые технологии и методы, чтобы быть в курсе последних тенденций.Ответственность – это осознание последствий своих решений и готовность нести за них ответственность. Это включает в себя не только умение принимать решения на основе доступной информации, но и готовность принять на себя бремя риска и возможных неудач. Ответственный ЛПР всегда взвешивает все плюсы и минусы принимаемого решения, принимая решение, которое с наибольшей вероятностью приведет к желаемым результатам.Креативность – это способность мыслить нестандартно, находить новые подходы и решения, выделяться из толпы. ЛПР, обладающий этим качеством, способен видеть ситуацию с разных ракурсов и предлагать инновационные решения, которые могут привести к повышению эффективности и качества работы.Адаптивность – это способность быстро приспосабливаться к изменениям и новым условиям. Управленческая сфера постоянно меняется, и ЛПР, который быстро адаптируется к новым тенденциям и требованиям, будет более успешным в своей работе. Адаптивный ЛПР готов принимать решения, основываясь на новой информации и меняющихся обстоятельствах.Эмоциональный интеллект – это умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. ЛПР с высоким эмоциональным интеллектом способен эффективно коммуницировать и устанавливать отношения с другими людьми, что играет важную роль в принятии коллективных решений.В целом, личностные качества ЛПР имеют прямое влияние на эффективность и качество управленческих решений. Поскольку руководитель является ключевым фактором в организации, развитие этих качеств является необходимым для оптимального функционирования и успеха организации.В современном бизнес-мире эффективность и качество управленческих решений играют решающую роль в успехе организации. Однако, в контексте анализа и оценки этих решений, нельзя обойти вниманием влияние личностных качеств лица, принимающего решение (ЛПР). Исследования показывают, что личностные качества ЛПР имеют значительное воздействие на процесс и результаты его принятия решений.Одно из таких личностных качеств, которое оказывает сильное влияние на управленческие решения, это лидерские способности. Лидерские качества ЛПР, такие как харизма, решительность, эмоциональная интеллектуальность и способность к принятию сложных решений, могут существенно повлиять на эффективность и качество управленческих решений. Лидера, обладающего этими качествами, зачастую следуют и доверяют ему сотрудники, что способствует успешной реализации принятых решений.Однако, помимо лидерских способностей, личностные качества ЛПР также могут включать и другие аспекты, такие как эмпатия, интеллектуальная гибкость, ответственность и умение работать в команде. Индивидуальные особенности ЛПР в этих областях могут влиять на его способность анализировать информацию, прогнозировать последствия принятых решений и оценивать их влияние на организацию и ее сотрудников.Дополнительным фактором, влияющим на эффективность и качество управленческих решений, является личностная стабильность ЛПР. Личность, которая проявляет уверенность, спокойствие и самоконтроль даже в сложных ситуациях, склонна принимать обдуманные и осознанные решения. В то же время, непредвиденные эмоциональные реакции или низкий уровень самоконтроля могут привести к необдуманным и ошибочным решениям.Таким образом, личностные качества лица принимающего решение оказывают непосредственное воздействие на эффективность и качество управленческих решений. Лидерские способности, эмпатия, гибкость мышления, ответственность и стабильность личности - все эти факторы играют важную роль в принятии решений, которые определяют успех организации. Поэтому, для достижения наивысших результатов, необходимо уделять должное внимание анализу и развитию личностных качеств ЛПР.Развитие личностных качеств лица принимающего решение (ЛПР) является важным направлением для достижения повышенной эффективности и качества управленческих решений. ЛПР, будучи важным звеном в структуре управления организации, должно обладать определенными личностными качествами, которые способствуют принятию наиболее корректных и обоснованных решений.Первым направлением развития личностных качеств ЛПР является развитие лидерских качеств. Лидерство считается одним из ключевых качеств успешного руководителя. Оно позволяет ЛПР привлечь и мотивировать свою команду, разрабатывать стратегии и вести ее к достижению поставленных целей. Развитие лидерских качеств ЛПР включает в себя такие аспекты, как развитие умения вдохновлять и мотивировать сотрудников, эмоционального интеллекта, адаптивности и уверенности в принятии решений.Вторым направлением развития личностных качеств ЛПР является развитие аналитического мышления. Аналитическое мышление позволяет ЛПР анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем, прогнозировать возможные результаты и принимать обоснованные управленческие решения. Для развития аналитического мышления ЛПР следует упражняться в логическом мышлении, критическом анализе, выявлении слабых мест и поиске решений на основе имеющейся информации.Третьим направлением развития личностных качеств ЛПР является развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект позволяет ЛПР эффективно взаимодействовать с сотрудниками, устанавливать позитивный рабочий климат и решать конфликтные ситуации. Развитие эмоционального интеллекта ЛПР включает в себя такие аспекты, как развитие умения понимать и управлять своими эмоциями, эмпатии к сотрудникам, эффективного коммуникационного стиля.