Возникновение и развитие педагогической профессии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 11.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Допрофессиональный этап развития педагогики 6
1.1.Обзор вопроса в научной литературе 6
1.2.Истоки появления и особенности развития педагогики как профессии в архаичный этап 8
Глава 2. Условно-профессиональный этап развития педагогики как профессии 12
2.1.Рабовладельческий период 12
2.2.Средневековье 16
Глава 3. Профессия педагога на современном этапе 18
3.1.Профессиональный этап развития педагогической профессии 18
3.2.Профессия педагога на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Индивидуализация.Учитывая разнообразие потребностей и способностей учащихся, педагог должен уметь создавать индивидуальные образовательные программы и подходы к обучению.Социальная адаптация.В свете изменяющихся социокультурных реалий, педагог должен помогать учащимся успешно интегрироваться в общество и развивать социальные навыки.Межпредметные связи.Современный педагог стремится создавать уроки, интегрирующие знания из разных областей и способствующие формированию у учащихся комплексного мышления.Развитие личности.Помимо передачи знаний, педагог ставит перед собой задачу развития личностных качеств учащихся, их творческого мышления и саморазвития.Данные особенности отражают изменения в образовательной системе и требуют от педагога гибкости, творческого подхода и постоянного профессионального развития.В современной образовательной среде все большую популярность приобретает компетентностный подход к взаимодействию с учащимися. Там, где раньше преобладал монолог, сегодня на первый план выходит диалог. Четкие границы предметных знаний стираются, и важнее не столько точность воспроизведения материала, сколько способность учащихся применять и осмысливать полученную информацию.Одним из основных факторов, приведших к этим изменениям, является быстротечность времени. В условиях активного процесса глобализации становится сложно, а порой и невозможно предугадать, что будет актуально завтра.Образование в современном мире это не только передача знаний, умений и навыков, но прежде всего формирование личности, ее воспитание и социализация. В XXI веке образованию ставятся новые задачи, направленные на развитие потенциала личности, способной успешно проявить себя в различных социально-экономических условиях.Сегодня учителя должны видеть в каждом ученике уникальную личность. При разработке учебных программ, проведении уроков, оценке знаний и взаимодействии с учащимися вне учебного процесса необходимо учитывать их индивидуальные особенности, возраст, характер и состояние здоровья. В то же время важно учитывать специфику целого поколения современных школьников.Эпоха информатизации привела к поверхностному пониманию предметов и явлений у детей. Компетентный учитель должен научить своих учеников глубже понимать учебный материал и окружающий мир, расширять свой кругозор.Современная система образования пронизывает все учебные учреждения, где учатся дети – от дошкольных заведений и общеобразовательных школ до центров дополнительного образования и вузов.В настоящее время открываются школы на территориях санаториев и санаториев-профилакториев, где дети, помимо лечения, получают образование по школьным программам. Это представляет собой новую актуальную проблему в современной системе образования. Создание школ на этих территориях позволяет детям не отставать от программы и своих сверстников, а затем возвращаться в свою школу и продолжать обучение. Следовательно, современное общество нуждается в учителе, обладающем творческими идеями, заинтересованным в разработке и внедрении различных интерактивных занятий и форм работы с детьми, способным удовлетворить любопытство современных учащихся, научить их познавать мир и формировать современные навыки и умения. В этих школах педагог играет важную роль в формировании своих подопечных, являясь примером неутомимого энтузиазма и развивая способности и желание учащихся к обучению. Для этого педагог сам должен овладевать передовыми технологиями и компетенциями.Роль педагога меняется и будет продолжать изменяться, но одна его функция останется постоянной - быть проводником в мире знаний. Наш мир постоянно меняется, доступ к обширной информации увеличивается. В результате меняется и роль учителя. Теперь ему необходимо не только предоставлять информацию, но и заинтересовывать ученика, мотивировать его на самостоятельное приобретение знаний и принятие решений.Учитель нового поколения - это творческая личность, компетентный специалист, который не останавливается на достигнутом, а постоянно развивает свои профессиональные навыки, самосовершенствуется и следит за современными тенденциями в образовании. Учитель, постоянно повышающий свою квалификацию и применяющий творческий подход к обучению, всегда готов к инновациям. Учитель - это тот, кто не только обучает, но и вдохновляет человека в ученике.