Проблема возрастных кризисов в отечественной психологической науки
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 07.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Сущность понятия возрастных кризисов………………………………..…..5
1.2. Возрастные кризисы в различных периодах развития……………………14
1.3. Анализ проблемы возрастных кризисов в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………20
Выводы по теоретическому исследованию…………………………….……24
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….………25
2.2 Разработка и апробация социально-психологического тренинга самопознания и личностного роста……………………………………………..27
2.3. Результаты контрольного этапа эмпирического исследования……….…28
Выводы по эмпирическому исследованию…………………………….……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………………...32
Обычно случаи трудных возрастных кризисов у взрослых рассматриваются просто как индивидуальные биографические осложнения, не учитывая возрастные особенности. Это затрудняет процесс терапии, и иногда она не достигает своей цели.Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил другое понимание хода, условий, источников, форм, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Заслуга Выготского заключается в том, что он первым применил исторический принцип в области детской психологии.[5]Согласно Выготскому, высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения ребенка и сотрудничества с другими людьми. Позже они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Например, речь сначала служит средством общения, но со временем приобретает интеллектуальную функцию. Выготский отмечал, что с возрастом меняется отношение к окружающей среде, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что влияние среды следует рассматривать не абсолютно, а относительно, так как оно определяется переживаниями ребенка. Выготский сформулировал несколько законов психического развития ребенка:1. Закон временной структуры развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Например, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.2. Закон метаморфозы в детском развитии. Развитие представляет собой цепь качественных изменений: ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.3. Закон неравномерности детского развития. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания.4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции обладают опосредованностью, осознанностью, произвольностью и системностью. Они формируются в течение жизни, развиваются благодаря использованию специальных инструментов и средств, созданных в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова и проходит через несколько стадий.[5]Мнение Петровского и Ярошевского: возрастной кризис - непродолжительный процесс при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связан с преобразованиями в социальных отношениях, деятельности и сознании. Кризисы могут различаться в зависимости от особенностей ребенка, условий и воспитания.[22]Такой человек с опытом волевого поведения сохраняет способность сознательно искать выход из критических ситуаций. Кризис выводит на новый уровень личностного развития. Каждый кризис имеет свое течение и фазы. Каплан описал четыре стадии кризиса. Первичный рост напряжения, безрезультатные попытки решения проблемы, мобилизация сил, тревога и дезорганизация личности. Возрастные кризисы - переход к новому этапу развития.Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты было предложено П.П.Блонским в отечественной психологии. Он обратил внимание на переходные возрасты и отметил, что эти периоды представляют собой трудности с педагогической точки зрения. Их также часто называют критическими возрастами, особенно возраст полового созревания. П.П.Блонский указал на неустойчивость нервной системы и немотивированное поведение детей в эти периоды.Выготский, опираясь на работы Блонского, анализирует возрастную динамику и место кризисов в общем ходе развития с точки зрения общей теоретической модели развития.[5]Выводы по теоретическому исследованиюВ каждом периоде жизни человека возникают свои сложности, характерные именно для этого возраста. Психология использует понятие периодизации, чтобы разделить жизненный цикл на различные этапы. Каждый этап имеет свои особенности и закономерности развития. В разные периоды жизни мы проходим стабильные и кризисные моменты. Наше развитие как личности зависит от ожиданий общества, ценностей, идеалов и задач, которые ставятся перед нами на разных этапах жизни. Мы проходим через психологические и биологические стадии, связанные с физическими изменениями в организме.На каждом этапе мы приобретаем новые качества, которые остаются с нами на протяжении жизни. Кризисы могут возникать на любом возрасте и являются поворотными моментами, определяющими наше дальнейшее развитие. Каждое новое личностное качество отражает наше отношение к миру и себе. Это отношение может быть положительным или отрицательным. Интересно узнать, какие кризисы ждут нас в жизни, потому что многие из нас могут узнать в них ситуации из собственного опыта.Словом, наша жизнь состоит из постоянных кризисов, решения проблем, постановки и достижения целей. Мы постоянно меняемся, развиваемся и становимся взрослее.ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД2.1. Организация и методы эмпирического исследованияВ исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 35-45 лет, которые работали в одной организации. Мы провели встречу с ними и предложили участие в эмпирическом исследовании на тему кризиса среднего возраста. В процессе беседы мы обсудили деструктивное и конструктивное проживание кризиса, а также познакомились с диагностическими методиками, которые использовались в работе. Мы предупредили участников о возможных психологических изменениях в процессе исследования. Затем мы провели диагностику по ценностно-ориентированной системе методик "Диагностика внутреннего конфликта" Е.Б. Фанталовой.[24]На формирующем этапе эмпирического исследованиянами был разработан и апробирован специализированный тренинг самопознания и личностного роста в исследуемой группе. На контрольном этапе исследования мы использовали те же диагностические инструменты, что и на этапе констатирующего эксперимента. Главенствующая цель этого этапа - определить эффективность социально-психологического тренинга. Мы выбрали методы исследования на основе теоретического представления о том, что потребность в самоактуализации является основной частью проживания кризиса среднего возраста и тесно связана с психологическим образованием - смысложизненными ориентациями.Для выявления признаков кризиса среднего возраста использовалась методика "Диагностика внутреннего конфликта" Е.Б. Фанталовой. Она помогла выявить экзистенциальные и социально-психологические признаки кризиса среднего возраста. Результаты констатирующего этапа исследования оказались следующими:Рисунок 1. Результаты методики «Диагностика внутреннегоконфликта»Результаты констатирующего исследования показали, что у большинства испытуемых выявлен средний уровень внутриличностного конфликта.Сначала мы рассмотрим наиболее распространенные сферы конфликтов. Они включают "Счастливую семейную жизнь" и "Любовь". В ходе исследования было выяснено, что большинство испытуемых считает, что счастье и любовь дополняют друг друга. Это действительно так. Это объясняется тем, что эти сферы часто связаны с конфликтами. Вместе с тем возникает потребность в сотрудничестве с окружающими и взаимодействии в рамках социальных групп. Мы считаем, что эти сферы конфликтны для испытуемых также потому, что у них есть различные представления о том, какие люди должны быть рядом с ними. Речь идет о качествах, характерных чертах и т.д. Однако со временем испытуемые осознают, что идеалов просто не существует, и возникают конфликтные ситуации. Происходит разрыв между тем, чего они хотят, и тем, на что они реально могут рассчитывать.Отметим также, что у многих испытуемых было выявлено проявление конфликта в области здоровья. В этом возрасте люди начинают относиться к себе более заботливо, проявляют повышенное внимание.2.2 Разработка и апробация социально-психологического тренинга самопознания и личностного роста На следующем этапе нашей работы планировалась реализация программы тренинга самопознания и личностного роста. Цель этой программы - помочь участникам развить самопонимание, осознать свои потребности, способности и возможности их реализации, улучшить самопринятие, научиться ставить новые цели, а также получить поддержку и помощь в преодолении кризиса среднего возраста. Учитывая наш небольшой опыт работы в области психологии и нехватку понимания возможных негативных последствий воздействия на участников, мы планировали проводить психологическое воздействие на них не слишком глубоко. Основные задачи тренинга были сформулированы с учетом вышеупомянутого принципа: самопонимание, саморегуляция, понимание других людей в ситуации общения, расширение круга общения и преодоление чувства одиночества, а также помощь в конструктивном проживании кризиса среднего возраста.Тренинг состоит из 19 занятий (38 часов), которые проводились раз в неделю. Организация работы тренинга проходила в несколько этапов. Первый этап включал в себя подготовку к тренингу, включая беседу и диагностику по методике "Диагностика внутреннего конфликта" Е.Б. Фанталовой. После изучения характеристик участников был составлен список группы, разработана программа занятий, определены темы, а также время и место проведения. В процессе индивидуальных бесед участникам были рекомендованы фильмы и книги для просмотра и прочтения.Второй этап тренинга включает ознакомление участников с теоретическими материалами основ психоанализа, гуманистического направления в психологии, транзактного анализа, возрастных кризисов, психологических защит и самоактуализации личности. Каждое занятие включает ролевую игру и групповую дискуссию, состоящие из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает разминочные упражнения с объяснением цели, инструкцией и процедурой. Основная часть фокусируется на ведущей задаче занятия, а заключительная подводит итоги и собирает обратную связь.Третий этап - подведение итогов, начинается с первичного подведения итогов в конце каждого занятия. Участники оценивают свои достижения и ощущения, а ведущий анализирует динамику личностного роста каждого участника. После каждого занятия ведущий делает записи в журнале о процессах в группе, эмоциональном состоянии участников, затронутых темах и вкладе каждого в обсуждение проблем. Вторичное подведение итогов происходит после завершения цикла занятий, где на основе наблюдений и тестов анализируются результаты работы каждого участника тренинга.Практические рекомендации для позитивного проживания кризиса среднего возраста: использование арттерапевтических методик, таких как рисуночная арт-терапия, библиотерапия и музыкотерапия. Арт-терапия помогает выразить и проработать проблему, а библиотерапия предлагает литературу для поддержки и разрешения проблемы. Музыкотерапия влияет на нервную систему и может стимулировать двигательные и вегетативные процессы. 