Роль автора в кулинарном медиадискурсе (на примере региональных (новосибирских) массмедиа)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 29 29 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 11.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФУД-ЖУРНАЛИСТИКИ 5
1.1 Особенности (свойства) кулинарного медиадискурса 5
1.2 Фуд-журналистика как тип массмедиа 10
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛИНАРНОГО МЕДИАДИСКУРСА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ 16
2.1 Кулинарная тематика в региональных СМИ 16
2.2. Влияние автора на подачу кулинарного контента 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Фрагмент для ознакомления

Публикации на кулинарную тематику расположены в разделе «Общество», по формату статья напоминают статьи, размещенные в печатных изданиях – большое количество текста, небольшое количество фотографий, содержание новостей структурировано и наполнено значимой информацией.Сергей Белоусов публикует статьи на кулинарную тематику в данном издании более 25 лет, детский писатель, начал публиковать рецепты блюд и обзоры предприятий общепита то появления кулинарных программ на телевидении. В статье Сергея Белоусова предметом отображения является: действующее заведении общепита «Якитория»Цели отображения: описание предмета отображения – интерьера и блюд («Протяженный зал разделен на четыре продольные секции, над головами вытянутые абажуры с флегматичными рыбами», «А вот меню — огромная книга, аскезой и не пахнет»), оценка («с удивлением обнаруживаю, что к худшему ничего не изменилось») Методы исследования: автор использует метод наблюдения для сбора информации и художественные методы для выражения мнения.Роль автора в выборе журналистского жанра и формировании влияния на аудиторию: автор использует смешение жанров, в большой части текст выглядит как репортаж, поскольку позволяет читателю почувствовать себя участником события, при этом автор использует обширные знания в кулинарной тематики, особенности развития общепита в Новосибирске, что напоминает аналитическую статью, а также дает собственную оценку заведению. Текст наполнен эпитетами, говорящими о том, что потребление пищи – это элемент культуры.Сайт «Меню Новосибирска» - это информационный сайт о ресторанах, кафе, барах, местах отдыха и развлечениях. Кулинарной тематике посвящен весь сайт. Статья «Жерарня, ресторан – обзор», автор не указан, посвящена обзору нового заведения.Предмет отображения: объект, новый ресторан.Цель отображения: информирование целевой аудитории.Методы исследования: наблюдение, анализ документов (меню).Роль автора в выборе журналистского жанра и формировании влияния на аудиторию: для всех обзоров заведений общепита на анализируемом сайте характерна одна структура текста – краткая информация о специфике заведения, обзор основных блюд, большое число фотографий, небольшая рецензия (оценка) автора. Возможно, основную информацию о заведение предоставляет само заведение, а автор в данном издании выступает не как журналист, а как редактор текста. При этом присутствует авторская оценка качества сервиса, основанная на наблюдении. Таким образом, на основе выбранных статей можно провести анализ роли автора в выборе журналистского жанра и влиянии на аудитории. Сравнительный анализ представлен в табл. 2.1.Таблица 2.1Параметр оценкиСтатья 1Статья 2Статья 3Наименование сайтNGSНовая СибирьМеню НовосибирскаОписание изданияНовостной порталИнтернет-сайт новостной газетыСайт о ресторанахАвторЖурналист, блогер, специализирующийся на кулинарной тематикеЖурналист с опытом в кулинарной тематике 25 лет, писательНе указанЦелевая аудиторияПользователи, просматривающие городские новостиАудитория газеты, жители городаАудитория ресторанов и кафеНазвание статьиГолодные танцы: репортаж из скандального заведения с живой музыкойМаршрут гурмана: «Якитория»: третье погружениеЖерарня, ресторан – обзорПредмет отображенияСобытие и объект: открытие нового ресторанаОбъект: действующее кафе и его менюСобытие и объект: открытие нового ресторанаЦель отображения предметаОписание события (открытие заведения)и оценка заведенияОписание объектаИнформирование ЦАМетоды исследованияНаблюдение, анализ, художественный метод.Наблюдение, анализ, художественный метод.Анализ информацииСтруктура публикацииФакты об объекты перемешаны с оценкой автора и отсылками к историиПоследовательно описан экстерьер, интерьер и меню заведенияКраткое описание заведения, сервиса, цен, большое количество фотографийАвторские особенности изложенияОписание, повествование объекта, с погружением в историю и добавлением субъективной негативной оценки. Большое количество художественных эпитетов. Дана положительная оценка.