Место и роль государственных монополий в российской экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 13.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы — государственных монополий 4
1.1. Понятие государственных монополий 4
1.2. Черты государственных монополий 6
1.3. Преимущества и недостатки государственных монополий 8
2. Государственные монополии в российской экономике 13
2.1. История возникновения, развития и существования государственных монополий в России 13
2.2. Современное состояние государственных монополий в российской экономике 17
2.3. Система регулирования государственных монополий в российской экономике 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

В авиационной отрасли России наблюдается концентрация акций крупных авиакомпаний в руках Аэрофлота. Аэрофлот приобретает все больше акций крупных авиакомпаний и стремится монополизировать пять крупнейших авиакомпаний, что, в свою очередь, приводит к монополизации авиаперевозок в стране.В настоящее время российские компании, включая как малый, так и крупный бизнес, сталкиваются с сильным давлением со стороны конкурентов. Однако существуют рынки с монопольным положением продавца или олигополией. Антимонопольные соглашения, в том числе согласованные цены продажи, являются незаконными и преследуются в соответствии с антимонопольным законодательством.Один из ключевых факторов, способствующих росту конкуренции на российских рынках, — это массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам. Для стимулирования экономического роста в России необходимо восстановить конкуренцию на многих рынках страны.2.3. Система регулирования государственныхмонополий в российской экономикеНесмотря на действительные убытки, вызываемые недобросовестными фирмами-монополистами, большинство экономистов соглашаются с тем, что монополии необходимы в современных рыночных условиях, поскольку нет альтернативы, которая могла бы заменить их. Если каждая железнодорожная линия между городами принадлежала бы отдельной организации, это привело бы к росту стоимости транспортировки и нарушению единства экономического пространства. Неизбежность существования монополий и необходимость эффективного предотвращения их негативных последствий заставляют государство использовать определенные инструменты для регулирования их деятельности.Регулирование монопольной деятельности осуществляется путем принятия законодательных и экономических мер. Антимонопольное законодательство, в узком смысле, направлено против появления чистых монополий и крупных олигополий с избыточной монопольной властью, а также против недобросовестных действий экономических субъектов. В широком смысле, оно направлено против всех форм накопления монопольной власти и монопольного поведения.Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство в США. Первым его актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который боролся с монополизацией торговли и коммерческой деятельности и предусматривал различные меры наказания, такие как штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и расформирование фирм.В современной России антимонопольное законодательство базируется на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и включает Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также другие федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции и предотвращением монополистической деятельности.Экономические меры регулирования деятельности монополий включают в себя набор экономических инструментов, которые ограничивают возможности реализации монопольной власти. Обычно выделяют три условные группы механизмов регулирования монополий[6]:1. Непосредственное (прямое) установление цен на продукцию естественных монополистов, которое призвано, во-первых, гарантировать производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, в том, который был бы при совершенной конкуренции, и, во-вторых, обеспечить самофинансирование предприятия.С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные и нелинейные. Исходя из этого, целесообразно выделить три способа ценообразования:— линейное ценообразование — установление максимальных цен на уровне средних общих издержек при равенстве их спросу;— ценообразование Рамсея — установление цен на уровне предельных издержек, равных сложившемуся спросу. Ценами Рамсея называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам [8];— нелинейное ценообразование, самым простым случаем которого, является метод установления двуставочного (двуступенчатого) тарифа. Одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, определяется делением величины убытка на общее число потребителей. Первую часть можно сравнить с абонентской платой (фиксированная сумма с любого потребителя), а вторая выступает платой за каждую единицу продукции в соответствии с ценой, которую устанавливает государство [7].Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли и объемов производства. Является производным от методов установления цен. Их суть заключается в жестком лимитировании максимального размера прибыли или минимального объёма производства, диктуя тем самым и одновременно контролируя уровень цен монополиста.Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии [6]. Речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример — передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика имела место быть и в России.Объективными причинами, способствующими на сегодняшний день возникновению монополий и препятствующих развитию конкуренции на российских рынках, являются следующие:— отраслевая структура российской экономики с преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки;— экспортная ориентация компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке;— незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь защиты прав субъектов хозяйственной деятельности;— избыточные ограничения входа новых участников на рынки;— кризисы и антикризисные меры, влияющие на конкуренцию [4].На рынках, обладающих подобными характеристиками, выше стимулы к заключению и поддержанию соглашений о ценах и в широком смысле — к отказу от конкуренции. Крупные компании в таком случае имеют больше возможностей ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке. Сильнее и потенциальные отрицательные эффекты от дополнительного повышения концентрации, в том числе от слияний.Большинство описанных факторов, препятствующих конкуренции и влекущих за собой установление монопольной власти, не могут быть устранены с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. Для решения этой задачи требуются меры активной конкурентной политики, — включая повышение защиты прав собственности, расширение экономической свободы, снятие инфраструктурных ограничений, — на протяжении многих лет [4].В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013–2024 гг. Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы [5]:1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции включает в себя следующие меры:Совершенствование антимонопольного законодательства и практик его применения.Реализация институциональных мер, направленных на развитие конкуренции.Создание правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами РФ.Внедрение эффективных инструментов методического сопровождения деятельности антимонопольных органов.Повышение качества межведомственного взаимодействия и взаимодействия с судебными органами.Повышение эффективности деятельности антимонопольных органов.Развитие внешних и внутренних коммуникаций.Кроме того, необходимо:Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий и формирование эффективных механизмов тарифообразования.Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.