Современные методы воспитательной работы с детьми и подростками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 51 51 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты методов воспитательной работы с детьми и подростками 6
1.1 Понятие воспитания в педагогической науке 6
1.2 Методы воспитательной работы с детьми и подростками 9
1.3 Применение современных методов воспитания в различных учреждениях 13
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Организация работы по проектированию воспитательной работы в МОУ Мокробугурнинская СШ 18
2.1 Выявление и анализ проблем воспитательной работы в МОУ Мокробугурнинская СШ 18
2.2 Организация проектирования воспитательной работы МОУ Мокробугурнинская СШ 22
Выводы по 2 главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Фрагмент для ознакомления

На рисунке 14 (приложениеР)[24, с.1] представлена модель образовательной деятельности школы.Модель учебной деятельности, представленная на рисунке 14, позволяет наглядно увидеть последовательность действий и взаимосвязь всех компонентов. Кроме того, реализация данной последовательности позволит достичь цели образовательной деятельности.Таким образом, образовательная деятельность МОУ Мокробугурнинская СШ была построена с учетом выявленных проблем. Внедрение данных модулей в МОУ Мокробугурнинская СШ позволит усовершенствовать и устранить все несоответствия, существующие в образовательной деятельности школы. В таблице 3 (приложениеС)[24, с.1] представлены результаты работы по устранению выявленных несоответствий.Выводы по 2 главеВторая глава работы содержит описание и выполнение проектной воспитательной работы МОУ Мокробугурнинская СШ. А именно, подробно описан наблюдательный эксперимент, сформированы цель и задачи эксперимента, отобраны респонденты, определена методика эксперимента.Результаты наблюдательного эксперимента позволили выявить «узкие места» в образовательной деятельности, такие выводы позволили сделать результаты самоанализа показателей. С учетом отмеченных несоответствий была спроектирована образовательная деятельность. Реализация модулей в МОУ Мокробугурнинская СШ позволит улучшить и исправить все несоответствия, существующие в образовательной деятельности школы.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременные методы воспитательной работы с детьми и подростками отражают стремление общества к формированию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. Важность такого подхода обусловлена не только социальными и экономическими изменениями, но и глобализацией, цифровизацией и мультикультурностью современного общества.Индивидуализация воспитательного процесса становится ключевым аспектом, позволяющим учитывать уникальные особенности каждого ребенка или подростка. Это подразумевает не только персонализированный подход к обучению, но и гибкость в методах воспитания, адаптацию программ и активностей к интересам и потребностям молодежи.Интеграция образовательных и воспитательных процессов с использованием цифровых технологий открывает новые возможности для обучения и развития. Онлайн-платформы, образовательные приложения и интерактивные инструменты становятся неотъемлемой частью современного воспитания, способствуя повышению доступности и качества образования.Социальная активность и вовлеченность являются важными элементами воспитательной работы. Проектная деятельность, волонтерство и участие в общественных инициативах способствуют развитию ответственности, самостоятельности и гражданской позиции.Формирование мягких навыков, таких как коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, критическое мышление и творческий подход к решению задач, признается одним из приоритетных направлений в воспитательной работе.Межкультурное образование и толерантность становятся все более значимыми в условиях мультикультурного общества. Уважение к различиям, понимание и признание многообразия культурных традиций и ценностей способствуют формированию открытости и готовности к межкультурному диалогу.Роль воспитателя претерпевает изменения: от традиционного авторитета к наставнику и сопровождающему. Воспитатель выступает в роли ментора, который поддерживает, мотивирует и направляет молодежь, помогая им найти свой путь в жизни.Стоит отметить, что важным аспектом является также взаимодействие с семьей. Семья играет первостепенную роль в воспитании ребенка, и сотрудничество между воспитателями и родителями может значительно усилить эффективность воспитательного процесса. Родители, как первые учителя и наставники своих детей, должны быть вовлечены в образовательный процесс, что способствует созданию единой поддерживающей среды для развития ребенка.В эпоху информационных технологий важно научить детей и подростков не только пользоваться цифровыми устройствами, но и критически оценивать информацию, с которой они сталкиваются в интернете. Медиа-грамотность становится ключевым элементом современного образования.Учитывая глобальные вызовы, такие как изменение климата и утрата биоразнообразия, экологическое образование и воспитание приобретают особую актуальность. Воспитание экологической сознательности и ответственности начинается с детства и является важной частью подготовки к жизни в современном мире.