Особенности пространственного восприятия у детей 5 – 6 лет с нарушениями речи.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 30.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические основы изучения особенностей пространственного восприятия у детей 5 – 6 лет с нарушениями речи……………………..……….5
1.1 Сущность понятия «пространственное восприятие»………..…….5
1.2 Особенности пространственного восприятия у детей 5-6 лет с нормативным вариантом развития…………………………………………..….10
1.3 Особенности пространственного восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи ………….………………………...…………………………15
2 Эмпирическое исследование развития пространственного восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи……………………………….21
2.1 Особенности развития пространственного восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи по результатам исходного среза……………….……21
Заключение………………………………………………………….…….30
Список использованных источников………………………………….…31
Приложение 1………………………………………………...……………35
Поэтому к моменту поступления в школу дети должны уметь ориентироваться в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между предметами. Пространственные представления должны отражаться в их речи с использованием предлогов и наречий, таких как "в", "на", "под", "над", "перед", "за", "сзади", "впереди", "вверху", "внизу", "выше", "ниже", "рядом", "друг за другом", "между", "напротив", "левая", "правая", "верхняя", "нижняя" и других.Недостаточное развитие пространственных представлений у детей с отклонениями в развитии речи может привести к проблемам с письменной речью при поступлении в школу. Пространственные представления развиваются через разнообразные виды деятельности дошкольников, такие как занятия физической культурой, наблюдения, трудовые процессы, рисование, моделирование и конструирование.Содержание коррекционной работы зависит от особенностей сенсомоторного развития детей с речевыми нарушениями, недостатков их эмоционального развития, и требует дифференцирования и индивидуализации. Основными критериями для этого являются педагогически значимые личностно-психологические различия детей и задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов.Предлагаемые задания направлены на развитие высших психических функций, пространственных представлений и определенных личностных качеств, таких как нравственно-волевые, самоконтроль, самоорганизованность и навыки общения. Сложность материала постепенно увеличивается от занятия к занятию, но в пределах одного занятия и задания подобраны так, чтобы чередовались сложные и легкие. (Приложение 1)Для достижения быстрого и заметного развивающе-коррекционного эффекта необходимо не только вербальное обозначение пространственных признаков, но и привлечение максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического) к выполнению заданий. Их комплексная работа способствует формированию более устойчивых и правильных пространственных представлений.I этап. На этом этапе формируются представления о собственном теле. Работа начинается с усвоения схемы тела и ее словесного обозначения, затем продолжается с объектами, расположенными относительно тела по вертикальной оси. Работа включает параметры: выше, ниже, выше, чем, ниже, чем, а также предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей. Отрабатывается расположение объектов во внешнем пространстве относительно собственного тела по вертикальной оси.Параллельно с формированием пространственных представлений проводится работа с геометрическим материалом.II этап. На этом этапе продолжается работа над представлениями о собственном теле и объектах, расположенных относительно тела по горизонтальной оси. Вводятся параметры «впереди», «ближе к», «дальше от». Понятия «выше» и «ниже» переносятся в горизонтальную плоскость, отрабатываются предлоги «перед», «за», анализируются позиции «ближе, чем…», «дальше, чем…» относительно горизонтальной оси.III этап начинается с анализа расположения объектов вокруг тела ребенка, формируя понятия "слева", "справа", "левее", "правее". Необходимо возвращаться к представлениям "вверху", "внизу", "впереди", сочетая их с представлениями из 1 и 2 этапов. Использование маркировки на руке ребенка (часы, браслеты) важно на этом этапе.Затем происходит анализ взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с учетом "правой-левой" ориентации. Развиваются представления "слева от", "справа от", "левее, чем", "правее, чем".На этом этапе целью является формирование целостной картины мира в пространственных взаимоотношениях между объектами и ребенком. Для завершения овладения пространственными представлениями необходимо отработать понятие "Сзади" в метрической и координатной частях.IV этап посвящен формированию числовых, порядковых и временных представлений. Необходимо закрепить числовой ряд через последовательное изображение объектов в определенном направлении и работу с понятиями "до", "после", "перед", "за", "слева – справа", "предыдущий", "последующий". Обучение ориентации на ограниченной территории и развитие умения располагать предметы в указанном направлении и отражать их пространственное расположение в речи.Затем анализируется последовательность частей суток, времен года, дней недели и месяцев в году.Формируются временные понятия «до», «после», «раньше», «позже», с учетом зрительной опоры. Затем развивается понимание временных конструкций, а также навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов. Этот этап основан на знаниях, усвоенных на предыдущих этапах.Чем сильнее нарушение зрительно-пространственного восприятия, тем больше внимания и времени необходимо уделить начальному уровню, с последующим переходом к более сложным задачам.Для организации деятельности мозга и тела были использованы кинезиологические упражнения, способствующие ускорению и интенсивности нервных процессов. Также были включены движения, пересекающие среднюю линию тела, для интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, что важно для полноценного восприятия материала и функционирования зон мозга, отвечающих за зрительно-пространственное восприятие. Телесно-ориентированные упражнения также были включены в программу, с учетом законов развития движений, начиная с работы в положении «на спине», затем «сидя» и «стоя».