Свойства темперамента и проблема их диагностики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 27 27 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 12.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………...………………………………..3
1.1 Общие представления о темпераменте в отечественной и зарубежной психологической науке…………………………………….………………………..5
1.2 Свойства и компоненты темперамента…………………………….….9
1.3 Исследование свойств темперамента и проблема их диагностики…17
Заключение………………………………………………………………...…24
Список использованных источник……………………………………….…25
Фрагмент для ознакомления

В результате эмпирического исследования были выделены 9 свойств темперамента:1) Активность - уровень двигательной активности и соотношение движения и покоя;2) Ритмичность - предсказуемость поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями;3) Приближение/удаление - реакция на новые стимулы;4) Адаптивность - способность приспосабливаться к новым условиям;5) Порог реактивности - уровень воздействия, необходимый для реакции;6) Настроение - соотношение радости и неудовлетворенности;7) Отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов для изменения поведения;8) Интенсивность реакций - энергетический уровень реакции;9) Объем внимания - продолжительность занятия одним делом и склонность продолжать деятельность при возникновении трудностей.Исследование показало, что различные свойства темперамента могут образовывать синдромы свойств. Выделены три синдрома: легкий и трудный темперамент. Легкий - ритмичность, положительная реакция на новое, быстрая адаптация. Трудный - неритмичность, отрицательная реакция, длительная адаптация, отрицательные эмоции. Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и слабой реакцией на новые ситуации. Люди с таким типом темперамента не любят непривычную пищу и новых людей, но их отрицательная реакция постепенно меняется на положительную. Темперамент относится к формально-динамическим характеристикам быстроты, ритма и интенсивности психических процессов. Он определяет не только то, что человек делает, но и как он это делает. Концепции темперамента разнообразны.Для психогенетических исследований важно учитывать несколько моментов:1) Состав темперамента меняется в разных возрастах, так как некоторые особенности поведения детей могут иметь разный смысл в разных возрастах2) Методы диагностики динамических характеристик, такие как вопросники, экспертные оценки и наблюдение, имеют меньшую надежность и могут давать разные результаты.3) Проблема соотношения темперамента и характера остается актуальной. Динамические характеристики деятельности могут быть определены не только чертами темперамента, но и мотивацией к деятельности.Наследственные свойства на уровне индивида объединяют биологические характеристики, включая генетические особенности. Наследуемость является одним из критериев для отнесения психологических черт к темпераменту.Основные критерии темперамента:1. Формально-динамический характер поведения.2. Связь с биологическими подструктурами.3. Генетическая обусловленность.4. Проявление в раннем детстве.5. Онтогенетическая стабильность.6. Проявление в различных ситуациях.7. Проявление в сложных условиях.Исследования темперамента в нашей стране опираются на формально-динамический характер психологических характеристик. Свойства темперамента не зависят от содержания деятельности или мотивов человека, а определяют динамику его действий. Темперамент тесно связан с биологической организацией человека, но не идентичен ей. Генетические основы темперамента проявляются с самого раннего детства, определяя индивидуальные особенности поведения. Свойства темперамента играют важную роль в понимании поведения детей и их диагностике.Свойства темперамента являются стабильными на протяжении длительного времени. Наблюдения за детьми и оценки их поведения показывают стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, способности к общению. Влияние темперамента на поведение меняется с возрастом, что подтверждается лонгитюдными исследованиями, такими как Нью-Йоркское исследование темперамента.Исследования показали, что свойства темперамента существенно влияют на психологический статус ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также на его адаптацию к различным условиям. С возрастом, вторичные свойства начинают играть более важную роль, формируясь на основе особенностей темперамента. Однако свойства темперамента сохраняются на протяжении жизни и продолжают влиять на поведение человека. Они могут изменяться с возрастом, но оставаться относительно постоянными. Социальные нормы также влияют на проявление свойств темперамента, маскируя некоторые из них. Диагностика темперамента у взрослого человека возможна, так как свойства темперамента проявляются в различных ситуациях. Они особенно выделяются в новых или сложных условиях.Многие авторы считают, что вопрос о природе темперамента до сих пор остается неясным из-за теоретических и эмпирических противоречий, связанных с различными исходными предпосылками и гипотезами, выдвигаемыми в различных психологических школах и направлениях.ЗаключениеВ ходе исследования мы изучили литературу о темпераменте, выявили общее представление о нем, провели обзор его свойств и классификацию, рассмотрели современные представления о нем, изучили его взаимосвязь с жизнью человека, общением и деятельностью.В настоящее время продолжаются исследования, направленные на изучение свойств и типов темперамента. Накопленный материал позволяет считать темперамент фундаментом, на основе которого формируется личность как социальное существо.Темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности, в которых проявляется подвижность нервных процессов, сила и уравновешенность. Это врожденная особенность, которая существенно влияет на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки и индивидуальность. Поэтому нельзя полностью отделить темперамент от личности.Свойства темперамента - это индивидуальные черты человека, которые влияют на его деятельность, характеризуют особенности мыслительных процессов и сохраняются на протяжении длительного времени, проявляясь сразу после рождения.В настоящее время психологи активно ищут способы определения психологических свойств, относящихся к темпераменту, определения места темперамента в структуре личности, изучения его влияния на профессиональную деятельность и проблемы взаимоотношений между людьми.Результаты исследования могут быть полезны психологам в тренингах и консультациях, а также людям в повседневной жизни для самопознания и выявления особенностей своего типа темперамента.Список используемых источниковАдлер Альфред. Понять природу человека. - М.: Академический проект, 2015.