Современные образовательные технологии обеспечивают педагогам высокий уровень грамотности и исследовательские навыки.Среди основных технологий работы современного педагога можно выделить личностные, информационные и проектные технологии. Учитель может использовать их как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Процесс обучения в "новой школе" строится на сотрудничестве педагогов и учащихся с акцентом на развитие проектных и исследовательских умений. С каждым новым временем учитель сталкивается с новыми задачами, главной из которых является "быть в тренде". Важным аспектом работы педагога на данном этапе является мотивация учащихся к самостоятельному поиску знаний. Переход к новому информационному обществу увеличивает требования к профессиональному уровню педагога.Традиционная школа уступает место новому историческому типу - "Школе развития". Поэтому современные учителя все чаще обращаются к проектной образовательной технологии, которая ставит перед учениками задачу самостоятельного открытия новых знаний. В процессе проектирования ученикам предоставляется возможность "открывать" знания, выражая их своими собственными словами. Современный учитель должен постоянно находиться в творческом поиске и отвечать на вопрос о том, "что учить школьников, так как они все разные".Таким образом, можно говорить о том, что на современном этапе развития педагогической профессииобществом и наукой осуществляется работа по созданию условий для всестороннего развития личности, формирования общей культуры и адаптации к жизни в обществе. Наука и педагогика расширяют свои границы за пределы школьной и детско-юношеской сферы. Значительно возрастает разнообразие педагогических профессий.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что возникновение и развитие педагогической профессии связано с потребностью общества в передаче знаний, навыков, ценностей и культурного опыта от старшего поколения к младшему. Исторически, с появлением общественного строя и возникновением систематизированных форм образования, профессия педагога стала необходимой для обеспечения качественного обучения и воспитания.В древние времена передача знаний и навыков происходила в рамках семьи и сообщества. Ответственность за воспитание и обучение детей лежала на старших членах общины, которые передавали свой жизненный и культурный опыт. Со временем возникла потребность в систематизации этого процесса, что привело к появлению первых педагогических практик и методик.Развитие педагогической профессии происходило параллельно с расширением знаний в различных областях, ростом образовательных учреждений и формированием педагогической науки. Важным этапом стало профессиональное обучение и подготовка педагогов, стандартизация учебных программ и методик, а также создание специализированных учебных заведений.Сегодня педагогическая профессия продолжает развиваться, а учителя играют ключевую роль в формировании образовательной среды и воспитании новых поколений. Они используют современные методики, технологии и педагогические подходы для обеспечения качественного образования и воспитания.Эволюция педагогической профессии тесно связана с социокультурными изменениями, поскольку образование и воспитание всегда отражали потребности и ценности общества. Педагогическая практика и методы обучения развиваются в соответствии с изменениями в социокультурной среде, новыми технологиями, научными открытиями, изменяющимися ролями и ожиданиями в обществе.Педагогическая профессия оказывает существенное влияние на формирование образовательных систем, поскольку педагоги являются ключевыми фигурами в проектировании и реализации образовательных программ. Их методы, подходы и ценности формируют основу образовательных систем и определяют способы передачи знаний и развития учащихся.Поэтому эволюция педагогической профессии имеет важное значение для образовательных систем, поскольку она способствует адаптации образования к изменяющимся потребностям общества, развитию новых методов обучения и воспитания, а также повышению качества образования в целом.Гипотезу исследования можно считать доказанной.Список использованной литературыАристотель. Политика. / Аристотель. Москва :Эксмо, 2015. - 157 с.АстафьеваЕ. Н. История педагогики, воспитания и обучения. / Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова и др. Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. - Москва : АСОУ, 2017. - 185 с.