Искусство, музыка, театр, литература и другие виды культурной деятельности обогащают внутренний мир ребенка, развивают его эстетические вкусы и способствуют формированию культурной идентичности.Регулярные физические упражнения и занятия спортом важны не только для физического здоровья, но и для психологического благополучия детей и подростков. Спорт также способствует развитию командного духа и умения работать на общий результат.Помощь подросткам в выборе будущей профессии и планировании карьеры является важной частью воспитательной работы. Это включает в себя ознакомление с различными профессиями, развитие профессиональных навыков и подготовку к вступлению в вузы или на рынок труда.В заключение, современные методы воспитательной работы с детьми и подростками требуют от воспитателей не только профессиональных знаний и навыков, но и глубокого понимания психологии развития, умения находить индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать условия для его полноценного развития в различных сферах жизни. Это сложная, но чрезвычайно важная задача, которая требует совместных усилий воспитателей, родителей и всего общества.Таким образом, современные методы воспитательной работы требуют комплексного подхода, включающего в себя гибкость, инновационность и ориентацию на будущее. Они должны способствовать не только академическому, но и личностному развитию, подготавливая молодое поколение к жизни в динамичном и разнообразном мире. Воспитательная работа должна быть направлена на поддержку каждого ребенка, развитие его потенциала и формирование навыков, необходимых для успешной социальной интеграции и реализации в жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов./ Г. С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. - 708 c.2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие./А.Г. Бермус - Москва.: Юрайт, 2020. 128 с.3. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ В.И Блинов - М.: Юрайт, 2024. - 692 с.4. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб.пособие для СПО / В. Н. Вараксин. - Москва. : Издательство Юрайт, 2019. - 239 с.5. Волконская, С. А. Инновационные методики воспитания в свете ФГОС / С. А. Волконская. // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (142). - С. 323-325. 6. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник. / Гуревич П. С. - Москва.: Юрайт, 2019. 430 с.7. Дорохова Т. С. Основы педагогики: Учебник./ Т.С. Дорохова - Москва.: Инфра-М, 2020. 272 с.8. Исмаилова, З. К. Основные категории педагогики - развитие, воспитание, обучение, образование / З. К. Исмаилова.// Молодой ученый. - 2022. - № 8 (88). - С. 937-940. 9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник./Г.М. Коджаспирова - Москва.: Юрайт, 2019. 720 с.10. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии./ Е. В. Коротаева. - Москва.: Юрайт, 2022. - 181 с.11. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. Москва.: Юрайт, 2019. 472 с.12. Лукашевич В. В. Психология и педагогика: Учебник./ В.В. Лукашевич - Москва.: Юрайт, 2019. 296 с.13. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Милорадова.– Москва.: Юрайт, 2022. - 307 с.14. Мурадян, А. А. Воспитание: сущность, концепции и принципы / А. А. Мурадян. // Молодой ученый. - 2023. - № 25 (263). - С. 425-427. 15. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. - Москва.: Издательство Юрайт, 2019. - 186 с.16. Симоненко, В. И. Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе / В. И. Симоненко.// Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 421-423. 17. Степанов П.В.Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов. – Москва.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с.18. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии: Учебник./ Столяренко Л. Д. - Москва: КноРус, 2023. 490 с.19. Чертихина, Л. В. Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста./ Л. В. Чертихина. // Аспекты и тенденции педагогической науки. - Санкт - Петербург: Свое издательство, 2021. - С. 160-163. 20. Шепитько, Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Н. И. Шепитько. // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (102). - С. 882-884. Электронные ресурсы21. Анкета, разработанная П.В. Степановым - URL: https://nsportal.ru/user/887291/page/oprosnik-dlya-vyyavleniya (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.22. Басова В.М. Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-aspekty (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.23. Емельяненков М.Л. Организация воспитательной работы с подростками в условиях современной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vospitatelnoy-raboty (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.24. МОУ Мокробугурнинская СШ - URL: https://shkolamokrobugurninskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.25. Степанов П.В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vospitanie-v-sovremennyh-pedagogicheskih (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.ПРИЛОЖЕНИЯПриложениеАРезультаты самоанализа воспитательной деятельности родителямиРис. 1 – Результаты самоанализа воспитательной деятельности родителямиПриложение БРезультаты самоанализа воспитательной деятельности педагогамиРис. 