Способы создания эффективной системы мотивации к изучению немецкого языка в средней школе
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 23.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ОБЗОР СИСТЕМ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ……………………………5
1.1.Психологические особенности среднего школьного возраста………….7
1.2.Понятие познавательной активности на уроках немецкого языка……..9
1.3.Способы мотивации при изучении немецкого языка в средней школе..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. РОЛЬ ЦИФРОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
2.1. Использование компьютерных технологий в повышении познавательной активности на уроках немецкого языка в средней школе………………….…14
2.2. Примеры использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка в средней школе…………………………………………………………...20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..30
За основу взят учебник для общеобразовательных учреждений по немецкому языку за 5 класс – Deutsch als 2. Fremdsprache HORIZONTE (автор М.М. Аверин). Рассмотрим тему 3 – “Tiere” («Животные») на странице 25 [1].Следует отметить, что использование ИКТ неразрывно связано с методикой преподавания иностранного языка. Соответственно, будет составлен конспект урока, где прописаны цели, задачи, техническое оснащение и упражнения. Техническое оснащение будет играть основную роль в выборе тех или иных упражнений. Изучив вопрос о том, какие компьютерные технологии могут использоваться на уроке немецкого языка, и также в подготовке дидактического материала учителем, было принято решение использовать некоторые из них в работе над темой “Tiere”.Конспект урокаТема урока: Введение лексики по теме «Животные»Тип урока: КомбинированныйЦель урока: познакомить учащихся с лексикой, отработать фонетику слов, совершенствовать навык использования новых слов, научить учащихся составлять краткие высказыванияЗадачи урока:Воспитательные – формировать познавательную активность учащихся, воспитывать ценностное отношение к окружающему миру; способствовать повышению учебной мотивацииРазвивающие – развивать память и внимание, фонематический слух;Образовательные – расширять общий и лингвистический кругозор;Практические – ввести лексику, фонетическая отработать слова, отработать слова в упражнениях, обучить краткому устному высказывания.Техническое оснащение: УМК «Horizonte» 5 класс, Аверин М.М., компьютер, проектор, экран для проектора или же интерактивная доска, колонки.Компьютерные программы и интернет-ресурсы: PowerPoint для презентации, Matchmaster, Choicemaster, Crosswordmaker, интернет-приложения Quizlet, Memrise, Wie geht’s German, виртуальные галереи.Ход урокаОрганизационная часть.Приветствие: Guten Tag! - Wie geht es euch? - Also, beginnen wir!Определениетемыурока: Seht euch die Bilder, bitte.- Was seht ihr?- Welches Thema haben wir heute ? - Seht euch die Bilder an.Учитель показывает картинку с животными, спрашивает учащихся, что они видят, что они знают о животных, какова тема урока. Учитель побуждает догадаться о теме урока, используя презентацию с картинками животных на экране для проектора или на экране интерактивной доски (3 минуты).(Приложение 1)Основная часть.а) Ознакомление с лексикой по теме «Животные» (Приложение 1)- Heute sprechen wir über Tiere.Übung 1. Schauen Sie sich das Bild an, nennen Sie die Tiere auf Deutsch.Учитель показывает лексику из презентации. Сначала говорит учитель, учащиеся повторяют за ним. Перевод слов понятен из картинок.Lesen Sie die Wörter noch einmal.После повторения за учителем, дети повторяют по отдельности (4 минуты).б) Работа с лексикойÜbung 2. Ordnen wir das Bild des Tieres dem Wort zu. Учитель предлагает учащимся соотнести картинку животного с его словесным обозначением (Приложение 1). Каждый желающий ученик может подойти к интерактивной доске или экрану для проектора и выполнить задание. Здесь можно использовать интернет-приложение Match master (3 минуты).Übung 3. Schreiben Sie den fehlenden Buchstaben in das Wort (4 минуты).Предлагается задание на вписание недостающих букв в слова. Данное задание способствует запоминанию орфографии слов. Можно заранее в интернет-приложенииQuizlet подготовить карточки со словами (Приложение 1).Übung 4. Löse das Kreuzworträtsel (5 минут)Учитель предлагает отгадать кроссворд. Для этого используется интернет-программа Crossword master (Приложение 1)Übung 5. Besuchen wir den virtuellen Zoo (8 минут).Учитель предлагает посетить виртуальный зоопарк, где дети могут увидеть изучаемых животных. Для виртуальной прогулки нужен интернет. Учащиеся могут начать предложение с “Ich sehe…”, “Es gibt”. Учитель задает различные вопросы о животных. Учащиеся должны ответить на вопросы:1. Welche Tiere siehst du?2. Sind sie groß oder klein?3. Welche Farbe haben sie?4. Was essen sie?5. Wo können sie leben?в) Развитие навыка аудированияÜbung 6. Lesen Sie die Sätze. Hören und sagen Sie, was ist richtig und was ist falsch (5 минут).