Четвертым направлением развития личностных качеств ЛПР является развитие навыков управления временем. Управление временем является ключевым аспектом эффективной работы и принятия рациональных управленческих решений. Развитие навыков управления временем включает в себя овладение техниками планирования, приоритизации задач, делегирования и оптимизации рабочего процесса.Все указанные направления развития личностных качеств ЛПР являются взаимосвязанными и важными для достижения повышенной эффективности и качества управленческих решений. Развитие лидерских качеств, аналитического мышления, эмоционального интеллекта и навыков управления временем способствует развитию профессиональной компетентности ЛПР и принятию рациональных решений в сложных управленческих ситуациях.ЗаключениеВ ходе проведенного теоретического анализа нами сделаны следующие выводы: 1. Психология рассматривает профессиональную Я-концепцию как познание индивидом собственного Я, связанного с профессиональной деятельностью. Профессиональная Я-концепция является подвидом общей Я-концепции. В структуре личностных качеств профессиональной Я-концепции выделяют когнитивный, поведенческий и оценочный компоненты, а также индивидуальный, коллективный, практический уровни. Функциональное назначение личностных качеств профессиональной Я-концепции – осознание человеком себя, своего места в профессиональной деятельности в соответствии со своим определенным ценностно-смысловым отношением к ней, что и обеспечивает функционирование, развитие, самореализацию человека в профессии. 2. Среди характеристик личности руководителей ЛПР в психологии выделяют именно те, которые помогают качественно реализовывать управленческую деятельность. Часто «Я-личность» и «Я-руководитель» находятся друг с другом в конфликте. 3. Сегодня, успешным руководителем, может быть и мужчина и женщина. Т.е. эффективность управления практически никак не зависит от гендерной принадлежности. равные психологические возможности для управления предприятием. Появилось поколение ЛПР-руководителей, которые на этапе вступления в самостоятельную жизнь, в первую очередь. ориентируются на профессиональную, а не семейную реализацию. В ходе эмпирического исследования было проверено первое допущение гипотезы о том, больше ли ЛПР-руководителей с маскулинными и андрогинными чертами, чем ЛПР, не имеющих руководящих постов. В ходе исследования были выявлены статистически достоверные различия между ЛПР -руководителями и ЛПР , не относящихся к такой категории по шкале «андрогинность». 32% ЛПР-руководителям присуща андрогинность и только 2 % ЛПР не руководителям. В связи с этим отмечаем, что ЛПР-руководители отличаются андрогинным типом гендерной идентичности, скорее всего, потому, что в занимаемой им руководящей должности требуется большая ответственность за работу коллектива и его результаты накладывает отпечаток на руководителей. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: первое допущение гипотезы доказано: у ЛПР-руководителей преобладает фемининность и андрогинность в большей степени, чем у ЛПР не руководителей (в данном исследование разница составила в простом количественном выражении – 30%).2. Было проверено второе допущение гипотезы о том, преобладают ли у ЛПР-руководителей на когнитивном уровне личностных качеств профессиональной Я-концепции способности, позволяющие оценивать собственное поведение и воздействия социальной среды. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: второе допущение гипотезы доказано:у ЛПР-руководителей в большей степени, чем у ЛПР не руководителей, преобладает высокий уровень показателей самоотношения: открытость (67 %), самоуверенность (40%), саморуководство (67%), отражение себя (36%), самоценность (58%), самоприятие (42%); среди высоких значений профессионального «Я» (личных качеств ЛПР-руководителей) - социальная нравственность ( 84 %), духовная зрелость (96%), эмоциональная зрелость (64%), социальный интеллект (84%), групповое лидерство (76%).3. Было проверено третье допущение гипотезы о том, преобладают ли у ЛПР-руководителей на поведенческом уровне личностных качеств профессиональной Я-концепции профессиональные роли. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: третье допущение гипотезы доказано:для ЛПР-руководителей главные роли – профессиональные, для ЛПР, не имеющих руководящих ролей – семейные.4. Было проверено четвертое допущение гипотезы о том, преобладает ли высокий уровень самооценки у ЛПР-руководителей, чем у ЛПР, не имеющих руководящих постов.Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: четвертое допущение гипотезы доказано:у ЛПР-руководителей преобладает высокий уровень самооценки (60%), чем у ЛПР не руководителей (разница составила в простом количественном выражении – 25%).5. Проведенный корреляционный анализ выявил следующие зависимости:У ЛПР-руководителей, склонных к маскулинности слабее выражены показатели: «фемининные характеристики», «семейные роли»; сильнее выражен показатель «маскулинные роли», «профессиональные роли», «социальные роли».У ЛПР-руководителей, склонных к феминности слабее выражены показатели «профессиональные роли», «маскулинные характеристики», «гендерно нейтральные характеристики»; сильнее выражен компонент «семейные роли».У ЛПР-руководителей, склонных к андрогинности слабее выражены компоненты: «духовная зрелость», «социальная нравственность»; сильнее выражен компонент «групповое лидерство».