2 – Результаты самоанализа воспитательной деятельности педагогамиПриложениеВРезультаты самоанализа воспитательной деятельности учениковРис. 3 - Результаты самоанализа воспитательной деятельности учениковПриложение ГВыявленные проблемы и пути их решенияТаблица 2- Выявленные проблемы и пути их решенияВыявленные проблемы по результатам самоанализаПути их решенияКачество общешкольных ключевых делНедостаточное количество школьников участвуют в планировании, организации и анализе этих делПривлечение школьников к деятельности по осуществлению ключевых дел.Качество совместной деятельности классных руководителей и их классовБольшинство решений, касающихся жизни класса, принимает классный руководитель единолично. Задания классного руководителя дети часто выполняют под принуждением.Классные руководители: • применяют технологии совместной работы; развивать школьное самоуправление; • делегировать полномочия школьникам, выступая в роли наставника.Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроковУроки обычно однообразны, преобладают лекционные формыУчителя должны: • изучать нормативно-правовые документы, педагогическую и методическую литературу, • вносить изменения в программы работы учебных курсов; • использовать на занятиях различные формы: игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походовЭкскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся редкоКлассным руководителям усилить разъяснительную работу с родителями.Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, интернет-ресурсов и т. п.)Деятельность школьных СМИ обеспечивается в основном взрослыми с минимальным участием детей. Школьникам не предоставляется спектр ролей, которые они могут выполнять, их интересы и потребности не учитываются.Заместителю директора по ВР взять под контроль работу школьных медиа ресурсов.Качество взаимодействия школы и семей школьниковБольшинство родителей безразлично к участию ребенка в школьных делахПедагогическому коллективу: • продолжить работу по вовлечению родителей в школьную жизнь; активизировать работу родительского клуба. Приложение ДОсновные принципы школыРис. 4 – Основные принципы школы Приложение ЕОсновные виды деятельности классного руководителяРис. 5 – Основные виды деятельности классного руководителяПриложениеЖНаправления деятельности классного руководителяТаблица 3 – Направления деятельности классного руководителяНаправление деятельностиКраткая характеристикаОпределение особенностей индивидуального развития каждого ученика на урокеДля изучения личного развития ученика, как правило, проводят собеседования с учителями, изучает личные дела учеников, ведут беседы с медицинскими работникамиФормирование различных мероприятий для индивидуального развития каждого ребенкаДля личностного развития ребенка традиции класса формируются посредством мероприятий: «День именинника», ежегодная поездка с родителями, поход на концерты и т.д. Кроме того, каждый месяц вместе с учениками планируются мероприятия. Совместно анализируйте результаты запланированных/завершенных мероприятий.Формирование и развитие коллектива классаДля формирования и развития коллектива класса необходимо изучить потребности, интересы коллектива. Составлять карты интересов и увлечений.Индивидуальная работа с учащимися класса.Формирование портфолио Проработка классного руководителя с школьниками находящиеся в различных сложных жизненных ситуациях Предотвращение антисоциальных действийВедение деятельности по помощи школьникам находящимися в тяжелых ситуациях по различным предметамРабота с педагогическим составомКлассный руководитель посещает отдельные предметы, проводя встречи с педагогическим коллективом в присутствии, при необходимости, высшего руководства и родителей.Работа с школьниками состоящими на различных видах учетаПривлечение детей во внеклассные мероприятия, развитие делегирования полномочий, наставничество Приложение ЗЦелевые приоритетыРис. 6 – Целевые приоритетыПриложениеИВиды деятельностиРис. 7 – Виды деятельностиПриложение КСтруктура ученического самоуправленияРис. 8 - Структура ученического самоуправленияПриложение ЛПрофессиональное просвещениеРис. 9 – Профессиональное просвещениеПриложение МЭтапами профориентационной работыРис. 10 – Этапами профориентационной работыПриложение НМероприятия разного уровняРис. 11 – Мероприятия разного уровняПриложение О«Подросток и закон»Рис. 12 – «Подросток и закон»Приложение ПФормы работы с предметно-эстетической средой школыРис. 13 – Формы работы с предметно-эстетической средой школыПриложение РМодель воспитательной деятельности школыРис. 14 – Модель воспитательной деятельности школыПриложениеСРезультаты устранения выявленных несоответствийТаблица 3 – Результаты устранения выявленных несоответствийВыявленные проблемыРезультат работыНедостаточное количество школьников участвуют в планировании, организации и анализе этих делОсновными принципами деятельности самой гимназии являются равноправие и учет интересов всех заинтересованных сторон – учитель является родителем школы. Учащиеся участвуют в подготовке как к своим собственным мероприятиям, так и к мероприятиям школьного уровня ниже.Большинство решений, касающихся жизни класса, принимает классный руководитель единолично. Задания классного руководителя дети часто выполняют под принуждением.