2.3 Результаты контрольного этапа эмпирического исследованияЦель обработки данных в системе "Диагностика внутреннего конфликта" Е.Б. Фанталовой - определить наличие признаков кризиса среднего возраста у исследуемого. Представлены результаты диагностики самоактуализации личности. Рисунок 2 – Результаты на контрольном этапе исследованияДля определения эффективности предложенного нами тренинга самопознания и личностного роста мы осуществили сравнительный анализ результатов методики на констатирующем и контрольном этапах.Рисунок 3 - Сравнительный анализ результатов методики на констатирующем и контрольном этапахРезультаты констатирующего этапа исследования и сравнительный анализ результатов методики на констатирующем и контрольном этапах показали, что уровень внутриличностного конфликта частично повысился, а значит предложенный тренинг самопознания и личностного роста оказался эффективным.Выводы по эмпирическому исследованиюВ данной работе основное внимание уделено методам исследования, обработки и интерпретации информации, а также описанию тренинга самопознания и личностного роста. В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 35 до 45 лет с признаками кризиса среднего возраста. С помощью методики "Диагностика внутреннего конфликта" были выявлены показатели самоактуализации и смысложизненных ориентаций, которые показали существенные изменения на контрольном этапе. Эти изменения и взаимосвязи позволили сформулировать особенности самоактуализации в период кризиса среднего возраста. Все эти особенности способствуют личностному развитию человека. Таким образом, гипотеза нашей работы подтверждена.ЗаключениеТаким образом, результаты исследования научной литературы позволяют сказать, что мы успешно реализовали главные задачи нашей курсовой работы. Мы изучили основные теоретические подходы к понятию возрастного кризиса в отечественной психологии и раскрыли сущность проблемы возрастного кризиса в психологии.Анализ научных работ по данной теме позволил нам выявить, что возрастная психология является отраслью психологической науки, которая изучает закономерности этапов психологического развития и формирования личности от рождения до старости. Особенность возрастных кризисов заключается в том, что изменение социальной ситуации связано с восприятием времени, а именно образами будущего и прошлого. Важно отметить, что возрастные кризисы являются нормативными и необходимыми для решения задач развития. Таким образом, кризисы являются неотъемлемой и обязательной частью развития человека, и поэтому наша курсовая работа актуальна, так как она помогает стимулировать человека к дальнейшему и непрерывному развитию.В настоящее время существует множество публикаций, затрагивающих различные аспекты возрастного кризиса в психологии. Возрастная психология не имеет единого мнения относительно кризисов, их места и роли в психическом развитии. Некоторые психологи считают, что развитие должно быть гармоничным и без кризисов. Кризисы рассматриваются как ненормальное и "болезненное" явление, вызванное неправильным воспитанием. Другие психологи утверждают, что наличие кризисов в развитии является закономерным.Однако стоит отметить, что в отечественной психологической науке укрепилось представление о нормативной природе возрастных кризисов и их необходимости для гармоничного развития. Вопросы о причинах и механизмах возникновения кризисов остаются дискуссионными.
2. Асеев А.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 2013 год;
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 2015 год;
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж, - 1995.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Санкт-Петербург Союз, 2015 год – 225 с.;
6. Газиев Э. Дифференциальная психофизиология. Ташкент, 2019.
7. Газиев Э. Общая психология. Том I-II. Ташкент, 2022
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Москва: - Просвещение, 2016. – 585 с.;
9. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
10. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. – Москва: Просвещение, 2015 год – 296 с.;
11. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2004 год;
12. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учебное пособие для вузов. – Москва: Айрис Пресс, 2015 год;
13. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов на Дону: Феникс, 2017 год;
14. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, Питер, 2014 год, – 153 с.;
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва, 2013 год;
16. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебное пособие для студентов. / Под редакцией Л.А. Венгера. – Москва: Просвещение, 2015. – 239 с.;
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва, 2015 год;
18. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014 год – 184 с.;
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2017год, – 820 с.;
20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – Москва: Арт-Пресс, 2006 год, – 394 с.;
21. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. – 2016 год – № 2. – 37 – 49 с.;
22. Туревская Е.И. Возрастная психология: Тула, 2017 год;
23. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Москва: Генезис, 2017 – 208 с.;
24. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. — 128 с. ISBN 5-89570-016-0
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ педагогика, 2015 год – 560с.