Особенности мышления детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 39 + 39 источников
- Добавлена 08.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ 4
1.1 Определение понятия «мышление» в современных исследованиях 4
1.2 Развитие мышления в онтогенезе 8
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 13
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1 Характеристика психофизического развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
2.2 Психолого – педагогические проблемы младших школьников с ОВЗ 20
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Повышенная утомляемость влияет на активность и концентрацию внимания, что затрудняет выполнение заданий и может приводить к раздражительности.Все эти проблемы требуют комплексного подхода и индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.Из-за вышеупомянутых проблем дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать затруднения в формировании психологических основ для успешного овладения учебными навыками. Это может привести к следующим трудностям в учебной деятельности:Затруднения с саморегуляцией и планированием. Дети могут испытывать сложности с планированием своей работы, определением шагов к достижению цели и контролем за своей деятельностью.Недостаточное развитие учебных навыков. У них может быть затруднено определение эффективных способов и средств достижения учебных целей, что препятствует эффективному учебному процессу.Трудности с контролем и саморегуляцией. Дети могут испытывать трудности с контролем своей деятельности и способностью работать в определенном темпе, что может затруднить выполнение учебных заданий.Эти проблемы могут значительно затруднить процесс обучения и требуют индивидуального подхода и дополнительной поддержки со стороны педагогов и родителей. Создание благоприятной образовательной среды и использование специальных методик помогут детям с ограниченными возможностями здоровья успешно развивать свои учебные навыки.Для стимулирования активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья предлагаются следующие методы:Применение сигнальных карточек: Этот метод позволяет оценивать правильность выполнения заданий и учиться работать в соответствии с определенными знаками на карточках.Применение вставок на доску: Использование данного метода создает соревновательный момент, стимулируя учеников к активному участию и правильному выполнению заданий.Узелки на память: Этот метод помогает закрепить материал, выявить ключевые моменты и сделать выводы после изучения темы.Понимание материала с закрытыми глазами: Использование этого метода помогает развить слуховое восприятие, внимание и память, а также переключить эмоциональное состояние учеников.Использование презентаций: Мультимедийные презентации помогают сделать учебный процесс более интересным и наглядным, а также обеспечивают взаимодействие учителя с учениками.Специальное применение картинного материала: Этот метод способствует развитию зрительного восприятия, внимания и памяти, а также активизирует словарный запас и развивает связную речь.Применение разнообразных активных методов работы помогает стимулировать познавательную активность учащихся, развивать их творческие способности и активизировать самостоятельную деятельность. Ротация методов также способствует эффективности учебного процесса для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕОсобенности внимания у детей с ОВЗ: Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста могут испытывать различные особенности в развитии внимания. Это может быть связано с конкретным видом ограничения, таким как нарушения слуха, зрения, двигательные нарушения или психические расстройства.Индивидуальный подход: Для эффективной работы с детьми с ОВЗ необходим индивидуальный подход, учитывающий их специфические потребности и особенности. Это включает в себя адаптацию методик обучения и использование специализированных технологий и методов.Развитие внимания через обучение: Обучение и тренировка внимания играют важную роль в интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс. Систематическое развитие внимания способствует улучшению учебных результатов, социальной адаптации и повышению самостоятельности детей.Необходимость внимания к медицинским аспектам: При работе с детьми с ОВЗ важно учитывать их медицинские особенности и ограничения, такие как лекарственная терапия, реабилитационные мероприятия и рекомендации специалистов.Сотрудничество с родителями и специалистами: Важно устанавливать тесное сотрудничество с родителями детей с ОВЗ, а также с медицинскими и педагогическими специалистами. Это позволяет создать благоприятные условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка.Таким образом, вторая глава подчеркивает важность индивидуального подхода к развитию внимания у детей с ОВЗ, необходимость систематической работы над этим аспектом и важность сотрудничества всех участников образовательного процесса.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития логического мышления у младших школьников. Анализ теоретической психолого-педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление – это высший, более обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, определяющий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность. Мы убедились в том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития логического мышления, так как это возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям. Нами были выделены различные методы и приемы развития логического мышления у младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы их классификации и различные формы.Исследование психолого-педагогической литературы проливает свет на сложности, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они вынуждены преодолевать высокие отклонения от нормального психического и физического развития, обусловленные врожденными или приобретенными дефектами. Такие дети требуют особых условий обучения и воспитания, чтобы раскрыть свой потенциал.Однако, помимо физических ограничений, они сталкиваются с комплексом психологических проблем, таких как низкая самооценка, затруднения в установлении детско-родительских отношений, проблемы социальной адаптации и др. Эти факторы оказывают негативное влияние на их учебные достижения и формирование учебных умений.Наши эмпирические исследования подтверждают, что значительная часть младших школьников с ОВЗ испытывает затруднения с самооценкой. Это говорит о необходимости специального подхода к работе с ними, направленного на поддержку и повышение уверенности в своих силах.Анализ результатов тестирования по методике В. Г. Щура и Р. Б. Кетелла позволяет нам лучше понять индивидуальные особенности этих детей. Они обладают разнообразным набором качеств, однако, важно учитывать их уязвимости и ограничения в процессе обучения и взаимодействия с окружающими.Таким образом, понимание сложностей, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, и разработка индивидуализированных подходов к их обучению и воспитанию являются ключевыми шагами на пути к обеспечению им полноценного развития и успешной социальной адаптации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитациидетей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. –Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей сограниченными возможностями здоровья // Современные образовательныетехнологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможностиздоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; подобщей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет,Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательногопроцесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989.– 192 с.4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современнойобщеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– Москва: Просвещение,1985. 208 c.5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка сограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва:ВЛАДОС, 2005. – 451 с.6. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенностисопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья винклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва:Педагогика, 2002. – 349 с.7. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей сограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы:методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. –300 с.8. Буянов, М. И. Об узловых вопросах организациипсихотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. –Москва: Педагогика, 1971. – 349 с.9. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Подред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004.10. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться /Б. С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2008.11. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 изсобрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика,1982.12. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии /Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –Москва, 2009.14. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка сограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева,Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.15. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивномуобразованию людей с особыми образовательными потребностями /П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. –С. 35-39.16. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченнымивозможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.17. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред.В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ“МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.18. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениямив развитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционнаяпедагогика, 2005. – 210 с.19. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития:особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.20. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – Москва:Просвещение, 1991.21. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития /В. В. Лебединский. – Москва: Педагогика. – 2004. – 306 с.22. Лебединская, К. С. Задержка психического развития /К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2007. – 280 с.23. Лернер, И. Я. Методы обучения. Российская педагогическаяэнциклопедия: в 2-х Т. –Т 1. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. – Москва: Научноеизд-во “Большая российская энциклопедия”, 2000. - 608 с.24. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелойинтеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. – Москва: Издательскийцентр «Академии», 2010. – 208 с.25. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями /А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.26. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федеральногогосударственного стандарта для детей с ограниченными возможностямиздоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академияобразования. – Москва, 2008.27. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами вразвитии / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2004. – 220 с.28. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья /Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IIмеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Двакомсомольца, 2012. — С. 141-143.29. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченнымивозможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений вовремя игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 48-51.30. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальноездоровье России, 2007. – 210 с.31. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника:Учеб. пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение,1986. – 192 с.32. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями:проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании /Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва: 2005. – 180 с.33. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченнымивозможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ,2007. – 80 с.34. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.–Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.35. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностямиздоровья / под ред. А. Поликовой. – Москва: КТМУ, 2009 – 207 с.36. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книгапедагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие /М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.37. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психическогоразвития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2001. 224 с.38. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклоненийразвития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. – Москва:ВЛАДОС, 2008. – 92 с.39. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л.Щепко. – Москва: Академия, 2000. – 410 с
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. –Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного
процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989.– 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– Москва: Просвещение,
1985. 208 c.
5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
6. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2002. – 349 с.
7. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с
ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. –300 с.
8. Буянов, М. И. Об узловых вопросах организации
психотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. –
Москва: Педагогика, 1971. – 349 с.
9. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под
ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004.
10. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться /
Б. С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2008.
11. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из
собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика,1982.
12. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии /
Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –
Москва, 2009.
14. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
15. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.
16. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
17. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
18. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями
в развитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная
педагогика, 2005. – 210 с.
19. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
20. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – Москва:
Просвещение, 1991.
21. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития /
В. В. Лебединский. – Москва: Педагогика. – 2004. – 306 с.
22. Лебединская, К. С. Задержка психического развития /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2007. – 280 с.
23. Лернер, И. Я. Методы обучения. Российская педагогическая
энциклопедия: в 2-х Т. –Т 1. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. – Москва: Научное изд-во “Большая российская энциклопедия”, 2000. - 608 с.
24. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. – Москва: Издательский
центр «Академии», 2010. – 208 с.
25. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями /
А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
26. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия
образования. – Москва, 2008.
27. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2004. – 220 с.
28. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья /
Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
29. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 48-51.
30. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
31. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника:
Учеб. пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение,1986. – 192 с.
32. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями:
проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании /
Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва: 2005. – 180 с.
33. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ,
2007. – 80 с.
34. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.–
Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
35. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья / под ред. А. Поликовой. – Москва: КТМУ, 2009 – 207 с.
36. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие /
М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
37. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического
развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2001. 224 с.
38. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 92 с.
39. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л.
Щепко. – Москва: Академия, 2000. – 410 с