Таким образом, в процессе работы были получены данные, которые показали, что большинство школьников имеют достаточный уровень сформированности этих представлений. Однако некоторые дети испытывают трудности. Это подтверждают результаты исследования, которые показывают низкий уровень необходимых навыков ориентировки в пространстве, анализа, вербализации и практической организации пространственных отношений между предметами.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование пространственных восприятий у детей с нормальным развитием происходит постепенно. Сначала они осознают свое тело и его взаимодействие с окружающим пространством, затем начинают взаимодействовать с взрослыми, развивают мышление и наконец, выражают свои представления о пространстве в речи. Для успешного обучения и развития важно, чтобы дети как можно раньше освоили основные представления о пространствеПространственные представления - это психический процесс, в котором отражаются предметы и явления их взаимоотношения в пространстве. Эти представления не воспринимаются в конкретный момент, но создаются на основе жизненного опыта. Формирование представлений о пространстве различается в развитии нормальных и умственно отсталых детей. Умственно отсталым детям требуется специальное коррекционно-развивающее обучение и воспитание для их особого психического развития.Исследование, проведенное как теоретическое, так и экспериментальное, подтвердило, что в настоящее время проблема формирования пространственных представлений у старших дошкольников остается актуальной.Хотя старшие дошкольники уже знают о схеме своего тела, они все еще испытывают трудности при использовании ее в других видах пространственной ориентации. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что дети с нарушениями речи имеют недоразвитые пространственные представления и, следовательно, не готовы к школьному обучению. В результате данной работы была разработана программа развития пространственного восприятия для дошкольников с нарушениями речи. Мы считаем, что эта программа актуальна и может быть использована в дошкольных учреждениях.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Аблитарова А. Р., Кондрашова Н. В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 55-59. 2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c. 3. Ананьев, Б.Г. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, Ф. П. Шемякин // Вопросы психологии. -2010. -№4. -С. 18-28. 4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2007. – 304 с. 5. Арнхейм,Р.Искусство и визуальное восприятие [Текст]/Р.Арнхейм.–М.:Архитектура-С,2012.–392 с. 6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.- 381 c. 7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. 8. БрушлинскийА.В.Культурно-историческая теория мышления. -М.: Либроком,2014.-120с. 9. Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 72- 75. 10. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21-24. 11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c. 12. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c. 13. Владимирова И. Д., Скрипкина Н. В. К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 764-768. 14. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с. 15. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.- М.: Юрайт, 2013. - 511 c. 16. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с. 17. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. МещеряковаЗамогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c. 18. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c. 19. Горяева Н. А.Перспективаипространственноевоображение [Текст] –М.: Просвещение,2009.–205с. 20. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. 21. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c. 22. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c. 23. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. 24. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с. 25. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2012. – 175 с. 26. Зайцева Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 264-266. 27. ЗейгарникБ. В. Психологияличности: норма ипатология; Избранные психологические труды / Под ред.М. Р. Гинзбург. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – 430с. 28. ЗимняяА.И.Педагогическаяпсихология [Текст].-М.:МОДЭК,2010. –448 с. 29. КабановаМеллерЕ.Н.Анализразвитияпространственногомышленияшкольников [Текст] //Школаипроизводство.2010. №4.-с.28-38.30. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c. 31. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 32. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c. 33. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста /учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 268с. 34. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c. 35. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c. 36. Лаврентьева Т. В. Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями// Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Педагогика, 2012. – 50 с. 37. Леонтьев,А.Н.Лекциипообщейпсихологии [Текст]/А.Н.Леонтьев; подред.Д.А.Леонтьева,Е.Е.Соколовой–М.: Смысл,2009.–511с. 38. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. – 2016 с. 39. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с. 40. Майнагашева Г. Т., Жуйкова Т. П. Освоение пространственных представлений детьми с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 469-471. 41. НемовР.С.Психология: в3кн.Кн.1. Общиеосновыпсихологии. [Текс т]/Р.С.Немов.–4-еизд.-М.:ВЛАДОС,2008.–632с42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Комплекс занятий, направленный на развитие пространственного восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи. Перечень предлагаемых занятий. 1. Название практики для детей: Игра «Морской бой» Предполагаемые результаты: Дети научились играть в «Морской бой», закрепили навыки ориентирования на плоскости. 2. Название практики для детей: Обучение правилам игры в «Резиночки» простой уровень. Предполагаемый результат: по окончанию курса дети будут самостоятельно играть в игру без помощи взрослых. 