Кратко, но самобытно, описаны детали интерьера, меню и сервиса заведения. Дана положительная оценка.ЖанрЗаметка , рецензияРепортаж, аналитическая статья .рецензияЗаметкаМультимедийные методыТекст и большое количество фотографииБольшое количество текстов, 1 фотографияБольшую часть публикации составляют фотографииРоль автораСтиль автора совпадает со стилем СМИ (провокационные негативные предложения), формирует негативную оценку предмета отображения у аудиторииСтиль автора совпадает со стилем СМИ (экспертный подход к предмету отображения, уважительное отношение к аудитории)Стиль автора соответствует стилю СМИ и потребностям ЦА – быстро получать нужную информацию (короткие красивые предложения и много визуального контента)Анализ статей на кулинарную тематику в СМИ Новосибирска показал, что журналистский жанр автора, как правило, соответствует общему стилю СМИ и собственному стилю автора. При этом у более современных СМИ роль автора значительно ниже, автор может быть не указана, а приоритет в содержании публикации отдается визуальному контенту, автору отводится второстепенная роль. В традиционных СМИ (новостные сайты, сайты газет и журналов) влияние автора оказывает большое влияние на содержание статьи. Авторы используют свои знания в области истории, географии, литературы, имеют индивидуальный стиль, также с помощью художественных литературных приемов манипулируют мнением целевой аудитории.Так в одной статье автор с помощью пренебрежительных эпитетов дает негативную оценку заведения, формируя этим не только негативное отношение читателей к заведению, но и привычку находить недостатки в объекте исследования. В то время как в другой статье, автор использует разнообразные эпитеты для описания интерьер и блюд заведения, расширяя тем самым словарный запас читателя и обучая читателя наблюдательности, способности замечать детали, относиться к культуре питания с уважением. Развитие СМИ позволяет дополнять текстовую информацию визуальной, при этом конкуренция в СМИ постоянно растет, поэтом задачей автора становится не только информировать, объяснять, анализировать, развлекать, но и вовлечь аудиторию в процесс работы с публикацией. За развитием информационных технологий следует и совершенствование журналистских жанров, при этом необходимо помнить, что автор играет ключевую роль в формировании контента, выбора жанра и формировании социально-культурных ценностей у аудитории.ЗАКЛЮЧЕНИЕПопулярность и востребованность контента о питании, культуре потребления пищи, деятельности ресторанов и кафе обусловлена не только развлекательной составляющей этой темы, но и тем, что вместе с таким понятным для большой аудитории контентом авторы передач, блогов, журналистских текстов могут оказывать влияние на общество.Фуд-журналистика представляет собой отдельное направление журналистики, объектом описания которой является сфера общественного питания и сопутствующие ей социальные явления. Выбор журналистского жанра осуществляется автором в зависимости от целей публикации, характеристики аудитории и типа средств массовой информации, в которых будет размещена публикация. Материалы Фуд-журналистики в большинстве случаев представлены информационными (заметка), аналитическими (рецензия, полемической статьей), художественно-публицистическими (путевой, портретный очерк) жанрами.Основными прямыми целями публикации, как правило, является информирование и развлечение целевой аудитории, привлечение внимания аудитории к СМИ, реклама объекта описания, формирования социально-культурных ценностей.Делая выбор в пользу тех или иных инструментов журналистского жанра, автор может определять, какое влияние будет оказано на общество и на сферу деятельности. В свою очередь, выбор темы, содержания и стиля текста отражает профессионализм автора, как журналиста.Анализ статей на кулинарную тематику в СМИ Новосибирска показал, что журналистский жанр автора, как правило, соответствует общему стилю СМИ и собственному стилю автора. При этом у более современных СМИ роль автора значительно ниже, автор может быть не указана, а приоритет в содержании публикации отдается визуальному контенту, автору отводится второстепенная роль. В традиционных СМИ (новостные сайты, сайты газет и журналов) влияние автора оказывает большое влияние на содержание статьи. Авторы используют свои знания в области истории, географии, литературы, имеют индивидуальный стиль, также с помощью художественных литературных приемов манипулируют мнением целевой аудитории.Развитие СМИ позволяет дополнять текстовую информацию визуальной, при этом конкуренция в СМИ постоянно растет, поэтом задачей автора становится не только информировать, объяснять, анализировать, развлекать, но и вовлечь аудиторию в процесс работы с публикацией. За развитием информационных технологий следует и совершенствование журналистских жанров, при этом необходимо помнить, что автор играет ключевую роль в формировании контента, выбора жанра и формировании социально-культурных ценностей у аудитории.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККривцов, Н. В., Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - № 3. - С. 347-365.Барт, Р., К психосоциологии современного питания. М., 2003. С. 200Лазуткина, Е. В., Основные этапы развития фуд-журналистики и фуд-блогерства // Челябинский гуманитарий. – 2020. -№2 (51). – С. 69-75.Брюггеманн, М., Кунерт, Д., Шпренгельмейер, Л., О еде в новостях: по-прежнему не допускаем политики в брокколи // Журналистская практика. – 2022. – Том 16. - №10.Лазуткина, Е. В., Проблема соотнесенности блогов и онлайновых СМИ//Вестник Пятигорского государственного лингвистическогоуниверситета. - 2009. - № 4.- С. 155-159. Афанасьва, Т. С., Тарасова, А. Д., Налейкин К. В., Исследование специфики жанра: ресторанная журналистика // Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. – 2022. – С. 25-28.Андреева М.Ю., Практические аспекты фуд-журналистики в российских печатных СМИ // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Москва. – 2016. – С. 47-52.Максимов, В. И., Стилистика и литературное редактирование // Учебник// М.: Гардарики. - 3-е изд., перераб. и, 2007. - 656 с. Лукина, М. М., Фомичева, И. Д., СМИ в пространстве Интернета // Учебное пособие // М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2005. – 87 с.Дроздова, C. Б., Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу // Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.Морозова, А. А., Старикова, Е. С., Фуд-журналистика и её особенности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. - №3.- С. 65-69. Кантурова М.А., Речевой жанр кулинарного рецепта в текстах СМИ // Журнал: LINGUISTICA JUVENIS – Новосибирск. – 2010 г.Тепляшина, А.Н., Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса // Медиалингвистика. Ученые записки ЗабГУ: Филология, история, востоковедение. – 2015. – №2 (61). – С. 117-123.Ван Дейк, Т.А., К определению дискурса [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm. Чернявская, В.Е., Лингвистика текста. Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность: учеб. пособие. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с. Русакова, О.Ф., Медиадискурс как концепт дисциплины «политическая коммуникативистика». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 20, № 27 (170). – С. 150-160. Сычева, Е. В., Понятие дискурса масс-медиа и методы его изучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. С. 205-211. Попова, О. Д., Кулинарные конкурсы на страницах периодики как отражение повседневной жизни россиян в условиях современных экономических реформ // Вестник РУДН. История России. 2013. №4 Лазутина, Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: ИПК работников телевидения и радио, 2009. 82 с.Рева Е.К., Михайлова Т.Д. Теоретическое осмысление ресторанной критики в журнальной периодике // Коммуникология. 2017. Том 5. № 6 . С. 156-169 «В регионе за год выросло количество общепита» - [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://nsk.rbc.ru/nsk/29/12/2023/658d32629a794702cb6b03fe?ysclid=lw2hv6m78f60486785 Гастрономический гид по Новосибирску: вкусы Сибири - [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://media.s7.ru/ru/blog/tastes-of-siberia/?ysclid=lw2hhdk7w703341971Где поесть в Новосибирске Сибири - [Электронный ресурс]. – 2023. – https://eda.ru/media/puteshestvija/gde-est-v-novosibirske?ysclid=lw2hhf0l6g157752715Интернет-ресурс «Меню Новосибирск» - [Электронный ресурс]. – 2024. https://www.menunsk.ru/»Блог «Харчей очарованье» - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://t.me/stasbsokolovИнформационный портал НГС - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://ngs.ru/text/food/2018/04/27/54347591/Газета «Новая Сибирь»- [Электронный ресурс]. – 2024. – https://newsib.net/obshchestvo/marshrut-gurmana-yakitoriya-trete-pogruzhenie.html Жерарня, ресторан – обзор. Интернет-ресурс: Меню Новосибирска - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://www.menunsk.ru/reviews/about/zherarnya-restoran-obzor-gastrosibirsk.html

1. Кривцов, Н. В., Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - № 3. - С. 347-365.
2. Барт, Р., К психосоциологии современного питания. М., 2003. С. 200
3. Лазуткина, Е. В., Основные этапы развития фуд-журналистики и фуд-блогерства // Челябинский гуманитарий. – 2020. - №2 (51). – С. 69-75.
4. Брюггеманн, М., Кунерт, Д., Шпренгельмейер, Л., О еде в новостях: по-прежнему не допускаем политики в брокколи // Журналистская практика. – 2022. – Том 16. - №10.
5. Лазуткина, Е. В., Проблема соотнесенности блогов и онлайновых СМИ // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4.- С. 155-159.
6. Афанасьва, Т. С., Тарасова, А. Д., Налейкин К. В., Исследование специфики жанра: ресторанная журналистика // Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. – 2022. – С. 25-28.
7. Андреева М.Ю., Практические аспекты фуд-журналистики в российских печатных СМИ // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Москва. – 2016. – С. 47-52.
8. Максимов, В. И., Стилистика и литературное редактирование // Учебник // М.: Гардарики. - 3-е изд., перераб. и, 2007. - 656 с.
9. Лукина, М. М., Фомичева, И. Д., СМИ в пространстве Интернета // Учебное пособие // М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2005. – 87 с.
10. Дроздова, C. Б., Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу // Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.
11. Морозова, А. А., Старикова, Е. С., Фуд-журналистика и её особенности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2018. - №3.- С. 65-69.
12. Кантурова М. А., Речевой жанр кулинарного рецепта в текстах СМИ // Журнал: LINGUISTICA JUVENIS – Новосибирск. – 2010 г.
13. Тепляшина, А. Н., Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса // Медиалингвистика. Ученые записки ЗабГУ: Филология, история, востоковедение. – 2015. – №2 (61). – С. 117-123.
14. Ван Дейк, Т. А., К определению дискурса [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
15. Чернявская, В. Е., Лингвистика текста. Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность: учеб. пособие. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
16. Русакова, О. Ф., Медиадискурс как концепт дисциплины «политическая коммуникативистика». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 20, № 27 (170). – С. 150-160.
17. Сычева, Е. В., Понятие дискурса масс-медиа и методы его изучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. С. 205-211.
18. Попова, О. Д., Кулинарные конкурсы на страницах периодики как отражение повседневной жизни россиян в условиях современных экономических реформ // Вестник РУДН. История России. 2013. №4
19. Лазутина, Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.
20. Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: ИПК работников телевидения и радио, 2009. 82 с.
21. Рева Е.К., Михайлова Т.Д. Теоретическое осмысление ресторанной критики в журнальной периодике // Коммуникология. 2017. Том 5. № 6 . С. 156-169
22. «В регионе за год выросло количество общепита» - [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://nsk.rbc.ru/nsk/29/12/2023/658d32629a794702cb6b03fe?ysclid=lw2hv6m78f60486785
23. Гастрономический гид по Новосибирску: вкусы Сибири - [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://media.s7.ru/ru/blog/tastes-of-siberia/?ysclid=lw2hhdk7w703341971
24. Где поесть в Новосибирске Сибири - [Электронный ресурс]. – 2023. – https://eda.ru/media/puteshestvija/gde-est-v-novosibirske?ysclid=lw2hhf0l6g 157752715
25. Интернет-ресурс «Меню Новосибирск» - [Электронный ресурс]. – 2024. https://www.menunsk.ru/»
26. Блог «Харчей очарованье» - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://t.me/stasbsokolov
27. Информационный портал НГС - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://ngs.ru/text/food/2018/04/27/54347591/
28. Газета «Новая Сибирь» - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://newsib.net/obshchestvo/marshrut-gurmana-yakitoriya-trete-pogruzhenie.html
29. Жерарня, ресторан – обзор. Интернет-ресурс: Меню Новосибирска - [Электронный ресурс]. – 2024. – https://www.menunsk.ru/reviews/about/zherarnya-restoran-obzor-gastrosibirsk.html