Данилова, Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX - начало XX века) / Л. Н. Данилова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – Т. 12, № 5. – С. 134-142Демидова, Е. В. Возникновение и развитие педагогической профессии: важность изучения при подготовке учителей в учреждениях высшего образования / Е. В. Демидова // Образование - наука - производство : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2-х томах, Чита, 18 ноября 2022 года. Том 2. – Чита: Забайкальский институт железнодорожного транспорта, 2022. – С. 337-342Корнетов Г. Б. История педагогических идей / Г. Б.Корнетов.// Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 1. - С. 197-203Корнетов Г. Б. Размышления об истории педагогики. / Г. Б.Корнетов.// Гуманитарные науки, №11-2, 2018, С. 51-56Назаренко, О. С. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя / О. С. Назаренко, Д. В. Едышев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12, № 3. – С. 190-199Попова, Т. В. Возникновение и особенности развития педагогической профессии: отражение эпох / Т. В. Попова // Молодежь и наука: шаг к успеху : сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых : в 3 т., Курск, 22–23 марта 2018 года / Юго-Западный государственный университет; Московский политехнический университет. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 140-144Салтыкова, Т. Н. Социальная значимость профессии педагога / Т. Н. Салтыкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений, Чебоксары, 24 сентября – 24 2016 года / Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2016. – С. 182-185Сафонова, В. С. Возникновение и развитие педагогической профессии / В. С. Сафонова // Молодежь и наука: шаг к успеху : сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых : в 3 т., Курск, 22–23 марта 2018 года. Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 165-168Ушанов А. П. Педагог и нравственная культура общества / А. П. Ушанов // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: Материалы V международной научной конференции. Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года / Том 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 422-426Ушинский К.Д. Родное слово: руководство к преподаванию. / К.Д. Ушинский. Москва: Советские учебники, 2023. - 350 с.

Список использованной литературы

1. Аристотель. Политика. / Аристотель. Москва :Эксмо, 2015. - 157 с.
2. АстафьеваЕ. Н. История педагогики, воспитания и обучения. / Е. Н. Астафьева, Н. Б. Баранникова и др. Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. - Москва : АСОУ, 2017. - 185 с.
3. Данилова, Л. Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX - начало XX века) / Л. Н. Данилова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – Т. 12, № 5. – С. 134-142
4. Демидова, Е. В. Возникновение и развитие педагогической профессии: важность изучения при подготовке учителей в учреждениях высшего образования / Е. В. Демидова // Образование - наука - производство : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2-х томах, Чита, 18 ноября 2022 года. Том 2. – Чита: Забайкальский институт железнодорожного транспорта, 2022. – С. 337-342
5. Корнетов Г. Б. История педагогических идей / Г. Б.Корнетов.// Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 1. - С. 197-203
6. Корнетов Г. Б. Размышления об истории педагогики. / Г. Б.Корнетов.// Гуманитарные науки, №11-2, 2018, С. 51-56
7. Назаренко, О. С. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя / О. С. Назаренко, Д. В. Едышев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12, № 3. – С. 190-199
8. Попова, Т. В. Возникновение и особенности развития педагогической профессии: отражение эпох / Т. В. Попова // Молодежь и наука: шаг к успеху : сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых : в 3 т., Курск, 22–23 марта 2018 года / Юго-Западный государственный университет; Московский политехнический университет. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 140-144
9. Салтыкова, Т. Н. Социальная значимость профессии педагога / Т. Н. Салтыкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений, Чебоксары, 24 сентября – 24 2016 года / Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2016. – С. 182-185
10. Сафонова, В. С. Возникновение и развитие педагогической профессии / В. С. Сафонова // Молодежь и наука: шаг к успеху : сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых : в 3 т., Курск, 22–23 марта 2018 года. Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 165-168
11. Ушанов А. П. Педагог и нравственная культура общества / А. П. Ушанов // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: Материалы V международной научной конференции. Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года / Том 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 422-426
12. Ушинский К.Д. Родное слово: руководство к преподаванию. / К.Д. Ушинский. Москва: Советские учебники, 2023. - 350 с.