Игры и упражнения на восстановление изображений из геометрических фигур как средство развития геометр. представлений у старших дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 69 69 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Геометрические фигуры: определение, свойства 9
1.2. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников 12
1.3. Анализ Федеральной образовательной программы дошкольного образования и парциальных образовательных программ дошкольного образования по формированию геометрических представлений у старших дошкольников 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Выявление уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Проектирование системы игр на плоскостное моделирование (игр на восстановление изображений их геометрических фигур) в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностические карты 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Система игр 51
Фрагмент для ознакомления

Ход игры.Ход игры был аналогичен таковому при игре «Танграм».Сначала детям предлагалось изучить игру, назвать фигуры, которые в нем есть. Особые сложности при этом вызвали элементы, которые имеют закругленный край. Было предложено указать на какую фигуру они похожи, указать чем отличаются от этих фигур (треугольники и трапеции с закругленным краем).Затем дети составляли простые фигуры из элементов игры (квадрат из двух треугольников). Фигуры назывались.Далее детям было предложено посредством наложения покарточка составить фигуру.Следующим этапом стало использование карточек, в которых нет возможности использовать прием наложения (они больше или меньше элементов игры), но остается возможность понять какой элемент применяется (расчлененные карточки).Самым сложным заданием стало составление фигур только по силуэту.Игра «Головоломка Пифагора»Целью игры являетсяразвитие представления детей о геометрических фигурах; развитие мелкой моторики;развитие внимательности, воображения, логического мышления, пространственного мышления;развитие конструкторских умений, умения комбинировать;развитие умения действовать по инструкции;сенсорное развитие детей.Для проведения игры требуются:Головоломка «Головоломка Пифагора».Карточки к головоломке «»Головоломка Пифагора.Таблица «Геометрические фигуры».Ход игры.В данной игре дети познакомились с фигурами, которые входят в набор, назвали их, сосчитали, сравнили по размеру. Затем фигуры были сгруппированы – квадраты к квадратам, треугольники к треугольникам и т.д.Следующим этапом стало составление простой фигуры (треугольник из одного квадрата и двух треугольников). Далее детям было предложено составить фигуру по расчлененным карточкам. Сначала работа выполнялась совместно, затем детьми самостоятельно.После этого выполнялись задания на составление фигур по контуру. В процессе выполнения игровых заданий дети проявляли интерес, у них закреплялись представления о плоских фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умение находить геометрические фигуры в окружающем мире, умение моделировать предметы с помощью фигур. Наибольшую сложность у детей вызвала идентификация измененных фигур (треугольники трапеции с закругленной стороной), а также выкладывание фигур по силуэту.

1. Атанасян С.Л. Геометрия 1: учебное пособие для вузов / С.Л. Атанасян, В.Г. Покровский: под ред. С.Л. Атанасяна. – М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014. – 334 с.
2. Понария Я.П. Элементарная геометрия. В 2 т. Т. 1: Планиметрия, преобразования плоскости. – М.: МЦНМО, 2004. – 312 с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия Лобачевского / Л.С. Атанасян. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 467 с.
4. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие / К.Ю. Солдатенко. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. – 62 с.
5. Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1976 . – 256 с.
6. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие / К.Ю. Солдатенко. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. – 62 с.
7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.
8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 351 с.
9. Николаева А.В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования / А.В. Николаева // Историко-педагогический журнал, 2018. – № 4. – С. 188-200.
10. Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях: пособие / А.В. Белошистая. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 318 с.
11. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / И.В. Петрова и др.; под ред. И.В. Петровой. – М.: Творческий центр Сфера, 2012. – 63 с.
12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
13. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 10.04.2024).
14. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
15. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.
16. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112 с.
17. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. – 80 с.