МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 26.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Глава 1. Мотивация личности 5
1.1. Сущность понятия «мотивация» 5
1.2 Основные виды мотивов 8
1.3 Особенности формирования мотивации у разных типов людей 11
Глава 2. Выбор стратегии поведения в трудной жизненной ситуации 15
2.1 Стратегии поведения в различных жизненных ситуациях 15
2.2 Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения 19
2.3 Соотношение и взаимосвязь понятий мотивации и стратегий поведения 23
Заключение 25
Список использованной литературы и источников 26
Фрагмент для ознакомления

Особенности личности проявляются в темпераменте, характере и уровне развития.Темперамент — это центральное образование психодинамической организации человека.Темперамент представляет собой постоянное соотношение свойств, которые могут быть у разных людей, но обеспечивают приспособление к широкому кругу условий и требований деятельности.В.М. Русалов рассматривал темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих четыре блока функциональной системы: эргичность, пластичность, темп и эмоциональная чувствительность[8].Соответственно, в темпераменте выделяются восемь параметров: предметная и социальная эргичность, пластичность, социальный темп, темп, эмоциональность и социальная эмоциональность.А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев связывают темперамент с типом нервной деятельности, возражая против его связи с эмоциональной возбудимостью[12].Темперамент характеризует человека с точки зрения тонуса, динамики и уравновешенности его поведения.В структуре темперамента особое значение имеет психическая активность индивида — стремление к самовыражению и преобразованию внешней среды. Этот компонент, а также двигательный и эмоциональный, определяют тип темперамента.Сангвиник — человек активный, энергичный, быстро реагирующий на события, с яркой мимикой и жестами.Флегматик — спокойный, сдержанный, неторопливый, с невыразительной мимикой и жестами.Холерик — вспыльчивый, неуравновешенный, быстро реагирующий на события.Меланхолик — чувствительный, ранимый, склонный к переживаниям.Сангвиник быстро сходится с людьми, активен, жизнерадостен, но не любит монотонной работы. Он легко осваивается в новой обстановке, быстро контролирует эмоции, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая и быстрая, сопровождается мимикой и жестами.Если раздражители быстро меняются, поддерживается новизна, у сангвиника поддерживается состояние активности и он проявляет себя как деятельный человек. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес.Флегматик уравновешен, спокоен, медлителен. В деятельности проявляет основательность. Все психические процессы у него протекают замедленно. В отношениях с людьми всегда ровен и спокоен.Флегматика нелегко вывести из себя, но следует развивать у него недостающие качества – подвижность и активность. Иногда у него может развиться безразличие к труду, к людям и даже к себе.Холерик – это быстрый, подвижный, неуравновешенный человек. Преобладание возбуждения над торможением ярко проявляется в несдержанности, вспыльчивости, порывистости. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Неуравновешенность холерика ярко проявляется и в его деятельности. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, что может привести к резкому спаду деятельности.Меланхолик – это человек с медленными психическими процессами. Он с трудом реагирует на сильные раздражители, длительное и сильное напряжение вызывает у него замедленную деятельность, а затем и прекращение её. В работе меланхолики пассивны, часто мало заинтересованы. В привычной и спокойной обстановке они чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.Темперамент влияет на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика — нет.2.3 Соотношение и взаимосвязь понятий мотивации и стратегий поведения Мотивация и стратегии поведения являются двумя тесно связанными понятиями в психологии и социологии. Они играют важную роль в понимании того, как люди принимают решения и действуют в различных ситуациях.Мотивация - это внутренний процесс, который определяет направление и интенсивность поведения человека. Это то, что побуждает нас к действию, заставляя стремиться к достижению определенных целей. Мотивация может быть внешней (например, получение награды или избегание наказания) или внутренней (например, удовлетворение от выполнения задачи).Стратегии поведения, с другой стороны, представляют собой набор действий, которые человек выбирает для достижения своих целей. Они могут включать в себя различные тактики, такие как планирование, принятие решений, коммуникация и адаптация к изменяющимся условиям.Соотношение между мотивацией и стратегиями поведения заключается в том, что мотивация влияет на выбор и реализацию стратегий поведения. Если у человека есть сильная мотивация достичь определенной цели, он будет использовать более эффективные стратегии поведения для ее достижения. Например, если человек мотивирован получить высокую оценку на экзамене, он может выбрать стратегию изучения материала более тщательно и регулярно готовиться к занятиям.Однако важно отметить, что связь между мотивацией и стратегиями поведения не является линейной. Иногда люди могут выбирать стратегии поведения, которые не соответствуют их мотивации. Например, человек может хотеть бросить курить, но продолжать покупать сигареты, потому что ему трудно отказаться от этой привычки.Таким образом, мотивация и стратегии поведения взаимосвязаны и влияют друг на друга. Понимание этой связи помогает нам лучше понимать человеческое поведение и разрабатывать эффективные стратегии для достижения наших целей.Также стоит упомянуть, что стратегии поведения могут меняться со временем в зависимости от изменения мотивации. Например, если человек начинает терять интерес к своей работе, он может начать искать новые возможности и менять свою карьеру. Или если человек становится более осознанным в отношении своего здоровья, он может начать заниматься спортом и изменить свой образ жизни.Кроме того, важно понимать, что мотивация и стратегии поведения могут быть разными для разных людей. То, что мотивирует одного человека, может не иметь значения для другого. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека при разработке стратегий поведения.В целом, понимание соотношения и взаимосвязи между мотивацией и стратегиями поведения помогает нам лучше понимать себя и других людей, а также принимать более осознанные решения в жизни.ЗаключениеМотивация является ключевым фактором, определяющим поведение человека и его достижения. Она может быть разной для каждого индивидуума и зависит от множества факторов, включая личные ценности, цели, убеждения и опыт. В данной работе были рассмотрены основные виды мотивов, особенности формирования мотивации у разных типов людей, а также стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях и факторы, влияющие на их выбор.Важно отметить, что мотивация не является статическим явлением – она может меняться со временем под воздействием различных обстоятельств. Поэтому необходимо постоянно работать над развитием своей мотивации и поиском новых способов ее поддержания.Один из главных выводов заключается в том, что каждый человек имеет свой уникальный набор мотивов и стратегий поведения. Это означает, что универсального подхода к достижению успеха нет – нужно найти то, что работает именно для вас. Однако, понимание основных принципов формирования мотивации поможет лучше понять себя и других людей, а также принимать более осознанные решения в жизни.Список использованной литературы и источниковАлександрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб.науч. тр. / под ред.: М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - Вып. 2. - С. 82-90.Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2011. — № 1.Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - Москва : Совершенство, 1998. - 341 с.Ганим Б. Исцеление через искусство. – Мн.: ООО « Попурри», 2005. – 336 с.Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз. – 4-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 240 с.Григорьева Е.Г. Трактовки понятия «трудная жизненная ситуация» в отечественной и зарубежной психологии // Весенние психолого-педагогические чтения. им. А. В. Буровой. – М., 2019. – С. 22-25.Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с.: ил.Келли Дж. Теория личности: Психология личных конструктов. – СПб.: Питер: 2010. – 412 с.Кобылянская Л.И. Некоторые аспекты исследования проблемы совладающего поведения (Coping Behavior) в трудных жизненных ситуациях (ТЖС). – Киев: Наукова думка, 2009. – 237 с.Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с.Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 55–65.Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. — 464 с: ил.Купер К.Л., Дэйв Ф.Д., О’Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 336 с.Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2004. – 184 с.Логинова О. Методы совладания со стрессом. Авторский проект сайта 55. Медведев А.Н., Медведева И.Б. Психотехники счастья /Серия «Технология счастья», кн. 2/ - М.: ООО «НИПКЦ ВОСХОД», 1998. – 234 с.Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 288 с.Психология кризисных и экстремальных ситуаций: от практики к теории. // Материалы научно-практических конгрессов 1У Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Том 2, раздел «Здоровье нации и образование». – М. , 2008. – 394 с.Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с.Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 368 с.Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.: ил.Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.Тронь Т.М. Статьи: Асаны. Пратьяхара.(В разделе «Практика Йоги») Психология йоги.(В разделе «Теория Йоги») - http://www.samadhy.ru – М.: 2006- 2007.