3. Название практики для детей старшего возраста: Игра « Твистер» Предполагаемые результаты: дети научатся играть в « Твистер» и будут это делать в свободной деятельности, познакомились со способом самостоятельного создания материалов к данной игре. 4. Название практики для детей: «Игра с веревочкой на пальцах» Предполагаемый результат: Дети научились играть в предложенную игру, продолжили развивать мелкую моторику, зрительную память, закрепили умение ориентироваться в окружающем пространстве, следовать предлагаемой инструкции. 5. Название практики: Игра песни «Жили у бабуси два веселых гуся…» на металлофоне. Предполагаемый результат: Дети хорошо ориентируются на плоскости металлофона, научились самостоятельно играть песенку «Жили у бабуси два веселых гуся…» 6. Название практики: Заучивание и инсценировка стихов о весне. Предполагаемый результат: Дети заучили стихи о весне и самостоятельно инсценируют их. Изготовили схему стихотворения для заучивания или дальнейшего повторения. 7. Название практики для детей старшего возраста: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками» Предполагаемый результат:дети научились составлять рассказ – описание, используя совместно составленную схему – подсказку и правильно определять положение предметов относительно друг друга в двухмерном пространстве. 8. Название практики: "Забавная лента" (упражнения с гимнастической лентой, С использованием карт-схем упражнений, музыки) Предполагаемый результат: : дети научились самостоятельно выполнять упражнения (махи, солнце, змейка, зонтик, спираль, радуга) с использованием спортивного снаряда - гимнастическая лента, под музыку, закрепляя при выполнении пространственные направления (вверху – внизу, справа – слева). 9. Название практики: Игра «Разложи правильно» Предполагаемый результат: Освоив данную игру, дети научились ориентироваться на горизонтальной плоскости (на листе бумаги или на поверхности стола)10.Название практики: Исполнение песенки «Маленькая полечка» на детском музыкальном инструменте (металлофон) одной палочкой. Предполагаемый результат: Дети научились исполнять на металлофоне предложенную песенку, закрепили умение читать ритмические схемы, хорошо ориентируются на плоскости металлофона, знают расположение нот на соответствующих пластинах. 11.Название практики: Игра «Корабли» Предполагаемый результат: Научившись играть в предложенную игру, дети закрепили важнейший навык ориентировки в окружающем пространстве, научились правильно оперировать предлогами и наречиями, обозначающими пространственные отношения, научились действовать по словесной инструкции. 12.Название практики для детей старшего возраста: «Тренажер для глаз» Предполагаемый результат: Научившись работать с данным тренажером, дети улучшили зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навыки пространственной ориентации; обучились правильному словесному обозначению направления.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
3. Ананьев, Б.Г. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, Ф. П. Шемякин // Вопросы психологии. -2010. -№4. -С. 18-28.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст]/Р. Арнхейм.–М.:Архитектура-С,2012.–392 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.- 381 c.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
8. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. -М.: Либроком,2014.-120с.
9. Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 72- 75.
10. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21-24.
11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
12. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
13. Владимирова И. Д., Скрипкина Н. В. К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 764-768.
14. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
15. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.- М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
17. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
18. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
19. Горяева Н. А. Перспектива и пространственное воображение [Текст] –М.: Просвещение,2009.–205с.
20. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
21. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
22. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.
23. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
24. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
25. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
26. Зайцева Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 264-266.
27. Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология; Избранные психологические труды / Под ред.М. Р. Гинзбург. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – 430с.
28. Зимняя А.И. Педагогическая психология [Текст].-М.:МОДЭК,2010. –448 с.
29. Кабанова Меллер Е.Н. Анализ развития пространственного мышления школьников [Текст] //Школаипроизводство.2010. №4.-с.28-38.
30. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
31. Кибанова, А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 32. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
33. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста /учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 268с.
34. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
35. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
36. Лаврентьева Т. В. Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями// Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Педагогика, 2012. – 50 с.
37. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Н. Леонтьев; подред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой–М.: Смысл,2009.–511с.
38. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. – 2016 с.
39. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.
40. Майнагашева Г. Т., Жуйкова Т. П. Освоение пространственных представлений детьми с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 469-471.
41. Немов Р.С. Психология: в3кн.Кн.1. Общие основы психологии. [Текс т]/Р.С. Немов.–4-еизд.-М.:ВЛАДОС,2008.–632с
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с.