Баданина, Л. П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л. П. Баданина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 448 с.Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2021. - 336 с.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2016.Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 368 с.Грацианова, Л. И. Основы психологии : учебное пособие : [16+] / Л. И. Грацианова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2020. – 224 с. : ил. – (Университетская серия). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602815 Текст электронный.Кречмер Э. Строение тела и характер /Э. Кречмер – М., Книга по требованию, 2017г. – 416 с.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. – Ростовна-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2022. – 250 сМетодическое пособие. Управленческая психология.Н.Новгород, 2024.Общая психология. Конспект лекций. Сост. Титов В.А. м, ПРИОР-издат, 2016.Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.Психология человека : учебное пособие : [16+] / И. В. Казакова, Н. Н. Князева, О. А. Кочеулова и др. ; Омский государственный педагогический университет. – Омск : ОмГПУ, 2020. – 148 с. : табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616207 Текст : электронный.Прыгин, Г. С. Введение в общую психологию : учебное пособие / Г. С. Прыгин ; Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт. – Казань : Казанский федеральный университет (КФУ), 2016. – 291 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480123 Текст электронный.Рашидова, А. С. Взаимосвязь темперамента и характера / А. С. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112297Рашидова, А. С. Взаимосвязь темперамента и характера / А. С. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112297/ (дата обращения: 11.05.2024).Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86926/Ступницкий, В. П. Психология : учебник / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 518 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров).– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573431 Текст : электронный.Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 2004.- № 5.-С. -31Тертель А.Л. Психология: Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект,2016. – 248 с.Тремаскина, Е. В. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения / Е. В. Тремаскина, Е. П. Разбежкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1790-1793. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30719/Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2021. - № 3. С. 3-20с.Чумакова Т. Н Психология личности и группы: практикум / Персиановский : Донской ГАУ, 2020. — 175 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148564 -Хуторная, М. Л. Психология : учебное пособие : [16+] / М. Л. Хуторная ; науч. ред. Г. А. Быковская ; Воронежский государственный университет инженерных технологий. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2020. – 57 с. : ил., табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612389 Текст электронный.Шапиро, С. А. Характерология личности : учебное пособие / С. А. Шапиро, Э. С. Мандрусова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 179 с. : табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495381 – Текст : электронный.


1. Адлер Альфред. Понять природу человека. - М.: Академический проект, 2015.
2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л. П. Баданина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 448 с.
3. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2021. - 336 с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2016.
5. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 368 с.
6. Грацианова, Л. И. Основы психологии : учебное пособие : [16+] / Л. И. Грацианова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2020. – 224 с. : ил. – (Университетская серия). – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602815 Текст электронный.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер /Э. Кречмер – М., Книга по требованию, 2017г. – 416 с.
8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. – Ростовна-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2022. – 250 с
9. Методическое пособие. Управленческая психология.Н.Новгород, 2024.
10. Общая психология. Конспект лекций. Сост. Титов В.А. м, ПРИОР-издат, 2016.
11. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
12. Психология человека : учебное пособие : [16+] / И. В. Казакова, Н. Н. Князева, О. А. Кочеулова и др. ; Омский государственный педагогический университет. – Омск : ОмГПУ, 2020. – 148 с. : табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616207 Текст : электронный.
13. Прыгин, Г. С. Введение в общую психологию : учебное пособие / Г. С. Прыгин ; Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт. – Казань : Казанский федеральный университет (КФУ), 2016. – 291 с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480123 Текст электронный.
14. Рашидова, А. С. Взаимосвязь темперамента и характера / А. С. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112297
15. Рашидова, А. С. Взаимосвязь темперамента и характера / А. С. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112297/ (дата обращения: 11.05.2024).
16. Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86926/
17. Ступницкий, В. П. Психология : учебник / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 518 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров).– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573431 Текст : электронный.
18. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 2004.- № 5.-С. -31
19. Тертель А.Л. Психология: Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 248 с.
20. Тремаскина, Е. В. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения / Е. В. Тремаскина, Е. П. Разбежкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1790-1793. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30719/
21. Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2021. - № 3. С. 3-20с.
22. Чумакова Т. Н Психология личности и группы: практикум / Персиановский : Донской ГАУ, 2020. — 175 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148564 -
23. Хуторная, М. Л. Психология : учебное пособие : [16+] / М. Л. Хуторная ; науч. ред. Г. А. Быковская ; Воронежский государственный университет инженерных технологий. – Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2020. – 57 с. : ил., табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612389 Текст электронный.
24. Шапиро, С. А. Характерология личности : учебное пособие / С. А. Шапиро, Э. С. Мандрусова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 179 с. : табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495381 – Текст : электронный.