Способы замедления процессов забывания
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 19.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I Теоретические аспекты изучения особенностей процессов забывания 5
1.1 Понятие и виды памяти 5
1.2 Сущность понятия процесса забывания. Факторы, влияющие на процесс забывания 10
1.3 Преодоление забывания как результат развития памяти 12
Глава II Забывание как один из мнемических процессов 19
2.1 Теории и закономерности забывания 19
2.2 Кривая забывания Эббингауза и ее модификация 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Мы рассмотрим основные гипотезы, относящиеся к вышеупомянутым концепциям.Одна из психологических теорий - это теория конкурирующих ответов Мак-Геча. Она утверждает, что эффекты интерференции объясняются только конкуренцией ответов, которые относятся к нескольким видам запоминаемого материала.[5]Теория генерализации-дифференциации пытается объяснить явления заучивания и сохранения рядов последовательных стимулов. Эта концепция объясняет возможность возникновения интерференции между стимулами, которые относятся к одному или нескольким заданиям.Психофизиологическая теория забывания Мюллера и Пильцекера утверждает, что активность нервной системы, вызванная любым научением, не прекращается после окончания научения, а продолжается некоторое время и постепенно ослабевает. Этот процесс в нервной системе способствует консолидации только что возникших ассоциаций. Если в это время возникнет другая активность, она помешает консолидации и способствует забыванию.[8]Розенцвейг утверждает, что след обладает двумя свойствами: силой и уязвимостью. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции, а уязвимость определяет "хрупкость" мнемического следа. Он также различает две формы забывания: обратимую, вызванную недоступностью следа из-за неадекватного контекста или функционального нарушения, и необратимую, проявляющуюся в хрупкости следа из-за его уязвимости. Ламбер считает, что для консолидации памяти необходим уровень тревоги, который вызывает выработку ацетилхолина, способствующего запоминанию, а последующее истощение приводит к ослаблению силы мнемических следов.Рааймейкерс и Шиффрин предлагают три теоретические возможности для объяснения забывания: уменьшение силы следа, интерференцию и изменение связей между элементами памяти.[8]Законы забывания включают основной закон Эббингауза, который утверждает, что процесс забывания увеличивается с течением времени, но абсолютного забывания никогда не происходит. Фуко предложил, что припоминание обратно пропорционально времени, в то время как Пьерон считает, что память обратно пропорциональна квадрату времени.[16]Т. Рибо, который изучает расстройства памяти, сформулировал закон обратного развития памяти. Согласно этому закону, также известному как закон прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается от нового к старому, от простого к сложному.Существует закономерность, известная как закон Ааля, который гласит, что материал, подготовленный к определенному сроку, забывается быстрее, чем материал, подготовленный для долгосрочного сохранения.Другая закономерность, выведенная Мейманом и Эбертом, заключается в том, что быстро заученное быстро забывается.Многие исследователи также отмечают, что более наглядный и конкретный материал остается в памяти дольше, чем менее наглядный и абстрактный. Например, слова запоминаются дольше, чем бессмысленные слоги, и фраза запоминается на более долгий срок, чем отдельное слово.[10]М. Мейер утверждает, что способ заучивания материала имеет значение - глобальное или фрагментарное. Если материал заучен глобально, он будет запомнен прочнее, чем при фрагментарном заучивании.[10]Интерес к процессам памяти возник вместе с изучением памяти как психического процесса. В настоящее время в психологии существует множество теорий о забывании и механизмах его процесса, а также закономерностей. Были получены определенные результаты как в психологических, так и физиологических теориях.2.2 Кривая забывания Эббингауза и ее модификацияЭббингауз провел эксперимент, в ходе которого составил 2300 слов из трех букв, содержащих две согласные и одну гласную, не несущие смысловой нагрузки и не вызывающие ассоциаций. Во время опытов он изучал время и объем их запоминания, выявляя закономерности забывания. "Кривая забывания", полученная в результате этих исследований, является ключевым элементом психологии памяти.[16]Рисунок 1 – Кривая забыванияНемецкий психолог Герман Эббингауз является первооткрывателем метода "повторений". Для своих экспериментов он использовал бессмысленные слоги, состоящие из двух согласных и гласной между ними, чтобы избежать возникновения мысленных ассоциаций. Эббингауз обнаружил, что после первого запоминания начинается процесс забывания, который происходит очень быстро: через один час люди забывают до 60% информации, через 10 часов - 65%, и затем процесс замедляется. Через шесть дней процесс останавливается на уровне 20%. На основе кривой забывания Эббингауз разработал методику под названием "Запомнить надолго", которая подходит для запоминания любого типа данных - от бессмысленных слогов до произведений величайших писателей, а также для точных наук и естествознания.Если есть два дня:первое повторение - сразу по окончании чтения;второе повторение - через 20 минут после первого повторения;третье повторение -через 8 часов после второго;четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.Если нужно помнить очень долго:первое повторение - сразу по окончании чтения;второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;третье повторение - через 1 день после второго;четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.Согласно "кривой забывания", около половины запомненного материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60% информации. Со временем скорость забывания уменьшается, и через неделю в памяти остается 20% информации, которая может сохраниться надолго.Однако следует отметить, что эти закономерности относятся к заучиванию бессмысленного материала. Эббингауз отмечал, что запоминание материала, имеющего смысловую нагрузку, происходит значительно быстрее и подчиняется другим закономерностям.Существует несколько факторов, которые, по мнению Эббингауза, влияют на успешность запоминания информации:Установка на восприятие информации. Например, если задача не решена до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, в то время как решенная задача запоминается хуже. В эксперименте учащимся было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - нескоро. Однако оба рассказа были проверены через месяц, и оказалось, что второй рассказ запомнился учащимся лучше, чем первый.Фактор возраста играет роль в запоминании информации. У детей и подростков память очень активная и емкая, они способны запомнить больше информации, чем взрослые, и делают это гораздо быстрее. Однако, дети часто допускают больше ошибок при запоминании, что приводит к быстрой потере информации.На основе результатов своих исследований, Эббингауз сформулировал несколько правил, которые помогают успешно воспринимать и запоминать информацию.При запоминании необходимо учитывать, что полученные знания будут необходимы в будущем. Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, чтобы ее легче было запомнить. Если эмоционального окраса нет, его следует придумать. Г. Эббингауз рекомендовал думать о том, как можно применить информацию в будущем или придумывать для нее юмористическую интерпретацию. При запоминании большого объема материала особенно важно запоминать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, так как она чаще всего забывается. Чтобы избежать эффекта "затаптывания следов", нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала, чередуя естественные и гуманитарные предметы, а также изменяя форму подачи материала.Методика исследования памяти, разработанная Эббингаузом, была развита со временем, и сегодня известны следующие основные методы:1. Метод заучивания: испытуемый повторяет ряд бессмысленных слогов до тех пор, пока не сможет воспроизвести его без ошибок. Число повторений определяет коэффициент памяти конкретного испытуемого.2. Метод экономии, или сбережения: после того как испытуемый забывает материал, ему предлагается его вновь запомнить. Для заучивания потребуется меньшее число повторений, чем в первый раз. Это позволяет выяснить, что абсолютного забывания не существует.3. Метод узнавания: испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, и он должен узнать их среди новых.4. Метод запомненных членов: испытуемому предъявляют ряд бессмысленных слогов для запоминания, а затем просят перечислить их. Количество запомненных слогов определяет коэффициент правильности запоминания.5. Метод правильных ответов: испытуемый должен назвать второй член пары бессмысленных слогов после того, как экспериментатор назовет первый. Коэффициент запоминания определяется соотношением правильных ответов к общему числу предъявленных пар.[16]Все эти методы ставят перед испытуемым определенную задачу: запомнить определенный материал. Испытуемый ставит себе цель запомнить этот материал, что делает процесс его памяти целенаправленным. Таким образом, эти методы исследуют только случаи произвольного запоминания, а не все формы памяти.Метод бессмысленных слогов позволяет исследовать произвольную память, поэтому результаты этого метода касаются только этой формы памяти и только одной ее разновидности.ЗаключениеВ ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены основные аспекты памяти, включая процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания и забывания. Забывание было рассмотрено как неотъемлемая часть памяти, противоположность сохранению информации. Было выявлено, что забывание играет важную роль в эффективности памяти, помогая удалять ненужную информацию и обновлять знания.Позитивная функция забывания заключается в предотвращении перегрузки памяти и обновлении информации, что позволяет адаптироваться к изменяющейся среде. Однако негативное забывание может привести к потере важной информации с серьезными последствиями. Преодоление забывания имеет важное значение в обучении, профессиональной деятельности и повседневной жизни.Целью исследования было изучение способов замедления процессов забывания. В ходе работы были определены основные виды памяти, рассмотрены факторы, влияющие на забывание, объяснены методы преодоления забывания и изучены различные теории и закономерности этого процесса.Исследование кривой забывания Эббингауза позволило лучше понять динамику забывания и его значимость для понимания механизмов памяти. Продуктивное забывание является ключевым элементом эффективной работы памяти.В заключение можно отметить, что понимание процессов забывания и разработка методов его преодоления являются актуальными задачами для различных областей человеческой деятельности. Дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию новых стратегий обучения, повышению эффективности работы памяти и улучшению качества жизни.Список использованной литературыАткинсон В. Память и уход за ней. - Режим доступа: www. myword.ru.Бартлетт Ф. Человек запоминает //Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychologyOnline. Net.Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: –URL: www. psychologyOnline. Net.Введение в психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 173 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534- 08187-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454068.Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. - М., 1979.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 1979.Клацки Р. Забывание и естественный язык // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: –URL: www. psychologyOnline. Net.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. - Режим доступа: /www.mnemotexnika.narod.ru.Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.Лекция по педагогической психологии «Память и её развитие в учебной деятельности» Ставропольский государственный университет, факультет психологии. - Режим доступа:URL:http://www.allbest.ru/Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 524 с. – URL: https://urait.ru/bcode/449627. – Режим доступа: по подпискеПашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - Электр. Ресурс: myword.ru.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.Уотсон Дж. Удерживание «видимых» телесных навыков, или память//Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychologyOnline. Net.Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб., 2007.Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., 1979.Эббингауз Г. О памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., 1979.
2. Бартлетт Ф. Человек запоминает //Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychologyOnline. Net.
3. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: –URL: www. psychologyOnline. Net.
4. Введение в психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
5. Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 173 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534- 08187-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454068.
6. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. - М., 1979.
7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 1979.
8. Клацки Р. Забывание и естественный язык // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: –URL: www. psychologyOnline. Net.
9. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. - Режим доступа: /www.mnemotexnika.narod.ru.
10. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.
11. Лекция по педагогической психологии «Память и её развитие в учебной деятельности» Ставропольский государственный университет, факультет психологии. - Режим доступа: URL: http://www.allbest.ru/
12. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 524 с. – URL: https://urait.ru/bcode/449627. – Режим доступа: по подписке
13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - Электр. Ресурс: myword.ru.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.
15. Уотсон Дж. Удерживание «видимых» телесных навыков, или память//Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychologyOnline. Net.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб., 2007.
17. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., 1979.
18. Эббингауз Г. О памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М., 1979.