Анкетирование проводится для самоанализа класса, выявления узких областей, результаты оповещаются на родительских собраниях, часто приглашаются сами учащиеся (старшие классы) для выявления проблем и принятия мер по их решению, для анализа каждой точки зрения и принять коллективное решение.Уроки обычно однообразны, преобладают лекционные формыОснову педагогической деятельности составляют самые разнообразные формы информационного обеспечения и методы развития школьников различных направлений (например, патриотические, духовно-нравственные и др.).такие как подготовка и создание различных проектов, игровые практические занятия, экспериментальные формы практических занятий, проведение уроков самими школьниками, занятия на улице (рисование, физкультура, география), экскурсии, экскурсионные поездки и т.п.Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся редкоВ рамках различных секций планируются и готовятся различные выездные мероприятия на всех этапах школьной жизни. Во внеклассных плановых мероприятиях все проводится с согласия учащихся и родителей, причем зачастую родительский коллектив участвует совместно.Деятельность школьных СМИ обеспечивается в основном взрослыми с минимальным участием детей. Школьникам не предоставляется спектр ролей, которые они могут выполнять, их интересы и потребности не учитываются.В учебную программу включена работа школьников со средствами массовой информации, школьники сами готовят презентации и проекты и демонстрируют их публике, тем самым приобретая навыки публичных выступлений, комплекс дикционных способностей и социализацию.Большинство родителей безразлично к участию ребенка в школьных делахСоздание сильных и дружных комитетов, выявление лидерских способностей посредством анкетирования и интереса, посильная помощь родителям со стороны сотрудников школы, как учителей, так и руководителей.

. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов./ Г. С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. - 708 c.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие./А.Г. Бермус - Москва.: Юрайт, 2020. 128 с.
3. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ В.И Блинов - М.: Юрайт, 2024. - 692 с.
4. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для СПО / В. Н. Вараксин. - Москва. : Издательство Юрайт, 2019. - 239 с.
5. Волконская, С. А. Инновационные методики воспитания в свете ФГОС / С. А. Волконская. // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (142). - С. 323-325.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник. / Гуревич П. С. - Москва.: Юрайт, 2019. 430 с.
7. Дорохова Т. С. Основы педагогики: Учебник./ Т.С. Дорохова - Москва.: Инфра-М, 2020. 272 с.
8. Исмаилова, З. К. Основные категории педагогики - развитие, воспитание, обучение, образование / З. К. Исмаилова.// Молодой ученый. - 2022. - № 8 (88). - С. 937-940.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник./Г.М. Коджаспирова - Москва.: Юрайт, 2019. 720 с.
10. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии./ Е. В. Коротаева. - Москва.: Юрайт, 2022. - 181 с.
11. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. Москва.: Юрайт, 2019. 472 с.
12. Лукашевич В. В. Психология и педагогика: Учебник./ В.В. Лукашевич - Москва.: Юрайт, 2019. 296 с.
13. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Милорадова.– Москва.: Юрайт, 2022. - 307 с.
14. Мурадян, А. А. Воспитание: сущность, концепции и принципы / А. А. Мурадян. // Молодой ученый. - 2023. - № 25 (263). - С. 425-427.
15. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. - Москва.: Издательство Юрайт, 2019. - 186 с.
16. Симоненко, В. И. Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе / В. И. Симоненко.// Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 421-423.
17. Степанов П.В. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов. – Москва.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с.
18. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии: Учебник./ Столяренко Л. Д. - Москва: КноРус, 2023. 490 с.
19. Чертихина, Л. В. Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста./ Л. В. Чертихина. // Аспекты и тенденции педагогической науки. - Санкт - Петербург: Свое издательство, 2021. - С. 160-163.
20. Шепитько, Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Н. И. Шепитько. // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (102). - С. 882-884.
Электронные ресурсы
21. Анкета, разработанная П.В. Степановым - URL: https://nsportal.ru/user/887291/page/oprosnik-dlya-vyyavleniya (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.
22. Басова В.М. Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-aspekty (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.
23. Емельяненков М.Л. Организация воспитательной работы с подростками в условиях современной школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vospitatelnoy-raboty (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.
24. МОУ Мокробугурнинская СШ - URL: https://shkolamokrobugurninskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.
25. Степанов П.В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vospitanie-v-sovremennyh-pedagogicheskih (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный.