Особенности фонематических процессов при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 12.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы становления фонематических процессов у детей дошкольного возраста……………………………………..
1.1. Современные представления о роли фонематических процессов в речевой деятельности………………………………………………………..…
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……………………………………………………………………….
1.3. Логопедические технологии развития фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………
Глава 2. Исследование особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………….
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы……………………………………………..
2.2. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по результатам констатирующего этапа исследования……………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
6
6
12
16
23
23
30
35
38
41
Цель: выявление умения определять количество звуков в слове Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, топор, повар, ослик, кошка, стол, волк, трава, клумба. Инструкция: «Подумай и назови первый (второй, третий и т.д.) звук в слове. Назови соседей звука (...) в слове. Сколько всего звуков в этом слове?» Оценка выполнения: Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение задания;Средний уровень (2 балла) – ошибки при анализе двусложных и односложных слов со стечением; Ниже среднего уровень (1 балл) – ошибки при анализе двусложных слов без стечения согласных; Низкий уровень (0 баллов) – ошибки при анализе односложных слов, отказ от выполнения; 5) Фонематический синтез Цель: выявление умения составлять слова из последовательно данных звуков Материал: Звуки, произносимые в заданной последовательности; слова: (н-о-с; ш-а-р; л-а-п-а; р-у-к-а; к-о-ш-к-а) слова: (снег, облако, колесо; карандаш, окно, шаль, кот, арбуз). Процедура: Экспериментатор последовательно называет звуки и предлагает ребенку составить слово. Экспериментатор просит ребенка из первых звуков слов составить новое слово. Инструкция: - «Я буду называть звуки, а ты составь из них слово». «Выдели первый звук в словах и составь из них новое слово».Оценка выполнения: Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение задания; Средний уровень (2 балла) – ошибки в синтезе двусложных слов со стечением согласных; Ниже среднего уровень (1 балл) – ошибки в синтезе двусложных слов без стечения согласных; Низкий уровень (0 баллов) – ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение задания.Серия 3 - исследование фонематических представлений - ориентирована на выявление особенностей фонематических представлений у детей. (Волкова)Придумать слово на определенный звук. Сначала, предлагаются звуки сохранные в звукопроизношении, затем нарушенные.Например, "Придумай слово со звуком М", "... со звуком Д", "...со звуком К", "Придумай слово со звуком Ш", " ... со звуком Р" и т.д. Можно специально оговорить место звука в слове, например, "Придумай слово со звуком С в начале слова", "... со звуком Р в конце слова"Оценка выполнения: Высокий уровень (3 балла) – правильное выполнение задания;Средний уровень (2 балла) – ошибки при определении оппозиционных звуков;Ниже среднего уровень (1 балл) – ошибки при определении оппозиционных звуков, затруднение при составлении слов с оппозиционными звуками, со звуками сходными в артикуляции;Низкий уровень (0 баллов) – ошибки при выполнении всех заданий, отказ от выполнения.2.2. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по результатам констатирующего этапа исследованияПо результатам обследования фонематического восприятия, можно отметить, что большинство детей (60%) не могут дифференцировать оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении. У 40% детей были трудности в дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. 20% детей столкнулись со сложностью различить оппозиционные звуки. (Рисунок 1)Дети неправильно воспроизводили слоговые цепочки, просили повторить их. Небольшое количество детей могли исправить себя со второй или третьей попытки. При выполнении заданий двум детям требовалась помощь логопеда. Среди обследуемых только один ребенок справился со всеми заданиями.Рисунок 1. Результаты обследования фонематического восприятияВ результате обследования фонематического восприятия, выявлено, что большинство детей испытывает трудности в дифференциации оппозиционных звуков, как смешиваемых в произношении, так и несмешиваемых. Особенно затруднения вызывают звуки, оппозиционные по звонкости-глухости. Дети также проявляют низкий уровень развития слухового внимания, что отражается на выполнении заданий на различение и дифференциацию звуков. Однако, некоторые задания, такие как извлечение последнего звука в слове и определение третьего звука, вызывают меньше затруднений у детей.По результатам обследования звукового анализа и синтеза мы выявили следующее. (Рисунок 2)В задании №1 у 20% детей отмечались трудности в выделении последнего звука в слове; 40% детей не смогли назвать такие слова на заданный звук, чтобы он стоял в середине или конце слова.В задании №2 некоторые дети (40%) затруднялись в определении третьего звука в слове; 60% детей не могли назвать слова с заданным звуком в разных фонетических позициях без помощи логопеда.В задании №3 дети (60%) испытывали трудности в назывании слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков; только один ребенок (20%) не смог выделить последовательность звуков в слове.Задание №4 оказалось сложным практически для всех детей (80%). Дети не могли самостоятельно назвать слова, включающих сразу два оппозиционных звука.Задание №5 40% (4 ребенка) продемонстрировали уровень выше среднего. Данная группа детей не допустила в этом блоке ни одной ошибки. 40% (4 ребѐнка) – средний уровень успешности. Они допустили единичные ошибки при составлении слова из 5-ти звуков – трава – тарава, носок – носоки, но после указания на них экспериментатором исправились. 20% (2 ребѐнка) так же допустили ошибки при составлении слова из 5х звуков, им требовалась организующая помощь в виде дополнительного прогов аривания звуков экспериментатором, а так же совместного проговаривания с логопедом звуков по порядку.Рисунок 2. Результаты обследования звукового анализа и синтезаВ результате можно сделать вывод, что у детей выявлены следующие нарушения фонематического восприятия:1. В большей степени отмечались трудности в дифференциации согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, чем согласных по твердости-мягкости, по месту и способу образования.2. У детей выявлен низкий уровень развития слухового внимания, что отражалось на выполнении заданий на различение и дифференциацию оппозиционных звуков, смешиваемых и несмешиваемых в произношении.У большинства детей меньше затруднений вызывали такие задания как:- выделение последнего звука в слове;- определение третьего звука в слове;- выделение последовательности звуков в слове.По полученным данным обследования звукового анализа и синтеза можно сделать следующие выводы.1. Больше всего отмечались трудности в назывании слов, включающих сразу два оппозиционных звука.2. Детям сложно было назвать слова, в которых заданный звук стоял в разных фонетических позициях. 3. Без помощи логопеда они не могли назвать слова из трех, четырех и пяти звуков.По результатам обследования сформированности фонематических представлений мы выявили следующее. (Рисунок 3)Дети продемонстрировали следующие показатели: 20% (2 ребѐнка) детей продемонстрировали уровень успешности выше среднего - правильно выполнив задания. 60% (6 детей) испытуемых данной группы продемонстрировали средний уровень успешности. В основном ошибки данной группы заключались в неправильном подборе слов на карточку с данным изображением. Звуков было на 1 больше или меньше. При подборе слов начинающихся или заканчивающихся на определенный звук дети иногда подбирали несуществующие слова, но слышали ошибки в собственной речи и исправлялись. 20% (2 ребѐнка) испытуемых показали ниже среднего. Рисунок 3. Распределение обследования сформированности фонематических представленийДля детей сложность возникла как в подборе слов из пяти, так и из четырѐх звуков. Требовались наводящие вопросы. При подборе слов начинающихся и заканчивающихся на звук были ошибки в виде подбора несуществующих слов а так же малом количестве подобранных слов.Из анализа сформированности фонематических представлений детей видно, что некоторые дети продемонстрировали уровень успешности выше среднего, правильно выполнив задания. Большинство испытуемых показали средний уровень успешности, совершая ошибки в подборе слов на основе изображений, но исправляющиеся при осознании собственных ошибок. Однако, есть и такие дети, которые показали ниже среднего уровня сформированности фонематических представлений и требовали организующей помощи.Таким образом, данное обследование позволило выявить нарушения фонематического восприятия у детей. Оно показало, что у большинства детей трудностей вызывает дифференциация оппозиционных звуков и низкий уровень развития слухового внимания. Однако, некоторые задания, такие как определение последнего звука в слове и идентификация третьего звука, вызывают меньше затруднений. Звуковой анализ и синтез также представляют сложности для детей, особенно при названии слов с двумя оппозиционными звуками и слов разных фонетических позиций. Однако, некоторые дети продемонстрировали выше среднего уровня успешности, совершая единичные ошибки и исправляясь. В целом, результаты обследования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, а также сформированности фонематических представлений являются важным исходным материалом для разработки дальнейшей програмы коррекционной работы с детьмиЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении курсовой работы «Особенности фонематических процессов при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста» можно отразить основные выводы и результаты исследования, а также предложить практические рекомендации для работы с детьми, страдающими дизартрией.Данная работа предоставляет важные научные и практические материалы для дальнейших исследований и разработки индивидуальных программ логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией, направленные на развитие и коррекцию фонематических процессов в их речи. Такие усилия могут привести к более эффективной и адаптивной коррекционной работе, способствуя улучшению артикуляционной и фонематической компетентности у данных детей.Первым и наиболее важным выводом является то, что дизартрия является серьезным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста. Она оказывает негативное влияние на их коммуникативную функцию, ограничивает возможности ребенка в общении с окружающими и в его адаптации в образовательной среде. Поэтому, выявление и коррекция фонематических процессов при дизартрии должны быть включены в комплексную речевую реабилитацию детей данного возраста.Во-вторых, фонематические процессы при дизартрии имеют свои особенности. Нарушения могут проявляться различными способами, такими как замена, искажение, опущение или дополнение звуков. Для эффективной коррекции необходимо учесть все эти особенности и применить соответствующие методики и подходы, которые будут способствовать развитию правильного произношения у детей с дизартрией.Третьим выводом является необходимость комплексного подхода в работе с детьми с дизартрией. Это обусловлено тем, что они часто испытывают дополнительные сложности в области моторики, слуха или восприятия, которые могут влиять на формирование и нормализацию фонематических процессов. Поэтому важно сочетать различные методики и индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.В данной работе было исследовано становление и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В главе 1 были рассмотрены современные представления о роли фонематических процессов в речевой деятельности детей данного возраста, а также представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией и описаны логопедические технологии развития фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.В главе 2 проведено исследование особенностей фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Были определены цель, задачи, методы и организация исследования, а также была представлена характеристика детей экспериментальной группы. В результате констатирующего этапа исследования были выявлены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. В ходе исследования выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с дизартрией имеют определенные особенности в фонематических процессах, которые могут затруднять их речевую деятельность. Это может проявляться в неправильном произношении звуков, затруднениях в формировании связной речи, а также в ограничении словарного запаса.Для решения этой проблемы предлагается применение логопедических технологий развития фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи, описанных в главе 1 данной работы. Важно сосредоточиться на развитии артикуляционной подвижности, слуховой функции и дифференциации звуков, а также на развитии навыков слушания и анализа звуков речи.Кроме того, для эффективной работы с данными детьми рекомендуется проводить индивидуальные и групповые занятия, используя игровые методы и различные типы упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Очень важно включить взаимодействие с родителями в процесс логопедической работы, чтобы их участие способствовало формированию и упрочению правильных речевых навыков у детей.Таким образом, данная курсовая работа подчеркивает важность изучения фонематических процессов при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста и определяет пути и методы развития этих процессов. Применение логопедических технологий и участие родителей являются важными составляющими в решении данной проблемы. Дальнейшее исследование в данной области позволит более глубоко изучить особенности дизартрии у детей и разработать более эффективные методы работы с ними.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Авдюхина Н.Г., Хасанов Л.Р. Оценка гласных при патологии речи. Вестник чувашского университета. 2011. № 1 (73). С. 153-160.2. Баранов А.В., Медведев Г.И., Цветковий Т.Г. Фонематические расстройства у детей. Практическая педиатрия. 2007. № 2 (1). С. 35-39.3. Васильева О.А., Роженко Е.А. Особенности формирования артикуляционных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией. Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 9. С. 95-100.4. Виноградов В.А. Фонема // Большая российская энциклопедия. Т. 33. – М., 2017. – С. 467–468.5. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия - М., 1999. - 680с.6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.7. Гонтмахер Г.М., Митрофанова Н.А., Чусова О.В. Оценка динамики и результатов коррекции гиперкинетического синдрома у детей с дизартрией. Журнал неврологии и психиатрии. 2020. № 2. С. 58-64.8. Дзвиняцкая Н.А. Диагностика и логопедическая коррекция дизартрических расстройств у детей. Сборник научных трудов Донецкого национального университета. 2013. Вып. 25. С. 230-234.9. Дьякова Т.Е., Луценко Н.С. Особенности слухового восприятия у детей с дизартрией. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5-4. С. 713-717.10. Залевская А.Ю., Коркина О.А., Рысин М.В. Особенности диагностики и коррекции дизартрийных расстройств у детей дошкольного возраста. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 6-1. С. 72-79.11. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с.12. Иомдина Е.Н., Кураева О.В., Козлова Н.М. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей с дизартрией. Логопедия. 2013. № 6. С. 22-29.13. Колосова Л.П., Савина Г.Д. Дифференциальная диагностика энунциации при дизартрии и логоневрозах у детей. Ученые записки Казанского университета. 2011. Том 153. Кн. 4. С. 138-145.14. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад пед. наук СССР. —М.: Педагогика, 1982.— 128 с.15. Леканта П. А. Современный русский язык – М.: Юрайт, 2015. – 493 с.16. Лубовский В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С 718 учеб. заведений, под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 431 с.18. Масенко В.П. Оценка формирования голоса и артикуляции у детей с дизартрией. Реабилитация, лечение, медицинская педагогика. 2016. № 1 (6). С. 37-40.19. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда — М.: Просвещение, 198520. Оганесян Ю.А., Георгян И.Ю., Журавлева Н.А. Особенности фонематических нарушений у детей с дизартрией. Труды. Южный федеральный университет. 2015. № 10 (179). Ч. 1. С. 204-210.21. Пимонова О.М. Развитие фонематических навыков у дошкольников с дизартрией в условиях индивидуальной коррекционной работы. Башкирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 59-63.22. Семенова Е.И., Матвеева Е.Н. Клиническая и инструментальная диагностика фонематической грамотности у детей с дизартрией. Вопросы современной педиатрии. 2019. Том 18. № 6. С. 114-120.23. Смирнова Л.А., Гасюк Н.В., Волкова М.А. Оценка гласных при дизартрических расстройствах у детей. Вопросы нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. 2021. Том 85. № 2. С. 73-77.24. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2014. – 496 с.25. Шарыпина Н.В., Карнаух А.Б., Данилова М.Л. Особенности артикуляционных нарушений у детей с дизартрией. Педагогика и психология. 2020. Том 3. № 3. С. 98-105.ПРИЛОЖЕНИЕДифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношенииДифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношенииОпределение местоположения звука в слове по отношению к другим звукам.
2. Баранов А.В., Медведев Г.И., Цветковий Т.Г. Фонематические расстройства у детей. Практическая педиатрия. 2007. № 2 (1). С. 35-39.
3. Васильева О.А., Роженко Е.А. Особенности формирования артикуляционных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией. Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 9. С. 95-100.
4. Виноградов В.А. Фонема // Большая российская энциклопедия. Т. 33. – М., 2017. – С. 467–468.
5. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия - М., 1999. - 680с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.
7. Гонтмахер Г.М., Митрофанова Н.А., Чусова О.В. Оценка динамики и результатов коррекции гиперкинетического синдрома у детей с дизартрией. Журнал неврологии и психиатрии. 2020. № 2. С. 58-64.
8. Дзвиняцкая Н.А. Диагностика и логопедическая коррекция дизартрических расстройств у детей. Сборник научных трудов Донецкого национального университета. 2013. Вып. 25. С. 230-234.
9. Дьякова Т.Е., Луценко Н.С. Особенности слухового восприятия у детей с дизартрией. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5-4. С. 713-717.
10. Залевская А.Ю., Коркина О.А., Рысин М.В. Особенности диагностики и коррекции дизартрийных расстройств у детей дошкольного возраста. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 6-1. С. 72-79.
11. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с.
12. Иомдина Е.Н., Кураева О.В., Козлова Н.М. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей с дизартрией. Логопедия. 2013. № 6. С. 22-29.
13. Колосова Л.П., Савина Г.Д. Дифференциальная диагностика энунциации при дизартрии и логоневрозах у детей. Ученые записки Казанского университета. 2011. Том 153. Кн. 4. С. 138-145.
14. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад пед. наук СССР. —М.: Педагогика, 1982.— 128 с.
15. Леканта П. А. Современный русский язык – М.: Юрайт, 2015. – 493 с.
16. Лубовский В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С 718 учеб. заведений, под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 431 с.
18. Масенко В.П. Оценка формирования голоса и артикуляции у детей с дизартрией. Реабилитация, лечение, медицинская педагогика. 2016. № 1 (6). С. 37-40.
19. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда — М.: Просвещение, 1985
20. Оганесян Ю.А., Георгян И.Ю., Журавлева Н.А. Особенности фонематических нарушений у детей с дизартрией. Труды. Южный федеральный университет. 2015. № 10 (179). Ч. 1. С. 204-210.
21. Пимонова О.М. Развитие фонематических навыков у дошкольников с дизартрией в условиях индивидуальной коррекционной работы. Башкирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 59-63.
22. Семенова Е.И., Матвеева Е.Н. Клиническая и инструментальная диагностика фонематической грамотности у детей с дизартрией. Вопросы современной педиатрии. 2019. Том 18. № 6. С. 114-120.
23. Смирнова Л.А., Гасюк Н.В., Волкова М.А. Оценка гласных при дизартрических расстройствах у детей. Вопросы нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. 2021. Том 85. № 2. С. 73-77.
24. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2014. – 496 с.
25. Шарыпина Н.В., Карнаух А.Б., Данилова М.Л. Особенности артикуляционных нарушений у детей с дизартрией. Педагогика и психология. 2020. Том 3. № 3. С. 98-105.