Таким образом, государство должно использовать разнообразные инструменты и меры для обеспечения конкуренции и предотвращения негативных последствий монопольной власти.ЗАКЛЮЧЕНИЕМонополизация экономики высокого уровня в России требует активной антимонопольной политики и проведения демонополизации в ключевых секторах. Сложности возникают из-за наследия социалистической эпохи, когда формировались монополии, в основном естественного характера, что затрудняет их сокращение или реформирование.Нынешний экономический кризис в России приводит к ограниченным инвестициям в новые предприятия, как отечественных, так и зарубежных компаний. Однако государство может сыграть ключевую роль, оказывая поддержку перспективным инвестиционным проектам, даже в условиях кризиса.В перспективе экономика России, скорее всего, останется монополизированной из-за текущих трудностей. Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства играет важную роль в этом процессе. Его полномочия и возможности адекватны задачам антимонопольной политики в других развитых рыночных экономиках. Однако на данный момент кажется, что текущая власть не заинтересована в решении этой проблемы, и перспективы на будущее не выглядят обнадеживающими.Для эффективной борьбы с монополизацией и проведения демонополизации требуется:Улучшение антимонопольного законодательства и его более строгое соблюдение.Активная поддержка инвестиционных проектов со стороны государства для создания новых предприятий и разнообразия на рынке.Развитие мер по стимулированию конкуренции и разрушению монополий в ключевых отраслях экономики.Создание благоприятной инвестиционной среды для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов.Проведение прозрачной и эффективной антимонопольной политики, направленной на защиту интересов потребителей и развитие конкуренции на рынке.Без решительных действий в этом направлении, монополизация экономики России может оставаться серьезной проблемой, замедляя развитие страны и негативно влияя на жизнь обычных граждан.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗАвдашева С.Б. / Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 89 — 123 Вильсон / Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования / Вильсон, В. Цапелик //Вопросы экономики. – 2019. – №11. – с. 83-92 Городецкий А. / Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель //Вопросы экономики. – 2019 – №11. – с. 48-57. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 353 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). Ковнир, В. Н. Экономическая история России в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Ковнир. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс) Колосов, А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 384 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). Максимова В. Ф. Экономическая теория : учебник для бакалавров /; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 580 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс) Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие для бакалавров / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 906 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). Саранцев А.Г. Антимонопольное законодательство России // ЭКО. – 2019В.А. Сидоров. Экономическая теория: учеб. для вузов /– Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. –400 с. С. А. Толкачев Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 444 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). Чалдаева Л. А. Основы экономики организации : учебник и практикум для СПО / [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — М, 2022. — 339 с. — (Серия : Профессиональное образование) Чувилин Е. / Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах / Чувилин Е, Дмитриева В. //Финансы и статистика, - 2021, -N 5. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М. 2019. — 143 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс) http://www.gks.ru– официальный сайт Федеральной службы государственной статистикиНуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2022. — 572с.Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: доклад к XII Международной научной конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 111с.«Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013–2024 г.» (утв. Президиумом ФАС России от 03.07.2013) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. — [Электронный ресурс]. — http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdfТарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по экономике: учебное пособие. — М.: Издательство «Экономическая школа», 2020. — [Электронный ресурс]. — http://50.economicus.ru/index. php?ch=5&le=48&r=3&z=1Цихотский Ф. Н, Телкова М. Г, Кривцова М. К. Государственное регулирование естественных монополий // Транспортное дело России. — № 1. — 2019. — 172–176с.

1 Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ
2 Авдашева С.Б. / Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 89 — 123
3 Вильсон / Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования / Вильсон, В. Цапелик //Вопросы экономики. – 2019. – №11. – с. 83-92
5 Городецкий А. / Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель //Вопросы экономики. – 2019 – №11. – с. 48-57.
6 Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 353 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
7 Ковнир, В. Н. Экономическая история России в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Ковнир. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс)
8 Колосов, А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 384 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
9 Максимова В. Ф. Экономическая теория : учебник для бакалавров /; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 580 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс)
10 Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие для бакалавров / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 906 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
11 Саранцев А.Г. Антимонопольное законодательство России // ЭКО. – 2019
12 В.А. Сидоров. Экономическая теория: учеб. для вузов /– Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. –400 с.
13 С. А. Толкачев Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 444 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
14 Чалдаева Л. А. Основы экономики организации : учебник и практикум для СПО / [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — М, 2022. — 339 с. — (Серия : Профессиональное образование)
15 Чувилин Е. / Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах / Чувилин Е, Дмитриева В. //Финансы и статистика, - 2021, -N 5.
16 Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М. 2019. — 143 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс)
17 http://www.gks.ru– официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
18 Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2022. — 572с.
19 Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: доклад к XII Международной научной конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 111с.
20 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013–2024 г.» (утв. Президиумом ФАС России от 03.07.2013) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. — [Электронный ресурс]. — http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf
21 Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по экономике: учебное пособие. — М.: Издательство «Экономическая школа», 2020. — [Электронный ресурс]. — http://50.economicus.ru/index. php?ch=5&le=48&r=3&z=1
22 Цихотский Ф. Н, Телкова М. Г, Кривцова М. К. Государственное регулирование естественных монополий // Транспортное дело России. — № 1. — 2019. — 172–176с.