Учитель предлагает прочитать и прослушать диалог двух детей, которые рассказывают о своих домашних животных, ответить, являются ли предложения правдивыми или нет. Для этого необходим или компьютер или же MP3 проигрыватель (Приложение 1).г) Развитие навыка говорения, в группе.Übung 7. Arbeiten Sie in einer Gruppe. Beschreiben Sie das Tier, ohne es zu benennen. Eine andere Gruppe muss erraten, um welches Tier es sich handelt (8 минут). Bilden Sie die Sätze nach dem Muster: Das Tier ist groß/klein/weiß/braun…Es lebt in…Es ißt…Учитель объединяет детей в группы. Каждая группа готовит описание животных, не называя само животное. Другая группа должна отгадать. Можно использовать интернет-приложение Memrise, направленное на запоминание слов и фраз.Завершающий этап. (5 минут)На данном этапе подводятся итоги и обобщается вся изученная на уроке информация, учащиеся делятся своими впечатлениями от урока.На данном этапе задается домашнее задание: Erledigen Sie die Aufgabe auf der Karte!Учащимся даются карточки с заданием (Приложение 2) Таким образом, в данном конспекте урока предложены упражнения с применением компьютерных технологий, способствующие повышению мотивации учащихся. К ним относятся PowerPoint для презентации, Matchmaster, Choicemaster, Crosswordmaker, интернет-приложения Quizlet, Memrise, Wie geht’s German, виртуальные галереи, компьютер, проектор, экран для проектора или же интерактивная доска, колонки. Выводы по главе 2Изучив литературу, в которой описывается применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка, а также применив всю информацию на практике, можно сделать выводы, что использование ИКТ помогает эффективно решать задачи урока и способствует повышению интереса и мотивации учащихся.За последнее время появилось очень много образовательных интернет-ресурсов, которые помогают учителю в составлении материала к уроку, а также учащиеся могут использовать интернет-ресурсы самостоятельно.Использование компьютерных технологий в обучении способствует повышению эффективности самостоятельной работы, открывает возможность развития творческого потенциала, приобретение и совершенствование навыков четырех видов речевой деятельности, и вместе с этим повышается уровень мотивации учащихся в изучении немецкого языка.На примере урока было показано практическое применение современных технологий для повышения уровня мотивации учащихся. ЗаключениеПодводя итоги исследования, следует сказать, что тема влияния мотивации на познавательную активность учащихся на уроках немецкого языка в средней школе является актуальной.Актуальность этой работы обусловлена тем, что изучение иностранных языков в средней школе оказывает влияние на когнитивные способности учащихся и открывает перед ними широкий спектр возможностей.Проблема исследования заключается в том, что многие школьники не проявляют интерес к изучению немецкого языка, так как считают его сложным и неприменимым на практике в реальной жизни, а также необходимость изучения немецкой лексики может не соответствовать их планам на будущее.В работе было изучено использование компьютерных технологий в повышении мотивации учащихся, а также разработана система упражнений для увеличения мотивации учащихся средней школы на уроке немецкого языка. Цель исследования достигнута.В процессе данной работы была изучена информация по мотивации учащихся средней школы: понятие мотивации, ее способы, особенности; проанализированы характерные возрастные особенности подростков, которые могут влиять на познавательную активность и мотивацию. А также были изучены компьютерные технологии, которые можно применить на уроках немецкого языка в средней школе, чтобы повысить познавательную активность учащихся. Разработана система упражнений, повышающая уровень мотивации, на примере конкретного урока.Список литературыАверин М.М., Джин Ф, Рорман Л, Збранкова М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.Ж Просвещение: Cornelsen, 2011. - 104 CАлександров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка //Иностр. языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 70.Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет//Образование и наука. – 2012. - №7(96). – С.45-53.Богачева А.П. Повышение мотивации на уроках немецкого языка и развитие коммуникативных компетенций учащихся/Минск: БГУ, 2019. – С.1- 6.Бочина М.Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)//Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – С.7-10.Быкова Е.А. ИКТ на уроке немецкого языка//Прикладная информатика. – 2009. – №2(20). – С.43-50.Вотановская Н.А., Сидляр М.Ю., Гаритова Т.А., Конопкина Е.А. Роль компьютерных программ при обучении немецкому языку//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – №2(22). - С.65-70. Готлиб Д.Л. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка как один из приоритетов модернизации школьного образования [Электронный ресурс]//Мир науки. – 2018. - №1 (6). – С. 1-13.Дейкова Л.А. Информационные технологии в иноязычном лингвистическом образовании//Многоязычие в образовательном пространстве. – 2014. – С.138-142.Елагина Н.Л., Скиридова А.С. Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учет при повышении уровня физической подготовленности//Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – С. 149-154.Котлярова А.Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – С.70-76. Минченко К.А. Способы усиления мотивации при обучении иностранному языку//Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2012. – С. 86-89.Полякова Н.Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка//Научный вестник Крыма. – 2017. – С.1-4.Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 2012. –№ 10. – С. 57. Сорокина Е.В., Заречук В.А. Познавательная активность как педагогическая проблема/Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.С.В.Рахманинова, 2017. – 1-3 с. Старцева Е.В. Возможности информационных технологий в процессе обучения иностранному языку//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С.1-5. Топ-30 приложений для изучения немецкого языка [Интернет-ресурс] –URL: https://deutschonline.ru/articles/prilozheniya-dlya-izucheniya-nemetskogo-yazyka/ (Дата обращения: 01.04.2024).Фаримова А.А. Мотивация учащихся к изучению английского языка//Наука и образование сегодня. – 2019. – С.49-51. Хоссейни Амир. Мотивы выбора изучения иностранных языков и роль преподавателей в повышении мотивации учащихся//Мир науки, культуры, образования. – 2019. - №6 (79). – С.29-31. Цветинская А.Ф. Мотивация учения – основное условие успешного обучения/Новополоцк: ГУО «Лицей г. Новополоцка», 2022. – С. 1-20.Шевченко О.В. Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий//Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. – С.54-58.Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 118 с.Юсупов Л.С. Мотивация и ее роль в процессе эффективного изучения иностранных языков//Science and innovation . – 2022. – V.1(6). – P.250-259.ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Übung 2.Übung 3. die Spinn…, der Tige…, der Bi…on, der W…lf, das Kanin…hen, die Schildkr…te, die M…us, der H…nd, der H…mster,die Ku…, das P…erd, die K…tzeÜbung 4.Übung 6.
2.Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка //Иностр. языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 70.
3.Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет//Образование и наука. – 2012. - №7(96). – С.45-53.
4.Богачева А.П. Повышение мотивации на уроках немецкого языка и развитие коммуникативных компетенций учащихся/Минск: БГУ, 2019. – С.1- 6.
5.Бочина М.Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)// Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – С.7-10.
6.Быкова Е.А. ИКТ на уроке немецкого языка//Прикладная информатика. – 2009. – №2(20). – С.43-50.
7.Вотановская Н.А., Сидляр М.Ю., Гаритова Т.А., Конопкина Е.А. Роль компьютерных программ при обучении немецкому языку//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – №2(22). - С.65-70.
8.Готлиб Д.Л. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка как один из приоритетов модернизации школьного образования [Электронный ресурс]//Мир науки. – 2018. - №1 (6). – С. 1-13.
9.Дейкова Л.А. Информационные технологии в иноязычном лингвистическом образовании// Многоязычие в образовательном пространстве. – 2014. – С.138-142.
10.Елагина Н.Л., Скиридова А.С. Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учет при повышении уровня физической подготовленности// Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – С. 149-154.
11.Котлярова А.Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – С.70-76.
12. Минченко К.А. Способы усиления мотивации при обучении иностранному языку//Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2012. – С. 86-89.
13.Полякова Н.Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка// Научный вестник Крыма. – 2017. – С.1-4.
14.Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 2012. – № 10. – С. 57.
15. Сорокина Е.В., Заречук В.А. Познавательная активность как педагогическая проблема/Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.С.В.Рахманинова, 2017. – 1-3 с.
16. Старцева Е.В. Возможности информационных технологий в процессе обучения иностранному языку// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С.1-5.
17. Топ-30 приложений для изучения немецкого языка [Интернет-ресурс] – URL: https://deutschonline.ru/articles/prilozheniya-dlya-izucheniya-nemetskogo-yazyka/ (Дата обращения: 01.04.2024).
18.Фаримова А.А. Мотивация учащихся к изучению английского языка// Наука и образование сегодня. – 2019. – С.49-51.
19. Хоссейни Амир. Мотивы выбора изучения иностранных языков и роль преподавателей в повышении мотивации учащихся// Мир науки, культуры, образования. – 2019. - №6 (79). – С.29-31.
20. Цветинская А.Ф. Мотивация учения – основное условие успешного обучения/Новополоцк: ГУО «Лицей г. Новополоцка», 2022. – С. 1-20.
21. Шевченко О.В. Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий//Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. – С.54-58.
22. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 118 с.
23. Юсупов Л.С. Мотивация и ее роль в процессе эффективного изучения иностранных языков//Science and innovation . – 2022. – V.1(6). – P.250-259.