У ЛПР-руководителей, склонных к фемининности сильнее выражен компонент «заниженная самооценка»; сильнее выражен компонент «самооценка, завышенная по невротическому типу».У ЛПР-руководителей, склонных к маскулинности сильнее выражен компонент «высокая самооценка», «адекватная самооценка».Таким образом, эмпирически и методом математической статистики была подтверждена гипотеза исследования.Список использованной литературыАткинсон Р.Л. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание. СПб.: Прайм-Еврознак, 2022. – 329 с.Багрецов С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С.А. Багрецов. СПб.: Лань, 2021. 649 с. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. М.: РОССПЭН. 2021. 336 с. Бендас Т.В. Гендерная психология : Учебное пособие / Т.В. Бендас. СПб.: Питер, 2021. 431 с.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2022. 256 с. Бернс Р. Что такое Я - концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2022. 656 с.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2022. 249 с.Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бэм. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2021. 330 с.Воронина О. А. Введение в гендерные исследования / О.А. Воронина. М.: МЦГИ, 2021. 120 с.Воронцов Д.В. Что такое гендер /Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. СПб. : Питер, 2021. 280 с. Гаулд Р. Ступени жизни / Р. Гаулд, Д. Левинсон // Наука и жизнь. 2022. № 2. С.135-136.Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению личностных качеств профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 4. С. 162-169.Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения / Ф.Л. Джеймс // Сексология. СПб.: Питер, 2023. 161 с.Евсевичева И.В., Инютина И.Е. Профессиональные устремления молодых женщин // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Материалы Российской научно-практической конференции 8-10 октября 2023 г. / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2023.Евсевичева И.В., Лунева Л.Н. Представления работающих семейных женщин о карьере / И.В. Евсевичева, Л.Н. Лунева // Вестник Московского университета. 2020. № 11. С. 92- 113.Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология : Учебное пособие /Л.Д. Ерохина. М.: Флинта, 2023. – 298 с. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2023. С. 9-33. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и ЛПР. / Е.П. Ильин. СПб. : Питер, 2021. 512 с. Келли Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. СПб.: Питер, 2021. 207 с.Ким Л. Гендерные стереотипы / Л. Ким // Введение в теорию и практику гендерных отношений. Ташкент: 2023. 198 с.Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. / И. С. Клецина. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 2021. 310 с.

Список использованной литературы

1. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание. СПб. : Прайм-Еврознак, 2022. – 329 с.
2. Багрецов С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С.А. Багрецов. СПб. : Лань, 2021. 649 с.
3. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. М. : РОССПЭН. 2021. 336 с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология : Учебное пособие / Т.В. Бендас. СПб. : Питер, 2021. 431 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2022. 256 с.
6. Бернс Р. Что такое Я - концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2022. 656 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2022. 249 с.
8. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бэм. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2021. 330 с.
9. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования / О.А. Воронина. М. : МЦГИ, 2021. 120 с.
10. Воронцов Д.В. Что такое гендер /Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. СПб. : Питер, 2021. 280 с.
11. Гаулд Р. Ступени жизни / Р. Гаулд, Д. Левинсон // Наука и жизнь. 2022. № 2. С.135-136.
12. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению личностных качеств профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 4. С. 162-169.
13. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социаль¬но-психологической точки зрения / Ф.Л. Джеймс // Сексология. СПб. : Питер, 2023. 161 с.
14. Евсевичева И.В., Инютина И.Е. Профессиональные устремления молодых женщин // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности : Материалы Российской научно-практической конференции 8-10 октября 2023 г. / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2023.
15. Евсевичева И.В., Лунева Л.Н. Представления работающих семейных женщин о карьере / И.В. Евсевичева, Л.Н. Лунева // Вестник Московского университета. 2020. № 11. С. 92- 113.
16. Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология : Учебное пособие /Л.Д. Ерохина. М. : Флинта, 2023. – 298 с.
17. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Изд-во Европейского университета, 2023. С. 9-33.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и ЛПР. / Е.П. Ильин. СПб. : Питер, 2021. 512 с.
19. Келли Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. СПб. : Питер, 2021. 207 с.
20. Ким Л. Гендерные стереотипы / Л. Ким // Введение в теорию и практику гендерных отношений. Ташкент : 2023. 198 с.
21. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психо¬логические проблемы самореализации личности. Вып. 2. / И. С. Клецина. СПб. : Изд-во СП6ГУ, 2021. 310 с.