Список использованной литературы и источников

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб.науч. тр. / под ред.: М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - Вып. 2. - С. 82-90.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2011. — № 1.
3. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - Москва : Совершенство, 1998. - 341 с.
4. Ганим Б. Исцеление через искусство. – Мн.: ООО « Попурри», 2005. – 336 с.
5. Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз. – 4-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 240 с.
6. Григорьева Е.Г. Трактовки понятия «трудная жизненная ситуация» в отечественной и зарубежной психологии // Весенние психолого-педагогические чтения. им. А. В. Буровой. – М., 2019. – С. 22-25.
7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с.: ил.
8. Келли Дж. Теория личности: Психология личных конструктов. – СПб.: Питер: 2010. – 412 с.
9. Кобылянская Л.И. Некоторые аспекты исследования проблемы совладающего поведения (Coping Behavior) в трудных жизненных ситуациях (ТЖС). – Киев: Наукова думка, 2009. – 237 с.
10. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с.
11. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 55–65.
12. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. — 464 с: ил.
13. Купер К.Л., Дэйв Ф.Д., О’Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 336 с.
14. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2004. – 184 с.
15. Логинова О. Методы совладания со стрессом. Авторский проект сайта 55. Медведев А.Н., Медведева И.Б. Психотехники счастья /Серия «Технология счастья», кн. 2/ - М.: ООО «НИПКЦ ВОСХОД», 1998. – 234 с.
16. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 288 с.
17. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: от практики к теории. // Материалы научно-практических конгрессов 1У Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Том 2, раздел «Здоровье нации и образование». – М. , 2008. – 394 с.
18. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с.
19. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
20. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 368 с.
21. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.: ил.
22. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
23. Тронь Т.М. Статьи: Асаны. Пратьяхара.(В разделе «Практика Йоги») Психология йоги.(В разделе «Теория Йоги») - http://www.samadhy.ru – М.: 2006- 2007.